Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

Проблеме депривации придается большое значение в психологии.

Подобное состояние приводит к ряду негативных проявлений в поведении детей.

Суть понятия

Под депривацией понимается частичное или полное отсутствие возможности удовлетворять существующие психофизиологические или социальные потребности.

Подобный термин получил широкое распространение в середине 20 века, когда после окончания Второй мировой войны осталось огромное количество детей-сирот.

Ученые заметили, что лишенные материнской ласки и заботы дети демонстрируют серьезное отставание в физиологическом, интеллектуальном, психологическом развитии. Младенцы, оставшиеся без матерей, часто погибали.

В современной науке депривация рассматривается в контексте возникновения негативного психического состояния из-за отсутствия в течение длительного времени удовлетворения важных потребностей.

Подобное состояние может наблюдаться у людей в любом возрасте, но чаще всего психологи рассматривают именно депривацию у детей.

Это объясняется рядом особенностей детского возраста:

  • большое количество потребностей,
  • невозможность самостоятельного решения проблем,
  • негативное влияние отрицательных факторов на развитие.

У ребенка те же социальные и психологические потребности, что и у взрослого: общение, ласка, внимание, признание и т.д.

Но взрослый, сформировавшийся человек способен усилием воли преодолеть имеющиеся проблемы и найти выход из положения.

Дети не в состоянии самостоятельно справиться с критической ситуацией, что приводит к серьезным последствиям в будущем.

В психологии существует термин материнская депривация. Это ситуация, когда присутствует дефицит общения с матерью ключевым аспектом социализации человека.

Речь идет не только о фактической потере матери в результате ее смерти, но и о длительной или постоянной разлуке.

Виды

Депривация классифицируется по различным критериям. Так, по содержанию разделяют следующие ее формы:

  1. Сенсорная. Это нехватка стандартных физиологических ощущений: объятий, поцелуев, ласки. Простая нехватка телесных контактов может привести к серьезным последствиям. Одни дети могут компенсировать телесный дефицит стремлением к тесному контакту с малознакомыми или незнакомыми людьми (во взрослом возрасте это проявляется неразборчивостью сексуальных контактов), а другие агрессивно отгораживаться от людей в качестве своеобразного протеста.
  2. Когнитивная. Нехватка достоверной информации о важных составляющих жизни в обществе. Подобный дефицит познания вынуждает постоянно додумывать, фантазировать, представлять себе различные образы интересующих явлений.

    Дети, растущие вне семьи, могут придумывать сюжеты семейной жизни, которые будут иметь малого общего с реальностью.

  3. Эмоциональная. Отсутствие возможности получать те эмоциональные переживания, в которых присутствует потребность: любовь, дружба, доверие, доброта и т.д. Эмоциональная депривация в будущем проявляется в холодности, бедности эмоций, недоверии к миру. Наблюдается неспособность создать близкую эмоциональную связь с другим человеком.
  4. Духовная. Человек лишается источников духовного развития и не может удовлетворить свои соответствующие потребности, это приводит к серьезному душевному кризису.
  5. Социальная. Это ограничение возможности играть соответствующую социальную роль, занимать место в обществе и чувствовать признание со стороны других людей. Социальная депривация для детей раннего возраста проявляется в неудовлетворенной потребности в родителях, которые являются основой окружающего их мира. Главные социальные роли в дальнейшем: член семьи, ученик, друг.

    Нереализованность в данных сферах приводит к серьезным нарушениям процесса социализации личности.

По продолжительности депривация делится на:

  1. Кратковременную. Например, ребенка в качестве наказания не пускают в течение недели гулять во дворе со сверстниками, ограничивая его право на общение.
  2. Затяжную. Мать на длительное время уезжает работать за границу и дочь или сын остаются без ее внимания.
  3. Долговременную. Нахождение детей в государственных детских домах до наступления совершеннолетия и дальнейшее продолжение взрослой жизни без присутствия рядом родителей.

Примеры

Детская депривация проявляется в следующих ситуациях:

  • послеродовой период, в который мать не сразу получает доступ к новорожденному,
  • длительный отъезд родителя,
  • постоянное присутствие рядом посторонних или малозначимых людей, сменяющих друг друга (няни, домработницы, бабушки),
  • систематическое пребывание за пределами дома в течение длительного времени (проживание у родственников, в интернате, в лагерях и т.д.),
  • нахождение в детских дошкольных учреждениях при отсутствии психологической готовности к этому,
  • самостоятельное пребывание в больнице,
  • смерть родителей.

Особенности развития младенцев при материнской депривации

Новорожденные дети на природном уровне испытывают сильную потребность в материнском внимании. Это объясняется не только физиологическими особенностями, но и их эмоциональным развитием.

Дискомфорт от разлуки с матерью может проявиться следующим образом:

  1. Соматические расстройства: бессонница, рвота, запор, понос.
  2. Нарушения развития: отсутствие эмоциональной заинтересованности и стремления к общению, проблемы с дальнейшим развитием речи.
  3. Нарушения моторики: недостаточная двигательная активность, заторможенные реакции.
  4. Душевные расстройства: возбужденность или пассивность, фобии и т.д.

Вопреки распространенному мнению, проблемы младенческого возраста необязательно находят отражение в последующей жизни людей.

Ребенок, который пережил период депривации в младенчестве, может попасть в благоприятные условия и получить возможность избавиться от существующих расстройств.

В этом случае возможно полное изменение поведения личности и отсутствие развития патологий в будущем.

Но не исключается и непрерывность негативных процессов, перетекающих из младенческого возраста в детский и подростковый возраст, а затем и во взрослую жизнь.

Влияние на психическое развитие и поведение

Психическая депривация выражается у ребенка в появлении расстройств на разных уровнях развития сознания. Сенсорные нарушения проявляются в агрессии, как в способе ограждения своего личного пространства от других людей, или в постоянных неконтролируемых телесных контактах с посторонними.

Когнитивные проблемы приводят к искаженному восприятию реальности и построению ошибочных моделей мира. На эмоциональном уровне возникают сложности с установлением доверительных контактов с кем-либо.

С социальной точки зрения отсутствует способность отождествлять себя с одобряемыми в обществе социальными ролями.

Подобные психологические проблемы приводят к нарушениям поведения, которое нередко приобретает девиантный характер.

Портрет личности

Типичные черты характера боязливость, недоверие, подозрительность к окружающему миру. Возникают сложности при вступлении в контакты с незнакомыми людьми, тяжело дается поддержание общения.

Депривация у детей-сирот, как у самой уязвимой категории, часто проявляется комплексом различных психических проблем. Это могут быть как отдельные отклонения поведения от существующей в обществе нормы, так и серьезные нарушения развития интеллекта и характера.

Находящиеся в условиях депривации дети испытывают постоянный психологический дискомфорт из-за недостатка телесных, эмоциональных, душевных контактов.

Они часто плохо спят, демонстрируют аффективную неустойчивость, проявляют чрезмерное беспокойство, не могут полноценно управлять своим поведением.

Такие дети нередко в своем воображении выстраивают катастрофические модели мира. Им кажется, что ничего хорошего в жизни произойти не может, что их окружает только несправедливость и жестокость.

В итоге возникают серьезные проблемы с установлением доверительных отношений с окружающими, с построением семьи в будущем.

Это объясняется желанием защитить себя от боли предательства, от возможных утрат.

Внутренние переживания приводят к проецированию своего негативного отношения к миру на окружающих.

Ребенок пребывает в уверенности, что все вокруг настроены против него и хотят причинить ему вред. Часто происходит неверное толкование мимики собеседника, его жестов и слов.

Следует отметить, что портрет личности сильно зависит от особенностей нервной системы, уровня полученной травмы, наличия компенсирующих воздействий (появление иных объектов привязанности).

Создав соответствующие условия, можно полностью устранить депривационные проявления у ребенка, что позволит ему в будущем грамотно построить собственную жизнь.

Методы оказания помощи

Существуют стандартные приемы, которые помогают преодолеть имеющиеся проблемы и обеспечить его успешность в современном обществе.

Помощь оказывается социальными педагогами и психологами, которые проводят наблюдение, анкетирование, тестирование.

На основании полученных данных выявляются направления работы. Проводятся беседы, тренинги. При помощи консультаций, упражнений нередко получается добиться корректировки поведения.

Работа по общему развитию и расширению кругозора, трудовое воспитание и индивидуальный подход все это стандартные направления деятельности воспитателей, социальных педагогов и психологов.

Психолого-педагогическая помощь помогает детям освоить следующие аспекты жизни в обществе:

  • уважение к труду,
  • представления об элементарных нормах морали, чести, достоинства, порядочности,
  • стандартные модели поведения, соответствующие конкретным общественным ситуациям,
  • способность делать осознанный выбор,
  • универсальные навыки деятельности,
  • умение строить отношения с другими людьми,
  • умение работать в коллективе.

Детская депривация является серьезной проблемой, которая может отрицательно повлиять на всю последующую жизнь человека.

Своевременная профессиональная помощь социальных педагогов и психологов помогает значительно скорректировать развитие ребенка.

Что такое материнская депривация? Узнайте об этом из видео:

Прочтите также:  Обувь и одежда детям на море: что взять в отпуск?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов