Малыш в возрасте 3−4 лет становится очень непоседливым и активным. Его бывает крайне непросто заставить заниматься полезными делами. Однако в этом возрасте нужно развивать навыки общения, учить буквы и цифры. Составлять программу следует в зависимости от темперамента ребенка, его увлечений и других особенностей. Занятия для детей 3−4 лет должны проводиться в игровой форме. Ни в коем случае не надо насильно заставлять карапуза читать или рисовать.
- Особенности возрастной группы
- Интересы ребенка
- Творческая деятельность
- Полезные советы
Особенности возрастной группы
Родители должны быть где-то поблизости, когда малыш занимается полезными делами. Маме нужно всячески поддерживать и поощрять своего ребенка. Если у крохи что-то не получается, можно помочь, но не следует делать всю работу за него.
В этом возрасте дети начинают осознавать собственные возможности. У них совершенствуется координация и ориентирование в пространстве. У многих проявляются творческие наклонности. Одни малыши с удовольствием напевают любимые детские песенки, а другие плавно двигаются под зажигательную музыку и пытаются повторять движения за взрослыми.
Трехлетние карапузы могут играть со своими сверстниками, самостоятельно придумывают, чем себя развлечь. Появляется интерес к различным конструкторам, увеличивается словарный запас и ребенок часто удивляет родителей своими «перлами». Малыш уже пытается отстаивать собственное мнение, обороты речи становятся гораздо сложнее. Дети в возрасте 3−4 лет могут говорить не только предложениями, но и рассказывают целые истории, которые сочиняют на ходу.
В этот период начинают формироваться коммуникативные и социальные навыки. Мальчики и девочки становятся участниками активных и познавательных игр с другими ребятами. Они пытаются вникнуть в правила поведения.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, они постоянно задают вопросы и интересуются всем, что видят вокруг себя. Родителям нужно спокойно отвечать своему сыну или дочери, не показывая своего раздражения, даже если вопрос про снег или дождь был задан уже в сотый раз. Информация, которую получают они в этот период, просто громадна по своим объемам.
Первоочередной задачей родных и воспитателей является правильный подбор развивающих игр и упражнений, формирующих навыки общения. Становление характера происходит еще в детском возрасте, поэтому надо найти подход к своему малышу и регулярно проводить время за полезными и интересными занятиями, которые доставляют удовольствие не только детям, но и их родителям.
Интересы ребенка
Развивающие упражнения для детей 3−4 лет должны состоять из активных игр, которые чередуются с творческими задачами, требующими концентрации внимания и сосредоточенности. Интересы ребенка в три года:
- Лепка из пластилина или специального соленого теста.
- Раскрашивание героев любимых мультфильмов. Необязательно покупать книжки-раскраски, можно скачать их из интернета и распечатать изображения на принтере.
- Рисование фломастерами, красками или карандашами. В теплое время года можно брать с собой на прогулку разноцветные мелки и малыш с удовольствием будет выводить на асфальте свои первые буквы и цифры. Такие развивающие занятия для детей 3−4 лет должны проходить под неусыпным родительским контролем, поскольку юные художники любят рисовать не только на бумаге, но и на полу, стенах и обоях. Можно приобрести доску для творчества. Она занимает мало места и нравится детям.
- Игры с магнитным конструктором. Такие игрушки помогают развивать мелкую моторику, помогают тренировать образное мышление, прививают любовь к математическим наукам.
- Для домашнего обучения идеально подойдут интерактивные буквари с изображением предметов и животных под каждой буквой. Ребенок сможет легко запоминать алфавит и находить нужные символы с помощью ассоциаций.
- Строительство из подручных материалов. Можно разрешить малышам брать подушки и пледы, создавать маленькие домики и прятаться в них.
- Выкладывание мозаичных узоров, собирание пазлов.
Занятия для детей 3 лет могут проводиться не только в домашних условиях, но и на специальных кружках и секциях. В этом возрасте малышей уже можно отдавать на танцы, художественную гимнастику или восточные единоборства. Полезно плаванье и уроки иностранного языка. Летом и осенью нужно почаще выходить на детскую площадку и играть в песочнице, строя вместе с дочерью или сыном различные замки и башенки из песка.
Творческая деятельность
Если ребенок ходит в детский сад, то его учат там делать поделки, создавать аппликации и мастерить простейшие вещи своими руками. Родители могут попросить малыша показать, что сегодня было в группе. Дома занятия с детьми 3−4 лет могут быть следующими:
- Вырезание снежинок в зимнее время. Нужно нарисовать несложный узор и попросить кроху поработать ножницам строго по контуру.
- Игры с дыроколом. Перед новогодними праздниками нужно дать карапузу цветную бумагу или старые журналы и предложить ему сделать конфетти. Такое занятие надолго увлечет маленького непоседу и доставит ему массу удовольствия.
- Обводить трафареты букв или различных предметов. Дети могут раскрасить полученные рисунки.
- Игры с кинетическим песком. Из него можно создавать потрясающие конструкции и лепить причудливые фигуры.
- Наклеивание липких картинок. Можно купить детские наклейки и дать малышу тетрадь или альбом, чтобы он использовал все изображения.
- Сортирование бобовых и макарон. Надо взять горсть фасоли, гороха, чечевицы и немного разных макарон, смешать все вместе в одной емкости и попросить маленького помощника разобрать продукты в четыре тарелочки. Когда работа будет выполнена, следует обязательно похвалить его и поблагодарить за помощь.
Полезные советы
Чтобы занятия доставляли только приятные эмоции, нужно прислушаться к рекомендациям специалистов. Советы маме и папе по организации домашних занятий:
- Малышу всегда должно быть интересно. Уроки надо строить в форме увлекательных игр, задания формулировать в простом и доступном виде.
- Перед упражнениями нужно обязательно убедиться, что ребенок не хочет есть и спать и находится в прекрасном расположении духа.
- Не следует перегружать детей длительными занятиями. В этом возрасте они не могут концентрироваться на одном деле более 15 минут.
- Место для творческой деятельности должно быть комфортным. Лучше убрать игрушки и предметы, которые могут отвлечь малыша от домашних уроков.
- Не надо нервничать, проявлять нетерпение, подгонять кроху или выполнять всю работу за него.
- Дети в этот период относятся к неживым предметам, как к одушевленным вещам, поэтому важно учитывать это и не ограничивать полет фантазии маленького мечтателя.
Малыши нуждаются в заботе, любви и понимании со стороны родителей. Только в таком случае они будут с удовольствием выполнять поручения и задания старших.