Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний?

Кто из нас не любит повоспитывать других? А уж детей то наставлять на путь истинный любят все.

Особенно встав в позу, повысив голос и сдвинув брови. При этом многие забывают, а некоторые и не знают, что такая манера общения с детьми это не воспитание, а нечто совсем другое.

Воспитание детей: понятие и психология

Кто-то под воспитанием подразумевает набор не всегда одобряемых нормальными педагогами приемов для ограничения свободы личности, применяемых с целью вылепливания из маленького человека субъекта, удобного для окружающих его взрослых.

Но на самом деле результатом процесса должно быть получение ребенком навыков встраивания в социум таким образом, чтобы пользу от этого получал как новый член общества, так и оно само.

В идеале эти навыки желательно транслировать в самой гуманной форме, с поволокой мудрости на глазах педагога, подпитывающейся теплом от огня в очах воспитываемого из-за желания узнать как можно больше. На деле же выходит далеко не так сказочно.

И порой родителям, несколько успокоившимся после очередного преподавания урока жизни, даже становится стыдно за свои педагогические потуги донести до чада суть чего-то там.

Но не всем. Как же перейти в категорию пап и мам, способных воспитывать детей без крика и затяжных нравоучений?

Воспитанный ребенок какой он?

Если исходить из общепринятых норм, то от воспитанного ребенка ожидается, что он должен:

  1. Быть причесанным и с проборчиком, как у приказчиков в старорусских фильмах, держать в верхнем карманчике белоснежный платочек, не ковырять в носу, не дергать девочек за волосы, всем бабушкам у подъезда говорить здравствуйте и не мучать кошек.
  2. Всегда молчать в тряпочку, когда рядом вещает взрослый.
  3. Не закатывать истерик в магазине по поводу резкой нехватки вон той игрушки, какого-то продукта или любого прочего товара.

Что касаемо правил относительно кошек, девочек, козявок в носу и истерик в магазине трудно с ними не согласиться, а вот в отношении бабушек следует объяснить чаду, что здороваться нужно только с хорошо знакомыми тетями преклонного возраста. А с чужими не стоит они, ведь, всякие бывают.

Относительно проборчика и платочка в кармане тоже дело вкуса и уровня прогрессивности взглядов. Например, пакетик с влажными одноразовыми салфетками куда практичней и гигиеничней носовичка, а прическа под приказчика уже давно не в моде.

И привычка всегда молча соглашаться со всеми высказываниями взрослых, судя по статистике психологов разных стран, прямая дорога к неврозу в лучшем случае. В худшем она выльется в неспособность противостоять противоправным действиям педофила или человека с замашками тирана.

Другое дело навык не перебивать и не вклиниваться танком в чей-то разговор, требуя полного внимания к своей персоне&hellip, Поэтому, стремясь вырастить воспитанного ребенка, не перегибайте палку и делайте это в интересах себя и чада, а не окружающего мира. Естественно, в пределах разумного.

Если хочется конкретики, то можно говорить, что воспитание хорошее, если ребенок в состоянии:

  1. Принять как данность, что высказывания и требования своего взрослого, т. е. члена семьи в приоритете. Если мама-папа заявили, что что-то сделать нужно обязательно, значит, это нужно выполнить. Чтобы чаду не было обидно, и если на то есть время, нормальные родители объясняют необходимость действия.
  2. Понять, что нет это почти навсегда или до момента, когда по возрасту будет можно. Но не раньше.

Когда эти пункты регламента выполняются, то дети с раннего возраста легко усваивают, что нельзя:

  • использовать песок, плевки, тумаки, как аргументы в споре,
  • грубо обращаться с кем бы то ни было,
  • брать чужие вещи без разрешения у знакомых,
  • брать что-либо вообще у чужих людей, если папы-мамы нет рядом и они совершенно однозначно разрешили попользоваться предложенным,
  • кидаться едой,
  • справлять нужду в подъездах, парках и прочих местах, где нет туалета,
  • заходя в транспорт, людное место, расталкивать других локтями,
  • активно разминаться вне игровой комнаты, детской площадки,
  • мусорить в доме и на улице.

Методы и стили

В любой ситуации стремитесь к диалогу. Старайтесь объяснять, почему желательно соблюдать то или иное правило поведения. Тогда оно и запомнится легче, и выполнять его будет проще.

Лучше всего воспитывать своим примером. Тогда чадо не будет страдать от когнитивного диссонанса и чувствовать ущербность из-за того, что вам можно делать определенные вещи, а ему нет.

Необходимость возрастных ограничений нужно обязательно обосновывать, если ребенок уже в состоянии осознавать объясняемое.

Как воспитывать девочек:

  1. Как принцессу в смысле создания атмосферы уважения и любви. Тогда дочери будет проще стать королевой по жизни. И здесь не имеется в виду отстранение от обязанностей по дому или привитие самоощущения своей сверхличности. Королева, образно говоря, должна стремиться к созданию комфортных условий вокруг себя и должна уметь этого добиваться частично своими силами.
  2. Соответственно половой принадлежности. В одежде приоритетом должны быть платья, но если дочка против, не настаивайте. Но все же подыскивайте варианты именно девчачьей одежды.
  3. Стремитесь никогда не повышать голос при общении. Тогда в будущем она не будет воспринимать чужую агрессию, как норму, что убережет ее от токсичных связей.
  4. Приучайте к правильному уходу за собой, объясняйте, как правильно пользоваться средствами гигиены, косметикой, одеждой.

Как воспитывать мальчиков:

  1. С раннего возраста подчеркивайте, что он мужчина и должен быть внимателен к слабым.
  2. Учите разбираться в эмоциях, справляться с гневом безопасными способами. Например, за счет выполнения активных физических упражнений.

    Но при этом акцентируйте внимание на том, что обращаться за помощью это достойная и нормальная практика.

  3. Учите обращаться с инструментами, следить за гигиеной, порядком.
  4. Приучите следить за своим здоровьем, объясняйте на ярких примерах последствия плохих привычек.

Проблемы

Основные проблемы воспитания детей:

  1. Слишком много желающих принять участие в процессе. Обычная практика, когда молодая семья живет с родителями и у разных поколений различающиеся методики.
  2. Если бабушка лезет в воспитание ребенка, тот в его отсутствие нужно либо настойчиво договариваться о согласованности мер в воспитании, либо уходить жить на отдельную жилплощадь.
  3. Желание воспитать не так, как меня, но определенная стратегия отсутствует.
  4. Неумение выдерживать испытания детской истерикой, из-за чего сложно устанавливать пограничные рамки дозволенного и запрещенного.
  5. Игнорирование факта, что окружающий мир полон таких же субъектов, как и вы, поэтому им тоже не нравится, когда ущемляют их права и интересы.

    И если не научить ребенка стремлению соблюдать обоюдно выгодный компромисс в любых вопросах, чаду будет сложно обрастать полезными и дружескими связями.

Ошибки родителей

Ошибки родителей в воспитании детей:

  1. Злоупотребление запретами. Когда все нельзя, создаются предпосылки для формирования абсолютно апатичного ребенка или бунтаря.
  2. Стремление самоутверждаться за счет ребенка. Увы, в таком случае родители редко интересуются темой правильного воспитания детей, поскольку взрослые считают свое поведение правильным и их устраивает возможность подавлять и командовать младшими в семье.
  3. Привычка повышать голос в общении с детьми. Через короткий промежуток времени они начнут абстрагироваться от происходящего всякий раз, когда ощутят повышение децибел в вашем голосе докричаться вообще не сумеете ни по какому поводу.
  4. Нежелание вникать в проблемы детей и ставить себя на их место, чтобы адекватно воспринять размер проблемы, беспокоящей ребенка. Например, малыш опасается спать в темной комнате из-за опасения, что живущий под кроватью монстр выберется и атакует. Игнорируя проявления страха чада, родители оставляют сына наедине с проблемой, демонстрируют свою отстраненность от него и подталкивают к формированию ощущения у малыша ненужности.
  5. Гиперпротекция в воспитании ребенка. Помощь в быту, самообслуживании и остальных сферах должна оказываться в случае, если ребенок не в состоянии выполнить объем работы самостоятельно.

    Лучше показывать, как делать правильно, выполнять начальный этап работы, но не проводить весь процесс до конца самостоятельно, лишая маленького человека возможности получить навык.

    Да, какое-то время результат будет кривоват, но со временем ситуация выровняется.

  6. Отсутствие согласованности в действиях, советах, рекомендациях. Когда в семье между родителями и прочими старшими родственниками ситуация, напоминающая сюжет басни Крылова по лебедя, щуку и рака, то у ребенка нет возможности выбрать определенную стратегию поведения и от этого он сильно нервничает, испытывает проблемы с концентрацией, учится манипулированию людьми.

Правильная тактика без крика и наказания

Можно ли отучить себя от повышения голоса на ребенка? Если есть сильное желание.

  1. Крик это не воспитание, а ваше заявление о собственной беспомощности и неумении нормально общаться с окружающими. Думайте об этом, когда в очередной раз захотите повысить голос.
  2. Если в детстве на вас часто кричали, вспомните, хоть раз, в подробностях свои ощущения. Вы действительно хотите, чтобы теперь и ваш ребенок тоже пережил подобное?

С рождения

Как воспитывать малыша от 0 лет?

Все, что требуется от родителей такого малыша: ласка, любовь и забота об обеспечении комфортных условий.

Последнее легче всего создать с помощью режима дня: так проще и ребенку, и родителям.

В возрасте 1-2 года

Как воспитывать детей возраста 1-2 лет:

  1. Терпеливо объясняя простейшие правила.
  2. Не вступая в долгую полемику: если чего-то нельзя, то проще это убрать подальше от глаз, чем объяснять крохе, почему нельзя.
  3. Практикуя обучение навыкам через личный пример.
  4. Всегда ища причину категорического отказа от чего-либо, кажущегося вам естественным и привлекательным.

В 3-4 года

Как воспитывать трехлетнего ребенка? Советы психологов родителям:

  1. Учитывайте, что начинается период подражательного поведения по половому признаку. Девочки копируют поведение матери, мальчики отца.
  2. Стремитесь удовлетворить интеллектуальный голод: это лучший период для формирования любви к чтению.

    Подбирайте книги с нужными мотивирующими историями.

От 5 лет

Воспитание детей от 5 лет и старше:

  1. Проявляйте тактичность в любых вопросах.
  2. Старайтесь подробно, но доступно объяснять следствия поступков, избегая усиления драматизма.
  3. Поручайте посильные занятия и не забывайте хвалить за хороший результат. В случае затруднений, ненавязчиво предлагайте помощь.

Если мужа нет

Как воспитывать ребенка одной без мужа:

  1. После достижения двух лет желательно обеспечить возможность иногда общаться с другими мужчинами из числа родственников или друзей.
  2. Не устраивать перед ребенком обличительных выступлений с формулировкой все мужчины подлецы, а твой отец в первую очередь.

Если детей двое

Как воспитывать двоих детей:

  1. Обязательно равными. Разделение на любимчика и козла отпущения недопустимо.
  2. По достижении одного из детей 12 лет, обеспечить ему отдельную территорию.

    Если нет возможности перевести в собственную комнату, можно грамотно поделить детскую на зону старшего и младшего.

Развитие смелости в малышах

Как воспитывать в ребенке смелость:

  1. Никогда не насмехаться над его опасениями.
  2. Выяснять исток страха и показывать, что, как правило, бояться нечего. Например, продемонстрировать, что устрашающая тень на стене это лишь силуэт какого-то предмета интерьера.
  3. Подставлять плечо во время преодоления испуга.
  4. Проигрывать с участием знакомых игрушек проблемную ситуацию.
  5. Учить смелым поступкам с учетом возраста ребенка.
  6. По возможности устранять факторы, повышающие нервозность ребенка, а уже потом постепенно развивать в нем уверенность в собственных силах.

Юлия Гиппенрейтер

Не имея практического опыта в воспитании детей или столкнувшись с проблемой, которую сложно разрешить самостоятельными усилиями, многие родители обращаются к помощи из внешнего мира.

Например, ищут ответы на вопросы в книгах на тему детской или подростковой психологии.

Для части родителей хорошим подспорьем оказывается литература Юлии Гиппенрейтер одного из заслуженных и признанных детских психологов в России.

Благодаря трудам Юлии Борисовны проще преодолевать трудности, которые, как оказывается, возникают почти в каждой семье, где есть дети.

Многочисленные примеры с описаниями ситуаций из жизни других людей, искавших способ налаживания диалога с собственными детьми, помогает читателям не только осознать, что они не одиноки со своей проблемой, но и позволяет взглянуть на нее с другого ракурса.

В воспитании главное что? Правильный посыл, грамотная передача и своевременность процесса.

Поэтому всегда учитывайте эти три фактора, если хотите, чтобы оно оказалось правильным и результативным.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Советы психолога:

Прочтите также:  Цветы для детской комнаты
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов