Здоровая инициативность является катализатором развития личности, показателем активных мыслительных процессов. Успешным людям предоставляется в жизни больше возможностей для апробации своих талантов и умений. Полезное качество характера не может возникнуть в зрелом возрасте и по одному желанию.
Воспитательными усилиями родители могут позаботиться о том, чтобы малыш вырос инициативным человеком.На что должны обратить внимание взрослые, развивая предприимчивость ребенка? Все ли дети могут иметь внутреннее побуждение к новым формам деятельности?
Помогут темперамент и адекватная самооценка
Из четырех основных темпераментов, легче развить организаторские способности и бойцовский характер у сангвиников и холериков. Они от природы наделены сильным типом нервной системы, подвижны, эмоциональны. Меланхоликам и флегматикам понадобиться больше стараний в преодолении слабых внутренних процессов. Возможно, им всегда будет сложно руководить, брать инициативу на себя, выступать с перспективными предложениями. Но их высокая чувствительность и интуиция также могут найти достойное применение в жизни.
Воспитывая успешного малыша, родители не должны забывать о наблюдении за детской самооценкой и вероятной ее корректировке. Меланхолики и флегматики нуждаются в постоянной духовной и материальной стимуляции к действиям, повышению заниженной уверенности в себе.
У ребят же с сильным типом темперамента может возникать переоценка своих возможностей (хвастовство, взятие невыполнимых обязательств, «командирский тон»). В этих случаях взрослые корректно указывают малышу, что подобные проявления затрудняют общение, портят его характер. Развивая в таком ребенке инициативность, есть риск того, что он, привыкая выделяться и главенствовать, может остаться без искренних и преданных друзей.
Что развивает инициативу ребенка?
1. Умение планировать свои действия, самоорганизация. Доступным «тренажером» для формирования важной привычки является соблюдение режимных моментов в течение дня. Приученный с раннего детства следить за временем, малыш многое успеет. Следовательно, у него будет больше возможностей обдумать дальнейшие свои планы, выделить приоритетные дела, проявить инициативу (помочь маме помыть посуду, погулять с собакой, сделать поделку на школьную выставку).
2. Любимое дело и регулярные занятия (спортом, иностранными языками, музыкой) помогут сконцентрироваться и познать свои творческие и физические потенциалы.
3. Выполняемые просьбы приучают к ответственности за поручаемое дело.
Взрослые должны давать возможность прежде малышу высказать свои предположения, как лучше выполнить работу или поступить в конкретной ситуации. Не спешить с готовыми шаблонами и схемами действий. Правильно выдержанная пауза, перед тем как прийти на помощь маленькому человечку, поможет ему выбрать личную стратегию, проверить ее применение на практике и оценить результаты.