Методика организации физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада

Занятия в детском саду с воспитанниками подготовительной группы (6–7 лет) по большей части носят характер систематизации и обобщения всего того, чтобы было изучено за период дошкольного образования. Исключением из этой тенденции являются занятия физической культурой, которые в подготовительной группе направлены на продолжение работы по расширению спектра физических умений и навыков детей, а также на воспитание понимания ценности и важности здорового образа жизни. Поэтому составление и разработка занятий по физкультуре со старшими дошкольниками имеет ряд особенностей.

Цели и задачи занятий физической культурой в подготовительной группе

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены следующие цели уроков физкультуры в детском саду с ребятами 6–7 лет:

  • создание условий для гармоничной работы всех систем и органов организма (эта миссия реализуется не только на занятиях, но и при проведении досуговых спортивных мероприятий, то есть носит сквозной характер),
  • расширение набора движений в упражнениях, направленных на тренировку той или иной группы мышц,
  • освоение базовых принципов закаливания в контексте знакомства с принципами укрепления собственного здоровья (в детских садах, где этот вид оздоровительных процедур не практикуется, дошкольники получают теоретические знания, например, о том, что защитные функции организма усиливаются под влиянием перепадов температуры),
  • знакомство со строением и возможностями человеческого организма (этот аспект в подготовительной группе прорабатывается детальнее, чем в старшей),
  • развитие двигательных умений и навыков (отработка разных видов бега, прыжков, метания и пр. в рамках повышения норм результатов),
  • воспитание интереса к спорту и знакомство с известными спортивными именами.

Дети выполняют упражнение с мячами в спортивном зале

Занятия физкультурой дисциплинируют детей, приучая их к слаженной работе в коллективе

Осуществление этих целей возможно в рамках систематической работы по решению таких образовательных задач, как:

  • стремление к точному, энергичному выполнению всех упражнений на занятии (к примеру, самостоятельно быстро перестраиваться, не нарушая темпа движения при этом),
  • расширение ряда вариантов выполнения знакомых упражнений (например, бегать спиной вперёд, ходить скрестным шагом и пр.),
  • развитие умения сохранять равновесие в условиях выполнения сложных движений при переходе от более активных к менее активным и наоборот (например, из бега в прыжки в длину, из ходьбы на лыжах в спуск с горки и т. д.),
  • формирование навыка подтягиваться на опоре,
  • отработка знаний правил спортивных игр (в футболе, баскетболе и пр.),
  • развитие умения элементарного планирования двигательной активности (например, самостоятельный расчёт сил членов команды, участвующей в эстафете, для оптимального распределения командных усилий),
  • обучение пользованию специальными приборами для измерения физических возможностей (например, кистевых динамометров — приборов для измерения момента силы),
  • стимулировать навык организации игр со сверстниками и отработка движений в них (к примеру, выбивание городков с полукона или кона, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо и пр.).
Прочтите также:  Методические рекомендации по проведению физкультминуток в старшей группе

Две команды детей стоят на скамейках в спортзале

Физкультурные занятия учат ребят распределять не только свои силы в деятельности, но и рационализировать возможности всей команды

Таблица: нормы выполнения основных движений у детей 6–7 лет

Вид упражнений Показатели нормы
Бег (направленный и врассыпную)
  • Преодолевать 10 м, делая как можно меньше шагов,
  • направленно бегать в умеренном темпе до 2–3 минут,
  • чередовать ходьбу и бег в 2–4 отрезках по 100–150 м каждый,
  • в умеренном темпе бегом преодолевать отрезок пересечённой местности до 300 м,
  • бегать, «как челнок» (5×10 м),
  • выполнять десятиметровку в интенсивном темпе с перерывами,
  • соревноваться в беге на отрезке в 30 м,
  • бегать, преодолевая препятствия в виде барьеров до 15 см высотой, набивных мячей, не сбивая их и не сбавляя скорости.
Ходьба
  • Шагая, перестраиваться в колонну по одному, в пары, в четвёрки и пр.,
  • делать шаги, совмещая с махами руками,
  • ходить в приседе, делая выпады, спиной вперёд, приставляя шаги вперёд и назад, закрыв глаза.
Прыжки
  • Выполнять прыжки, используя обе ноги для толчка, делая при этом круговой поворот или смещая ножки в одну или в другую сторону (выполнять 30–40 прыжков в четыре подхода),
  • выполнять прыжки вперёд на 6 м, преодолевая препятствия из 6–8 набивных мячиков весом до 1 кг,
  • доставать в прыжке объект, расположенный на высоте выше вытянутой вверх руки ребёнка на 25–30 см,
  • запрыгивать с разбега на преграды высотой до 40 см, а затем спрыгивать с них,
  • выполнять прыжок в длину с места (не менее 100 см), на 1,8 м с разбега, а также выполнять прыжок в высоту (не меньше 50 см с разбега).
Бросание, ловля, метание
  • Попадать в мишень, находящуюся в динамике, с дистанции до 5 м,
  • попадать в мишень, расположенную на расстоянии до 6–12 м от ребёнка,
  • выполнять подбрасывания мяча вверх двумя руками 20 раз, а одной — 10 раз, делая при этом хлопки, повороты,
  • перебрасывать мячи партнёрам из разных положений (снизу, из-за головы, из позы «лотос» и пр.).
Упражнения в равновесии
  • Тренироваться стоять на носочках,
  • принимать позу стоя на одной ноге на скамейке,
  • уметь повернуться кругом, подняв при этом руки,
  • держать баланс на фитболе весом до 3 кг,
  • выполнять повороты вокруг себя на 360 градусов, закрыв глаза, а после остановки делать фигуру.
Упражнения на общее развитие
  • Для рук:
    • делать махи руками вверх, вперёд, влево, вправо, поднимаясь при этом на носочки, стоящие врозь,
    • выполнять вращательные движения кистями рук, держа их у плеч,
    • вращать обруч, как юлу, на руке впереди себя, справа или слева.
  • Для ног:
    • поочерёдно пружинисто сгибать и разгибать ножки,
    • отрабатывать выпад влево, вправо,
    • выполнять приседания из положения ноги врозь, перенося опору на одну из сторон.
  • Для туловища:
    • выполнять наклоны с высоко поднятыми и разведёнными в разные стороны руками 2–3 раза подряд,
    • опираясь на одну ногу в приседе, пробовать отводить вторую ногу в сторону и подниматься, не опираясь на неё.
Зимние виды спорта и велосипед Катание на коньках:
  • отрабатывать движение по прямой вперёд, сохраняя ровное положение тела,
  • без помощи взрослых надевать коньки,
  • тренироваться в выполнении простых упражнений на катке (например, «Кораблик»).
На велосипеде:
  • отрабатывать навык движения в разных направлениях, «челноком»,
  • отрабатывать умение тормозить.
Плавание:
  • учиться выдыхать в воду 3–10 раз подряд,
  • делать скользящие движения на воде спиной и грудью.
Санки.
При спуске с горы поднимать указанный педагогом предмет (кеглю, флажок, или даже снежок и др.).
Лыжи:
  • преодолевать 2–3 км в размеренном темпе, 4 и выше — в быстром,
  • выполнять поворот.
Спортивные игры «Городки»:
  • запускать биту слева или справа от плеча, не теряя при этом начального положения,
  • знать 4–5 фигур.
Баскетбол:
  • двумя руками делать броски мяча партнёру,
  • принимать мяч с разной высоты, направленный в разные стороны (к полу, к уровню груди и т. д.),
  • выполнять серию перебрасываний мяча двумя руками от груди.
Футбол.
Выполнять передачу мяча попеременно левой и правой ногой партнёру, находящемуся на расстоянии до 4 м.
Хоккей.
Зафиксировав клюшку у шайбы, вести её в ворота.
Бадминтон:
  • удобно фиксировать ракетку в руках,
  • выполнять удар ракеткой по воланчику так, чтобы он мог преодолеть препятствие в виде сетки.
Настольный теннис.
Возвращать мяч партнёру после удара о стол с ближней стороны сетки.

Виды занятий по физической культуре в подготовительной группе

В подготовительной группе занятия физкультурой традиционно носят интегрированных характер, так как дети владеют достаточным набором навыков выполнения упражнений разного вида, и помогают осуществить задачи разных направлений образования (социально-коммуникативного, познавательного и пр.). Это значит, что педагог может смело включать любую их комбинацию в урок, который может проводиться как в помещении (2 раза в неделю), так и на улице (1 раз в неделю при хорошей погоде), а это, в свою очередь, способствует реализации целей интеграции учебно-воспитательных областей. При этом перечень видов уроков будет почти аналогичен тому, по которому дети работали в старшей группе:

  • традиционные с основой на общеразвивающие задания с привлечением дыхательной гимнастики, заданий с мячом,
  • фитнес или ритмическая гимнастика (занятия проводится специалистом в этом области),
  • хореографические, строящиеся на разучивании танцевальных движений,
  • самостоятельные (обычно организуются на улице — малыши сами определяют набор упражнений, игр, а затем оговаривают его с педагогом),
  • сюжетные, структура которых основывается на выполнении заданий от лица персонажей (такие занятия, как правило, проводятся в форме открытых),Дети в костюмах машут флажками

    Дети особенно любят сюжетные занятия за яркий реквизит и костюмы

  • игровые, построенные на базе одной или нескольких спортивных игр (например, с мячом, футбол или волейбол для девочек и баскетбол для мальчиков),
  • в виде подвижных игр (обычно на таких занятиях все игры подчинены одной сюжетной линии),
  • спортивные (плавание, катание на коньках и пр.).

Это интересно. Если в детском саду есть такая практика, то занятия физической культурой периодически можно организовывать в виде тренировки в бассейне или на катке.

Приёмы организации физкультурных занятий с детьми 6–7 лет

Среди методических способов взаимодействия с детьми на уроках по физической культуре ведущая роль остаётся за наглядностью. Однако и другие приёмы в разных комбинациях также используются.

Группа наглядных приёмов

Особое значение в работе над физическими упражнениями и спортивными играми приобретает показ, когда взрослый демонстрирует порядок выполнения того или иного упражнения, задания, игрового действия. Показ может быть:

  • полным (когда педагог демонстрирует выполнение задания от начала и до конца), который обычно применяется при знакомстве с упражнением и обязательно сопровождается объяснением,
  • частичным, используемым при повторении упражнения (взрослый лишь напоминает сложные элементы, например, движение перехода от одного элемента на коньках к другому),
  • от лица воспитанника (такой вид показа используется только на хорошо знакомых заданиях).

Картинки

Столь востребованный приём в других видах деятельности на занятиях по физкультуре играет роль второго плана: обычно иллюстрации используются в качестве сопровождения сюжета занятия, точнее, его оформления.

Атрибуты

Этот приём имеет первостепенное значение для работы над некоторыми видами упражнений. Однако речь идёт не только о фабричном оборудовании для освоения физкультурного навыка — мячах, скакалках, кеглях и пр., но и о нестандартном реквизите для проведения игр или упражнений.

«Волшебный мешочек»

Три волшебных мешочка

К украшению мешочков можно привлекать воспитанников

Материалы:

  • 2 кусочка плотной ткани для мешочков (примерно 10 х 15 см),
  • нитки, иголка,
  • тесьма для декора,
  • соль или песок для наполнителя.

Инструкция:

  1. Расшиваем один кусок ткани тесьмой.
  2. Сшиваем половинки, оставляя один край незашитым.
  3. Наполняем мешочек.
  4. Зашиваем свободный край.

В своей практике этот реквизит я использую в качестве тренажёра для правильной осанки: дети кладут мешочки на головы и ходят по кругу. В контексте тенденции распространения проблем с искривлением позвоночника это упражнение очень актуально.

«Бутылочка с фейерверком»

Пластиковая бутылка с фейерверком

Создание такой бутылки с фейерверком может быть домашним заданием для детей и родителей

Материалы:

  • пластиковая бутылка,
  • коктейльная трубочка,
  • конфетти (из цветной бумаги или фольги).

Инструкция:

  1. Делаем дырочку в крышке по размеру диаметра трубочки.
  2. В бутылку засыпаем конфетти.
  3. Закручиваем крышку, вставив трубочку.

Этот тренажёр — незаменимый атрибут проведения упражнения на выработку правильной техники дыхания: малыш вдыхает носом, а выдыхает через рот, наблюдая цветной фейерверк внутри бутылки.

Словесные приёмы

Можно выделить несколько речевых способов организации деятельности детей:

  • Объяснение или инструктаж. Например, перед началом отработки упражнения «Приседания в парах» педагог даёт такие указания: «Вытягиваем ручки вперёд, берёмся за руки в парах и приседаем, затем пытаемся перетянуть партнёра, преодолев его сопротивление».
  • Рифмовки. Как загадки, так и стихотворения продолжают оставаться эффективным мотивационным приёмом, к примеру, рассмотрение темы «Зимние забавы» о зимних видах спорта можно проиллюстрировать такой загадкой:
    • Две полоски на снегу
      Оставляют на бегу.
      Я лечу от них стрелой,
      А они опять за мной. (Лыжи).


  • Сказки как форма организации занятий (например, «Путешествие в Спортляндию с Незнайкой» или «Лунтик занимается спортом» и пр.),
  • Беседа. Длится недолго, до минуты, обычно используется в начале основного этапа для обсуждения содержания стихотворения, сюжета видеоролика.

Это интересно. Чтение в качестве приёма описания заданий используется в подготовительной группе крайне редко, поскольку упражнения, в которых чтение указаний могло бы быть актуальным, ребятам знакомы. А ещё незнакомые требуют детального и часто относительно долгого описания порядка выполнения, презентация которого, в свою очередь, рассредоточит внимание ребят.

Педагог и дети в зале, на полу разложен спортивный инвентарь

Объяснение на физкультурном занятии носит характер инструкции

Игры

Преимущественная форма организации работы с дошкольниками — игра. На физкультурных занятиях она становится особенно актуальной. Особенно такой вид игровой деятельности, как подвижные игры.

Кроме того, игровая форма может быть представлена в виде сюжета. Например, когда детям нужно выполнить задания из блока общеразвивающих упражнений, предложенных персонажем. Со своими воспитанниками в рамках темы «День сказок» мы по заданию Мальвины отрабатывали упражнения на метание, целясь в разные мишени, принимая определённую исходную позу (снаряд в левой или правой руке, бросая из-за спины или стоя напротив мишени и пр.).

Дидактические игры, направленные, прежде всего, на расширение сферы познания, также используются на занятиях по физкультуре. Обычно на этапе закрепления материала. К примеру, после знакомства с зимними видами спорта мы с ребятами играем в «Спортлото». Каждый малыш получает по 1–2 карточки с изображениями разных видов спорта, в том числе и зимних. Педагог из мешочка достаёт фишку с изображением атрибута, показывает детям, а те, в свою очередь, определяют, о каком виде спорта идёт речь и закрывают подходящий символ. Выигрывает тот, кто быстрее остальных закроет все символы. Ознакомиться с примерами интересных обучающих игр на физкультурную тематику можно в публикации воспитателя Иванцовой О.В.

Дети ползут по полу в игре с мячами

Игры в подготовительной группе обычно носят соревновательный характер

Практические приёмы

Среди творческих способов осмысления сути занятия в подготовительной группе на первый план выходят проекты (индивидуальные или совместные с родителями). Задание определяется педагогом исходя из тематики отрезка учебно-воспитательного процесса. После того как задачи обозначены, ребята ищут материалы, отбирают интересное и важное, оформляют проект. Что касается последнего, то презентация работы может быть в виде буклета, стенгазеты или даже видеоролика.

Это интересно. В эпоху повсеместного увлечения запуском ютуб-каналов дети с удовольствием включаются в создание видеороликов по теме. По необходимости привлекая к этой работе мам и пап. Эту тенденцию не оставляют без внимания и методисты, используя модное направление для организации конкурсов.

Видео: проект «На зарядку становись!» от юного участника конкурса «Солнечный зайчик»

Как индивидуализировать работу

В работе с детьми 6–7 лет вопросы индивидуализации работы иногда встают даже более остро, чем в младшем возрасте. Это связано с тем, что воспитанники подготовительной группы начинают применять навыки сравнительного анализа по отношению к себе, проводя параллели с тем, как выполняют те или иные упражнения товарищи. Значит, если полный Коля видит, что худенький Слава лучше него бегает, то при определённом складе характера Коля либо вовсе откажется от выполнения этого вида заданий, либо будет так переживать, что рано или поздно это станет заметно другим детям. Следовательно, у полненького Коли появятся все шансы стать предметом насмешек. Поэтому педагогу, кроме методических аспектов, нужно учитывать и психологические. Но в любом случае способы индивидуализировать работу с детьми будут идентичны тем, что использовались в старшей группе:

  • определение заданий разной сложности (например, полные дети могут пробегать десятиметровку не 3–4 раза, а 2),
  • подбор оптимальной для конкретного малыша скорости выполнения упражнения (это особенно важно для детей-флегматиков),
  • создание условий для достижения успеха (иными словами, поиск дела по вкусу и возможностям — кто-то с удовольствием поиграет в футбол, а кто-то подует в «Бутылочку с фейерверком» — для этих возможностей педагог должен обязательно оставлять 3–4 минуты задела при составлении конспекта занятия).

Дети преодолевают полосу препятствий

Одним из вариантов индивидуализировать работу может быть распределение обязанностей ребят при прохождении полосы препятствий

Рабочая программа по физической культуре в подготовительной группе

Организация образовательного процесса по конкретному направлению осуществляется в соответствии с нормативно-правовым документом — рабочей программой. В ней описываются приёмы по содержательным компонентам:

  • непосредственной образовательной деятельности,
  • образовательной деятельности в ходе проведения режимных моментов,
  • самостоятельной деятельности детей,
  • совместной деятельности с родителями воспитанников.

Таблица: пример составления рабочей программы по физкультуре в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Тихонова В. С., инструктор по физической культуре МБДОУ «ЦРР Детский сад 188», г. Воронеж.
Месяц Неделя Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность Совместная деятельность с семьёй
Октябрь 1 неделя
  • Предложить детям назвать правильное положение головы и туловища при ходьбе,
  • упражнять детей в умении мягко приземляться на полусогнутые ноги в подпрыгиваниях на месте с разной силой отталкивания,
  • закреплять умение подбрасывать мяч точно перед собой повыше и правильно ловить его,
  • сочетать движения рук и ног,
  • в подвижной игре «Медведь и пчёлы» упражнять в лазанье, не пропуская реек.
Упражнять детей в умении принимать правильное И. п. (исходное положение) и прицеливаться в подвижной игре «Попади в мяч шишкой (жёлудем)» (расстояние 3 м). Игры в классики, футбол. Ознакомить родителей с уровнем физического развития и физической подготовленности детей.
  • Развивать у детей умение сохранять правильную осанку при ходьбе,
  • упражнять детей в умении выполнять слитно прыжки при продвижении вперёд,
  • регулировать силу отталкивания в соответствии с заданиями,
  • закреплять умение мягко приземляться,
  • развивать перекрёстную координацию в ползании,
  • знакомить детей с содержанием и правилами игры «Перелёт птиц»,
  • упражнять детей в умении выполнять лазанье, не пропуская реек.
В п/и «Не оставайся на полу» упражнять детей в умении мягко приземляться после прыжка с поворотом на 90 градусов (дети стоят на бровках боком к месту приземления). Предложить ребёнку организовать игру «Удочка» с подгруппой детей.
  • Упражнять детей в умении ходить разными способами в зависимости от грунта,
  • упражнять детей в умении выполнять метание мешочков вдаль: принимать правильное И. п., сочетать замах с броском,
  • закреплять умение выполнять прыжки, используя разную силу отталкивания, приземляться легко, пружиня в коленях,
  • в п/и «Встречные перебежки» упражнять детей в умении сохранять скорость бега и быстро изменять направление движения.
  • Упражнение «Попади в лунку желудями (шишками)»,
  • лазанье по гимнастической стенке: побуждать использовать перекрёстную координацию.
Игры в городки.
  • Упражнять детей в умении регулировать силу толчка в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд,
  • закреплять умение подбрасывать мяч точно перед собой, ловить его, сочетая движения рук и ног,
  • закреплять умение выбирать способ подлезания в зависимости от высоты препятствия,
  • в п/и «Перелёт птиц» упражнять детей в умении лазить с использованием перекрёстной координации.
Игра «Школа мяча» (прокатывание большого мяча): дети стоят в шеренге, а ребёнок-учитель располагается на расстоянии 3 м от них. Игры в лунки, городки. Развивать у детей самостоятельность в создании условий и выполнении действий, умение объединяться.
  • Обратить внимание родителей на состояние осанки и стопы,
  • индивидуально отметить достоинства и недостатки в развитии движений детей.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/04/15/rabochaya-programma-dlya-podgotovitelnoy-gruppy

Проведение занятия по физкультуре в подготовительной группе

Продолжительность физкультурного занятия с детьми 6–7 лет, как и любого другого, составляет 30–35 минут.

Временной план занятия

В подготовительной группе, согласно ФГОС, время физкультурного урока распределяется между четырьмя этапами:

  • мотивирующим введением — до 6 минут, выстроенным из заданий на формирование правильной осанки,
  • основной частью — до 15 минут, включающей задания по ориентации в пространстве, поддержанию равновесия,
  • этапом закрепления — до 9 минут, в течение которых дети автоматизируют разрабатываемые навыки,
  • стадией завершения работы — до 5 минут.

Это интересно. В подготовительной группе, в отличие от других, этап закрепления выражен более явно, поэтому, как правило, не объединяется с основным.

Дети ходят по разложенному на полу канату с мешочком на голове

Чтобы занятие прошло успешно, любое задание должно быть чётко хронометрировано

Таблица: конспект занятия на тему «Юные туристы» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Бобылева Н. А., воспитатель МКДОУ ХМР Д/с «Светлячок», п. Шапша, Ханты-Мансийский АО.
Введение Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Ведущий: Ребята, вы бы хотели стать настоящими туристами? Чтобы получить диплом юного туриста, нужно преодолеть все препятствия в сегодняшнем походе. Вы готовы? (Ответы детей). За ведущим шагом марш! (Звучит музыкальная композиция «Марш» М. Старокадомского).
  • Кто шагает по дороге,
    Тот со скукой не знаком. (Ходьба в колонне)
    Нас вперёд ведут дороги
    Наш девиз: «Всегда вперёд!» (Ходьба на носках, руки в стороны)
    По высокой траве на носках шагаем,
    Руки выше поднимаем. (Ходьба, высоко поднимая колени)
    Чтоб не сбиться в пути,
    Через пеньки высоко поднимая колени необходимо пройти…&gt,







Основная часть &lt,… Общеукрепляющие упражнения с палками.
Ведущий: Туристы должны быть сильными и выносливыми. Сейчас мы выполним упражнения с палками:

  • И.п. — основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 — палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок, 2 — исходное положение, 3–4 — то же левой ногой (6 раз),
  • И.п. — то же. 1 — руки вперёд, 2 — выпад вправо, палку вправо, 3 — ногу приставить, палку вперёд, 4 — исходное положение, то же влево (6 раз)…&gt,

&lt,… Основные виды движений (полоса препятствий):

  • прыжки с высоты 40 см с приземлением на полусогнутые ноги,
  • отбивание мяча одной рукой, с продвижением вперёд, и забрасывание мяча в корзину двумя руками…&gt,


Закрепление материала &lt,… Ведущий: Ребята, мы пришли к месту привала, туристы на привале играют, отдыхают.
Подвижная игра «Перелёт птиц».
Ведущий: Настало время отдохнуть.
Релаксация «Сон на полянке». Дети садятся в позу «лотоса», опускают головы — «засыпают» под шум леса, голоса птиц.
Ведущий: Сейчас вам всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите, как лучики солнца пробиваются сквозь молодую зелень деревьев и освещают лесную полянку. Бабочки порхают с цветка на цветок. Трудолюбивый муравей несёт прутик для своего домика. Полюбуйтесь просыпающимся лесом, как красив он в солнечных лучах. Послушайте пение птиц: синицы поют синие песни, малиновки — малиновые. Всё живое радуется новому дню, пробуждению. (Пауза). На счёт 1, 2, 3 дети просыпаются и встают.



Завершающий этап Игра малой подвижности «Туристята».
Ведущий: Нам пора продолжать путь. Возьмитесь за руки.

  • Тропинка вьётся, словно змейка,
    Ты пройти по ней сумей-ка.
    Друг за другом мы шагаем,
    Только рук не разрываем.


Воспитанники, не разрывая рук, проходят за ведущим змейкой, садятся на скамейку.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что для вас оказалось самым трудным? А где вам может пригодиться умение преодолевать различные препятствия?
Вручаются дипломы юных туристов. Дети уходят из зала.


Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/02/08/zanyatie-po-fizicheskoy-kulture-v-podgotovitelnoy-gruppe

Видео: традиционное физкультурное занятие в подготовительной группе

Видео: физкультурное занятие с элементами ритмической гимнастики в подготовительной группе

Организация открытого занятия по физкультуре с детьми 6–7 лет

Структура открытого занятия в целом не отличается от композиции обычного. В показательном уроке все уровни проработки темы композиционно завершены, есть этап закрепления, а также рефлексия в конце. Содержательно открытые уроки отличает обязательный сюжет, в который вписываются все задания, предполагаемые темой. Чтобы показательное занятие прошло успешно, педагогу следует:

  • обязательно позаботиться о «запасе» заданий для этапа закрепления (в открытый урок включаются хорошо знакомые ребятам упражнения и игры, поэтому дети могут справиться с ними быстрее, чем предполагается конспектом),
  • один-два раза заранее проработать с ребятами структуру урока, но при этом не раскрывать суть заданий (дети успешнее включатся в работу, если будут знать о видах упражнений),
  • приход гостей не должен быть сюрпризом для воспитанников (педагог готовит детей к открытому занятию, как к чему-то необычному и праздничному).

Дети в костюмах стоят в зале

Открытое занятие должно восприниматься детьми как праздник, с костюмами и сюрпризами

Таблица: конспект открытого занятия по физкультуре на тему «Полоса препятствий» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Шубина В. А., инструктор по физической культуре МБДОУ Д/с № 10 «Ягодка», г. Котельнич, Кировская обл.
Введение Ведущий: Группа, равняйсь! Смирно! Вольно! Здравствуйте, ребята!
Сегодня, ребята, прежде чем пойти на физкультурное занятие, вам необходимо получить специальный пропуск от Королевы Физкультуры. А чтобы получить этот пропуск, нужно отгадать загадки. Готовы? (Ответы детей).
  • Кроссы пробегаем, делаем зарядку…
    Со здоровьем будет всё у нас в порядке,
    Спорт нам помогает сохранить фигуру,
    Спорт нас закаляет! Все на … (физкультуру)…&gt,


&lt,… Ведущий: А сейчас нам нужно выполнить небольшую разминку. Группа, равняйсь! Смирно! Налево за направляющим шагом марш!…&gt,


Основной этап &lt,… Ведущий: А сейчас, ребята, выполним упражнения с мячом.
Проводятся ОРУ с мячом.
Ведущий: Посмотрим, какие вы ловкие.
Упражнение с мячом (подбросить мяч вверх, поймать мяч двумя руками).
Ведущий: Я вижу, что вам понравились упражнения с мячом, но нам пора отправляться в путь дальше.
Дети строятся в колонну по одному, ходьба в колонне по одному, кладут мячи на место. Построение в шеренгу.
Ведущий: Вот мы и подошли к полосе препятствий. Сможем её преодолеть? (Ответы детей). Для этого нужно разделиться на две команды. На первый, второй рассчитайтесь!
Дети выполняют расчёт, перестраиваются в 2 колонны по одному.
Полоса препятствий (выполняется подгруппами):

  • ходьба по скамейке, руки за голову, на середине присесть, встать, руки поднять вверх, сойти со скамейки,
  • пролезание в туннель,
  • прыжки из обруча в обруч,
  • перешагивание через мягкие модули.

Каждое упражнение выполняется по 2–3 раза.









Закрепление материала Ведущий: Молодцы, все препятствия преодолели и вышли на полянку «Поиграй-ка». Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Ловишка с приседаниями».
По считалке выбирается ловишка и по сигналу начинает осаливать детей, которые не успели присесть. Пойманные отходят в сторону. Игра проводится 2 раза со сменой водящего.
Проводится подвижная игра «Затейники» (по тексту дети идут по кругу, взявшись за руки, на последние слова делают фигуру).
Ведущий: А сейчас, ребята, нам нужно отдохнуть после долгого пути вот на этой красивой полянке (парашют).
Дети садятся каждый на свой сектор, берут по массажному мячу (иглболу).
Ведущий: Представьте, что к вам в гости пришёл ёжик (все движения выполняются в соответствии с текстом).
Выполняется массаж биологических активных зон «Ёжик»…&gt,
&lt,… Ведущий: А сейчас, ребята, я вам предлагаю окунуться в волшебный мир снов.
Релаксация «Волшебный сон»…&gt,







Завершающий этап &lt,… Ведущий: Какие же вы, ребята, сильные, ловкие и умелые! Вы настоящие спортсмены!
Вопросы для рефлексии:

  • Какие упражнения на полосе препятствий вам понравились больше всего?
  • Что ещё вам запомнилось?
  • А что вам помогло преодолеть трудности на своём пути? (Наша дружба).
  • Как вы себя чувствуете?
  • Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Ведущий показывает смайлики хорошего и плохого настроения.
Ведущий: Молодцы! За вашу дружбу я дарю вам вот такие весёлые смайлики.
(Под музыку дети уходят из зала).


Цит. по: http://vospitateljam.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-fizicheskoj-kulture-v-podgotovitelnoj-gruppe-polosa-prepyatstvij/

Дети и педагог в костюме Незнайки стоят с поднятыми вверх мячами

Открытое занятие демонстрирует уровень развития дошкольников и степень методической подготовленности педагога

Видео: открытое физкультурное занятие на тему «Путешествие в зоопарк» в подготовительной группе

Диагностика физкультурного занятия в подготовительной группе

Анализ уроков по физической культуре ценен возможностью не только оценить уровень методической грамотности педагога, но и получить обобщённое представление о физическом развитии детей. В частности, при составлении диагностической карты педагог учитывает нормы освоения навыков различных движений, ориентируясь на минимальные показатели для 6–7-летних детей:

  • бег 30 м — 7,2 с.,
  • прыжок в длину с места — 100 см,
  • прыжок в длину с разбега — 180 см,
  • прыжок в высоту с разбега — 50 см,
  • прыжок вверх с места — 30 см,
  • прыжок в глубину — 45 см,
  • метание предметов весом 250 г — 6 м, весом 80 г — 8,5 м, набивного мяча — 3 м.

Дети в спортивной форме идут друг за другом

Проводя диагностику, педагог оценивает уровень развития физических навыков детей

Развёрнутую форму анализа можно найти в публикации инструктора по физкультуре Данченковой Ю.А.

Занятия физкультурой — неотъемлемая часть образовательной деятельности в детском саду. В подготовительной группе эта работа систематизируется и обобщается, что позволяет говорить о физической готовности ребёнка к переходу от дошкольного к младшему школьному периоду детства. Это повышает значение рационализации видов деятельности и выбора сценария занятия в зависимости от темы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов