Задержка психического развития и умственная отсталость у детей

Отклонения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка обычно выявляются в дошкольном либо школьном возрасте, когда симптомы этих отклонений становятся наиболее заметными.

Не всегда легко определить, умственная отсталость или ЗПР у детей, поскольку эти состояния имеют сходные черты. Но ЗПР, в отличие от умственной отсталости, выражена мягче и успешнее компенсируется.

Чем отличаются ЗПР и олигофрения?

Когда родители замечают, что их ребенок отстает в развитии от сверстников, они ощущают тревогу и спешат связаться с педиатрами и детскими психологами, чтобы убедиться, что все в порядке.

Важно помнить: каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, и то, что родитель может воспринять как отклонение, на деле им не будет являться.

Ребенку с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, концентрироваться на занятиях, контролировать собственное поведение. Эмоциональный фон таких детей неустойчив. Если ЗПР не скомпенсировать до начала школьного обучения, ребенок будет регулярно получать неудовлетворительные отметки.

У порядка 15-16% детей наблюдается та или иная степень ЗПР. Но задержку психического развития всегда возможно устранить, если активно заниматься с ребенком по специализированным методикам. Чем раньше будет выявлена ЗПР, тем выше шансы преодолеть ее полностью.

Если же у ребенка умственная отсталость, устранить ее не удастся. Главная задача педагогов, психологов и родителей подготовить его к взрослой жизни настолько, насколько это возможно: обучить чтению, письму, счету, дать основные бытовые навыки.

Чем сильнее выражена олигофрения, тем меньше шансов, что ребенок в будущем сможет обеспечить себя.

Умственная отсталость почти всегда сочетается с отклонениями, которые развились в пренатальном периоде, и тяжелыми генетическими болезнями (синдромы Дауна, Ангельмана, Ретта, Вильямса). ЗПР также может быть связана с нарушениями, присутствующими у ребенка, но эти нарушения менее серьезны, чем те, для которых характерна умственная отсталость.

Диагноз олигофрения имеет лишь 1% населения. При этом:

  • более 80% олигофренов имеют легкую степень умственной отсталости (в спец. литературе ее еще называют дебильностью),
  • умеренная степень олигофрении выявлена у 10% (также обозначается как имбецильность слабой выраженности),
  • тяжелую и крайне тяжелую степень малоумия имеют в сумме порядка 5% олигофренов.

Разница между олигофренией и ЗПР крайне весома и на практике легко замечается. Дети с ЗПР имеют более высокий в сравнении с олигофренами потенциал развития, а их умения (моторные навыки, умение запоминать и воспроизводить сведения, мышление, внимание, контроль поведения) развиты гораздо лучше.

При верно организованной коррекционной работе отклонения в психическом развитии скомпенсировать можно практически всегда, в отличие от умственной отсталости.

Как выявить отсталость у ребенка?

Все дети в учебных учреждениях проходят проверки на степень развитости, поэтому и ЗПР, и более серьезные интеллектуальные дефекты обнаруживаются достаточно быстро. Также о том, что ребенок отстает и его нужно показать специалистам, могут сказать педагоги и психологи, работающие в учебном заведении.

Легкие степени ЗПР способны остаться незамеченными даже у школьника. О том, что с процессами формирования психики и интелекта ребенка не все в норме, могут сказать его отметки и информация о поведении. Если у него плохая успеваемость, он неусидчив, не умеет контролировать поведение, его важно показать специалистам.

Часть детей с ЗПР не имеют нарушений в эмоциональной сфере. Они способны контролировать поведение, меньше отвлекаются и не доставляют проблем родителям и воспитателям, поэтому о наличии задержки скажут лишь отметки ребенка: если они стабильно удовлетворительные и неудовлетворительные, важно обратиться в больницу.

Легкие степени олигофрении также могут быть не замечены до школьного возраста, а в редких случаях и до совершеннолетия.

Основные признаки легкой олигофрении у ребенка-дошкольника:

  • ребенок чрезмерно раздражителен,
  • не заинтересован в общении с ровесниками,
  • не проявляет значительной эмоциональности при контакте со взрослыми,
  • не интересуется игрушками до трех-четырех лет (остальные дети в этом возрастном периоде активно их используют),
  • в более старшем возрасте, когда ровесники пытаются копировать поведение взрослых, играют в профессии, в дочки-матери, они начинают интересоваться игрушками.

Более серьезные степени олигофрении выявляются еще в первые два-три года жизни ребенка, поскольку имеют ярко выраженную симптоматику (см. фото). Родителям важно знать нормы психического развития для каждого возрастного периода.

Если младенец не держит голову в полтора месяца, а в шесть-восемь месяцев не начинает лепетать, это может говорить о наличии ЗПР либо олигофрении.

Симптомы и признаки

Как понять, что ребенок отстает в развитии? Основные симптомы задержки психического развития:

  • легкие отклонения в когнитивных процессах, касающиеся всех функций (страдают память, мышление, внимание, восприятие, речевые умения),
  • нарушения способности правильно анализировать информацию, поступающую извне,
  • наличие признаков, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (неустойчивость настроения, выраженные трудности с концентрацией, чрезмерная активность, энергичность, импульсивность),
  • маленький словарный запас,
  • трудности при формулировании предложений, особенно сложных,
  • агрессивность, раздражительность, низкая стрессоустойчивость (ребенок бурно реагирует на любую, даже незначительную стрессовую ситуацию),
  • чрезмерно выраженная тревожность, возможно наличие нарушений сна, аппетита,
  • слабая развитость фантазии,
  • плохая координация движений, неаккуратность,
  • нервные тики и другие дискинезии.

Наиболее заметной задержка в психическом развитии становится в дошкольном и школьном возрасте. Степень выраженности симптоматики может варьироваться.

Умственная отсталость, наблюдающаяся при ЗПР, не включена в современную классификацию заболеваний, поскольку выражена недостаточно (уровень IQ выше 68). Она называется пограничной умственной отсталостью.

Соприкасаясь с темой олигофрении, важно учитывать степень, поскольку различия между разными степенями умственной неполноценности крайне значительны.

Ребенок с легкой и даже умеренной степенью умственной отсталости имеет шансы усвоить большинство необходимых для повседневной жизни навыков и обслужить себя, если получит качественное лечение, а ребенок с тяжелой или глубокой степенями не способен почти ни на что и нуждается в паллиативной поддержке прежде всего.

Основные симптомы легкой и умеренной умственной отсталости:

  • отсутствие абстрактного мышления,
  • выраженные нарушения моторики (неловкость движений, выраженная сильнее, чем у детей с ЗПР),
  • речевые нарушения (речь замедленна, недостаточно внятна),
  • трудности при попытке формулировать реплики (часто получаются корявые фразы),
  • маленький словарный запас,
  • неразвитая воля,
  • отсутствие способности сформировывать мнение по разным аспектам, сочетающееся с готовностью принять чужое (одна из причин, по которой умственно неполноценные люди часто попадают под влияние преступников),
  • выраженные нарушения когнитивных функций (ребенок плохо запоминает информацию, испытывает трудности, когда нужно пересказать материал, а из-за нарушений мышления он не способен найти логические связи в сведениях, которые ему выдаются, концентрироваться на различных занятиях ему также сложно).

Люди с легкой и умеренной степенью олигофрении достаточно неплохо справляются с выполнением повседневных дел и способны выполнять монотонную физическую работу. Требуется много усилий, чтобы подготовить ребенка-олигофрена к будущей жизни, и чем ниже коэффициент интеллекта, тем эта задача сложнее.

При тяжелой степени имбецильности словарный запас взрослого человека не превышает 200-400 слов, он безынициативен, его заботит лишь удовлетворение физиологических потребностей.

Если приложить достаточно усердия в детстве, можно дать такому человеку некоторые базовые навыки. Но он все равно будет нуждаться в поддержке на протяжении жизни.

Люди с очень тяжелой степенью олигофрении идиотией глубокие инвалиды, которые не способны разговаривать, почти не способны проявлять эмоции (почти всегда им доступны только два эмоциональных состояния, которые можно обозначить как удовлетворение и неудовлетворение), имеют выраженные двигательные отклонения. Идиотия почти всегда сочетается с прочими тяжелыми нарушениями.

Степени тяжести

Задержка психического развития имеет следующие степени тяжести:

  1. Легкая. Формирование ребенка задерживается в рамках одного возрастного этапа.
  2. Средняя. Ребенок отстает в формировани на один либо два возрастных этапа.
  3. Тяжелая. Ребенок отстает более чем на два возрастных этапа.

В прошлом олигофрения также имела три степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотию. Сейчас выделяют четыре степени тяжести:

  1. Легкую. Ребенок имеет IQ в рамках 50-69 баллов.
  2. Умеренную: 35-49 баллов.
  3. Тяжелую: 20-34 балла.
  4. Глубокую: ниже 20 баллов.

Также многие исследователи стремятся отказаться от наименований, существовавших в старой классификации.

Причины развития патологий

Главные факторы, вызывающие ЗПР и сходные отклонения:

  1. Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, осложнения инфекционных заболеваний, гипоксия и другие осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, генетические нарушения.

    При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии.

  2. Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека.

Основные причины формирования умственной отсталости:

  1. Биологические: родовые травмы, асфиксия, кислородное голодание, генетические болезни (самые тяжелые степени олигофрении часто связаны с генетическими заболеваниями), выраженные отклонения в процессе формирования центральной нервной системы, употребление матерью алкоголя, наркотиков в период вынашивания, прием препаратов, не подходящих для беременных, осложнения после тяжелых инфекционных заболеваний, последствия резус-конфликта. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.
  2. Педагогическая запущенность: практически полное отсутствие воспитания, обучения. Обычно наблюдается в глубоко маргинальных и асоциальных семьях.

Психология таких детей

Дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеют массу схожих поведенческих черт, таких как:

  • неустойчивость настроения,
  • вспыльчивость, агрессивность,
  • повышенная возбудимость,
  • импульсивность,
  • повышенная активность или, наоборот, робость, стеснительность,
  • неумение или нежелание играть со сверстниками,
  • плохо развитая способность контролировать поведение,
  • неусидчивость,
  • безынициативность,
  • повышенная утомляемость.

Выраженность этих характеристик зависит от множества факторов, таких как тяжесть отклонения, обстановка в социуме, качество воспитания, обучения, индивидуальные особенности ребенка.

Дети с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости не интересуются окружающим миром, их эмоциональный диапазон крайне ограничен, эмоциональный и какой-либо другой контакт с ним затруднен.

Ситуация может незначительно улучшиться в процессе проведения качественной коррекционной работы.

Что делать, если малыш отстает в развитии?

Если родители заметили, что их ребенок отстает от сверстников, им важно помнить о том, что они могут ошибаться.

Ставить ярлык на ребенка никогда не следует: у каждого человека индивидуальный темп развития, и любой ребенок может испытывать серьезные сложности при ознакомлении с какой-либо темой. Это не делает его отстающим в развитии.

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка присутствует какая-либо степень отставания, им следует обратиться к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу и психиатру.

Когда диагноз будет стоять (если он, конечно, есть), лечащий врач подробно объяснит родителям, как им следует действовать, чтобы помочь ребенку.

Диагностика

При первичном осмотре доктор беседует с ребенком и родителями, задает уточняющие вопросы и при подозрении на интеллектуальную неполноценность дает направление на дальнейшие обследования, включающие:

  • магнитно-резонансную томографию,
  • компьютерную томографию,
  • электроэнцефалографию,
  • консультации у психолога, невролога, психиатра.

Также проводятся тесты, определяющие уровень интеллекта ребенка. На основании результатов обследования выставляется диагноз: олигофрения определенной степени либо задержка психического развития.

Детям с легко выявляемыми генетическими патологиями, всегда сопровождающимися умственной отсталостью (например, синдром Дауна), ставят диагноз олигофрения сразу после рождения.

Дифференциальная диагностика при умственной отсталости (Олигофрении): аутизм, ЗПР:

Как лечить?

Основа лечения и ЗПР, и олигофрении продолжительная коррекционная работа с психологами, психотерапевтами и дефектологами.

Она в большинстве случаев позволяет полностью устранить ЗПР и помочь ребенку с олигофренией овладеть базовыми навыками, необходимыми для дальнейшей жизни.

Медикаменты при лечении этих расстройств практически не применяются. Лекарственная терапия показана при наличии симптомов, которые можно устранить. К примеру, при наличии расстройств сна и повышенной возбудимости могут быть назначены седативные средства. Целесообразность назначения тех или иных средств определяет лечащий врач.

Положительный эффект оказывает физиотерапия. Полезны курсы массажа, регулярные физические упражнения.

Воспитание и обучение

Работа с детьми, имеющими умственную отсталость либо отклонения в психическом развития, требует от педагогов и родителей терпения. При работе необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основные принципы работы с детьми, имеющими ЗПР либо олигофрению, основанные на выводах Л. С. Выготского:

  1. Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно. Не следует ограничивать ребенка и выполнять все за него: чем больше он будет практиковаться, тем выше будут его результаты и тем быстрее он освоит необходимые навыки.
  2. Предоставление помощи ребенку в тех случаях, когда он однозначно не способен выполнить задание сам. При этом помощь не должна предполагать выполнение всей работы за ребенка. Помощник (родитель, воспитатель, учитель) должен помогать ребенку именно в той сфере, которая дается ему очень плохо, и по возможности подводить его к решению в процессе взаимодействия.

Родителям ребенка с ЗПР часто советуют отдавать его в школу не в шесть-семь лет, а в восемь. Эта рекомендация крайне полезна, поскольку в таком случае у ребенка будет больше возможности подготовиться физически, эмоционально и интеллектуально к школьному обучению.

Родители, заботящиеся о ребенке с олигофренией и ЗПР, часто ощущают себя неполноценными, могут чувствовать негативные эмоции по отношению к нему, раздражаться, если он делает что-то не так.

Им важно обратиться к психологу или психотерапевту, если они замечают эти признаки. Специализированная помощь не только улучшит их психическое самочувствие, но и поможет им лучше взаимодействовать с ребенком, что благоприятно скажется на его развитии.

Советы по обучению и воспитанию для родителей:

  1. Избегайте стремления делать все за ребенка. Даже если проще и быстрее сделать все самостоятельно, важно подавить этот порыв и позволить ребенку сделать все самому. Помогайте ему лишь в том, что ему очень сложно выполнить.
  2. Не ожидайте многого. Работа с отстающим ребенком требует огромного терпения, а добиться быстрого улучшения не всегда удается. Важно всегда помнить, что видимые результаты появятся нескоро.
  3. Чаще хвалите. Своевременная похвала поможет ребенку поддерживать мотивацию и улучшит его психическое самочувствие. Если ребенка в семье регулярно ругают и обижают, он развивается гораздо хуже.
  4. Регулярно занимайтесь. Даже если у ребенка есть занятия с замечательными психологами, логопедами и дефектологами, важно поддерживать с ним эмоциональный контакт и прилагать усилия по обучению. К примеру, во время прогулки по городу спрашивайте его о том, какого цвета и какой формы тот или иной объект, объясняйте различия, будьте доброжелательны.

Во время работы с отстающими детьми специалисты организовывают занятия так, чтобы тем было легче усвоить материал.

Для этого они учитывают следующие правила:

  1. Дозированность информации. Дети должны получать такое количество сведений, которое они смогут усвоить.
  2. Большое количество наглядного материала. Детям с ЗПР легче усваивать информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные сведения.
  3. Частое повторение. Педагогу важно убедиться, что информация усвоена, и только после этого переходить к следующей теме. Но того количества повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка, ребенку с ЗПР не хватит.
  4. Регулярная смена деятельности. Из-за проблем с усидчивостью и концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же деятельностью больше определенного времени.

Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Развивающие игры для детей с отклонениями

Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.

Игры, развивающие:

  1. Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как Ладушки-ладушки, Кто быстрее перенесет фрукты, Поймай воздушный пузырь, Прокати шарики. Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
  2. Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: Назови одним словом (перечисляются слова лиса, заяц, волк, и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), Найди лишнее, Разложи по порядку.
  3. Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как Чудесный мешочек (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), Большой-маленький. Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.

Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.

Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.

Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения.

Прочтите также:  Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов