Папы и мамы стремятся сделать так, чтобы в яслях, детском саду, а затем и в школе дети не теряли интерес к получению новых знаний. И если обучать чтению таких малышей ещё рано, то научить ребёнка считать до 10 можно, приложив немного усилий. Приниматься за дело нужно в игровой форме и с хорошим настроением. Именно таким образом дети легко воспринимают новую информацию и проявляют интерес к дальнейшему процессу обучения.
- От 1 до 10
- Обучение сложению
- Обратный счёт
- Использование пальцев
- Практические советы родителям
От 1 до 10
Для начала детям озвучивают простой счёт, поочерёдно называя цифры от 1 до 10. Начинать считать можно всё, что вызывает интерес у крохи. Во время прогулки можно посчитать с сынишкой припаркованные у подъезда автомобили, количество бантиков в причёске у подружки, конфеты в вазе или йогурты в холодильнике. Дочь стоит попытаться заинтересовать количеством тех предметов, которые ей интересны: воздушные шары у продавца, зайцы на страничке любимой книги, куклы на полке в детской и т. д.
Очень часто родители вовлекают детей в мир математики непринуждённо. К примеру, поднимаясь к своей квартире, мама предлагает ребёнку посчитать ступени. Попутно обращает внимание на цифры, которыми отмечают нумерацию этажей на стенах. Полезно обращать внимание детей на нумерацию транспортных средств. «Ещё немного, и приедет наш автобус под номером 9. Посмотри, это не он?».
Супермаркет вообще можно расценивать как хранилище массы методического материала. «Сколько брусков мыла мы положили в тележку? Есть ли здесь такой шоколад, как ты любишь? Давай возьмём две плитки». Также полезно будет обратить внимание крохи на номер камеры хранения. «Смотри на дверце номер 7, и на бирке ключика тоже стоит цифра 7. У девочки в пакете 4 апельсина, а ты хочешь этот фрукт?».
Почти все дети обожают игру в прятки. Этим стоит воспользоваться родителям и совместить приятное дело с полезным.
«Я считаю до пяти, не могу до десяти. Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». В 3 года малыш будет вести счёт, ориентируясь на интонацию родителей, и его слова по произношению будут мало напоминать названия цифр, но к 5-летнему возрасту речь станет предельно чёткой.
Существует несколько специальных игр и методик, которые подскажут родителям, как научить считать ребёнка 4 лет. Но большая часть родителей учит этому мимоходом, но ежедневно.
«Сколько пальчиков у тебя на правой ручке, а сколько — на левой? Посчитай ножки у пёсика. На каком этаже мы живём?»
Обучение сложению
Так же ненавязчиво можно научить своего малыша выполнять сложение. Научить ребёнка решать примеры до 10 легче всего на предметах, которые у него вызывают большой интерес. Если дошкольник обожает конфеты, их можно смело использовать как методический материал. «У мамы было 2 конфеты, одну она предложила папе, сколько съела мама?» Продолжать можно в том же духе, заменив конфеты на мячи, книги, кубики, пуговки и т. п.
Родителям придут в помощь раскраски с цифрами, где цвет сегмента определяет результат несложного вычисления. К примеру, часть рисунка следует раскрасить в цвет, определить который можно после сложения 1+2. На раскраске указано, что цвет «3» нужно раскрашивать жёлтым. По такому принципу раскрашивают весь рисунок, где каждой цифре соответствует определённый цвет.
Также могут быть полезны мозаики-картинки. Их составляют, опираясь на цифры, с которыми соотносят определённые цвета. Такие занятия позволяют не только развить мелкую моторику и дать понятие о сложении, а ещё и выучить цвета.
В 3−4 года дети должны уметь выполнять сравнение и без труда отличать:
- длинный предмет от короткого,
- мягкий от твёрдого,
- мокрый от сухого,
- низкий от высокого,
- горячий от холодного и т. д.
Родители должны понимать, что любой процесс обучения проходит три ступени — узнавание, понимание, осмысленное запоминание. Чтобы ребёнок не забыл то, что недавно выучил, его знания должны стать частью жизни и регулярно использоваться.
В ежедневном общении следует обращать внимание на свойства предметов, проводить их сравнение, упоминать математические понятия и цифры.
Кроме этого, кроху следует научить объединять предметы по категориям:
- цвет,
- форма,
- одушевлённость,
- предназначение и пр.
Чтобы кроха к 4 годам научился считать до 10 и больше, рекомендуется знакомить его с настольными играми, которые способствуют усидчивости и учат счёту. Это может быть лото, домино или игры с кубиками.
На помощь также приходят детские считалки, например, про зайчика, который вышел погулять. Так, вместе со стихами А. Барто дети к 3 года и 5 месяцев начинают считать механически. А задача родителей — помочь делать это осмысленно.
Обратный счёт
Учить обратный счёт не так легко, но обязательно стоит. Можно играть в отряд космонавтов и запускать ракету в космос. Для её старта необходимо произносить обратный счёт: десять, девять, восемь… старт!
Подобным образом можно устраивать соревнования по сбору предметов под обратный счёт. Кто больше соберёт, тот и победитель. В канцелярских магазинах можно приобрести журналы, где детям предлагают соединять линии на картинках по возрастанию или убыванию цифр, чтобы получить задуманное автором изображение.
Закрепить материал можно с помощью пластилиновых шариков. Для начала следует предложить малышу сделать 10 разноцветных шариков из мягкого материала, а затем поиграть с ними, убирая по одному в коробочку. Во время сбора шариков можно считать обычно до 10, а при выемке из коробки — выполнять обратный счёт.
Использование пальцев
Как только у дошкольника появляются понятия счёта, родители стремятся научить ребёнка считать цифры. Легче это делать с помощью пальцев.
«У тебя два банана. Сожми кулачок, а теперь разогни два пальчика. Съел один банан, сколько останется? Правильно, один пальчик и один банан».
Отлично учит счёту на пальчиках стишок о сороке-вороне. «Сорока-ворона детям кашу варила и так говорила…»
Пальчики всегда доступны. С их помощью можно быстро решить примеры, которые задали взрослые. В уме представить предметы сложнее, а на пальчиках они наглядно доступны.
Практические советы родителям
Приступая к обучению ребёнка вычитанию и сложению, не нужно это делать по единицам. Имеется в виду, что при решении такого примера, как 4+3, не нужно разбивать тройку на три единицы и складывать их поочерёдно. Это позволительно делать в начале обучения, для осознания самого процесса сложения. Дальше нужно учить ребёнка выполнять сложение математическими группами. Это позволит производить математические операции в будущем быстрее.
Научив малыша считать по пальцам, сложно будет его в будущем от этого способа отучить. При использовании пальцев у крохи не задействуется память, и он даже не пытается запоминать группы цифр и результаты вычитания и сложения.
Также рекомендуется отказаться от популярного у некоторых родителей и преподавателей метода с использованием линейки. Прибавление необходимого числа делений имеет большое сходство с использованием калькулятора, что не способствует умственному развитию и тренировке памяти ученика.
На первых порах родители должны приложить усилия, чтобы их ребёнок смог запомнить цифры прямого и обратного счёта до 10, а затем выполнять несложные вычитания и сложения в этих пределах. В голове у малыша будут храниться ответы простых примеров и составы чисел. Все эти знания станут отличной базой для последующего изучения двузначных чисел.
Обучение должно происходить в игровой форме с элементами состязания. Усложнение занятий, будет способствовать формальному заучиванию, развитию зрительной памяти, осознанию материала и его закреплению. Обучение устному счёту позволяет развивать у детей, помимо памяти и интеллекта, ещё и смекалку.