Цели, задачи и проблемы правового воспитания

«Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца»

И А. Ильин

Человек &#8212, существо социальное. Всю свою жизнь, от рождения до смерти, он непрерывно взаимодействует с другими людьми, с обществом. Такие отношения в социуме всегда упорядочены и регулируются конституцией той страны, где человек живет.

В море законов, статей, прав и обязанностей человек должен не просто жить, но уметь ориентироваться с пользой для себя и своих близких. Роль правового воспитания как раз состоит в том, чтобы восполнить пробел в знаниях, искоренить правовую неграмотность и помочь гражданину страны жить максимально комфортной, спокойной жизнью на территории своего государства.

Правовое воспитание, это особое воздействие на сознание и поведение людей, вырабатывающее у них правильную ориентацию в обществе, законопослушное поведение. В педагогике &#8212, воспитательный процесс, направленный на формирование правовой культуры, основных юридических понятий и уважения к закону. Осуществляется государственными органами или учебными заведениями.

Принципы, цели и задачи правового воспитания

В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.

При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:

Принцип гуманизма Принцип законности
Признавать индивида высшей ценностью Абсолютная реализация законов, подзаконных правовых актов:

— всеми правительственными органами,

— публичными организациями,

— служебными лицами,

— самими гражданами.
Защищать достоинства, свободу, элементарные гражданские права
Создавать условия беспрепятственного и многогранного проявления способностей личности

Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.

Более конкретно эти цели можно выделить так:

  1. Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности),
  2. Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма,
  3. Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение,
  4. Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав,
  5. Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка,
  6. Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное &#8212, неотвратима.

Читайте еще: Правовая культура и воспитание

Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:

  • Воспитание правовой активности граждан,
  • Распространение правовой информации,
  • Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
  • Приобретение правовых знаний, убеждений
  • Воспитание уважения к закону
  • Привитие навыков законопослушного поведения

Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.

Воспитание правовой культуры у детей

Одним из условий всестороннего развития личности является формирование правовой культуры. Ребенок приходит в этот мир, как чистый лист бумаги. Способность к понимаю законов, правил и ответственности не приходит сама по себе. Ее надо воспитывать постепенно, причем начинать воспитание лучше с самого дошкольного детства . Правовая культура формируется в общении с другими людьми, в участиях в мероприятиях, различных видах деятельности, под влиянием личного примера взрослых. Все это есть правовое воспитание детей.

?За процесс правового воспитания отвечают основные социальные институты в жизни ребенка: семья – школа (детский сад) – общество, а также специальные институты и правоохранительные органы, работа которых &#8212, защищать права и свободу детей.

Правовое воспитание детей начинается в детском саду. Педагоги ДОУ дают воспитанникам элементарные понятия о конституции, об их правах (в первую очередь), об обязанностях родителей. Основная цель такого воспитания – отследить и предотвратить преступления против прав детей, которые нередко случаются в стенах их родных семей.

Более обширно понятия о праве и законе даются в средней образовательной школе. По сравнению с другими компонентами воспитательной деятельности, детское правовое воспитание имеет свою специфику – оно определяет социально-правовой статус учащейся молодежи в обществе. Учащиеся школы еще полностью зависят от родителей (опекунов), их поступки корректируются педагогами, воспитателями и родителями. Они еще так мало знают о законе и праве, у них нет опыта в правовых отношениях. С этими правилами им только предстоит познакомиться. Учителя знакомят школьников с теми правами и законами, которые регулируют их жизнь в мире взрослых, с ответственностью перед законом, в соответствии с их возрастом.

Читайте еще: Правовое воспитание в школе

Проблемы правового воспитания молодежи

Тема правового образования молодежи набирает сегодня небывалую актуальность Ускорение процветания товарно-рыночных отношений, провоцирует у большинства молодых людей чувства стремительно улучшения уровня жизни и роста материального благосостояния. Иллюзия наступления идеальной жизни привела к краху неоправданных разочарований. Отсюда смятение неуверенность среди молодого поколения.

Идея быстрого обогащения улетучилась, словно дым. Резко возросло количество людей, пожелавших обогатится быстрыми и незаконными средствами. Поэтому государство видит правовое воспитание молодежи необходимой работой. Молодые люди (старшие школьники, подростки) представляют собой группу риска, на которую государству нередко приходится воздействовать путем угроз и санкций.

Причины, приводящие к нарушению закона среди молодежи

Диагностирующими в этой ситуации смогли бы стать обстоятельства, которые были бы способны формировать личность молодых людей. Но эти обстоятельства сегодня изменились. На первый план выделилась безработица, а с ней отсутствие должной организации жизни и интересов молодежи.

Основой воспитания подрастающего поколения должно стать просвещение людей в области прав каждого гражданина в отдельности. Свобода слова, выбора, обоснованности прав и свобод личности. Необходимо четко выработать у молодёжи стабильное направление на законопослушные действия.

Задумываясь о смысле социального воспитания, как процедуре создания (реформирования) правовой культуры у молодежи, сталкиваешься с тем, что оно может содержать в себе определенные структурные составляющие:

  • оценочный, подразумевающий создание правильного и здорового отношения к праву,
  • уведомительный (включающий в себя информирование о праве,
  • регулирующий, в данном случае, подразумевающий внедрение правильной установки на правовое поведение,
  • когнитивный – при общение к чувству незаменимости правомерного поведения
  • организационный – подразумевающий структурирование деятельности субъектов социального воспитания в рамках государственных и общественных институтов.

В условиях, которые сложились в нашем, далеко не идеальном обществе, среди других задач, стоит одна важнейшая – преодолеть такое явление, как правовой нигилизм (отрицание права, как социального института). Правовой нигилизм, словно вирус, поражает огромное число молодых людей, поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи понимания всей серьезности ответственности, невозможности самоуправства, продажности, процветания теневой экономики. Другими словами, не допустить распространения правового беспредела и анархии в кругах наших юных граждан.

Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются: правовой порядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека.



Прочтите также:  Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов