Оценить отстает ли ваш ребенок в речевом развитии, или для него это норма, поможет статья. В ней описаны примерные нормы речевого развития для детей разного возраста от 3 месяцев до 3 лет. Но помните, что ставить диагноз самостоятельно своему ребенку вы не имеете права, так как малыш развивается в своем темпе. Задача родителей, помочь ему в этом развитии, а не ставить палки в колеса. Не нужно впадать в крайности и совершать популярны ошибки, когда вы сравнивая чужих детей, решаете, что ваш малыш отстает. Оцените полную динамику в речевом развитии.
Две крайности
Нормы речевого развития ребенка – это двоякая тема, в которой борются две противоположности. В одной крайности находятся люди, которые считают, что есть определенные жесткие нормы, которых нужно придерживаться. И если что-то идет не так, ребенок не дотягивает до нормы то нужно бить тревогу, бежать ко всем специалистам, выискивать в интернете диагноз своему ребенку.
Доходит даже до того, что некоторые тревожные родители начинают ночами не спать, думать об этом, пачками глотать успокоительные, находить в интернете страшный диагноз, аутизм или алалия. И начинают заморачиваться, как теперь его лечить. Это одна крайность.
Другая крайность представляет такую ситуацию, ребенок сам по себе развивается, а родители расслабленно наблюдают за его развитием: «Молчит и молчит, ничего страшного нет, придет время заговорит». Они начинают искать в кругу своей семьи или знакомых, таких же молчунов, которые молчали, а потом в 5-6 лет сами по себе заговорили.
Такое через чур спокойное отношение опаснее, чем первая крайность, о которой написано выше.
Вот это две крайности. Мы же с вами выберем золотую середину. Дальше расскажем о приблизительных нормах речевого развития, которым нужно придерживаться, но без фанатизма. Каждый ребенок индивидуален, как и индивидуальны его темпы развития.
Всему свое время
Есть определенное время, до 3 лет, когда идет интенсивное развитие речевых зон головного мозга. Главное, это время не упустить, потому что потом развитие будет идти, но оно будет идти гораздо медленнее.
Отсюда такой феномен, как «дети-маугли». Дети воспитывались в кругу животных, и в свое время не научились говорить по-человечески, и уже никогда не научаться. Потому что время упущено.
Возраст | Что происходит |
3 месяца | появляется гуление, происходит «Комплекс оживления»: у ребенка появляется ответная реакция на взрослого (осознанная улыбка) |
6 месяцев | период активного лепета, появляются отдельные слоги (ба, бо, да, до, та, то, ма, мо, кха, кхе) |
Ошибка некоторых родителей
Некоторые мамы или папы с гордостью рассказывают знакомым: «Мой-то ребенок в полгода свое первое слово произнес: мама сказал, или папа сказал». Но он не сказал свое первое слово, это просто его лепетные слоги, которые он совершенно не соотносит с предметами или людьми, которые его окружают.
«Па-па» у него не папа, «ма-ма» у него не мама, это просто лепетные образования, которые появились у него в этот период его речевого развития.
Возраст | Что происходит |
10 месяцев-1 год | начинается понимание обращённой к нему речи. Именно упрощённой речи. Когда вы говорите с ребенком не как со взрослым быстро, и употребляя много разных сложных слов, нет такой речи он не поймет |
Вы должны разговаривать со своим малышом, как с маленьким ребенком, на его уровне. Если у вас в доме есть кошка, вы спрашиваете у малыша: «Где киса?». Ребенок поворачивается в эту сторону, смотрит на кошку.
Вот такими простыми фразами вы должны разговаривать со своим малышом:
- лошадка иго-го,
- паровозик ту-ту,
- кукла Катя ам-ам (кушает),
- машинка би-би,
- мишка бух (упал).
Это не значит, что вы должны сюсюкать и намеренно искажаеть слова или фразы, например, «Мися холёсый масик». Конечно такое обращение совершенно не уместно. Это означает что вы должны много и часто разговаривать с ребенком упрощенными словами, лепетными словами.
Ребенку гораздо проще воспринимать такую медленную, упрощенную речь. Если вы будете в такой форме часто общаться со своим малышом, значит и он очень скоро заговорит с вами.
Возраст | Что происходит |
От 1 года – до 3 лет | начинается глобальный период становления активной речи |
Обычно, начиная с этого возраста родители сильно беспокоятся. Начинают сравнивать своих детей. А если им еще и медработник скажет, что в этом возрасте, в год ребенок должен знать до 10 слов, то вообще начинается паника.
Чтоб развеять ваши сомнения, приведем слова известного педиатра, доктора Комаровского из этого видео:
Ребенок ничего вам не должен. Это вы должны обеспечить ему благоприятную обстановку для его развития, окружить его своей любовью, своей заботой, оградить от вредного воздействия телевизора, планшета, мобильных телефонов и т.д.
Малыш развивается в соответствии со своими индивидуальными особенностями, расширяется его словарный запас, его кругозор, развиваются его познавательные способности, благодаря вашим с ним занятиям.
А то любим мы сравнивать своих детей: «Соседский Вася говорит 10, 20, 40 слов, а мой только пять с половиной». Никогда не сравнивайте детей. Не гоняйтесь за количеством, просто развивайте своего ребенка в комплексе. Много гуляйте, играйте, разговаривайте сами, читайте стишки, потешки, и отслеживайте динамику речевого развития малыша.
В этом видео предлагаем посмотреть, в какие 5 игр можно играть для запуска речи:
Проследите динамику развития
Что такое динамика развития? Это если на сегодняшний момент ребенок произносит пять с половиной слов. Но благодаря вашим занятиям, через месяц он произносит уже 10 слов, через 3 месяца – 30 слов, через полгода – предположим, 50 слов. Это и есть ваша положительная динамика развития.
Можно отслеживать эту динамику под запись. Вести дневник развития своего ребенка. Записывать: сегодня он произнес столько-то слов, а через месяц уже такое количество.
И вы сами наглядно увидите, что ваш малыш развивается, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но динамика есть. И это уже не задержка речевого развития.
Не надо сравнивать ни с каким соседским Васей, с его большим словарным запасом. Ваш малыш еще его догонит, и перегонит в развитии. Дайте только время.
Вернемся к приблизительным нормам речевого развития.
Возраст | Что происходит |
1 год – 1 год 3 месяца | появляются первые слова |
1,5 года | активный словарь малыша может составлять от 5 до 25 слов. Такой большой диапазон имеет место быть |
К 2 годам | появляется элементарная фразовая речь, когда ребенок начинает объединять два-три слова, например: Мама дай, дай пить, пить молоко, папа биби (уехал), би-би едет, Катя ам-ам (кушает), пойдём гулять, мыть руки, дождь кап-кап (идёт дождь). |
Обращайте внимание ребенка и сами употребляйте нелепетные слова, чтобы ребенок начинал употреблять в своей речи нормальные слова:
- не бибика, а машина,
- не ав-ав, а собака,
- не мяу, а кошка или киса.
Он может искажать слова, не выговаривать какие-то звуки – это вполне нормально, переставлять слоги, проглатывать слоги, говорить слова не полностью (не «собака», а «абака» или «бака», не «кошка», а «киса» или «иса»). Это тоже считается нормой для двухлетнего возраста.
Давая небольшую отсрочку ребенку, в 2 года 3 месяца у него должна быть элементарная фразовая речь.
Если к 2,5 годам нет этой элементарной фразовой речи, это значит поступил вам звоночек – у него начинается отставание от норм речевого развития, начинается задержка речи. Обращайтесь к специалистам и начинайте заниматься с логопедом, дефектологом.
Возраст | Что происходит |
К 3 годам | заканчивается анатомическое созревание речевой области мозга, завершается благоприятный период в речевом развитии |
Созревание может и запаздывать, и длиться до 4 лет, но это уже отставание – задержка речевого развития, которая требует коррекционной помощи специалистов.
Что считается нижним порогом норм речевого развития для детей 3 лет
Ребенок в 3 года должен уметь составлять простые предложения из трех слов, хотя бы: «Мама, пошли гулять», «Большая машина едет» и т.д.
Ребенок в 3 года, чья речь хорошо развита и родители много с ним занимались, может читать стихи и пересказывать сказки, говорить хорошими развернутыми предложениями.
Но мы говорим о пороге между нормой и задержкой речевого развития на что нужно обратить внимание.
Если ребёнок в 3 года не говорит простыми предложениями – это однозначно задержка речевого развития. Здесь требуется помощь специалистов.
В этом возрасте не обращайте внимание на совершенство звукопроизношения. Дети не все звуки произносят чисто и правильно, часто искажают их, часто меняют местами, проглатывают целые слоги. Это нормально, но обращайте внимание на развитие речи ребенка в целом – говорит ли ребенок в три года простыми предложениями.
Если он говорит, и, если его понимают даже чужие люди, значит его речевое развитие в норме, и вам беспокоиться не о чем.
Комплекс из 15 пальчиковых упражнений для развития речи детей смотрите в этом видео:
Выводы
Следуя рекомендациям из статьи, по поводу того, какие нормы речевого развития у ребенка должны быть в своем возрасте, не забывайте, что сравнивать своего ребенка вы не имеете права ни с кем другим. Сравнивать то, как говорит ваш малыш нужно с ним самим. Оцените динамику в его речи есть ли у него продвижения, или он остался на том же уровне по истечению какого-то времени, пока вы с ним занимались развитием. Нет ничего не возможного, не теряйте терпения.
Следующая статья посвящена вопросу иностранных языков: как научить ребенка английскому дома.