Как провести интересное занятие по экологии в подготовительной группе

Экологические знания — составляющая часть общей культуры ребёнка. Они пробуждают в нём интерес к окружающему миру, стремление исследовать и совершать открытия. В подготовительной группе образовательная деятельность переходит на новый уровень. Ребята уже многое знают и умеют: способны классифицировать объекты по различным признакам, выявлять причинно-следственные связи, имеют широкий кругозор, хорошо воспринимают информацию. В связи с этим содержание экологических занятий становится сложнее: будущие школьники прослеживают разные нюансы взаимодействия природных объектов со средой их обитания, учатся сравнивать и решать проблемные задачи.

Теоретические основы экологического воспитания в подготовительной группе ДОУ

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.

В. Бианки

https://libsevchenko.nethouse.ru/page/1076754

Природа оказывает большое воспитательное влияние на формирование личности дошкольника. Основы экологического воспитания закладываются в семье и в дошкольном учреждении, дети учатся видеть красоту природы, заботиться о ней и жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи

Экологические занятия с будущими школьниками решают ряд задач:

  • Расширение представлений о мире растений и животных. Дети узнают, что бывают лесные, луговые, садовые, лекарственные растения, более конкретно знакомятся с условиями жизни комнатных цветов, учатся находить связь между состоянием растения и окружающей его средой, получают представления о вегетативном размножении. Будущие школьники систематизируют знания о животных (диких и домашних) и птицах (зимующих и перелётных), особенностях их приспособления к окружающей среде. Вводится понятие млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Конкретизируются знания дошкольников о насекомых, ребята учатся их сравнению по способу передвижения, месту обитания.
  • Занятия по экологии в подготовительной группе воспитывают у ребёнка интерес к родному краю, а также уважительное отношение к труду сельскохозяйственных работников.
  • Систематизируются представления детей о временах года, а также сезонных изменениях. Ребята знакомятся с термометром, наблюдают за обрезкой кустарников, участвуют в высаживании садовых растений, находят природный материал для поделок, определяют свойства снега, знакомятся с народными приметами об осенней, зимней, весенней, летней погоде.
  • У детей седьмого года жизни формируется представление о трансформации веществ из одного состояния в другое — осмысливаются такие природные явления, как дождь и град, иней и туман. Дошкольники учатся находить причинно-следственные отношения (например, если пропадут насекомые, то некому будет опылять растения, не будет семян), взаимосвязи в природе (растения, ядовитые для человека, могут служить пищей для животных).
  • Закрепляется умение выражать своё отношение к природе через рассказ и продуктивную деятельность.
  • У будущих школьников воспитывается осознание того, что человеческая жизнь и здоровье во многом обусловлены состоянием окружающей среды (это чистый воздух и вода, лесные богатства). Закрепляется умение правильного поведения в природе (убирать за собой мусор, не разрушать муравейники, не ломать ветки деревьев и пр.).
Прочтите также:  Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте

Девочка держит в руках растение

Бережное отношение к природе воспитывается с раннего детства

Приёмы работы

При работе с воспитанниками подготовительной группы педагог применяет особые методы, приёмы, формы работы:

  • Создание проблемных ситуаций. Например, педагог рассказывает, что два мальчика поймали в лесу ёжиков. Спустя несколько дней друзья встретились и стали спорить, кто из них больше любит своего ежа. Один мальчик хвалился, что поит зверька молоком, постелил ему мягкую кроватку, а другой сказал, что отпустил своего в лес. Дети должны определить, кто из ребят поступил правильно. Другой пример — на экскурсии в лесу дошкольники увидели красивую травку. Мальчик хотел её сорвать и принести в группу, а девочка предложила аккуратно выкопать растение и посадить его на приусадебном участке детского сада. Задача — определить, кто прав.
  • Игра «Чёрное и белое» (по технологии ТРИЗ). Дети, рассуждая, должны выявить положительные и отрицательные качества определённого объекта природы. Например, солнце — это хорошо или плохо (хорошо, т. к. оно даёт всему живому тепло и свет, а плохо, потому что можно получить солнечный удар, обгореть). Другой пример — гусеница: хорошо, т. к. они потом превращаются в бабочек, а плохо, т. к. они поедают листья растений.
  • Метод мозгового штурма. Педагог задаёт необычный вопрос и из нескольких ответов и творческих идей дошкольников выбирает вместе с ними наиболее правильные и удачные. Пример вопроса: где найти лето зимой (в оранжерее, огороде на подоконнике в группе и пр.).
  • Разгадывание экологических кроссвордов. В подготовительной группе многие дети уже умеют читать и писать, поэтому подобная деятельность выполняется с удовольствием.

Пример экологического кроссворда с овощами

Воспитанникам подготовительной группы можно предлагать разгадывать кроссворды на экологическую тематику

Виды занятий по экологии в подготовительной группе

Экологические занятия в подготовительной группе могут иметь разную структуру и форму.

На комплексном занятии определённая тема раскрывается с разных сторон с помощью разных видов деятельности, последовательно сменяющих друг друга (при этом они чётко отделяются друг от друга). Например, при рассмотрении темы «Сезонные изменения в природе весной» вначале педагог ведёт с детьми познавательную беседу, затем рассматривает с ними произведения художников, а завершает занятие рисование весеннего пейзажа (в середине проводится физкультминутка на соответствующую тематику). Благодаря такому подходу образ весны осмысливается более глубоко.

Комплексное экологическое занятие можно сравнить с многослойным пирогом, где каждый слой чётко отделён друг от друга.

В интегрированном занятии сложно отделить виды деятельности один от другого — их элементы взаимопроникают друг в друга, создавая целостный образ. К примеру, при изучении темы «Цыплёнок» детям предлагается ряд заданий: актуализация знаний (игра «Кто я» — работа с карточками, изображающими разные свойства — цвет, размер, среда обитания, фактура), логические задания «Что было, есть и будет» (нахождение последовательности событий — яйцо, цыплёнок, петух), составление рассказа по картинкам «Почему цыплёнок пищит», решение простой арифметической задачи (в день цыплёнок съедает стаканчик пшена, сколько пшена он съест за 2 дня), конструирование птенца из геометрических фигур.

В подготовительной группе также практикуются экологические занятия в виде экскурсий. Это выходы в ближайшие экосистемы в течение года — походы в лес, к водоёму, на луг и пр. Такие мероприятия крайне важны: ребята не только дышат свежим воздухом, но и усваивают познавательную информацию, получают эстетическое наслаждение от общения с природой, принимают участие в природоохранных акциях. Такое прямое взаимодействие с окружающей средой нельзя ничем заменить: именно в лесу (или рядом с водоёмом) можно приобрести навыки культурного отдыха, правильного поведения на природе.

Дети и воспитатель идут по лесной тропинке

Экологическое занятие можно провести в виде экскурсии

Экологические экскурсии обеспечивают дошкольникам массу эмоциональных впечатлений. Можно закрепить их с помощью импровизированных фотоаппаратов, которыми дети будут фотографировать интересные места и красивые природные явления. А по возвращении в группу дети «проявляют» снимки — создают пейзажи красками или карандашамми.

Ещё одна интересная форма проведения экологического занятия — исследование. Всем известно, что дошкольники — это маленькие экспериментаторы, которые любят новые впечатления. Поисковая активность от природы свойственна детям. Практическое взаимодействие с окружающей средой способствует личностному росту ребёнка. В подготовительной группе опытно-исследовательским путём ребята постигают свойства воды, воздуха, почвы, преобразуют объекты, чтобы выявить их связи с явлениями природы.

Дети и воспитатель проводят опыты с водой

Занятие-исследование позволяет детям экспериментировать с объектами

Следует также отметить важность обобщающих занятий по экологии. Поскольку воспитанники подготовительной группы уже обладают определёнными знаниями, на их основе они могут классифицировать природные объекты, объединять их в группы по тем или иным признакам. Умение применять обобщённое знание в новой ситуации станет основой подготовки детей к школьному обучению.

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе

В подготовительной группе деятельность воспитателя по экологическому воспитанию дошкольников направлена на организацию их взаимодействия с природой ближайшего окружения, познание того, что растёт и живёт рядом с ребёнком. Знакомясь с разнообразием природных явлений, у ребят формируются осознанные экологические представления.

Как мотивировать детей к познавательной деятельности

Чтобы занятие по экологии прошло успешно, важно заинтересовать дошкольников выбранной темой. Задача педагога — создать интригу, которая станет стимулом к дальнейшим открытиям в мире природы. Так, при изучении камней в гости к ребятам приходят гномы, которые станут для них проводниками — пригласят в свою лабораторию.

Игрушечные гномы

Игрушечные гномики познакомят ребят с удивительным миром камней

Можно использовать мотивацию — просьбу о помощи. Например, в группу забегает учёный (переодетый воспитатель), изучающий космос. Его задача — найти планеты, пригодные для жизни людей, потому что загрязнённая Земля скоро станет необитаемой. Дошкольники должны помочь учёному в его нелёгком деле. Другой вариант — предложение детям самим превратиться в учёных-исследователей и оказаться в лаборатории, где они будут проводить опыты (с водой, воздухом и пр.).

Чтобы вызвать интерес детей, воспитатель может использовать мотив путешествия. Например, в начале занятия педагог напоминает о необходимости бережного отношения к природе, а затем предлагает прокатиться на воздушном шаре, потому что этот вид транспорта не загрязняет воздух и не пугает птиц и животных. Заинтриговать дошкольников поможет сообщение, что сегодня на занятии они узнают большую тайну — секрет лесных чудес.

При изучении воды и её свойств в гости к будущим школьникам традиционно приходит Капелька. Она, например, может попросить ребят помочь разыскать её сестричек, которые живут в детском саду (оказывается, они живут в комнатных растениях, аквариуме, кране и пр.). Другой вариант — Капелька грустит, потому что она недавно родилась и ничего про себя не знает. Она обращается к детям за помощью — рассказать что-нибудь о ней.

Капелька воды с улыбающимся лицом

В поисках сестричек Капельки дошкольники расширяют свои знания о воде

Начать занятие можно с познавательной беседы: дети седьмого года жизни уже хорошо воспринимают интересную информацию, главное, чтобы она была доступной, лаконичной и интересной. Например, ребятам будет интересно узнать, что означает слово «экология» (наука о связи организмов и среды обитания, слово образовано от двух слов «наука» и «дом»). Наш общий дом — это планета Земля, на которой живёт множество непохожих друг на друга существ. Экология изучает, как они уживаются вместе и воздействуют друг на друга. Например, если вырубить лес, то высохнет лесная речка, погибнут многие звери, воздух станет хуже.

Лучше усваивать информацию на занятии помогает смена видов деятельности. Так, к каждой экологической теме можно подобрать соответствующую физкультминутку или пальчиковую гимнастику.

Таблица: картотека физкультминуток на экологическую тему

Название Слова воспитателя Действия детей
«Дети по лесу гуляли» Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.














  • Встают, ноги вместе, руки
    через стороны — вверх, вдох, опускают вниз.
  • Ходьба на месте.
  • Повороты головой влево-право.
  • Встают на носки, руки через стороны вверх и смотрят вверх.
  • Приседают, руки на поясе.
  • Встают на носочках, руки на поясе, спина прямая, тянутся вверх.
  • Бег на месте, плавно махая руками.
  • Хлопки в ладоши.
  • Притопы на месте.
  • Присаживаются на свои места.
  • Слушают пение птиц.
«Старик-Лесовик» Жил под ёлкой старичок,
Старичок — лесовичок.
Вместе с солнышком вставал,
Умываться начинал.
Подметал потом он хатку,
Застилал свою кроватку,
Утром выполнил разминку
И уселся на тропинку.






  • Потягиваются.
  • «Умывают» ладошками лицо.
  • Движения «подметания».
  • «Застилают» руками.
  • Потягивания, наклоны, повороты туловища.
  • Садятся.
Весенняя пальчиковая гимнастика Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из-под старой травки
Уже глядит цветок…
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.










  • Соединяют ладошки и изображают «клювик», то раскрывая, то закрывая его.
  • Растопыривают пальцы на обеих руках, как лучики у солнца.
  • Совершают волнообразные движения ладонями.
  • Ладонь смотрит вниз на стол.
  • Ладони соединяют и чуть раскрывают, пальцы полусогнуты, чтобы получилась чашечка цветка.
  • Раскрывают цветочек.
  • Покачивают цветочек из стороны в сторону.
«Удивляемся природе» Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.












  • Потягиваются, руки в стороны.
  • Правой рукой касаются левой ступни, потом наоборот.
  • Приседают.
    Потягиваются — руки в стороны.
  • Потягиваются — руки вперёд.
  • Садятся.

Варианты тем для занятий по экологии

Исходя из основных задач экологического воспитания в подготовительной группе воспитатель подбирает темы занятий.

  1. Сезонная тематика: «Дары осени», «У осени погод восемь», «Экскурсия в осенний лес», «Встречаем зиму», «Праздник «Веснянка», «Ах, лето красное», «Летний огород», «Времена года».
  2. Животный мир, их приспособляемость к сезонным изменениям: «Где зимуют лягушки», «Как звери готовятся к зиме», «Улетают журавли», «Шестиногие малыши», «Домашние и дикие животные», «Животные Африки», «Австралия», «Животный мир Севера», «Зимующие птицы», «Знакомство с пресмыкающимися», «Подводные обитатели», «Аквариум».
  3. Растения, их значение в жизни человека: «С какой ветки детка», «Растения и жизнь на планете Земля», «Лес и человек», «Травы», «Лекарственные растения», «Русская красавица берёза».
  4. «Загадочный космос».
  5. Богатство природы: «Мир камней», «Подземные богатства земли», «Волшебница вода», «Воздух».
  6. Взаимосвязи в природе: «Обитатели Земли», «Кто главный в лесу».
  7. Отношение человека к природе: «Природа и мы», «Кто охраняет окружающую среду», «Праздник Земли», «Планета в опасности», «Юные экологи», «Здоровая пища».
  8. «Мой родной край».

Таблица: пример перспективного планирования по экологическому воспитанию в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Кошманова Е.Н., воспитатель МБДОУ детский сад № 32, г. Каменск-Шахтинский
Месяц Тема Целевые ориентиры
Сентябрь «Беседа о лете»
  • Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках,
  • закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых,
  • учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Беседа «Какие бывают насекомые»
  • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения,
  • закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания,
  • воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Беседа «Планета Земля в опасности»
  • Дать детям представления о том, что планета Земля — это огромный шар, большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями, кроме воды есть материки — твёрдая земля — суша, где живут люди,
  • сформировать представления, что на планете Земля обитает много живых существ, планета сейчас в опасности: вода, почва, воздух стали грязными,
  • актуализировать размышления на тему, что нужно делать, чтобы спасти планету.
Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы,
  • сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы),
  • познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Октябрь «Беседа о птицах»
  • Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелётов (перелётные, кочующие, зимующие),
  • научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки,
  • способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»
  • Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни,
  • воспитывать любовь к животным,
  • закрепить знания детей о среде обитания животных,
  • расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие,
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.
«Как растения готовятся зиме»
  • Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособление семян к распространению,
  • уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью,
  • учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
Картина «Золотая осень» Левитана
  • Научить детей воспринимать пейзажную живопись, фантазировать, обоснованно отвечать на вопросы воспитателя, рассказать о своих эмоциях при восприятии картины,
  • развивать эстетический вкус детей.
Ноябрь Беседа об осени
  • Обобщить и систематизировать знания детей об осени,
  • учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
КВН «В гостях у животных»
  • Научить детей классифицировать животных (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы), различать и называть их представителей, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, отгадывать загадки,
  • использовать игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.
«Растительный и животный мир тундры»
  • Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), животном мире, научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений (низкорослые, имеют мелкие листья),
  • активизировать и пополнять словарь,
  • способствовать повышению интереса к разнообразию природы.
«Степная зона»
  • Дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособительных особенностях,
  • научить выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга, обогащать словарь,
  • способствовать воспитанию интереса к природе,
  • развивать любознательность.

Таблица: примеры конспектов занятий по экологии в подготовительной группе

Автор и название занятия Ход занятия
Миллер Ф.З.
«Путешествие в мир камней»
Воспитатель читает загадку-стихотворение о камнях.
  • В серёжках у мамы огнём он горит,
    В пыли на дороге ненужным лежит,
    Меняет он форму, меняет он цвет,
    А в стройке годится на тысячу лет.
    Он может быть мелкий — в ладошке лежать,
    Тяжёлый, большой — одному не поднять.
    Кто, дети, загадку мою отгадал?
    Кто этот предмет по приметам узнал?






Педагог предлагает ребятам вспомнить всё, что они знают о камнях. В этом им помогут гномы из сказки про Белоснежку братьев Гримм (демонстрируются игрушки). Ребята вспоминают их имена (Ворчун, Соня и др.) и называют по-новому — днями недели.
Воспитатель сообщает детям, что у них в группе собралась довольно большая коллекция камней. Она хранится в мини-музее камня. Дети отправляются туда вместе с гномами. По ходу занятия педагог демонстрирует детям те или иные экземпляры.
Гном Понедельник рассказывает ребятам про камни-строители. Из камней получаются самые надёжные дома (в связи с этим вспоминается сказка про трёх поросят). Дошкольники рассматривают булыжник и известняк, ракушечник и песчаник, рассуждают, почему галька круглая (углы постепенно стираются друг о друга и о морской песок).
Воспитатель сообщает детям о месторождениях полезных ископаемых, которые есть в их республике.
Гном Вторник знакомит будущих школьников с драгоценными камнями. Они используются ювелирами для украшения браслетов, колец, серёжек, подвесок и пр. В древние времена такие камни различали только по цветам, например, все красные называли рубинами, а зелёные — изумрудами. Но со временем люди узнали, что ценность камня зависит ещё и от его твёрдости. Самый твёрдый из драгоценных камней — алмаз.
Гном Среда интересуется камнями, с помощью которых можно писать. Это мел и уголь. Дети узнают, что грифель карандашей делают из графита.
Гном Четверг изучает камни, которые возникли из растений и животных, — янтарь, коралл и жемчуг. Янтарь — это смола, внутри которой застыли фрагменты насекомых, растений, а жемчужина образуется из песчинок.
Гном Пятница приглашает дошкольников в свою лабораторию проводить научные эксперименты. Дети разделяются на подгруппы и изучают свойства камней.






  1. Опыт №1. Рассматривание камней через лупу. Ребята наблюдают трещинки, узоры, мелкие кристаллики.
  2. Опыт №2. Сжать в одной руке камешек, а в другой пластилин. Вывод: камень твёрже.
  3. Опыт №3. Если гальку поместить в воду, она утонет, а керамзит нет, потому что в нём много воздушных пузырьков. Мокрые камешки отличаются от сухих цветом.
  4. Опыт №4. Если постучать камнями друг о друга, они издают звуки. А если капнуть на них лимонным соком, то они шипят – «злятся».
  5. Опыт №5. На ощупь камень холодный, но если подержать его в руке, то он становится тёплым.

Проводится игра «Мешок ощущений»: воспитатель описывает камень, а дети ищут его (например, самый маленький, круглый, похож на пуговичку или самый тяжёлый и шершавый).
Гном Суббота увлечён астрологией и раскрывает ребятам секреты влияния камней на своего владельца, рассказывает про камни-талисманы.
Гном Воскресенье приглашает дошкольников в мастерскую, чтобы они нарисовали ему ящерок, которые помогут охранять подземные сокровища. Рисование цветным песком по клею с помощью трафарета.
Воспитатель вспоминает с детьми сказочника Павла Бажова и героиню его сказов — Хозяйку Медной горы. Она передаёт ребятам подарки — конфеты.


Молчанова А.
«Этажи аквариума»
Загадка про рыбку.
  • Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.

Воспитатель приглашает дошкольников рассмотреть аквариум. Дети называют его элементы (вода, камушки, водоросли, улитки), их предназначение (например, улитки доедают корм за рыбами, помогая очищать аквариум).
Ребятам предлагается выложить свои аквариумы из этажей набора полосок. Голубая — это вода, серая — камни, зелёная — водоросли, прозрачная — воздух.
Педагог показывает свой вариант, в котором допущена ошибка, дети находят её и исправляют.
Проводится физкультминутка.


  • В голубой водице
    Плывёт рыбок вереница.
    Чешуёй златой сверкая,
    Кружится, играет стая.
    Тишина их манит вниз,
    Рыбки — рыбки, спать ложись!




Рассматривание рыбок в аквариуме. Сравнивается их размер, окраска (есть яркие и неприметные), с маленьким и большим хвостиком. Ребята узнают, что у рыбок есть самцы и самочки: самцы меньше, имеют яркий хвост, а самки большего размера и более неприметные. Обсуждение строения тела рыбы, их питание. Хотя они могут есть хлеб и кашу, но эта пища засорит аквариум, и рыбы погибнут.
Подведение итогов занятия, дети вспоминают, что они сегодня узнали.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-yekologi-185189.html
Суворова О.
«Космическая одиссея»
  • Игра-приветствие «Знакомство»: дошкольники одновременно выкрикивают свои имена.
  • В группу вбегает учёный (переодетый воспитатель). Он ищет отважных детей, которые помогут ему найти планеты, пригодные для жизни, потому что Земля скоро станет непригодной из-за своей загрязнённости.
  • Ребята приглашаются на космический корабль — проводится физкультминутка: дошкольники проходят по лабиринту из мягких модулей, преодолевают препятствия и оказываются в кабине корабля. Здесь есть бортовой компьютер (телевизор). Дети садятся на стульчики — демонстрируется видео «Полёт в космос» про космонавтов, в том числе про Юрия Гагарина.
  • Учёный приглашает детей в космическое путешествие. Проводится психогимнастика «Невесомость», ребятам раздаются солнечные очки, т. к. они приближаются к Солнцу. На экране появляется соответствующее изображение. Обсуждается вопрос: можно ли жить на Солнце. Остановки Меркурий, Венера, Луна. Выясняется, что там людям жить тоже нельзя. Дети наблюдают метеоритный дождь, рассматривают в «лаборатории» камни-«метеориты».
  • Опыт «Как появляются облака»: банка с тёплой водой накрывается бумагой, на неё кладётся лёд, постепенно на стенках появляется пар.
  • Опыт — вращение планеты вокруг Солнца (фонарь и глобус), обсуждается смена частей суток, времён года.
    Изображение на экране планеты Земля с лесными пожарами, загрязнёнными морями, мусором. Вывод: если люди будут продолжать засорять Землю, то скоро нам будет негде жить. А другие планеты для жизни непригодны.
  • Опыт «Загрязнение воды»: в одной баночке вода чистая, а в другой смешанная с крахмалом и мусором. Пить такую воду нельзя.
  • Беседа «Как сохранить природу нашей планеты».
  • Возвращение на Землю. Благодарный за помощь учёный уходит.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-kosmicheskaja-odiseja-podgotovitelnaja-grupa.html
Ефимова А.И.
занятие-экскурсия «В гости к насекомым»
Воспитатель предлагает дошкольникам совершить познавательную прогулку на огород, где обитают различные насекомые.
Чтение стихотворения:
  • Насекомых на дороге,
    Мы увидим очень много,
    Коль умеешь ты считать,
    Их всегда легко узнать.
    Если только лапок шесть,
    Насчитал ты ровно,
    Будь тогда уверен –
    Это насекомое!
    (Цензор О.В.)







Дети подходят к муравейнику. Загадка про муравьёв:

  • На вид, конечно, мелковаты,
    Но всё, что можно, тащат в дом.
    Неугомонные ребята,
    Вся жизнь их связана с трудом.


Дети рассказывают о жизни и пользе этих насекомых.
Чтение стихотворения:

  • Муравей — трудяга редкий,
    Все в лесу об этом знают,
    Целый день таскает ветки,
    Труд он очень уважает!
    Ну, а если кто ленится —
    Муравей с таким не дружит,
    Все обязаны трудиться!
    Лодырь — никому не нужен!






Педагог предлагает ребятам задачку про муравьёв:

  • Дружно муравьи живут
    И без дела не снуют!
    Два несут травинку,
    Два несут былинку.
    Три несут иголки.
    Сколько их под ёлкой?




В.: Ну, кто сосчитал и готов дать ответ?
Воспитатель обращает внимание на бабочку. Загадка:

  • Я летаю, я порхаю,
    На цветок похожая.
    Я красивая такая,
    Милая, пригожая!


Обсуждаются вопросы: какая польза от этих насекомых, как они появляются, чем питаются. Ребятам предлагается придумать историю про бабочку по плану: её имя, где она живёт, чем питается, где её гусеницы. Рассматривание иллюстрацией с разными видами бабочек.
Беседа о божьей коровке.

  • Надевает эта крошка
    Платье красное в горошек.
    И летать умеет ловко
    Это … (божья коровка).


Разучивание считалки про божью коровку.

  • Небесная коровка,
    Уселась на ладошку.
    Её подброшу ловко,
    И крикну на дорожку.
    Божья коровка,
    Улети на небо,
    Принеси мне хлеба,
    Чёрного и белого,
    Только не горелого.







Математическое индивидуальное задание. Педагог просит детей сосчитать на картинке бабочек, затем тех, у которых раскрыты крылья, посадить бабочек на листочки.
Задание «Продолжи предложение».

  • В траве сидел…(кузнечик),
  • Маленькая скрипочка, маленький смычок,
    Заиграл на скрипочке, маленький … (сверчок),
  • Поужинали дружно, и ложатся на бочок,
    Четыре неразлучных … (таракана и сверчок).

Беседа о пользе насекомых.
Проводится музыкальная игра «Сороконожка»: дет становятся друг за другом, кладут руки на плечи соседа. Выполняются движения в соответствии с текстом.

  • Сороконожка хорошо бежит,
    Топает ногами так, что пол дрожит.
    Даже если ножки целый день идут,
    Не устают, не устают.
    Тот, кто шёл последним,
    Пусть бежит вперёд,
    И самым первым к голове встаёт!





Чтение стихотворений про гусеницу и пчёл.

  • Вот гусеница. Вам не нравится?
    Да, красотой она не славится.
    Да, неказистая на вид.
    Всегда ползком передвигается
    И так усиленно питается,
    Как ей диктует аппетит.
    Но в ней прелестная красавица,
    Томясь, до времени скрывается,
    Чтоб наконец увидеть свет.
    Все бабочкою восторгаются
    И у неё узнать пытаются
    Преображения секрет.










  • Лишь деревья зацвели,
    Абрикосы, вишни,
    Хороводы завели
    Пчёлки-шалунишки.
    Роем весело летают,
    На лугу, в саду, в лесу
    Мёд с цветочков собирают,
    И домой его несут.
    Чтоб зимой холодной, злой
    Было чем кормиться,
    Нужно летом и весной
    Очень потрудиться!










Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть в беседке, раскрашивая рисунки с изображением насекомых.


Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/yekologicheskaja-yekskursija-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Анализ занятия по экологии

В подготовительной группе немаловажной частью занятия является его анализ. Это способствует лучшему усвоению знаний, их систематизации, а также развитию речи дошкольников. Подводя итог образовательной деятельности, воспитатель интересуется у детей, что нового они сегодня узнали, что их удивило, запомнилось больше всего. Например, при изучении фауны Африки, Австралии или полярных районов в конце занятия педагог просит каждого воспитанника показать картинку с наиболее понравившимся животным и обосновать свой выбор. Также важно вовремя выявлять возникшие в ходе занятия трудности, чтобы воспитатель мог скорректировать ход дальнейшей образовательной деятельности.

Видео: занятие по экологическому воспитанию «Путешествие в лес»

Особенности проведения открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Воспитатели часто выбирают экологические темы для проведения открытых занятий, ведь это направление очень актуально, многогранно и интересно. Открытый просмотр должен демонстрировать какие-то интересные или новаторские приёмы (к примеру, технологии ТРИЗ). Приветствуется использование ИКТ, тем более что экологическая тематика к этому располагает.

Воспитатель и дети стоят перед экраном, на котором демонстрируется мультфильм

Использование ИКТ делает открытое занятие более выигрышным

Поскольку усвоение материала лучше происходит в игровой форме, то для открытого занятия можно выбрать форму викторины, КВНа или игры-путешествия. Также хорошо организовать с воспитанниками исследовательскую лабораторию.

Дети сидят за круглым столом, на котором разложены дидактические материалы

Открытый просмотр может быть проведён в виде викторины

На открытом просмотре по экологии гости оценивают не только знания будущих школьников, но и их образную речь, умение давать развёрнутые ответы, способность работать в команде. Что касается тем для открытого просмотра, то они могут быть как узкими («Лекарственные растения», «Воздух — наше богатство), так и обобщёнными («Природа и мы»).

Таблица: пример открытого занятия по экологии в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Башкирова О.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 57», г. Нижнекамск
Название «Богатство нашей планеты Земля — воздух» (занятие-исследование)
Ход занятия Проводится игра-приветствие. Воспитатель просит детей назвать окружающие их объекты, а затем переходит к разговору о воздухе: сообщает, что без еды и воды люди могут просуществовать несколько дней, а вот без воздуха всего лишь несколько минут. Педагог предлагает ребятам стать на время учёными-исследователями и отправиться в лабораторию проводить опыты.
  • Чтоб природе другом стать,
    Тайны все её узнать,
    Все загадки разгадать,
    Научиться наблюдать,
    Будем вместе развивать
    Качество — внимательность,
    А поможет всё узнать
    Наша наблюдательность.






Эксперимент №1 «Как поймать воздух?».
С помощью целлофановых пакетов дошкольники «ловят» воздух и закручивают их. Затем пакет прокалывается острой палочкой и подносится к лицу. Дети понимают, что воздух можно почувствовать
Эксперимент №2 «Как увидеть воздух».
Трубочка опускается одним концом в воду, в другой конец нужно подуть. Ребята видят воздушные пузырьки. Причём, если дуть сильно, то их будет больше (мы выдыхаем больше воздуха).
Рассуждение на тему: можно ли услышать воздух.
Проводится физкультминутка.




  • Мы по кругу друг за другом
    Вслед идём.
    Наклонились, распрямились,
    Покружились-покружились,
    А теперь похлопали,
    Ножками потопали.




Эксперимент №3. «Слышим воздух».
Воздух можно услышать, если подуть в какую-нибудь ёмкость (баночку, бутылку, колпачок от фломастера) или если надуть шарик, а затем медленно его сдувать. Ещё один звук воздуха — это свист и вой ветра.
Эксперимент №4. «Запах воздуха».
Сам по себе он не имеет запаха, но способен его переносить (например, ароматы из кухни). Воспитатель раздаёт детям кусочки лука и чеснока и предлагает понюхать.
Эксперимент №5. «Вес воздуха».
На столе лежит кусок резины и резиновая игрушка. Если их опустить в воду, то игрушка не тонет, поскольку внутри неё воздух. Ребята приходят к выводу, что у воздуха есть вес, но весит он меньше, чем вода.
В конце занятия педагог сообщает дошкольникам, что, оказывается, воздухом можно рисовать. Это техника кляксографии: капля краски раздувается на бумаге с помощью трубочки (для этого нужно подуть в неё).
Продуктивная деятельность детей.
Подведение итогов занятия.
Ребята делятся впечатлениями, называют самые интересные опыты.








Видео: открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Посев семян»

Проект по экологии в подготовительной группе

Экологическая тематика в подготовительной группе очень многогранна. И чтобы будущие школьники смогли глубже погрузиться в определённую тему, воспитатель использует метод проектов. Проектная деятельность предполагает творческий подход, партнёрские взаимоотношения педагога и детей, привлечение родителей к изучаемой проблеме, ознакомление коллег с результатами своей деятельности. Проекты по экологии могут быть краткосрочными («Огород на подоконнике») и долгосрочными («Вода в нашей жизни»).

Фотографии, отражающие деятельность в рамках проекта по экологии

В процессе реализации проекта по экологическому воспитанию дошкольники могут принимать участие в различных видах деятельности

Рассмотрим пример краткосрочного проекта «Будем беречь и охранять нашу Землю!» (воспитатель С. Вавилова), рассчитанный на 1 месяц. Данный проект, прежде всего, нацелен на то, чтобы воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему природному миру. Наряду с этим дети расширяют свои представления о различных объектах живой природы, устанавливают экологические зависимости, взаимосвязи человека и природы.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребёнка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.

С. Вавилова

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologi-budem-berech-i-ohranjat-nashu-zemlyu.html

Реализация проекта — это прежде всего НОД:

  • Занятие «Лес — наше богатство!».
  • Игра — занятие «Вода — волшебница».
  • Самостоятельная деятельность в центре экспериментирования.
  • Беседы с детьми об охране окружающей природы.
  • Чтение стихов: Н.А. Некрасова «Зелёный шум», И А. Бунина «Всё темней и кудрявей берёзовый лес…».
  • Обсуждение значений пословиц о родной земле.
  • Дидактические игры: «Что растёт в лесу», «Правила поведения в лесу».

Педагог привлекает к проекту родителей:

  • Составлена брошюра «Сбережём родную природу!».
  • Проведено анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
  • Организовано проведение дискуссии «Поговорим о природе».
  • Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Прогулка всей семьёй в лес».
  • Оформлена фотовыставка «Наш любимый край».
  • Проведён субботник по уборке участка детского сада.
  • Организована экскурсия на речку Быгель.

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Мир воды» (воспитатель О.Г. Филиппова) нацелен на то, чтобы обобщить знания ребят о значении воды в человеческой жизни.

Проблема: отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

О.Г. Филиппова

https://golden-cockerel.jimdo.com/%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B/

Педагог подробно прописывает конкретные задачи проекта.

Работа с родителями:

  • Посещение с ребёнком сельской библиотеки для накопления информации о воде.
  • Изготовление книжек-малышек «Приключения капельки».
  • Создание альбома «Мир воды».
  • Организация выставки рисунков на тему: «Вода вокруг нас».
  • Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
  • Консультация «Мои первые опыты».
  • Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

  • Методические рекомендации по теме.
  • Привлечение музыкального руководителя.
  • Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников».
  • Мастер-класс «Волшебница — вода».

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова, экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
  • Использование фольклорных материалов.
  • Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы».
  • Беседы на темы:
    • Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?
    • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?
    • Какие свойства воды ты знаешь?
    • Зачем человеку нужна вода? А ещё кому нужна вода?
    • Что было бы, если бы с земли ушла вода?
  • Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды.
  • Составление кроссвордов, ребусов.
  • Отгадывание загадок.
  • Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
  • Экскурсии.
  • Просмотр диафильмов о природе.
  • Игры-эксперименты, игры-опыты.
  • Подвижные игры:
    • «Караси и щука»,
    • «На болоте»,
    • «Ручеёк»,
    • «Капельки».
  • Моделирование «Круговорот воды в природе».
  • Составление памятки «Правила поведения на воде».
  • Дидактические игры:
    • «Отвечай быстро»,
    • «Четвёртый лишний»,
    • «Да — нет»,
    • «Кто быстрее соберёт»,
    • «Подскажи словечко»,
    • «Круги на воде»,
    • игры с водой,
    • игры со снегом.

Экологическое воспитание дошкольников как тема по самообразованию воспитателя

Экология — перспективная тема для совершенствования педагогического мастерства воспитателя. Поэтому многие педагоги выбирают это актуальное направление для своего самосовершенствования.

Приведём примеры возможных тем самообразования воспитателя:

  • «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».
  • Развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания».
  • «Дидактические игры по экологии в подготовительной группе».
  • «Формирование экологической культуры у воспитанников подготовительной группы».
  • «Экология с элементами экспериментирования».

Воспитание экологической культуры — одно из ключевых направлений педагогической деятельности в ДОУ. Это актуально, когда перед человечеством встают проблемы, возникшие из-за потребительского отношения к природе. Чтобы искоренить их, детям с дошкольного возраста нужно прививать бережное отношение к окружающей среде. Именно такую цель должны преследовать занятия по экологии в подготовительной группе. Образовательная деятельность по экологии становится сложнее по содержанию и разнообразнее по форме: традиционные познавательные занятия сочетаются с опытно-исследовательской работой, проводятся экскурсии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов