Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста очень популярны у современных родителей. Этот период детства сильно влияет на формирование личности и увлечений ребёнка, потому прививать ему любовь к креативным занятиям стоит начинать именно с него.
Многие мальчики и девочки 3—6 лет обладают очень развитой фантазией и с удовольствием буду посвящать своё время творческим занятиям.
- Возраст и способности
- Методы развития
- Виды деятельности
- Игры и занятия
Возраст и способности
Первые признаки желания заниматься творчеством появляются у человека в возрасте 2—3 лет. С этого времени тяга к фантазированию и выдумкам только растёт, особенно если проводить с ребёнком развивающие занятия. Возрастные психологи утверждают, что у детей различных возрастов тяга к созидательной деятельности по-разному.
Развития тяги к творчеству можно условно разделить на такие этапы:
- В возрасте до 2 лет фантазия только начинает зарождаться. Дети выражают свою индивидуальность только очень простыми способами: неуклюже танцуют, измазывают бумагу красками и так далее. Многие виды разрушительной деятельности для двухлетних малышей тоже являются своеобразным творческим процессом — например, срывание обоев и разбрасывание различных вещей по комнате.
- В 3—4 года творческая активность проявляется наиболее явно. Процесс фантазирования и творения становится осознанным и обычно очень нравится маленькому человеку. Большинство детей в таком возрасте любят играть в сюжетно-ролевые игры как друг с другом, так и со взрослыми. Но для серьёзных занятий ученики такого возраста не подходят.
- Дети старшего дошкольного возраста (5—6 лет) уже способны выполнять довольно сложные творческие задания. Они начинают рисовать и лепить конкретные фигуры и предметы, пытаясь выразить себя. Их мозг способен запоминать и обрабатывать большое количество информации, особенно если она интересна, потому именно этот возраст считается идеальным для развития творческих способностей у дошкольников. Для этой цели больше всего подходят задачи и упражнения в форме игр.
От возраста малыша зависит и характер занятий. До 4 лет достаточно просто предоставлять ребёнку пространство для творчества и проводить с ним некоторое время за развивающими занятиями.
Начиная с 5—6 лет детей уже можно обучать целенаправленно — к этому моменту у дошкольника вполне может раскрыться какой-нибудь талант или появится любимый вид занятий.
Методы развития
Чтобы развить у дошкольника способности и любовь к творческой деятельности, нужно давать ему проявить инициативу. Просто поощряя выдумки ребёнка, позволяя ему фантазировать и проявлять себя, уже можно добиться неплохих результатов. Тем не менее участие родителей и педагогов тоже важно — только они могут создать благоприятную атмосферу, подходящую для развития креативных способностей. Чтобы занятия приносили пользу, нужно придерживаться таких правил:
- обращаться с ребёнком доброжелательно, установить хорошие отношения,
- стараться не критиковать идеи дошкольника, не относится к ним снисходительно и не высмеивать,
- не превращать занятия в рутину или обязанность,
- давать ученику возможность высказаться, терпеливо отвечать на его вопросы и прояснять все неясные моменты,
- поощрять инициативу, развивать и реализовывать идеи малыша,
- подавать личный пример в творческом подходе к решению задач,
- поощрять и хвалить ребёнка за удачные идеи, но не позволять ему закрыться из-за страха неудачи,
- уделять много времени практическим занятиям,
- выбирать те виды творчества, к которым дошкольник сам проявляет интерес,
- давать ребёнку выбор, одобрять его нестандартные решения, позволять пробовать что-то новое,
- постепенно усложнять задания, позволяя малышу расширить свою зону комфорта.
Заниматься желательно каждый день. Уроки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Способов развития творчества у детей дошкольного возраста существует очень много, начиная от рисования и изготовления поделок и заканчивая логическими играми.
Виды деятельности
Во время занятий желательно познакомить ребёнка с разными видами креативной деятельности, чтобы он смог понять, что ему кажется наиболее интересным и привлекательным. Для малышей 4—6 лет хорошо подойдут такие занятия:
- Рисование. Оно широко применяется для воспитания детей с очень раннего возраста. Рисование — это просто, безопасно и весело. Ребёнком весь процесс воспринимается как увлекательная игра, доставляющая множество положительных эмоций. Для наиболее эффективного развития творческих способностей, стоит познакомить малыша с разными нестандартными техниками — кляксографией, граттажем, рисованием свечой и мелками, квиллингом и так далее.
- Конструирование. Игры с кубиками и различными наборами игрушек не только доставят детям удовольствие, но и послужат импровизированным уроком архитектуры. Строительство игрушечных городов или зданий развивает фантазию, прививают вкус, развивает пространственное мышление.
- Игры со словами. Дошкольники могут подбирать рифмы, антонимы или синонимы, придумывать красивые метафоры, разгадывать загадки. Дети постарше способны составлять собственные простые тексты.
- Театральная деятельность. Известно, что большинство дошкольников часто представляют себя героями любимых мультфильмов и сказок, любят играть в «семью» или имитировать людей различных профессий. Потому постановка театрального спектакля — отличная идея для занятия. В процессе спектакля малыши развивают не только креативное мышления, но и социальные навыки, внимание и память.
- Музыка и танцы. Дети такого возраста слишком малы для освоения музыкальных инструментов, но для них вполне подходят упражнения на развитие голоса, музыкального слуха и ритма. Активные игры и танцы тоже послужить хорошим дополнением к уроку.
- Изготовление поделок. Для этого можно использовать что угодно — пластилин, ткань, бисер бумагу и прочие подручные материалы. Превращение набора простых материалов в игрушку или предмет с помощью ножниц и клея отлично развивает не только фантазию, но и практические навыки.
При выборе занятий нужно обязательно прислушиваться к мнению ребёнка. Его природную тягу к творческой деятельности необходимо развивать, а не подавлять в пользу более «полезных» занятий.
Игры и занятия
Хорошим дополнением к урокам станут развивающие игры. Некоторые из них:
- «Дорисуй фигуру». Взрослый чертит на бумаге одну или несколько геометрических фигур. Ребёнок должен дополнить их по своему усмотрению, нарисовав картинку.
- «Развитие ситуации». Учитель описывает какую-нибудь необычную или сказочную ситуацию — например, люди научились летать или животные стали разговаривать по-человечески. Дошкольник, используя фантазию, должен описать, к каким последствиям это приведёт.
- «Угадывание предмета». Взрослый прячет любой объект в коробку с крышкой. Ребёнок должен угадать, что это за предмет, задавая наводящие вопросы.
- «Крокодил». Классическая детская игра. Один участник жестами и мимикой изображает какое-то животное, а остальные угадывают. При желании можно заменить зверей предметами, явлениями, людьми различных профессий и так далее.
Лучший способ для развития способностей к творчеству у дошкольников — это обучение в форме игр. Для достижения результатов, уроки нужно проводить регулярно, но следить за тем, чтобы ученик не переутомлялся и получал удовольствие. Задача родителей или педагогов — не только обучить дошкольника навыкам, но и создать комфортные условия, в которых он сможет развить свои таланты.