Организация социального воспитания в школе

Социальное воспитание &#8212, это воспитание ребенка путем создания условий для его полноценного развития, духовной ориентации. Оно основано на вовлечении его в общественно значимую жизнь.

Значение социального воспитания

Социализация &#8212, постепенное становление человека через усвоение культурных, общественных ценностей, взаимодействия с многочисленными институтами (семья, школа, социум) с ранних этапов жизни. Протекает она только при взаимодействии с остальными членами общества: сверстниками, родителями, педагогами, влияющими на формирование сознания, мировосприятия ребенка.

ВажноСоциальное воспитание в школе &#8212, целенаправленная работа по формированию главных качеств личности, связанная с обучением, психологическими особенностями, самообразованием. Это процесс, включающий все средства педагогической деятельности. В результате формируются способности, образцы поведения, ценные для общества.

Социальное воспитание состоит из нескольких направлений:

  • Обеспечение социального опыта &#8212, создание условий для быта, отдыха, помощь в вопросах взаимодействия с коллективом, самостоятельной деятельности. Опыт &#8212, умения, навыки, знания, нормы, ценностные установки, необходимые для полноценной самостоятельной жизни,
  • Образование &#8212, обучение, просвещение, пропаганда культурных, нравственных ценностей,
  • Оказание индивидуальной помощи в культурных, познавательных, нравственных, личностных вопросах.

Школа &#8212, искусственно созданная воспитательная среда

Среда &#8212, окружение ребенка. Для полноценного развития среду нужно организовать. Часто используется термин “воспитательная среда” &#8212, организованная среда, в которой благодаря педагогам создаются условия, не допускающие влияния отрицательных факторов.

Школьная среда способна избирательно передавать воспитуемому основные принципы и правила общества. Возможности школьных коллективов не одинаковы. Они зависят от микроклимата ученического и преподавательского коллектива, профессионализма работников, характера деятельности.

Детский коллектив объединяет учащихся. Ребенок обогащается опытом других детей, педагогов. В период учебы школьная среда ребенка &#8212, основная среда его обитания.

ВажноОрганизованный коллектив помогает ребенку полноценно развиваться как социально активной личности, обладающей познавательными, творческими способностями, навыками самостоятельности. Ребенок находит признание, поддержку, учится защищать интересы, жизненную позицию.

Оптимальным воздействие воспитательной среды школы становится тогда, когда имеется общий план развития, когда каждый занят в коллективных делах. Тогда коллектив становится воспитательной средой, работа которой направлена на развитие конкретных, полезных для общества установок, ценностей.

Школа как институт социального воспитания

Социальное воспитание в современной школе &#8212, главный элемент социализации человека. Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Читайте еще: Социализация личности и воспитательный процесс

Современная школа &#8212, единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

ВажноШкола &#8212, действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время,
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом,
  • Учреждение образования &#8212, открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры),
  • Школа обладает автономией,
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности),
  • Сочетание традиций и инноваций,
  • Статус ученика временный,
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа &#8212, транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива,
  • Коллектив взрослых &#8212, педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания,
  • Школьное сообщество &#8212, ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию, усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося,
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников,
  • Возрастной. Зависит от возраста,
  • Гендерный. Учет различий по полу,
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия,
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Читайте еще: Как воспитать ребенка личностью

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст &#8212, оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения,
  • 5-6 класс &#8212, лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности,
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни,
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа &#8212, небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Люди, при взаимодействии с которыми протекает социализация, называются агентами. В школе такими агентами являются учителя. Особую роль выделяется работникам социально-педагогической, психологической службы. Педагог-психолог, социальный педагог согласно должностных обязанностей должны способствовать успешному процессу социализации учащихся. Применяемые технологии позволяют менее болезненно с учетом всех особенностей учащихся содействовать успешному воспитанию.

Социальный педагог &#8212, агент социализации, отвечающий за организацию социального воспитания, он посредник между несколькими мирами: детей и учителей, детей, родителей. Социальным педагогом общеобразовательного учреждения, другими учителями задается направленность процесса социального воспитания. Поэтому так важны профессиональные и нравственные качества этих работников.

В рамках своей работы социальный педагог выполняет все возложенные на него обязанности по социализации, успешной адаптации учащихся:

  • осуществляет диагностику, профилактику, коррекцию, просвещение,
  • проводит работу с детьми, родителями, педагогами и социумом,
  • содействует процессу социализации всех детей, независимо от их семейного положения, состояния здоровья, статуса и других характеристик.

Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации. Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только она с поддержкой других институтов способна создать полноценного члена общества и гражданина своей страны.

Прочтите также:  Модные детские куртки осень-зима 2021-2022 фото
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов