Пальчиковая гимнастика в детском саду

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

На осмотре моего полугодовалого сына невролог рекомендовал к обычному массажу добавить упражнения с пестушками и потешками. Поначалу это были поглаживающие и направляющие движения в моём исполнении с приговорками: «Мальчик-пальчик, мальчик-пальчик, где ты был?…» В скором времени сын начал выполнять нужные действия самостоятельно (показать палец, согнуть). А к году произносил некоторые слова в пальчиковых играх.

Бабушка играет с малышом в пальчиковую игру

Игровые движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

Четверо детей играют в игру «Сорока-белобока»

Пальчиковая гимнастика в детском саду проводится регулярно

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма),
  • активизируют речевые центры,
  • развивают внимание, память, воображение,
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Схема рецепторов на кистях рук и проекция внутренних органов

Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе всего организма

Таблица: задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

Возрастная группа 1,5–4 года (первая и вторая младшие группы) 4–5 лет (средняя группа) 5–7 лет (старшая и подготовительная группы)
Задачи
  • Развитие координации движений,
  • формирование чувства ритма,
  • развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их.
  • Совершенствование мелкой моторики,
  • формирование способности соотносить слово с действием,
  • развитие внимания и памяти (непроизвольной),
  • обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.).
  • Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок,
  • развитие двигательных способностей кисти,
  • развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Видео: вебинар «Пальчиковая гимнастика»

Виды пальчиковых игр

Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строится на характере воспроизводимых движений:

  • Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.
    Описание игры «Ворота»

    В этой игре по команде меняется положение кистей рук


  • Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами.
    Описание упражнений «Сарай» и «Дом»

    В статических упражнениях необходимо точно изобразить «фигуру» при помощи пальцев


  • Пальчиковые упражнения динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами.
    Пальчиковая гимнастика «Птички»

    В динамических упражнениях пальцами и кистью имитируются движения птиц


По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на 3 вида:

  • Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.
    Пальчиковая игра «Ножки»

    Дети выполняют движения ладонями и пальчиками под стихотворение про ножки


  • Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.
    Пальчиковая игра «Повстречались»

    В игре «Повстречались» пальчики представляются различными зверятами


  • Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет.
    Пальчиковая игра «Репка»

    В пальчиковой игре инсценируется часть сказочного сюжета про репку


К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

  • мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик,
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки,
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки,
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»,
  • специальные полотна и досочки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

Фотогалерея: нетрадиционные пальчиковые игры

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Упражнения для кистей рук рекомендуется осваивать с раннего возраста. С детьми до года родитель или педагог занимается индивидуально. Взрослый произносит строчки стихотворения и на каждую выполняет движение за ребёнка.

Игра «Котёнок» была любимой у нас с сыном примерно до годика. Я говорила: «Я один шёл по дорожке», — и показывала на ручке сына указательный пальчик. «Шли со мной мои две ножки», — к указательному присоединяется средний палец. «Вдруг навстречу три мышонка», — показываем указательный, средний и большой пальцы. «Ой, мы видели котёнка!» — произнося эту строку, я брала в свои руки ладони сына и легонько хлопала ими по щёчкам, а сама покачивала головой.

Женщина и малыш считают пальчики

Педагог раннего развития проводит пальчиковую гимнастику в индивидуальной форме

С воспитанниками первой младшей группы (дети 1,5–3 лет) педагог разучивает упражнения-имитации. Дошкольники пробуют самостоятельно повторить движения, которые показывает воспитатель. В играх воспроизводятся движения, похожие на махи птичьих крыльев, повадки домашних и диких животных. Кисти принимают форму знакомых предметов: замочка, пирамидки, молоточка, фонарика, цветка и др. Воспитатель следит за точностью выполнения движений, поправляет и помогает своим подопечным прямым показом. Разучивать упражнение с малышами стоит отдельно с каждым. Когда движения разобраны и ребята их запомнили, пальчиковая гимнастика проводится в подгруппе. Игры-имитации в качестве быстрой разминки включаются на групповых занятиях во второй младшей и средней группах (до 5 лет).

«На двери висит замок…» — начинает самостоятельную игру сын, которому уже исполнилось 6 лет. Полезная привычка — после занятия в прописях прочитать стишок и размять пальчики. Игру «Замочек» помнит с двухлетнего возраста, разучил в группе кратковременного пребывания в детском саду. Тогда это короткое упражнение было забавой, а теперь стало профилактикой перенапряжения.

Педагог показывает, а дети повторяют элемент пальчиковой гимнастики

Даже если упражнение знакомо детям, педагог демонстрирует основные моменты на своём примере

Пальчиковая гимнастика для детей 4–7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) состоит из статических и динамических упражнений. Дети играют активно, новую игру способны разучить на групповом занятии. Старшие дошкольники тренируются в следовании словесным инструкциям воспитателя.

Дети изображают пальчиками заданную «позицию», образ по команде педагога:

  • «Кольцо» — пальцы обеих рук образуют колечко.
  • «Шалаш» — ладошки соединяются крышечкой.
  • «Уточка» — кистью необходимо изобразить плоский клюв утки.
  • «Коза» — пальчики складываются в голову с рожками.

Воспитатель побуждает ребят к фантазированию, предлагает рассказать при помощи рук историю. Дошкольники испытывают восторг от «постановки» пальчиковой сказки. В нашей подготовительной группе есть ширма в театральном уголке. Дети играют в театр, выбрав автора и актёров. Автор придумывает строчка за строчкой сказку:

  • «Далеко-далеко во Вселенной летела планета, на которой сначала были только камни». Актёры поднимают из-за ширмы кулачки.
  • «Через тысячу лет появились цветы». Кулачки распускаются, подобно бутонам.
  • «Через две тысячи лет родились червячки». Кулачки прячут за ширму, высовываются пальчики и т. д.

Дети играют в пальчиковый театр

Дети при помощи кистей рук инсценируют сказочную историю

Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом. Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:

  • создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации,
  • привлечение занимательных предметов: колпачков или масочек на пальцы, ширмы, декораций для игры,
  • включение музыкального сопровождения,
  • проведение мастер-класса для младших групп или совместного с родителями досуга.

Трое детей с масками персонажей сказки «Колобок» на пальчиках

Использование ролевых масок создаёт мотивацию к разыгрыванию сказки

Использование разнообразных атрибутов для игр привлекает внимание дошкольников и повышает интерес к происходящему.

Таблица: картотека упражнений

Тема пальчиковой гимнастики Упражнения для кистей рук Статические упражнения для пальцев Динамические упражнения для пальцев
«Животные, птицы, насекомые»
  • «Ёжик»: кисти собраны, пальцы изображают иголки ежа,
  • «Чайка»: ладони изображают птичьи крылья,
  • «Кошечка»: ладони имитируют кошачьи лапки.
  • «Зайчик»: средний и указательный пальцы прямые и расставлены, остальные собраны,
  • «Пчела»: вращательные движения указательным пальцем,
  • «Улитка», «Коза»: движения пальцами-рожками,
  • «Собака»: имитация пальцами собачьей пасти и ушей.
  • «У Пегги кошечка жила»: в упражнении стихотворный текст повторяется с упоминанием различных животных (кошка, собака, гусь, коза), дети изображают их пальчиками, затем пританцовывают,
  • «Зайцы спрятались от волка»: пальчики одной руки изображают прячущихся в норки животных, другой — щёлкающего зубами волка.
«Семья»
  • «Как у нас семья большая»: хлопки в ладошки и удары кулачками в такт стихотворению,
  • «Семейный дом»: ладони кладутся одна поверх другой (строятся стены), складываются домиком (крыша).
«Две бабушки в окошке»: пальцы сплетаются в домик, из окошка выглядывают бабушки (большие пальчики).
  • «Семья»: из разжатого кулачка распрямлять по пальчику,
  • «Идём в гости»: пальчики по очереди касаются большого пальца — здороваются с хозяином дома,
  • «Братец-пальчик, где ты был?»: разгибать по пальчику из кулака.
«Дружба» «Встреча»: ладони и кулачки обеих рук «встречаются» — соприкасаются. «Дружные богатыри»: удерживать вытянутые указательный, средний и безымянный пальцы при сомкнутых мизинце и большом.
  • «Приветствуем друзей»: каждый пальчик по очереди касается большого — здороваются,
  • «Мы на ёлке веселились»: пальчики танцуют друг с другом.
«Детский сад»
  • «Игрушки»: попеременно выполняются хлопки в ладоши и стук кулачками,
  • «Есть игрушки у меня»: сжимать и разжимать кулаки, хлопать ладошками.
«Мебель в нашей группе»: при помощи пальчиков дети изображают предметы мебели в группе (стол, стул, дверцы шкафа).
  • «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»: пальчики обеих рук соприкасаются друг с другом, сплетаются в замок,
  • «Как мы играем в снежки»: дети лепят воображаемые снежки и бросают их друг в друга,
  • «В нашей группе все друзья»: поочерёдное разжимание пальцев из кулачка.
«Предметный мир»
  • «Фонарики»: пальцы рук сжимают и разжимают в соответствии с текстом, в усложнённом варианте содержатся вращательные движения кистями,
  • «Шарик»: кисти рук имитируют надувание шара,
  • «Флажки»: попеременное поднимание и опускание ладоней,
  • «Цветок»: собранные ладони раскрываются,
  • «Деревья»: напряжённые пальцы имитируют ветви деревьев,
  • «Корни»: напряжённые пальцы имитируют корни,
  • «Дом»: пальцы собраны домиком, один стоит прямо (труба).
  • «Ножницы»: два пальца имитируют движения ножниц,
  • «Очки»: обеими руками делаются колечки,
  • «Мостик»: указательные пальцы обеих рук вытянуты вверх, остальные ставятся плоско и соединены.
  • «Домик»: пальчики сгибаются и разгибаются — выходят из домика и прячутся,
  • «Цепочка»: соединять большой палец поочерёдно с остальными, получаются звенья (колечки обеих рук соединять между собой в цепочку).
«Деятельность человека»
  • «Моем руки»: имитация намыливания, полоскания рук,
  • «Заготовка капусты»: имитация рубки, нарезки, засолки, выжимания овощей,
  • «Печём блины»: имитация замешивания теста и выпекания.
  • «Идёт человечек», «Маленькие ножки»: указательный и средний пальцы имитируют ходьбу,
  • «Лыжник»: усложнённый вариант упражнения «Идёт человечек» — пальчики стоят на плоских палочках, например, от эскимо.
  • «Мы топали»: пальчики ритмично стучат по столу, как будто человечки топают и пляшут,
  • «Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл»: поочерёдно загибаются пальчики на правой и левой руках,
  • «Идём за ягодами»: пальчики касанием «здороваются» друг с другом и «идут» в лес собирать ягоды.

Видео: пальчиковая гимнастика для детей 3–5 лет

https://youtube.com/watch?v=RkM0kc1_H3s

Видео: пальчиковая гимнастика для малышей

Продолжительность пальчиковой гимнастики

Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. За это время ребята проигрывают несколько упражнений и делают самомассаж. В старших группах на гимнастику допустимо отвести до 10 минут, если ребята будут играть в пальчиковый театр.

Обучение новой пальчиковой игре проводится в медленном темпе, с повтором движений от начала до конца. На первоначальное освоение игры отводится 2–3 минуты.

Таблица: примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Этап занятия Первая младшая группа Средняя группа Подготовительная группа
Приветствие, организационный момент, разминка 1 минута 1 минута 1 минута
Первое задание Разучивание новой игры — 2 минуты Комплекс статических упражнений — 2 минуты Статические упражнения — 1 минута
Второе задание Знакомая игра — 1 минута Динамическая пальчиковая игра — 1 минута Две динамические игры на общую тему — 2 минуты
Третье задание Упражнение с массажными мячиками — 1 минута Динамическая игра — 1 минута Пальчиковый театр — 3–5 минут
Общая длительность гимнастики 5 минут 5 минут 7–9 минут

Видео: занятие по пальчиковой гимнастике с детьми 2,5–3 лет

Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ловкие пальчики» в младшей группе

Автор Портнягина О., воспитатель МАДОУ №87, г. Тюмень.
Цель Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в процессе пальчиковых игр.
Задачи
  • Обучающие:
    • учить внимательно, слушать потешки и стихи,
    • учить запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.
  • Развивающие:
    • развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
    • развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
    • развивать творческое воображение, активную речь.
    • развивать мелкую моторику.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей чувство ритма, темпа, способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Материалы и оборудование
  • Книга сказок,
  • игрушки: зайка, мишки, домик,
  • фонограмма музыкальной пальчиковой игры «В лесу»,
  • тазик с фасолью,
  • игрушки из «Киндер-сюрприза».
Ход занятия Приветствие «Свет солнца». &lt,…&gt,
В.: Ребята, давайте улыбнёмся и нашим гостям пожелаем доброго дня.
Ребята! Я для вас приготовила сюрприз. Что это? (Ответы детей). Правильно, книга. Это волшебная книга сказок.
  • Тише, детки, не шумите,
    Нашу сказку не спугните.
    Здесь бывают чудеса…
    Сказка спряталась пока! (Педагог открывает книгу и достаёт игрушку мальчик из «Киндер-сюрприза»).
    Сказка, сказка, приходи!
    Будут рады малыши. (Детям рассказывается сказка про мальчика-с-пальчика). &lt,…&gt,




В.: Ребята! Мальчик-с-пальчик говорит, что потерял свои игрушки. Последний раз, когда он их видел, они вместе резвились в бассейне. Поможем ему найти игрушки?
Игра «Пальчиковый бассейн».
На дне «бассейна из фасоли» спрятаны игрушки из «Киндер-сюрприза». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки. &lt,…&gt,
В.: Мальчик-с-пальчик очень благодарен вам и вашим пальчикам за помощь и приглашает на прогулку. Наш путь будет лежать через волшебный лес. В этом лесу мы можем встретить самых разных животных. Но сначала разомнём наши пальчики, они нам понадобятся в путешествии.
Упражнение с гранёными карандашами. &lt,…&gt,
Путешествие-игра, во время которого выполняются упражнения «Зайчик», «Фонарики», «По ровненькой дорожке», «Медвежонок». &lt,…&gt,
В.: Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилась прогулка? С кем мы гуляли? Кого встретили на пути? А кто в домике живёт? Попрощаемся с мальчиком-с-пальчиком.
Пальчиковая игра «Ловкие пальчики».






  • Ручки маленьких ребят
    Веселятся и шалят.
    Вот мы хлопаем в ладоши:
    «Ах, какой денёк хороший!» (Хлопают в ладоши)
    Посмотрите: можно ручкой показать на небе тучку. (Показывают указательным пальцем)
    Ну, а если грянет гром, ушки быстренько заткнём. (Закрывают уши)
    Можем пальчиком грозить: «Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!», (Грозят пальцем)
    В дверь к соседу постучать: «Тук-тук-тук, идём играть!». (Стучат кулачком)
    Если кашляем, зеваем, ротик ручкой прикрываем. (Прикрывают рот ладошкой)
    Маленького котика гладим по животику. (Поглаживают себя по животу)
    Машем ручкой на прощанье: «До свидания! До свидания!» (Машут ручками).











Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-lovkie-palchiki-palchikovye-igry.html

Дети, сидя в кругу, выполняют пальчиковую гимнастику

Как правило, пальчиковые игры являются отдельным элементом занятия в ДОУ и используются в качестве физкультминутки

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

Тип Варианты материалов Примеры использования
Дидактический материал
  • Карточки,
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии,
  • иллюстрированные книги,
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий,
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Фотогалерея: пальчиковые игры в картинках

Видео: пальчиковая гимнастика «У окошка я сижу»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Утро»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Ворона и червячки»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Паучок»

Видео: английская игра-песенка «Itsy Bitsy Spider»

Разработка проекта «Пальчиковые игры» в детском саду

Проектная деятельность в образовательном учреждении предполагает углублённое исследование какой-либо темы или методики. Проект должен быть инновационным — направленным на получение новой информации, быть полезным участникам проекта (детям), руководителю (воспитателю) и его коллегам.

Пальчиковая гимнастика — широкая тема. Для разработки проекта рекомендуется взять одно из направлений развивающей методики. Примеры тем для проектов по пальчиковой гимнастике в детском саду:

  • «Русские народные пальчиковые игры»,
  • «Английские пальчиковые игры» (для кружка иностранного языка в старшей и подготовительной группах),
  • «Су-джок массаж в пальчиковой гимнастике»,
  • «Сопряжённая гимнастика в логопедической группе» (для детей с речевыми нарушениями),
  • «Пальчиковые упражнения и подготовка к обучению письму»,
  • «Пальчиковые игры как средство раннего развития детей»,
  • «Пальчиковый театр: сказки на кончиках пальцев»,
  • «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика: игры с инвентарём из бросового материала».

Два мальчика выполняют упражнение с карандашами

В рамках проектной деятельности осуществляется практические занятия: ребята занимаются пальчиковой гимнастикой

Педагог подробно описывает методическую основу проектной деятельности, прилагает план работы. В течение реализации проекта фиксирует результаты выполнения упражнений, успехи воспитанников. Рекомендуется делать фотографии и видеозаписи занятий и досуговых мероприятий в рамках проекта.

Модель реализации проекта

Проект по пальчиковым играм раскрывается в теоретическом и практическом видах работы

В документальном сопровождении проекта фиксируются:

  1. Тема проекта, сроки проведения, участники.
  2. Проблема и её актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическая база:
    • методические статьи и монографии по теме,
    • ссылки на практические исследования,
    • опыт коллег.
  5. Перспективный план освоения пальчиковых игр.
  6. График и содержание консультаций/мастер-классов для родителей.
  7. Конспект отчётного мероприятия.
  8. Приложения (дополняются по мере реализации проекта): результаты мониторингов, отчёты об открытых занятиях и т. д.

Мастер-класс для родителей по пальчиковым играм

Реализация проекта по пальчиковым играм подразумевает обязательное привлечение родителей к работе с детьми в заданном направлении

Отчётное мероприятие по проекту имеет форму открытого занятия или досуга. Совместно с музыкальным руководителем воспитатель может подготовить праздник пальчиковых игр. Или это будет спектакль в пальчиковом театре. В качестве гостей приглашаются родители, методисты, коллеги, молодые специалисты и студенты педагогических колледжей/вузов.

Трое детей разыгрывают сказку «Теремок» с помощью пальчикового театра

В качестве отчётного мероприятия ребята могут подготовить спектакль в пальчиковом театре

Таблица: фрагмент проекта «Сопряжённая гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Автор Симонова С., воспитатель МБДОУ Д/с №16 «Радуга», г. Петровск, Саратовская обл.
Новизна Разработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.
Цель Повысить речевую активность детей.
Участники
  • Воспитатели,
  • дети,
  • родители.
Сроки реализации проекта 1 год.
Этапы реализации
  1. Самомассаж рук.
    1. Лёгкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.
    2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.
    3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой, затем двумя руками одновременно: катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика, сжимание резиновых игрушек.
      Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
  2. Пальчиковая гимнастика.
    Изучение пальчиковых игр («Моя семья», «Сорока» и др.) и создание пальчиковых игрушек.
    Пальчиковые игры помогают ребёнку научиться свободно владеть своими не всегда послушными пальчиками, развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребёнка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.

  3. Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.
    • «Лиса» (текст, произносит взрослый):
      Уж как шла лиса по тропке,
      Нашла грамоту на топке. (Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки, язык выполняет движения вверх-вниз)
      Она села на пенёк (Сжимают кулаки, один кулак ставят на другой, широкий передний край языка кладут на нижнюю губу и удерживают его в таком положении).
      И читала весь денёк. (Ладони разворачивают от груди).



    • Мамочка, мама!
      Милая моя.
      Мамочка, мама!
      Я люблю тебя. (Ладони прижимают одну к другой, на каждый слог пальцы поочерёдно смыкают и размыкают, поочерёдно растягивают губы в улыбке и смыкают трубочкой). &lt,…&gt,


Выводы
  • У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.
  • Усовершенствовалась общая координация движений.
  • Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-soprjazhenaja-gimnastika-ili-teatr-palchikov-i-jazyka.html

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:

  • уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь),
  • в середине года (январь),
  • в конце учебного года (май-июнь).

Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.

Мальчик и девочка выполняют пальчиковое упражнение «Пирамидка»

Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей

С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.

Пример диагностики по методике «Перебор пальцев».

Во время игры «Ловкие пальчики» нужно было поочерёдно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам 5 раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала — одновременно обеими руками в медленном темпе. А потом — в максимально быстром темпе. Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочерёдно к друг другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики.

По наблюдениям, низкий уровень оценивался у тех детей, у кого развитие мелкой моторики отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.

Средний уровень — у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что ребята испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений.

Высокий уровень — у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Андреева О. В., воспитатель

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11267

Методика «Перебор пальцев»

Методика «Перебор пальцев» позволяет диагностировать уровень развития мелкой моторики дошкольников

Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.

Протокол анализа пальчиковой игры:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
  2. Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
  3. Какие задачи были достигнуты в игре.
  4. Оценка деятельности воспитанников:
    • внимательность во время показа движений воспитателем,
    • активность выполнения движений,
    • эмоциональность песенного исполнения (если было),
    • слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
  5. Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
  6. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.

Прочтите также:  Как правильно и интересно провести экскурсию в детском саду
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов