Практически каждое занятие в детском саду, будь то развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование или математика, содержит в себе элементы ознакомления с окружающим миром. Любая информация о планетах и космосе, мире природы и особенностях человеческого организма, правилах безопасного поведения и жизни в обществе вызывает искренний и живой интерес у детей. Занятие по ознакомлению с окружающим миром стимулирует исследовательскую активность, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.
Теоретические аспекты проведения занятий по окружающему миру в старшей группе ДОУ
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему приходит зима и уходит лето? Почему птицы улетают на юг? Почему светит солнце? Почему идёт дождь и распускаются цветы? Что такое настоящая дружба? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и интересно находить ответы. Познавательные беседы, увлекательные экскурсии и прогулки, занимательные игры и необычные эксперименты помогут в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных и общественных процессов и явлений, научить ценить дар жизни.
Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из её сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества, они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределённых природой.
Александр Гумбольдт
Целью познавательных занятий в детском саду является создание необходимых условий, стимулирующих активное познание и открытие новых знаний о природном, предметном и социальном окружении детей, а также приобретение ими полезного практического опыта эффективной и безопасной жизнедеятельности.
Задачи
- Тематический блок «Человек и природа»:
- знакомство с Землёй как планетой солнечной системы, морями, материками, погодными условиями,
- расширение знаний о разных видах растений (деревья, кустарники, комнатные, травянистые растения) и грибов, изучение особенностей сезонных изменений, приобретение опыта элементарного ухода за комнатными растениями,
- пополнение знаний о некоторых видах птиц, зверей, насекомых,
- знакомство с организмом человека, внешними органами, изучение правил гигиены,
- экологическое воспитание, нацеленное на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
- Тематический блок «Предметная среда»:
- знакомство с характеристиками и назначением бытовых предметов (стиральная машина, холодильник, утюг, лампочка, телефон, пылесос), историей их изобретения и развития,
- изучение свойств и характеристик разных видов бумаги,
- знакомство с видами ткани, её отдельными свойствами (способность к впитыванию, растяжению, сохранению тепла и т. д.),
- развитие знаний о стекле, металле и дереве, обучение умению находить предметы из этих материалов в окружающей среде.
- Тематический блок «Мир социальных отношений»:
- воспитание интереса, внимательного и заботливого отношения к близкому семейному окружению, развитие доброжелательного отношения к друзьям,
- знакомство с социальной значимостью разных профессий (врач, учитель, пожарный, художник, режиссёр, артист, почтальон, защитник отечества и т. д.), воспитание благодарного и уважительного отношения к сотрудникам детского сада, умения ценить их труд,
- формирование основ безопасного поведения на улицах города, во время подвижных игр, катания на санках, коньках, велосипеде,
- знакомство с особенностями многонациональной родины, историей, традициями и праздниками, достопримечательностями городов и посёлков.
Ознакомление с окружающим развивает сенсорный опыт ребёнка, учит наблюдать и анализировать.
Формы, приёмы и методы работы
Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ может проводиться в форме:
- комбинированных и узконаправленных занятий как в помещении учреждения, так и во время прогулок, экскурсий,
- индивидуальной работы педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
- подготовка выставок, викторин, праздников,
- работа с одарёнными или отстающими детьми,
- долгосрочных и краткосрочных проектов, участниками которых могут являться:
- педагоги,
- дети,
- родители.
Работа в уголке природы или на земельном участке не только знакомит детей с особенностями окружающего мира, но и прививает любовь к труду.
Основными методами и приёмами работы, направленными на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:
- Наблюдение. Основная задача — демонстрация сезонных изменений в природе во время прогулок в парке. Важно научить детей замечать и понимать причины происходящих изменений в природе.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:
- «Волшебный мешочек»,
- «Подбери по форме»,
- «Найди похожий предмет»,
- «Собери картинку».
- Игры-эксперименты и опыты с природными и рукотворными материалами (песок, почва, металл, стекло, ткань, бумага, пластмасса и т. д.).
- Ролевые игры социальной направленности, способствующие закреплению навыков решения конфликтных ситуаций:
- «Магазин»,
- «Путешествие в Африку»,
- «Дочки-матери»,
- «Моя семья» и т. д.
- Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:
- Театрализованные игры-импровизации, психогимнастика, ритмика, нацеленные на открытие и глубокое познание мира собственных чувств.
- Трудовая деятельность. Все новые трудовые приёмы по очистке участка или выращиванию растений воспитатель показывает и детально поясняет, затем для закрепления навыка операцию повторяет кто-то из детей, только потом можно приступить к работе со всей группой. Воспитанники старшей группы с помощью воспитателя способны выполнять такие действия:
- сгребать сухие листья и мусор граблями и переносить его на носилках,
- сеять семена растений,
- рыхлить почву и пропалывать грядки,
- поливать растения,
- собирать созревшие плоды.
- Чтение художественных произведений:
- «Насекомые»: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился».
- «Дикие животные»: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуёте?».
- «Здоровье»: С. Прокофьев «Силач», С. Махотин «Завтрак».
- «Безопасное поведение на дорогах»: С. Михалков «Скверная история».
- «Профессии»: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители».
- «Осень»: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
- Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Темы для познавательной беседы:
- «Витамины и здоровье»,
- «Какая нужна одежда зимой, весной, летом»,
- «Когда один дома»,
- «Если хочешь быть здоров»,
- «Как вести себя на улице»,
- «Мои любимые занятия»,
- «Кто работает в детском саду»,
- «Как заботиться о глазах и ушах»,
- «Золотая осень»,
- «Дары природы».
- Демонстрация иллюстраций и натуральных объектов.
- Творческая мастерская и продуктивная деятельность, с помощью которой дети не только в интересной форме познают свойства материалов, но и учатся находить новые оригинальные решения по их применению для оформления интерьеров, дизайна одежды и мебели. На занятиях наиболее популярны такие техники:
- конструирование из природного и бросового материала,
- рисование, в том числе в нетрадиционных техниках (рисование листьями, батик, ниткография, граттаж, рисование восковой свечой, кляксография, рисование на фольге),
- аппликация из бумаги и ткани с элементами флористики.
- конструирование из природного и бросового материала,
- Проведение реальных и виртуальных экскурсий, например, путешествие в «Русскую избу» или посещение почты, музея, мастерской художника и т. д.
Подготовка и проведение занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада
В старшей группе занятие по ознакомлению с окружающим миром проводится дважды в месяц в игровой форме, позволяющей адаптировать сложный материал к детскому уровню восприятия, создать творческую атмосферу, пробуждающую любознательность и познавательную активность дошкольников.
Таблица: картотека тем
Тема занятия | Программные задачи |
«Волшебница вода» |
|
«Насекомые» |
|
«Я здоровье берегу» |
|
«Удивительная коллекция» |
|
«Смайл-киностудия» |
Материалы:
|
«Песня колокольчика» |
|
«У природы нет плохой погоды» | Закрепить знания об основных явлениях природы, изменениях, происходящих в разные времена года, о приборах, измеряющих температуру воздуха. |
«Федорино горе» |
|
«Чудо в паутине» |
|
«Животные севера и жарких стран» |
|
«В плену у королевы грубости» |
|
«Как я понимаю свой организм» |
|
«Наши отношения» |
|
«Путешествие в страну дорожных знаков» |
|
«Путешествие в прошлое телефона» |
|
«Счастливая семья» |
|
«Золотая осень» |
|
«Где живёт электричество» |
|
«Это родина моя» |
|
«Зимний лес» |
|
Временной план занятия
Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:
- Вводная часть, мотивация (до 5 минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
- Основная часть (20 минут) — непосредственная работа с песком и другими материалами, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
- Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением ребят по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
- Расскажите, где мы сегодня побывали?
- Что научились делать?
- Что понравилось и было интересным?
- Какое у вас настроение после путешествия?
- Что нового вы узнали?
Мотивационное начало занятия
Вводную часть занятия важно провести интересно, увлекательно и творчески. Необычный дебют занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, активизирует любознательность, стимулирует поисковую деятельность и желание экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:
- сюрпризный момент, в основе которого находится оригинальная сюжетная легенда, связанная с появлением игрушечного персонажа или обыгрыванием виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие,
- чтение фрагмента произведения художественной литературы, стихотворений и загадок,
- разнообразные игры,
- беседа с детьми,
- музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.
Поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, ребята с удовольствием откликаются на сюрпризные моменты, сказочные путешествия и приключения.
Фотогалерея: презентация на тему «Животные жарких стран»
Загадки о животных помогают поддерживать интерес детей к занятию
Загадки можно использовать и в ходе викторин
Дошкольники с удовольствием отгадывают загадки
Фотографии улыбающихся животных поднимают настроение
Загадки в стихотворной форме отгадывать легче
Слоны — одни из самых крупных животных на земле
Зебра похожа на лошадь, но отличается по своему окрасу
Гепард — самое быстрое животное из всех наземных млекопитающих
Льва называют царём зверей за его грозный вид
Таблица: развивающие игры для занятий на разнообразные темы
«Сухое-мокрое» | Педагог называет слова (снег, машина, дождь, яблоко, лёд, сосулька и т. д.), а ребята:
|
«Капельки воды» |
|
«Волшебные снежинки» | Игра-сюрприз с использованием техники проявляющегося рисунка. Воспитатель заранее рисует восковыми мелками силуэты снежинок на альбомных листах бумаги, затем предлагает детям нанести краску и обнаружить спрятавшийся рисунок. |
«Что лишнее» | Педагог с мячом в руках стоит в центре, дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Ведущий бросает мяч каждому игроку по очереди и проговаривает слово, например: мыло, зубная щётка, матрёшка, мячик, полотенце, вода, зубная паста, банан, шапка, шампунь и т. д. Задача игроков: поймать мяч, если слово означает предмет гигиены или гигиеническую процедуру, отбросить, если слово не относится к гигиенической тематике. Каждый правильный ответ премируется символическими изображениями «здороводевочки» или «здоровомальчика», победителем становится тот игрок, который соберёт самую большую коллекцию фигурок. |
«Озвучиваем любимую сказку» | Дети разбиваются на 2 подгруппы:
|
«Аптека для Айболита» | Задание для детей — нарисовать лечебные предметы на ватмане. |
«Расскажи, как правильно использовать предметы из медицинского кабинета» | Предметы:
Дети самостоятельно формулируют ответы на вопросы, например:
|
«Найди предмет» | Воспитатель показывает детям карточки с изображениями разных предметов. Правила игры: дети поднимают зелёную карточку, если видят изображение бытового предмета и красную, если этот предмет не относится к бытовой группе. |
«Неутомимые помощники» | Демонстрационный материал: карточки формата альбомного листа с клеточками (4 сверху, 4 снизу), в верхнем ряду находится изображение объектов, использующихся в быту, в нижнем ряду — свободные клетки. Дети должны подобрать карточки с изображением бытовой техники, производящей трудовые операции с предметами, нарисованными на карточках для верхнего ряда. Примерное соответствие: ковровое покрытие — пылесос, продукты питания — холодильник, выстиранная одежда — утюг, испачканная одежда — стиральная машина и т. д. |
«Назови своё полное имя» | Педагог называет мужское имя, а дети называют вариант звучания полного имени с отчеством для мальчика и для девочки:
В финальной части игры детям предстоит назвать своё полное имя и отчество и фамилию. |
«Профессии в моей семье» | Воспитатель берёт мяч в руки, становится в центр круга, бросает мяч по кругу каждому игроку и задаёт вопрос: «Кем работает твой папа?». Ребёнок формулирует ответ в полной форме: «Мой папа работает программистом» и отбрасывает мяч ведущему. |
«Я и моя семья» | Педагог демонстрирует иллюстрации и озвучивает характеристики семьи: крепкая, здоровая, заботливая, дружная, счастливая и т. д. Игроки выбирают слова, описывающие их семью, и поясняют свою точку зрения. Итог: когда дети вырастут, то создадут свои семьи. Это будут красивые и счастливые семьи, в которых младшие будут уважать и помогать старшим, а взрослые будут любящими родителями и заботливыми детьми. |
«Загадочный предмет» | Педагог предлагает игрокам изобразить различные предметы, созданные человеком. Дети рассказывают о предмете, в который они превратились: из какого материала изготовлен, из каких деталей, для чего его используют, какой у него цвет, форма и т. д. Остальные участники узнают и называют предмет. Затем педагог просит ребят рассказать всё, что они знают об этом предмете, например, о том, где можно чаще всего его встретить или как он используется. |
«Настоящий друг» | Педагог читает стихотворение. Если прочитанная строка описывает поведение или черты характера настоящего друга, то дети хлопают в ладоши и радостно говорят «Да!», если нет, то встречают слова педагога молчаливой паузой. |
«Примета-предсказательница» | Педагог показывает картинку с изображением народной приметы, а дети должны угадать, какую погоду она предвещает:
|
«Море волнуется раз» | Каждый игрок получает карточку с изображением явления природы. Воспитатель показывает иллюстрацию, изображающую лето, зиму, весну или осень, и все дети с карточками, соответствующими этому сезону, подбегают к картинке. Остальные игроки замирают в импровизированной позе.
|
«Опасно или безопасно» | Воспитатель называет занятия и игры во дворе, а дети говорят, опасны такие забавы или нет. |
«Проблемные ситуации в картинках» |
|
Таблица: примерные сценарные варианты для разных тем занятий
«Бумажный цветок» (занятие с элементами экспериментальной деятельности) |
|
«Платье для Златовласки» (занятие с элементами экспериментальной деятельности) |
|
«Друзья спешат на помощь» (занятие с элементами ИЗО) | Занятие начинается с просмотра видеообращения сказочной героини: «Ребята, в нашей стране случилась беда. Снежная королева заморозила сердца наших жителей и превратила их в бесчувственные льдинки, из которых ушла любовь. Дети перестали слушаться и уважать старших, а взрослые стали равнодушными и холодными, все переругались и рассорились, семьи потеряли мир и покой. Но это ещё не всё — Снежная королева велела арестовать и заточить в ледяной темнице моего друга, самого доброго и честного мальчика, на которого не подействовали чары злой колдуньи. Его зовут Кай. В ледяной башне очень холодно, он может замёрзнуть, ему очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы дружные и смелые ребята, но поспешите — времени осталось совсем немного! В конверте вы найдёте рисунок-схему маршрута, который поможет найти дорогу в наше королевство. Герда». Задания и конкурсы:
|
Фотогалерея: презентация на тему «Все профессии важны»
Врач лечит детей от болезней
Профессия лётчика является привлекательной для дошкольников
Шофёры перевозят людей и грузы
Почтальон приносит нам письма и телеграммы
Пожарный — профессия для смелых и самоотверженных
Парикмахер помогает нам следить за собой и выглядеть опрятно
Повар готовит самые вкусные блюда
Швея создаёт красивую одежду
Если сломались часы, потребуется обратиться к мастеру
Обувной мастер поможет починить обувь
Учитель даёт нам новые знания
Таблица: пример конспекта занятия по окружающему миру
Автор | Шайдуллина А. Ф., воспитатель Д/с комбинированного вида №7 «Непоседа», г. Чистополь, Республика Татарстан. |
Название | «Уроки Мойдодыра» |
Цели |
|
Предварительная работа |
|
Оборудование и материалы |
|
Организационная часть | Звучит музыка со звуками воды. Дети садятся полукругом, глаза закрыты. Одну ладонь прикладывают ко лбу, другую — к затылку. Воспитатель проводит лобно-затылочную коррекцию — приём, который применяется для концентрации внимания, развития памяти и снятия стрессов. В.: Слушайте мои слова. Всё, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили — всё это исчезло навсегда. Всё, что будет завтра, — это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе. Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы сидите? Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас — самое ценное, что есть на свете. Откройте глаза. Дети, скажите, что за музыка прозвучала, что она вам напомнила? (Ответы детей — шум воды). А может ли человек жить без воды? Далее дети рассказывают стихи о воде:
|
Основная часть | В группу входит Мойдодыр и говорит: Я пришёл к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей). Для чего она вам нужна? (Ответы детей). А знаете ли вы, дети, откуда берётся вода? (Ответы детей). Мойдодыр читает стихотворение:
Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы.
В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду.
Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей).
|
Итоговая часть | В.: Мы сегодня с вами говорили о воде, о её значимости, о её необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Вы узнали о свойствах воды. Вода — большая труженица и помощница человека, поэтому её нужно беречь и охранять: не оставлять открытыми краны, не засорять мусором и отходами. |
Работа в центре природы
Уголок природы поможет детям окунуться в мир самостоятельного познания и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут проследить за ростом растений, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий о растительном мире, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для растений, приборов, книг и материалов в специальных контейнерах. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке природы и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.
В ходе работы в центре природы у дошкольников развиваются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление.
Для оформления уголка природы в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- Комнатные растения.
- Дневник и график наблюдений за ростом растений или экспериментами.
- Природные материалы:
- песок,
- камушки,
- ракушки,
- листья,
- веточки,
- каштаны,
- шишки и т. д.
- Пищевые материалы:
- крупы,
- мука,
- соль,
- сахар,
- семена растений,
- пищевые красители.
- Оборудование и инструменты:
- контейнеры для хранения,
- пробирки,
- лупы,
- магниты,
- пластиковые и деревянные палочки,
- ложечки,
- лейки,
- стаканчики,
- зеркало,
- песочные часы,
- резиновые груши,
- весы.
- Литература, карточки-схемы.
- Цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.
Таблица: примеры опытов для исследовательской работы в центре природы
«Вершки и корешки» | Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду. |
«Питание растений» | Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка. |
«Камень и песок» | Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок — во вторую ёмкость. Приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно. |
«Букет цветов» | Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды. Итог: вода питает растения, без воды цветы увядают быстрее. |
«Фильтрование воды» | Дети действуют по схематическому алгоритму:
|
Таблица: примеры заданий для викторины по окружающему миру для старших дошкольников
Автор | Булатова К. К., воспитатель МБДОУ ДСКВ №41 «Почемучка», г. Юрга, Кемеровская область. |
Задание от Крокодила Гены | На какие группы можно разделить эти картинки?
|
Задание от Мальвины | В.: Уважаемые знатоки, в этих стихах допущены ошибки. Найдите их. Крякает, крыльями машет пёстрая УЛОЧКА наша. Ребята, в каком слове вы услышали ошибку? (В слове «Улочка»). Какую букву в этом слове необходимо заменить? (Букву Л на Т). Никита, подойди, пожалуйста, и замени букву в слове. Ребята, какое слово у нас получилось? (Уточка). Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось: крякает, крыльями машет пёстрая уточка наша. (Аналогичный разбор стихотворения «Люблю поспать на печке, потом поплавать в ГРЕЧКЕ»). |
Задание от Красной Шапочки | За 1 минуту нужно дать как можно больше ответов, жюри будет следить за временем и считать правильные ответы. Жетон получит та команда, которая даст большее количество правильных ответов. Вопросы команде «Затейники»:
Вопросы команде «Почемучки»:
|
Задание от Незнайки | Разберите ситуации.
|
Задание от Василисы Прекрасной | Уважаемые знатоки, объедините в группы виды транспорта (индивидуальная работа в карточках). В.: Ребята, какие группы у вас получились? Кто из вас хочет назвать и показать?
|
Задание «Домашняя заготовка» | Команды загадывают друг другу по две загадки. Команда «Затейники»:
Команда «Почемучки»:
|
Цит. по: http://kladraz.ru/blogs/ksenija-konstantinovna-bulatova/intelektualnaja-igra-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-vse-obo-vsem-v-podgotovitelnoi-grupe.html |
Видеоматериалы по теме
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ можно организовать интересно и творчески, в этом помогут представленные далее видеоролики.
Видео: занятие «Зимующие и перелётные птицы»
Видео: занятие «Овощи и фрукты»
Видео: занятие с элементами методики ТРИЗ «Увлекательное путешествие в многообразие окружающего мира»
Видео: занятие с элементами изо-деятельности «В гости к Лесовичку»
Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес у малышей. Познавательные занятия в детском саду являются эффективным средством изучения закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности, поскольку они знакомят дошкольников с новыми фактами, позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала.