Примеры психологических тренингов для детей

Сегодня о тренингах говорят повсюду.

Взрослые охотно посещают их, следуя рекомендациям знакомых или собственному желанию.

А нужны ли тренинги для детей? Не рано ли им начинать тесное общение с психологами?

Что это такое?

Далеко не все взрослые стремятся разобраться в сути имеющихся проблем и готовы много тренироваться для получения навыков.

Что тогда говорить о детях, которые не всегда даже в состоянии осознать, для чего им необходимо осваивать что-то для пользы дела в скором или отдаленном будущем?

Как же обучать детей полезным навыкам, чтобы упростить контакты с социумом и работу над задачами, требующими приложения массы усилий или нестандартного подхода? Используя стремление и любовь детей к развлечениям.

Тренинг это что-то наподобие игры по правилам, разработанным специалистами в области психологии, педиатрии и педагогики.

Поэтому при профессиональном подходе к мероприятиям, каждое из них будет иметь практическую пользу.

Свод рекомендаций относительно действий, которые участники должны стараться соблюдать, направлен для получения детьми полезных навыков для решения имеющихся или предполагаемых задач в жизни.

Для чего нужны?

Поскольку обучение полезному проходит в формате игры, оно не вызывает душевного протеста.

Ведь во время тренинга обычно можно, а зачастую и нужно активно общаться с соседями, двигаться, смеяться и не сдерживать эмоции (до разумных пределов, конечно).

Благодаря тому, что нужный навык прорабатывается в игре несколько раз и при этом ребенок стремится его использовать, чтобы добиться результата в мероприятии, желаемые результаты достигаются краткие сроки.

Тренинги для разных возрастных групп отличаются по регламенту. В зависимости от основной задачи, цель тренинга может быть направлена на:

  1. Развитие у детей навыков коммуникации с ровесниками или представителями других возрастных категорий.
  2. Формирование способности с комфортом для себя и без претензий со стороны окружающих встраиваться в любое общество.
  3. Приобретение желания и привычки цивилизованно разрешать конфликты.
  4. Развитие привычек лидера, чтобы не тушеваться, когда нужно демонстрировать свои способности миру и близким людям.
  5. Приобретение умения усилием воли стабилизировать эмоциональный фон при сложных жизненных обстоятельствах.

Перед проводящим тренинг с детьми каждый раз стоит личная задача:

  1. Расположить приглашенных на мероприятие участников к себе.
  2. Принять меры, чтобы у большинства посетивших мероприятие было приподнятое расположение духа. Явные психологические зажимы у отдельных подопечных могут усложнить проведение тренинга и точно не принесут пользы ребятам, не сумевшим психологически расслабиться.
  3. Объяснить участникам условия игры.
  4. Следить, чтобы развитие событий проходило согласно сценарию.
  5. Учитывать моменты, когда обстановка сильно отклоняется от запланированного сценария и ненавязчиво влиять на вызвавший это фактор, если это в силах ведущего.

При определении наличия участников, которым все же трудно избавиться на текущий момент от психологических зажимов, тренер должен найти способ быстро поработать с каждым из таких ребят по отдельности, чтобы помочь им ощутить желание активно поучаствовать в тренинге.

Причем под активным времяпровождением не всегда подразумевается множество физических действий интерес и отслеживание развивающихся событий, формируемых остальными участниками мероприятия, тоже является вовлеченностью в процесс.

Пусть и происходит это при сидении в пустующем углу, откуда все прекрасно видно.

Примеры игр, упражнений и заданий

Длительность занятий для малышей и ребят старшей возрастной категории разная.

Поскольку утомляемость первых выше, а тренинги, пусть и в игровой форме, не должны вызвать дискомфорта и приводить к перенапряжению нервной системы.

Для дошкольников

Занятие для развития навыка снижать активность и слушать выступающего, когда идет, например, концерт или урок, необходимое для формирования уважения к принимаемым групповым правилам.

Тренер рассаживает малышей по кругу на стульчики, а потом просит припомнить сюжет известного мультфильма про мальчика в джунглях.

Затем акцентирует внимание на моменте, когда кто-то из персонажей выступает, а остальные, кроме вредных обезьян, слушают говорящего и не перебивают его.

Ведь если кто-то делает заявление, что-то рассказывает, то, значит, уверен в том, что он говорит важное и неизвестное остальным. А если вести себя как вредная обезьяна, то пропустишь много интересного.

После тренер спрашивают у каждого участника тренинга, насколько тому понятно, почему нужно слушать выступающего и хочет ли спрашиваемый принять для себя это правило.

Занятие требует неоднократного повторения на протяжении продолжительного периода времени и принятия в команде условного знака, обозначающего необходимость придерживаться тишины для лучшего понимания слов говорящего на данный момент.

Это нужно, чтобы в дальнейшем в коллективе не нужно было повторять это занятие всякий раз, когда ребята разбалуются и начнут проявлять невнимательность в период, отведенный для усвоения важного урока.

При многих тренингах необходимо разделение участников на два команды.

Чтобы собирать группы с ребятами, готовыми сотрудничать друг с другом, а не соперничать, рекомендуется тренинг под названием Река.

Обратившись к ребятам, тренер объявляет об игре, в которой все дети должны сначала выстроиться в одну общую колонну, а затем разделиться на две маленьких, имитируя два рукава одного большого водоема.

Чтобы облегчить задачу малышам, во главе каждой из маленьких речек необходимо поставить по одному явному лидеру из коллектива остальным детям будет проще выбирать предводителя, к которому испытывают больше симпатии.

Так без длительных тестов можно позаботиться о том, чтобы дальнейшие групповые занятия проходили с большим энтузиазмом и в слаженном формате.

Тренинг для развития чувства собственной значимости и способности оказать другому эффективную поддержку.

Настроившимся на игру детям показывают игрушку, символизирующую потерявшееся животное.

Для драматизма и подстегивания детского воображения, психолог может рассказать небольшую историю о том, что же произошло со зверюшкой.

После этого он предлагает каждому из детей поочередно обнять игрушку, приласкать ее и рассказать ей, что теперь она в полной безопасности и может рассчитывать на их поддержку.

Для младших школьников

Тренинг для развития способности быстро генерировать ассоциации.

Инструктор объясняет, что нужно разбиться на группы из трех человек. Одному поручается обязанность произносить любое слово, которое может обозначать ка действие, так и предмет или явление.

Второй представитель группы должен высказать свое слово, не имеющее связи с прозвучавшим из уст первого.

Третий ребенок выстраивает из двух заявленных слов предложение, связав по смыслу два заданных высказывания. Поле этого ребята меняются ролями.

На развитие эмпатии

Группу ребят делят на пары, а потом объясняют, что они должны встать лицом к лицу и в течение минуты рассматривать партнера, задавая, если необходимо, наводящие вопросы.

После каждый по очереди должен рассказать о напарнике все, что он запомнил о другом или считает, что озвучиваемое имеет место быть.

На заключительном этапе психолог интересуется у ребят, насколько они согласны с услышанным о себе, что их беспокоило во время процесса сбора информации или что беспокоит поле озвучивания чужого мнения.

Для лучшего вливания в коллектив

Странная мельница

Каждому из участников нужно рассказать о себе и любимых увлечениях, но не с помощью слов, а используя лишь возможности мимики и образов, создаваемых изменением положения рук, ног, тела.

Наблюдающие за одноклассником ребята должны пытаться угадать, что он пытается им рассказать о себе.

После выступления ребенок должен обязательно сказать, удалось ли кому-то из окружения понять то, что он хотел о себе заявить.

Родственник царевны Несмеяны

Одному из участников предлагают занять центральный стул.

Остальные, помня легенду о том, что перед ними человек, которому очень трудно смеяться и просто радоваться жизни, должны попробовать изменить его настроение с помощью комплиментов и теплых слов в его адрес.

Лучше всего, если для дела будут использованы похвалы, касающиеся лично Несмеяны. Это могут быть достижения в учебе, какие-то черты характера и внешности.

Тренинги для родителей и детей

При проблеме напряженных отношений между домочадцами по отношению друг к другу можно применить тренинг для улучшения отношений с помощью влияния наиболее авторитетного члена семьи.

Это довольно агрессивная методика для психики, особенно, если у человека хорошая фантазия. Но действенная.

На приеме у психотерапевта клиенту предлагают в красках представить, что произошло бы с каждым членом его семьи, если бы внезапно, вот прямо сейчас, на Земле произошла вселенская катастрофа одновременно с ядерным взрывом в данной местности.

Для контроля над ситуацией психолог во время тренинга может задавать наводящие вопросы, интересоваться, что подопечный представляет в отношении каждого близкого ему человека.

В ряде случаев такая жесткая эмоциональная встряска дает особенно хорошие результаты, если спустя какое-то время авторитетный представитель семьи поделится впечатлениями со своими домочадцами.

Для понимания позиции другого человека

При жалобе на конфликты и столкновение интересов поколений, пришедшему на консультацию человеку предлагается положить перед собой лист бумаги, а потом представить, что белый прямоугольник это второй участник конфликта.

Нужно не жульничая, поставить себя на его место и посмотреть на себя же уже глазами другого человека.

Что он ощущает, когда мы говорим какие-то фразы, даем советы или настаиваем на своем.

Часто уже первого сеанса достаточно, чтобы понять суть основного конфликта и его причину.

Тренинг не всегда сразу срабатывают у людей с плохой фантазией, привыкших к беспрекословному подчинению окружающих.

Но в большинстве случаев позволяет быстро и бескровно разрешать даже самые сложные конфликты, если противостояние двух сторон не является битвой бескомпромиссных принципов.

Тренинг общения для детей 5-7 лет:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов
Adblock
detector