Развитие дикции речи с помощью скороговорок для детей

В современном обществе сложно получить хорошую профессию без чистой дикции. Четкое и правильное произношение звуков не только прибавляет ребенку уверенности, но и позволяет ему вырасти гармонично развитой личностью. Чтобы ребенок научился говорить чисто, внятно и красиво, на помощь родителям приходят скороговорки для детей. Короткие фразы или стихи способны не только поднять настроение родителям и малышам, но и сформировать правильную артикуляцию.

Развитие дикции речи с помощью скороговорок для детей

  1. Характеристика скороговорки
  2. Помощь от проговаривания коротких стишков
  3. Методические указания
  4. Последовательность речевой работы

Характеристика скороговорки

Согласно формулировке толкового словаря, скороговорка — это намеренно созданная фраза, с подбором определенных труднопроизносимых звуков. Это предложение должно произноситься быстро и часто иметь шуточный смысл. Ритмичные пословицы и поговорки относятся к малому жанру английского фольклора, но популярны в разных странах.

Сегодня этот жанр не потерял своей актуальности и применяется у многих народов для улучшения речевых качеств. Изначально, привычные для многих родителей скороговорки для детей, создавались не для педагогического процесса. Они носили развлекательный характер, например:

«Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила мила мыло,

Мишку мылом не домыла».

Характеристика скороговорки

На праздничных гуляниях люди собирались вместе и устраивали конкурсы по быстрому проговариванию сложных фраз с часто повторяющимися звуками. Со стороны такое произношение звучало забавно и поднимало настроение всем собравшимся.

Педагог использует стишки для устранения речевых дефектов.

С течением времени назначение маленьких веселых выражений изменилось. Особая форма изложения материала побудила педагогов использовать стишки для устранения речевых дефектов. Логопеды подбирают для занятий с дошкольниками и даже со взрослыми клиентами разные скороговорки, направленные на отработку произношения определенного звука: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Везет Сенька с Санькой Соньку на санках».

От ребенка требуется не только внятно и четко произнести фразу, но и сохранить необходимый темп. Благодаря этому происходит речевое развитие. В процессе проговаривания малыш учится управлять собственным языком, постепенно выговаривая отчетливо и быстро самые сложные звуковые сочетания.

Помощь от проговаривания коротких стишков

В отличие от чистоговорок, которые невозможно сказать быстро, скороговорки поднимают настроение малышам. Педагоги давно заметили неоценимую пользу от применения в работе скороговорок для дошкольников. В процессе регулярных занятий они способствуют:

Помощь от проговаривания коротких стишков

  1. Становлению речевого аппарата дошкольника.
  2. Формированию более понятной, четкой и выразительной речи.
  3. Выговариванию окончаний слов. Некоторые дети дошкольного возраста «проглатывают» окончания слов, что делает их речь невнятной. Взрослые часто не понимают рассказ плохо говорящего малыша, что делает его неуверенным и стеснительным.
  4. Развитию памяти и мышления. Если ребенку потребуется выучить стишок, то придется осмыслить содержание фразы и научиться сопоставлять различные явления. В период школьного обучения ребенок сможет самостоятельно читать и учить понравившиеся произведения.
  5. Умению слушать других людей. Для понимания смысла текста, сказанного взрослым, дошкольнику приходится концентрироваться на произносимой речи. Постепенно сформированный навык позволит сосредоточивать внимание на заданиях учителя и понимать их суть.

Кроме этого, наладить доверительные отношения с малышом еще с рождения, помогут несложные и короткие скороговорки для развития речи у детей. Дети младшего возраста с удовольствием выполняют словесные задания, поднимая настроение себе и окружающим.

Отсутствие дополнительных пособий позволяет играть с ребенком в поездках, по пути в детский сад или дома, когда у мамы накапливается много домашней работы.

Методические указания

Сегодня все чаще педагоги применяют на развивающих занятиях фразы и стихи, предназначенные для быстрого проговаривания. При планировании логопедических занятий специалисты используют определенные скороговорки для дикции у детей. Но это не значит, что скороговорки полезны только для дошкольников с нарушениями в речевом развитии. Дополнительная тренировка артикуляционного аппарата не будет лишней и для ребенка с нормальной речью.

Проговаривание стихов с младенческого возраста

Начинать работу по проговариванию стихов можно с младенческого возраста. Использовать рекомендуется короткие и несложные фразы. В этот период малыш активно накапливает пассивный словарь и, чем больше взрослые будут разговаривать с ребенком, тем лучше это отразится на его развитии.

Проводить работу по заучиванию скороговорок насильно с детьми старшего возраста не стоит. Лучше включить их в игровой процесс, например, устроить семейное соревнование: «Кто скажет больше и быстрее». Как только малыш поймет суть игры, он и сам втянется в процесс.

С детьми шести лет можно отстукивать каждый произнесенный слог или хлопать в ладоши при появлении в речи определенного звука. Такие игры будут способствовать лучшей подготовке к чтению и письму, и помогут избежать проблем в школе.

Последовательность речевой работы

Методика проведения работы по разучиванию скороговорок для малышей, несколько отличается от последовательности проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Всю деятельность с короткими, быстро проговариваемыми стишками можно разделить на несколько стадий:

Разучивание скороговорки

Изменение интонации в произношении

  1. Разучивание скороговорки. Новое выражение необходимо произносить медленно, отчетливо выговаривая гласные и согласные звуки. На этом этапе требуется, чтобы малыш не только запомнил все слова и фразы, но и научился повторять их правильно.
  2. Постановка верной артикуляции. После того как ребенок выучит скороговорку, следует приступить к постановке правильной артикуляции. Правильно работать должны все речевые органы — зубы, язык и губы. Для этого произносят выученное предварительно предложение медленно, но беззвучно.
  3. Шептание. Эта ступень обучения не требуется быстрого произношения. Важно, чтобы ребенок научился говорить тихо, а не шипеть. Все слова фразы должны проговариваться отчетливо.
  4. Повторение в медленном темпе. От ребенка требуется повторить заученное высказывание в полный голос. Родителям не следует торопить малыша. В этот момент важно получить качественное произношение.
  5. Изменение интонации. Во всем периоде обучения эта стадия отличается особым позитивом. Детям нравится произносить знакомое выражение медленно и быстро, грустно и весело, задумчиво или агрессивно, напевно или вопросительно. В этот момент малыш учится управлять собственным голосом.
  6. Быстрое произношение. Проделав самую трудную работу и изучив собственный артикуляционный аппарат, дошкольник способен произнести скороговорку внятно и быстро. Для поддержания бодрого настроения можно устроить соревнование: «Кто быстрее скажет фразу без ошибок» или «Кто сможет произнести стишок без остановок три раза».

Заданий можно придумать много, но следует помнить, что приступать к заучиванию новой скороговорки целесообразно только после качественного усвоения прошлой. В случае возникновения проблем с произношением определенного звука, необходимо сделать упор на него. Для этого следует подобрать материал на трудновыговариваемый звук, соответственно возрасту дошкольника. А чтобы добиться положительного результата, деятельность должна приносить радость и взрослым, и детям.

Прочтите также:  Как выбрать манежку для своего ребенка
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов