Причины и лечение церебрастенического синдрома у детей

Среди различных невротических синдромов у детей особое место занимает синдром церебрастении.

Он является следствием патологий беременности и родов.

Также на его появление может повлиять и сильный стресс.

Заболевание создает серьезные проблемы для ребенка в учебной сфере, общении со сверстниками. Патологию можно скорректировать, если вовремя установить диагноз.

О болезни

Синдром детской церебрастении заключается в слабости и бессилии головного мозга.

В его основе лежит нарушение механизмов адаптации и саморегуляции нервной системы.

Диагностируется у 3-4% малышей, страдают как мальчики, так и девочки.

Обычно астения проявляется у ребенка в возрасте, когда он вынужден приспосабливаться к новым условиям, то есть, переживает определенный стресс.

Это возраст поступления в детский сад (3-4 года) и школу (7 лет). Обострение происходит в весенний и осенний периоды.

Патогенез основан на органическом поражении мозга, а именно разрушении связей между нейронами вследствие травмирующих факторов.

Другими словами, у ребенка еще в утробе происходят патологические изменения, приводящие к резидуальной церебральной недостаточности.

Поражаются определенные участки головного мозга, что в последствие проявляется различными неврологическими симптомами. То есть, церебрастения есть следствие церебральной недостаточности.

Причины возникновения

Основная причина церебрастенического синдрома это органические изменения мозговых структур.

Они происходят под воздействием провоцирующих факторов:

  1. Тяжелая беременность. Здесь играют роль: сильный токсикоз, инфекции, несовместимость по резус-фактору, гипоксия. Также астения может проявиться из-за гестационного диабета.
  2. Тяжелые роды. Длительный безводный период, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности, отслойка плаценты приводят к асфиксии, что потом выражается в церебральной недостаточности.
  3. Употребление женщиной во время беременности лекарственных препаратов, алкоголя, никотина.
  4. Инфекции, поражающие ЦНС: менингит, энцефалит, полиомиелит. Церебрастения является симптомом данных болезней и сохраняется долго после выздоровления.
  5. Травмы головы. Астения может проявиться не сразу, а как отдаленное последствие ЧМТ. Степень выраженности напрямую зависит от тяжести перенесенных травм.
  6. Заболевания сердца, почек. При этих болезнях наблюдается нарушение кровообращения, плохое снабжение мозга кислородом.
  7. Стресс. Длительное эмоциональное напряжение является пусковым механизмом для развития церебрастении.

    Неокрепшая нервная система малыша не в силах справиться с чрезмерными нагрузками.

Симптомы и признаки

Церебрастенический синдром может протекать по двум типам: гипердинамическому и гиподинамическому.

Каждый имеет свои отличительные признаки.

Симптомы гипердинамического течения церебрастении:

  1. Излишняя активность, суетливость, быстро сменяемые усталостью.
  2. Эмоциональная раздражительность.
  3. Плохой ночной сон и длительный ночью.
  4. Метеозависимость, плохая адаптация к переменам внешних температур.

Проявления гиподинамического типа:

  1. Вялость, утомляемость.
  2. Сонливость.
  3. Отсутствие интереса к игрушкам.
  4. Плохой аппетит.
  5. Медленный набор веса.
  6. Боязнь подвижных игр, катания на качелях и каруселях.
  7. Постоянные вскрикивания.
  8. Отставание в развитии речи.

Дошкольники боятся оставаться одни, им снятся кошмары.

У детей отсутствует любознательность, интерес к новому. Они плохо приспосабливаются в детских коллективах.

В школьном возрасте астения проявляется трудностями в учебе, общении со сверстниками. Ребенок плохо усваивает школьную программу, не может запомнить стихи, пересказать текст.

Присутствуют когнитивные нарушения: плохое внимание, восприятие, память. Ученик не способен срисовать элементарный рисунок по образцу, списать слово. При письме и чтении он часто путает слоги и буквы, пропускает их.

Интеллект пациентов может сначала находиться на нормальном уровне. Но вследствие плохого усвоения школьного материала они начинают отставать от одноклассников.

У некоторых детей возникают моторные нарушения: замедленные или слишком быстрые хаотичные движения, гиперактивность.

Таких малышей трудно чем-то увлечь или, наоборот отвлечь от занятий. Нередко у пациентов проявляются признаки депрессии или излишней агрессивности, истеричности.

Наряду с неврологическими проявлениями, присутствуют и вегетативные симптомы:

  1. Ночное недержание мочи.
  2. Излишняя потливость.
  3. Повышенное сердцебиение.
  4. Чувствительность к переменам погоды.
  5. Укачивание в транспорте.
  6. Непереносимость жары и духоты.
  7. Патологическая реакция на громкий звук или яркий свет.

Возможные осложнения

Опасность патологии в том, что не всегда родители воспринимают всерьез симптомы церебрастении, списывая их на возрастные особенности или сложный характер малыша.

При отсутствии должного лечения развиваются серьезные осложнения.

Дети позже начинают ходить, говорить, у них плохо развита мелкая моторика.

В школе они не могут усвоить образовательную программу, значительно отстают от сверстников. Иногда приходится прибегать к домашнему обучению.

Зачастую присутствуют и психические нарушения: депрессия, фобия, ночные кошмары, галлюцинации.

Методы диагностики

Для постановки диагноза следует дифференцировать астенический синдром от аутоиммунных, инфекционных и других болезней. Для этого применяют следующие исследования:

  1. Консультация терапевта, невролога, психиатра. Каждый доктор проводит беседу с родителями, ребенком и делает свои выводы.
  2. Неврологический осмотр. Невролог проверяет рефлексы, симметричность конечностей, мышечный тонус.
  3. Психологическое исследование. Врач оценивает когнитивные функции (память, мышление, восприятие) при помощи различных методик.
  4. Электроэнцефалография. Выявляет очаги возбудимости в головном мозге, баланс нервных имупульсов.
  5. МРТ обнаруживает опухоли, кисты, гематомы, которые могут быть причиной вышеперечисленных симптомов.
  6. Допплерография сосудов шеи и головы. Оценивает состояние кровотока по основным сосудам.
  7. Биохимия крови. Позволяет обнаружить инфекционные заболевания, диабет, анемию, эндокринные патологии, которые могут провоцировать схожую симптоматику.

Способы лечения

К терапии церебрастенического синдрома родители должны подходить ответственно и настраиваться на длительное комплексное лечение. Оно состоит из следующих аспектов:

  • медикаментозная терапия,
  • применение психокорректирующих методик,
  • физиолечение.

Медикаментозная терапия включает прием средств, которые улучшают снабжение мозга кислородом, снимают нервное напряжение, нормализуют сон.

Применяют следующие группы препаратов:

  • Ноотропы (Пантогам, Церебролизин, Циннаризин),
  • Антиангинальные лекарства, которые стабилизируют сердечную деятельность (Рибоксин, Панангин),
  • Витаминные комплексы с большим содержанием витаминов группы В,
  • Аминокислоты (Глицин, Метионин).

Психокорректирующие методы применяют у детей с 3 лет. Они направлены на улучшение когнитивных способностей: развитие внимания, памяти, речи. Также психолог учит ребенка общению, любознательности.

Физиотерапия преследует цель стабилизировать кровообращение, улучшить метаболизм, снять нервные спазмы. Хороший эффект дают: УВЧ, лечебный массаж, электрофорез.

Применяют и стимулирование нервных клеток при помощи транскраниальной микрополяризации. Малышу надевают на голову шлем с электродами, в которые подается слабый ток.

Благодаря этому восстанавливаются связи между нейронами. Мануальная терапия также действует положительно. Применяются щадящие методики, с помощью которых налаживается обмен веществ, нормализуется кровоток в сосудах, укрепляется иммунитет.

Детям показаны занятия плаванием, лечебной физкультурой.

Немаловажное значение имеет и организация режима дня пациента, так ребенок легче будет переносить школьные нагрузки.

Необходимо, чтобы малыш ложился и и вставал в одно время, выполнение уроков следует чередовать с физическими упражнениями, перед сном полезны прогулки на свежем воздухе.

Родителям нужно организовать круг общения ребенка, чтобы он не чувствовал себя неполноценным и одиноким. Общение можно найти в секциях, кружках.

Малыш должен заниматься теми видами деятельности, которые ему приносят удовольствие, тогда некоторые неудачи в учебе будут компенсироваться успехами в спорте или творчестве.

Малышу очень важно чувствовать постоянную поддержку родителей. Его необходимо хвалить за малейшие достижения и нельзя ругать за ошибки. Забота близких, поддержка, понимание способствуют выздоровлению.

Профилактика и прогноз

Прогноз цребрастенического синдрома относительно благоприятный. Все зависит от стадии нарушения и правильности терапии. У большинства детей все проявления проходят или ослабевают в 13-14 годам.

Профилактика астении начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти обследования и по возможности вылечить заболевания.

Пациенткам из группы риска (с диабетом, эндокринными нарушениями, отрицательным резус-фактором) обязательно находиться под пристальным наблюдением врача.

Для профилактики рецидивов болезни применяют следующие меры:

  • дозирование нагрузок,
  • избегание стрессов,
  • соблюдение режима дня,
  • занятия физкультурой.

Несмотря на серьезность патологии, церебрастенический синдром не является приговором. При своевременном и корректном лечении удается достичь положительной динамики.

Ребенок будет способен к обучению и дальнейшей трудовой деятельности. Главное это заинтересованность родителей и следование врачебным рекомендациям.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов
Adblock
detector