Методы социального воспитания

Методики социального воспитания многообразны. Они помогают ребенку адаптироваться в группе, а также легко налаживать отношения с окружающими. Методика включает в себя методы и приемы, под которыми понимаются способы социальной адаптации личности, наработка положительного опыта общения.

Выбирая методы социального воспитания и воздействия педагог должен учитывать, что на ребенка влияют следующие факторы:

  • Школьное окружение, семья,
  • Личные увлечения,
  • Телевизионные передачи и СМИ,
  • Литература и культурно-массовые мероприятия,
  • Устремления ближайшего окружения, жизненные планы ребенка, место в малой группе,
  • Природа.

В социальной педагогике различают индивидуальные и групповые методы воздействия. При этом, работая в группе, педагог все внимание направляет на личность ребенка.

Классификация методов социального воспитания

В науке принято разделять методы воспитания по нескольким направлениям.

  1. По направленности:
  • На сознание ребенка (формирование и изменение стремлений, взглядов, идеалов),
  • На самосознание ребенка (формирование самоорганизации, внутренние стремления к позитивному поведению),
  • На привычки и поведение ребенка с окружающими.
  1. По взаимоотношениям педагога и ученика:
  • Формы деятельности,
  • Методы взаимодействия,
  • Опека.
  1. По влиянию группы на личность:
  • Общение, диалог, перестроение, мнение и другие,
  • Формирование новой среды (другая деятельность, изменение идей, сознания, мировоззрения, смена среды/ситуации).

Формы социального воспитания

Из перечисленных методов ученые выделяют отдельные сгруппированные:

  • Социально-экономические (схожи с методами работы социальных работников в отношении помощи, включая материальную).
  • Организационные (формирование коллектива, отношений личности в данной группе, создание различных секций и кружков),
  • Психолого-педагогические (интервью, диалог, наблюдение, комплексное исследование, постановка диагноза с психологической точки зрения).

Выбор методов социально-нравственного воспитания

Одним из самых важных в работе педагога является метод наблюдения. Педагог с помощью дневника фиксирует основные моменты взаимодействия личности в коллективе школы, в семье, а также склонности ребенка к труду и обучению. Для подготовки дневника составляется план наблюдения в различных ситуациях. Педагог изучает школьные документы, характеристики, медицинскую карту ребенка. Выделяют несколько форм наблюдения:

  • Включенное (когда ребенок взаимодействует с педагогом),
  • Систематическое (проводится циклично, долгое время и беспрерывно),
  • Несистематическое (педагогом рассматриваются только внезапные, экстремальные условия воздействия на личность),
  • Ситуативное (выбирается конкретная ситуация – повседневная/экстремальная в семье, школе).
Прочтите также:  Цель и задачи социального воспитания

Следующий по значимости &#8212, метод беседы. В непосредственном контакте ребенка и педагога может открыться мировоззрение воспитанника, его проблемы и трудности. Педагог должен профессионально подойти к диалогу, так как от правильной реакции ребенка зависит степень доверия в беседе.

Читайте еще: Как воспитать ребенка личностью

К беседе необходимо тщательно подготовиться, вопросы должны быть четкими, но при этом не задеть ребенка. Каждый вопрос должен быть логичен и последователен. Ключевые вопросы следует расположить в середине диалога, чтобы не акцентировать не них внимание. Беседа требует от педагога собранности, концентрации и полного погружения в проблему ребенка.

Метод анкетирования выступает отчасти аналогом беседы. С помощью грамотной анкеты и ключевых вопросов можно понять проблему и выяснить причины её возникновения. Анкетирование бывает:

  • Закрытое (с выбором вариантов ответа),
  • Открытое (большое количество вопросов, частично требующих письменный ответ ребенка).

Метод интервью способствует получению информации на определенную заданную тему.

Метод тестирования сможет заинтересовать ребенка и направить его мысли на нужную социальному работнику тему. Тесты могут быть рисуночными, цветовыми, а также представлять собой личностные опросники.

Методы поддержки личности используются, когда ребенку нужна помощь в сложной жизненной ситуации. Социальный педагог помогает ему понять свои эмоции, сделать правильный выбор при сложившейся проблеме.

Методы преодоления конфликта способствует разрешению споров сразу в нескольких малых группах: семье, школе. Педагог выслушивает мнении сторон, помогает прийти к согласию, помочь ребенку в преодолении проблем в общении.

Методы воспитания на природных началах способствуют еще и творческому развитию личности. Это может быть создание кружков, формирование групп для походов, проведение мероприятий по созданию экологически чистых продуктов и другие.

Средства социального воспитания

Средства социального воспитания – совокупность множества средств воздействия на личность (интеллектуальных, эмоциональных, материальных), которые могут представлять собой символы, способы взаимодействия, окружающие воспитанника вещи, технические приборы, ценности культуры и искусства.

Под средствами выступает использование народной педагогики: воспитание словом, делом, религией, игрой, культурой.

Воздействие на ребенка может проводиться с помощью методов коррекции развития. В научной среде так называют воздействие на здорового в физическом плане ребенка с помощью психологических приемов, чтобы скорректировать его поведение. Эти методы помогают ребенку достичь понимания с окружающими, быть более раскованным на публике, выработать нормы приличия в обществе.

Читайте еще: Современные методы воспитания личности

Формирование положительных качеств у дошкольника

В перевоспитании ребенка дошкольного возраста могут применяться следующие приемы и методы:

  • Переубеждение (воспитатель должен продумать все аргументы в защиту своей точки зрения),
  • Переучивание (изменяется досуг и основные увлечения ребенка в позитивную сторону),
  • Переключение (привлечение ребенка к общественно полезным делам, получение им положительного нравственного опыта),
  • «Взрыв» по А.С. Макаренко (резкое психологическое воздействие, в корне меняющее мировоззрение ребенка).

В перевоспитании ребенка используются методы самовоспитания, с помощью которых достигается самостоятельное выяснение проблем, корректировка поведения, вера в свои силы, формирование здоровой силы воли и др. Дошкольники могут быть не поняты в силу неправильного выражения мыслей, неверных поступков.

Социальными педагогами применяются методы самоорганизации. Нередко ребенок не может самостоятельно контролировать течение времени, с помощью данного метода вырабатывается культура. Благодаря этому ребенок точно знает, когда он должен быть на занятиях, сколько времени отводить досугу, играм. Данный метод помогает улучшить успеваемость в школе у детей более старшего возраста.

Метод делового общения развивает в ребенке культуру ведения диалогов, умением грамотно вести светские беседы, общаться в трудных коллективах. Педагог объясняет дошкольнику, как правильно обращаться к взрослым, что делать в случае необоснованной агрессии со стороны сверстников, показывает все действия на примерах, с помощью игры.

Использование тренингов в перевоспитании ребенка

Метод тренинга способствует развитию наблюдательности, усидчивости, умению разбираться в проблемах других людей. Ребенок переносит проблемы внутри, отвечает на вопрос «какой я?», узнает мнение окружающих («какой ты?»), в заключении чего изменяет своё поведение к людям, пересматривает свою жизненную позицию.

Для решения сложных проблем ребенка используют методы музыкотерапии. Они помогают расслабиться, направить мысли на красоту и искусство. Данный метод включает в себя проведения под классическую музыку занятий ИЗО, пение, игровую форму сеанса психотерапии. Зачастую метод применяется в интернатных учреждениях, летних лагерях, где обстановка напряженная. Музыка способствует снятию напряжения, беспокойства, чрезмерной возбудимости.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов