Подготовительная группа является связующим звеном между детским садом и школой. За последний год пребывания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагоги максимально подготавливают ребят к процессу дальнейшего обучения. Регулярно проводятся комплексы упражнений для кистей рук, в активный опыт детей включаются короткие пальчиковые игры. Эта методика готовит руку к письму и в занимательной форме укрепляет интеллект и здоровье ребёнка.
Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми 6–7 лет
Пальчиковая гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития мелкой мускулатуры (кистей и пальцев рук). Современными мамами на «отлично» заучены игры для малышей (типа «Сорока, сорока», «Ладушки», «Замочек»). Детские центры акцентируют внимание на роли пальчиковых занятий в раннем и бережном развитии интеллекта. Но малыши вырастают, взрослые забывают про систематические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Детей увлекают подвижные и сюжетно-ролевые игры. Однако выполнение пальчиковых упражнений не теряет актуальности в старшем дошкольном возрасте.
Пальчиковые упражнения дошкольники, как правило, выполняют совместно с воспитателем
Пальчиковые игры всегда включались в образовательную программу детского сада. Простые движения руками с сюжетным или музыкальным сопровождением можно отнести к малоподвижным играм. На физкультурных занятиях пальчиковая гимнастика проводится после интенсивной тренировки или активной игры, чтобы осуществить плавный переход от возбуждённого состояния детей к спокойствию.
Помимо мышечного развития, гимнастика для пальчиков стимулирует деятельность головного мозга. Существует множество исследований, показывающих прямую связь между регулярными пальчиковыми упражнениями и уровнем интеллектуальных способностей. В тонусе пальчики — значит, в тонусе мозг.
У детей, чьи пальчики систематически стимулировались при помощи игр и массажа, наблюдается активное совершенствование всех видов внимания и памяти, развитие аналитических и творческих способностей.
Мышечное стимулирование пальчиков активизирует работу мозга, а значит, ребёнок готов к дальнейшему занятию
Задачи пальчиковой гимнастики в подготовительной группе
Работа воспитателей и педагогов детского сада направлена на формирование всесторонне развитой личности будущих первоклассников. Эта цель определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и реализуется через комплекс занятий и досуговых мероприятий различной направленности. Пальчиковая гимнастика используется педагогами в режимных моментах:
- как часть утренней гимнастики,
- во время занятий (непосредственно образовательной деятельностью, продуктивным творчеством, физкультурой, музыкой),
- на прогулках,
- как часть гимнастики пробуждения (после тихого часа),
- на досугах.
Пальчиковая игра на занятии вовлекает ребят в образовательный процесс, пробуждает мозг к активной деятельности
Проведение пальчиковой гимнастики в подготовительной группе направлено на решение актуальных задач в развитии дошкольников:
- развитие ловкости пальцев: на занятиях по подготовке обучению грамоте ребята учатся правильно держать ручку, писать печатные буквы,
- активизация речевых центров: дети 6–7 лет осваивают навык пересказывания текстов, подготовки коротких сообщений,
- совершенствование внимания и памяти: у старших дошкольников формируется произвольная концентрация внимания, улучшается процесс запоминания информации,
- стимулирование фантазии: дети импровизируют в играх, творческой деятельности, простом сочинительстве,
- создание позитивной атмосферы в группе, игры зарождают чувство товарищества.
Пальчиковая игра может стать отличным вариантом спокойного и интересного досуга
Кроме того, пальчиковая гимнастика считается одной из нетрадиционных техник поддержания здоровья. Специалисты-рефлексологи рассматривают кисть руки как своеобразную проекцию на человеческий организм: на ладонях и пальцах находятся биоактивные точки, связанные с различными органами. Так, на большом пальце находятся импульсные центры, способные активизировать работу головного мозга. Указательный палец связан с функционированием желудка, средний — с кишечником, безымянный — с печенью, а мизинец отвечает за сердечную деятельность. Это общие указания к «прочтению» энергетической карты на руке человека.
На ладонь и пальцы проецируются органы человеческого тела
Виды упражнений для кистей и пальцев
Движения в пальчиковых упражнениях и играх бывают разной интенсивности. В одних играх суть состоит в принятии кистью точной фигуры, в других необходимо действовать в такт, активно двигать руками. По технике исполнения пальчиковые упражнения делятся на 3 вида:
- Упражнения и игры для кистей рук: ребёнок напрягает и расслабляет мускулатуру (сжимание-разжимание кулаков, хлопки ладонями). Для старших дошкольников игры этой группы подбираются с дополнительной мотивацией: выполнение на скорость, игра на выбывание и т. д. Дети включают в игровой опыт «Пианино», «Ладушки», «Летел лебедь по синему небу» и вспомнят их не раз на школьных переменках.
Игры для кистей рук легко запоминаются, в них интересно играть в паре
- Статичные упражнения для пальцев: ребёнок пробует сложить фигуру при помощи пальцев, удерживает под счёт до 5–10. К возрасту 6–7 лет (при условии регулярных упражнений с младшей группы) дети легко показывают пальчиками животных, некоторые неодушевлённые предметы. Чтобы не был утрачен интерес к этому виду пальчиковой гимнастики, ребятам можно предложить своеобразные инсценировки: воспитатель рассказывает историю, а дети самостоятельно показывают пальцами услышанные образы (например, дерево, домик, зайчика). Фигуры статических упражнений лежат в основе театра теней, в который с удовольствием играют дошкольники.
В статичном упражнении пальчики принимают определённое положение и удерживают его в течение некоторого времени
- Динамические игры и упражнения для пальцев: ребёнок выполняет комплекс движений ритмично, обычно повторяя с ускорением. Эти игры проводятся под словесное или музыкальное сопровождение. На каждую смысловую фразу выполняется определённое движение. При этом могут сочетаться движения пальчиками и кистями.
В динамической игре «Егорушка» на каждое двустишие выполняются заданные движения пальчиками
Теневой театр объединяет в себе статические упражения и действия на развитие моторики, персонажи должны быть подвижными
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а потому упражнения для пальчиков проводятся в увлекательной форме. Дети воспринимают занятие как развлечение и притом получают новые знания и навыки. Каждая пальчиковая игра имеет целью показать какие-либо образы, а для ребят ближе всего из персонажей — животные и птицы, сказочные герои, такие же дети, как и они. Содержание игр раскрывается в занимательных текстах, по характеру которых упражнения пальчиковой гимнастики делятся на 3 группы:
- Фольклорные пальчиковые игры: действие разворачивается по прибауткам, потешкам, закличкам. Изучение таких игр в подготовительной группе рекомендуется проводить на занятиях, посвящённых русскому народному творчеству (изобразительному, песенному и танцевальному) и быту. Благодаря этому у ребят формируется живое представление о предках, которые любили фантазировать, веселиться, играть.
Фольклорные забавы обогащают игровой опыт детей и знакомят с представлениями предков-славян
- Стихотворные и песенные игры: обладают ритмичным звучанием, быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Каждый стихотворный текст можно пропеть на подходящий мотив. Синтез речи, движения и музыки вызывает положительные эмоции у дошкольников, пальчиковая тренировка проходит эффективно. Музыкальное сопровождение помогает детям следовать нужному темпу в движениях: от медленного — к быстрому. На музыкальных занятиях ребята выполняют пальчиковую гимнастику под аккомпанемент педагога. В группе воспитатель использует аудиозаписи.
Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением развивает мелкую моторику, чувство ритма и звукочастотности у детей
- Игры-драматизации: дети при помощи пальчиков разыгрывают какой-либо сюжет, обычно сказочный. В младшей и средней группах воспитатель произносит текст, даёт указания к представлению персонажей. Старшим дошкольником достаточно предложить знакомую историю, обговорить с ними роли и предоставить возможность самостоятельно разыграть диалог, короткую сценку или целый пальчиковый спектакль.
При помощи персонажных масок на кисти рук дети разыгрывают сюжет сказки
Нетрадиционные пальчиковые игры
Для пальчиковой гимнастики нужны только кисти рук. Для эффективного сенсорного развития и создания мотивации к упражнениям привлекаются дополнительные материалы и оборудование. Пальчиковые игры с предметами считаются нетрадиционными. Их существует большое количество, постоянно возникают новые, потому что развивать мелкую моторику можно с помощью разнообразных вещей. От фантазии педагога зависит, сколько и какого качества будет тренажёров для пальчиков в сенсорном и игровом уголках.
Рассмотрим некоторые нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук:
- Самомассаж мячиками-«ёжиками», шариками су-джок, шишками, грецкими орехами. Корзинка массажными мячиками и подходящими природными материалами находится в свободном доступе для детей 6–7 лет. Ребята подготовительной группы много рисуют, в программу входят занятия по обучению письму. Детей приучают к необходимости снятия напряжения с кистей рук. Нет ничего проще — взять колючий мячик и покатать его между ладоней в течение минуты. И это простое упражнение успокоит мелкую мускулатуру и одновременно поддержит в тонусе центры головного мозга.
Простой массаж может быть одновременно и тренировкой, и способом профилактики перенапряжения
- Упражнения на сенсорных дорожках. Как правило, такие дорожки изготавливаются из фурнитуры и бросового материала. Кусочки фактурной ткани и фетра сшивают в дорожку. В качестве наполнителя используют песок, мелкие камешки, крупы. Сверху приклеивают или пришивают пуговицы, шероховатые бусины, пластиковые крышечки и т. п.
Сенсорные дорожки дети используют в самостоятельных играх и как реквизит для постановок: пальчики «ходят», «бегают», «прыгают», «ползают».
Занятие на сенсорной дорожке — это и игра, и упражнение
- Занятия с пальчиковыми тренажёрами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети самостоятельно изучали бизи-борды — доски с закреплёнными на них замочками, кнопками, элементарными застёжками, окошками. Для старших дошкольников используются тренажёры, занятия на которых предполагают определённую ловкость пальцев. Например, дети просовывают верёвочки в отверстия так, чтобы получился заданный узор, или тренируются в различных способах шнуровки. Такое оборудование можно изготовить своими руками.
Будущий первоклассник должен уметь шнуровать ботинки, потренироваться всегда можно на картонном башмачке
- Игры в сухом бассейне. Занятия по сенсорике проводились в детском саду с первой младшей группы. Дошкольники любят опускать руки в контейнеры с песком, ракушками, бисером. Испытываемые тактильные ощущения способствуют психическому спокойствию. Старшие дошкольники теряют интерес к сухим бассейнам как площадке для игр. Рекомендуется включать эти пальчиковые упражнения в занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Например, дети изучают виды семян, воспитатель задаёт исследовать образцы в сухом бассейне (контейнер наполнен семечками, зёрнышками, орехами). Или на занятии «Виды камней» дошкольникам предлагается выловить из песчаного бассейна камни и определить их вид (находят гальку, гранит, кварц, мел, пемзу).
Упражнения в пальчиковом бассейне для старших дошкольников содержат элементы поиска и исследования
- Настольная игра «Пальчиковый твистер» (и аналоги). На игровом поле находятся разноцветные кружки. Дети вращают стрелку или бросают кубик и даётся указание, на кружок какого цвета и который палец игроку нужно поставить и удерживать. Игра в «Твистер» способствует растяжке сухожилий и разработке суставов. Дети тренируются в ловкости и выносливости.
Настольная игра для пальчиков развивает мускулатуру кистей рук
-
Пальчиковая игра в верёвочку («Колыбель для кошки»). В советское время это была известная дворовая игра, в неё играли парами и девочки, и мальчики. В наши дни игра вновь становится популярной. Суть «Колыбели для кошки» заключается в перехватывании верёвочки с рук напарника и надевания её на свои пальцы таким образом, чтобы получился узор: матрасик, корзинка, конфетка, колыбелька.
Игра в верёвочку тренирует ловкость пальцев и развивает образное мышление
Занятие по пальчиковой гимнастике в подготовительной группе ДОУ
У детей 6–7 лет достаточно хорошо развита мелкая моторика и координация движений. С ними чаще занимаются упражнениями динамическими, с увеличением темпа выполнения. Разминка для кистей (упражнения-имитации движений животных, растений) проводится перед рисованием или письмом. Дети внимательны и активны, способны разучить новую игру на групповом занятии. Ребята должны сидеть относительно педагога так, чтобы каждому были видны показываемые движения:
- воспитатель и дети сидят за большим столом (можно сдвинуть парты),
- ребята сидят на стульчиках в ряд, воспитатель сидит напротив (на стуле или на полу),
- дети и воспитатель садятся кругом на ковре.
Видео: пальчиковая игра на тему «Посуда» в подготовительной группе
При изучении нового упражнения воспитатель демонстрирует движения на собственном примере
Если у ребят возникают трудности во время знакомой игры, воспитатель подсказывает не прямым показом, а словесными указаниями: «Быстро перебираем пальчиками», «Сейчас нужно постучать кулаками по коленкам» и др.
К последнему году обучения в детском саду ребята знают много статических упражнений для пальцев. В подготовительной группе игры объединяются в комплекс: воспитатель называет фигуры в заданном темпе, дети складывают по команде пальчики:
- «Кольцо»: складывают указательный и большой палец колечком.
- «Второе кольцо»: складывают колечко второй рукой.
- «Цепочка»: соединяют два «колечка», сцепляют звенья из пальчиков.
- «Стул»: к вертикально поставленной ладони одной руки примыкает кулачок второй руки и т. д.
Дети 6–7 лет внимательны и ловки, быстро разучивают новую игру
Воспитателю не стоит увлекаться разучиванием с детьми большого количества игр. Основной способ усвоения информации для дошкольников — повторение. Воспитанники повторяют игры, изученные в средней и старшей группах. Однажды освоенная игра должна перейти в активный игровой опыт. Чтобы знакомые упражнения пальчиковой гимнастики не потеряли привлекательности для ребят, тренировку необходимо «обогатить»:
- пригласить на занятие ребят из младшей группы или родителей и устроить мастер-класс по пальчиковым играм (дети любят не только узнавать новое, но и делиться знаниями),
- провести необычное занятие: путешествие в сказку или квест, во время которого ребята вспомнят пальчиковые игры,
- подготовить вместе с воспитанниками атрибуты для игр: масочки, шапочки, декорации.
Сделанные своими руками атрибуты побуждают дошкольников к игре
Таблица: картотека пальчиковых упражнений
Тема пальчиковой гимнастики | Примеры игр и упражнений |
«Семья» |
|
«Дружба» |
|
«Родина» |
|
«Продукты» |
|
«Дом»/«Детский сад» |
|
«Животные, птицы, насекомые» |
|
«Природа, времена года» |
|
«Сказки» |
|
«Игры-забавы» |
|
Галерея: примеры карточек с пальчиковыми играми
Игру «Дождик» можно провести в начале гимнастики
Игру «Дружба» можно использовать как средство примирения поссорившихся ребят
Игра «Любимые сказки» может проводиться во время занятия по развитию речи или тематического досуга
Фольклорную игру «Во сыром бору» рекомендуется разучить с песенным сопровождением
Игру «Осень» разучивают в начале учебного года
Традиционно игра «Грибы» разучивается в сентябре и включается в программу Праздника Осени
В декабре разучивается игра «Зима», желательно с музыкальным сопровождением
Игра «Одежда» подходит для повторения с ускорением
Игры про мебель проводятся на занятиях по развитию речи (соответственно, по теме «Мебель»)
Игра «Мебель» представляет собой комплекс пальчиковых движений
Игра по стихотворению «Однажды хозяйка с базара пришла» изучается во время знакомства с лексической темой «Овощи»
В этой нетрадиционной игре движения выполняются с помощью мячика су-джок
Игры про бытовую технику неожиданны и вызывают повышенный интерес у детей
Во время динамической игры «Машина каша» активно работают пальчики
В игре «Посуда» отлично разминаются кисти рук
Продолжением данной игры может стать тематическое представление в пальчиковом театре
Игры патриотической тематики проводятся на утренниках к 23 Февраля и 9 Мая
Пальчиковые игры-песенки
Видео: пальчиковая игра-песенка «Цыплята»
Видео: пальчиковая игра-песенка «Осенние листочки» (минусовка)
Видео: пальчиковая игра-песенка «Маленькая Катя» («Помощники»)
Временной план занятия по пальчиковой гимнастике
В подготовительной группе длительность занятия по пальчиковым играм может достигать 10 минут. Предполагается, что за этот временной отрезок ребята разучат новую игру, вспомнят знакомую и несколько минут самостоятельно поиграют в теневой или пальчиковый театр.
Если занятие не включает время на свободную деятельность, оптимальная его продолжительность — 5 минут. Эти 5–10 минут — «чистое» время пальчиковых игр. Интегрированное занятие длится в соответствии с нормативами для детей 6–7 лет. Например, музыкальное занятие в подготовительной группе длится 30 минут, из которых 5 можно выделить на пальчиковые игры-песенки.
Гимнастика для пальчиков вызывает положительные эмоции и позволяет ребятам отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности
Таблица: примерный временной план по пальчиковой гимнастике «Домашние животные»
Этап занятия | Содержание, длительность |
Приветствие, организационный момент | 1 минута |
Первое задание | Цепочка статических упражнений («Козёл», «Кошка», «Петух» и т. д.) — 1 минута |
Второе задание | Пальчиковая игра «Кусается кошка сильно» (2–3 повторения) — 1–1,5 минуты |
Третье задание | Массаж пальцев и ладоней — 1,5–2 минуты |
Общая длительность | 4,5–5,5 минут |
Таблица: примерный временной план занятия «Путешествие в страну пальчиковых игр»
Этап занятия | Содержание, длительность |
Организационный момент | 1 минута |
Первое задание | Пальчиково-речевая игра «Лодочка» — 1 минута |
Второе задание | Игра «Пошуршим карандашами» — 1 минута |
Третье задание | Поиск предметов в сенсорном бассейне — 1–2 минуты |
Четвёртое задание | Импровизация в пальчиковом театре — 3–5 минут |
Общая длительность | 7–10 минут |
Свободное время на игру в пальчиковом театре — возможность для дошкольников отдохнуть, пообщаться и развлечься
Регулярная пальчиковая гимнастика (игры и самомассаж) прививает детям полезную привычку — отдыхать, тренируя мелкую моторику и вспоминая стихотворения и песенки. Игры для пальчиков способствуют развитию внимания и памяти, речи и воображения — познавательных способностей, необходимых первокласснику.