Шрифт: А А А Интервал: A а A  а Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц обычная версия сайта

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17



Права ребёнка

      Конвенция - что это и для чего?


Возникновениемеждународного сотрудничества по содействию всеобщему уважению и соблюдениюправ человека в основном связано с учреждением (1945 г.) и деятельностью ОрганизацииОбъединенных Наций (ООН) — Международной организации по поддержанию, мира и безопасности.В Уставе ООН первостепенное значение уделяется подтверждению принципов мира,веры в права человека и основные свободы, достоинству и ценности человеческойличности и содействию социальной справедливости. Права человека — один изобъектов деятельности ООН.

В 1948 г.Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. В 1966г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, гдеповторялось положение Всеобщей деклараций прав человека о праве семьи на защитусо стороны общества и государства. Статья 24 этого Пакта предназначалась спе­циальнодля всех детей, имеющих право на соответствующие меры их защиты как малолетнихчленов общества. В этом же 1966 г. был принят еще один Международный Пакт обэкономических, социальных и культурных правах, в котором в более широком планерассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании» исоответственно уделялось внимание мероприятиям, направленным на здоровоеразвитие ребенка. Однако в этих документах проблема прав ребенка и их защитырассматривалась лишь фрагментарно — в центре внимания этих международныхстандартов находились права человека, в том числе и ребенка. Однако вскоремировое сообщество признало, что охрана прав ребенка, несомненно, имеет своиособенности, что послужило основанием для разработки и принятия ГенеральнойАссамблеей ООН ряда международных правовых актов: Декларации прав ребенка (1959г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правилООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(Пекинские правила) (1985 г.), Всемирной деклара­ции об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990 г.), которые посвящались только несовершеннолетнимдетям. Вместе с тем, крупное позитивное значение в укреплении позициисторонников защиты прав детей имело проведение в 1979 г. Международного годаребенка с целью «укрепления осознания особых нужд детей среди общественности иправительств».

Всовременном мире международное сотрудничество государств в области правчеловека протекает в определенных формах:

созданиеединых универсальных стандартов прав и свобод человека, которые должны обязательнособлюдаться;

принятие насебя государствами-участниками международных договоренностей, обязательствпридерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка;

— созданиеспециального механизма контроля за соблюдением принятых государствамиобязательств (этот механизм включает в себя процедуру представления в различныемеждународные органы докладов-отчетов государств-участников о проведении ими вжизнь положений принятых соглашений.

20 ноября1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка, развившаяположения Всеобщей декларации прав человека. Декларация прав ребенка основываетсяна положении, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелостинуждается в специальной охране и заботе. Декларация подчеркивает, чточеловечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет (Преамбула). В нейпровозглашены 10 принципов предоставления прав и свобод ребенку (см.Декларацию, с 4).:

20 ноября1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН «О правахребенка» — «Мировая Конституция прав ребенка», которая выступает ключевымдокументом при разработке социальных стандартов. По мнению А.Я. Некрасова,«...Конвенция является наиболее авторитетным, впервые всесторонне разработаннымдокументом, в котором права ребенка стали нормой  международного права». Отцом МеждународнойКонвенции о правах ребенка называют крупного польского юриста, первогопредседателя Верховного суда Польши Адама Лопатку, который представил вКомиссию по правам человека свой проект Конвенции.

Какмеждународный правовой стандарт Конвенция является составной частью комплексазаконодательных документов о правах человека. В Конвенции провозглашеныуниверсальные ценности и нормы цивилизованного общества.

Конвенциясодержит определение понятия «ребенок», согласно ст. 1 в которой «ребенкомпризнается каждое человеческое существо до достижения18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он недостигает совершеннолетия ранее».

Четыреосновных принципа Конвенции: защита ребенка от всех формдискриминации (ст. 2), наилучшееобеспечение интересов ребенка (ст. 3), неотъемлемое право на жизнь, выживание издоровое развитие (ст. 6), уважение собственных взглядов ребенка (ст. 12) иправа ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14) являются четкойотправной точкой в социальной защите детей. В этом нормативном документезаложены два основополагающих момента:

1. ребенок является самостоятельным субъектом права, поэтому,охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных икультурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществлениеодного права неотделимо от осуществления других;

2. приоритетность интересов детей перед потребностями семьи,общества, религии.

Требования Конвенции весьма актуальны и вместе с тем представляютсобой важные прогнозные обязательства на будущее. Ведь забота о детях — это,прежде всего, обязанность взрослых. Уважение прав человека начи­нается сотношения общества к своей смене. Поэтому государство, общество, семья должныобеспечить реализа­цию основополагающих прав в отношении ребенка.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения,основанный на признании любого ребенка частью человечества, на исключениидискриминации личности по любым мотивам и признакам, на признании права каждогоребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного,духовного, нравственного и социального развития (ст. 27). Она подчеркиваетприоритет интересов детей, ориентируя государства-участников на принятие необходимыхзаконодательных, административных, социальных и просветительных мер с цельюзащиты ребенка от всех форм насилия (ст. 19). Конвенция признает приоритет семейноговос­питания, обеспечивая при этом одинаковую ответственность обоих родителей завоспитание и развитие ребенка (ст. 18). Статья 20 Конвенции определяет праворебенка, временно или постоянно лишенного своего семейно­го окружения, наособую защиту и помощь со стороны государства.

Конвенция особо выделяет необходимость первоочередной заботы состороны любого государства и общества по отношению к неполноценнымдетям-сиротам (ст. 21), инвалидам (ст. 23). В ст. 23 записано, чтогосударства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическомотношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь. Государства-участникипризнают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечиваютпредоставление при условии на­личия ресурсов имеющему на это право ребенку.Помощь неполноценному ребенку имеет цель обеспечить ему доступ к услугам вобласти образования, профессиональной подготовки, трудовой деятельности, ксредствам отдыха, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, что, повозможности, способствует наиболее полному вовлечению ребенка в социальнуюжизнь.

В ст. 28 и 29 зафиксировано право ребенка на образование на основеравных возможностей, в частности, бесплатное и обязательное начальноеобразование; государства-участники должны поощрять развитие различных формсреднего образования, обеспечивать его доступность для всех детей, обеспечиватьдоступность высшего образования для всех на основе способностей каждого. В этихстатьях говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитиеличности, умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения кпра­вам человека и основным свободам, к родителям ребенка, его культурнойсамобытности, национальным ценностям, уважения к окружающей природе.

В Конвенции зафиксировано право ребенка на отдых и досуг (ст. 31),на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32), а также установленаобязанность государств-участников защищать ребенка от всех форм эксплуатации(ст. 33-38).

Статья 42 наделяет государства-участников обязанностьюинформировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей,используя для этого надлежащие и действенные средства. Согласно Конвенции,каждое государство должно привести свое национальное законодательство всоответствие с этим международным актом. Государства-участники обязуются,используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах иположениях Конвенции взрослых и детей. Определяя права детей, Конвенция вводитспециальный механизм контроля, в частности, наделяет высокими полномочиямиспециально создаваемый Комитет ООН по правам ребенка (ч. II).

                                     

Имеет ли ребенок право на совместноепроживание с родителями?

Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

С какого возраста ребенок вправе выражать своемнение?

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, и если ребенок способен сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся его законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать его право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение вотношении ребенка с учетом его мнения.

В каких случаях решения взрослых должны приниматьсятолько с согласия ребенка?

Если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно для решения таких вопросов, как изменение имени и фамилии; усыновление; восстановление родителей в родительских правах;  в ряде вопросов, связанных с усыновлением.

Если ребенок станетевозражать против решения вопроса по указанным выше проблемам, то решение неможет быть принято против его воли.

Родители решили развестись и не могут договориться,с кем будет проживать ребенок,  будет лив суде учитываться мнение ребенка?

Ребенок обладает правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также административного разбирательства. Ребенок можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с одним из них, если емуисполнилось 10 лет, то учитывается мнение ребенка обязательно.

 Кто обязан осуществлять защиту прав и законныхинтересов ребенка?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Право обратиться в суд у ребенка возникает с 14 лет.

 Если родители, наказывая своего ребенка часто его:ругают, не пускают гулять, запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют.Что мне делать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. Ребенок вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. 


Конвенция - что это и для кого?

Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о Конвенции прав ребенка»

«Стоит ли наказывать ребенка?»

Консультация для родителей по теме:"Права и обязанности родителей и детей"