Подвижные игры в детском саду

Ребёнок дошкольного возраста неспособен к длительным занятиям за партой. Принцип частой смены деятельности диктует чередование малоподвижной формы работы с двигательной активностью. Ребёнок испытывает постоянную потребность в движении. Как поётся в известной песенке: «Должен он бежать и прыгать…».

Характеристика подвижных игр для дошкольников

Стремительное проникновение в нашу жизнь гаджетов и средств массовой информации влияет и на развитие детей. Наблюдается снижение мотивации к подвижным играм у старших дошкольников (5–7 лет). Конечно, в детских садах и центрах систематически проводятся занятия по физической культуре и спортивные праздники. Но в выходные дни и во время каникул дети реже испытывают желание играть в классики, резиночку, казаки-разбойники. Игры в мобильных устройствах затягивают, предлагают онлайн-общение с другими ребятами.

Игра на планшете

Игры на мобильных устройствах перетягивают внимание детей от шумных забав во дворе и живого общения со сверстниками

Особое внимание в образовательном процессе уделяется обучению детей подвижным играм. Эта игровая форма сочетает развлекательный элемент с чёткими правилами, направленными на развитие физических качеств. Цели проведения подвижных игр — повышение двигательной активности и обогащение игрового опыта дошкольников. Как показывают последние исследования, современные дети недостаточно двигаются в течение дня. Они мало гуляют на свежем воздухе из-за снижения интереса к подвижным играм со сверстниками. Педагог должен научить детей играм, доступным им для самостоятельной организации, а также мотивировать к активным развлечениям.

Игра на улице

В игре дети совершенствуют двигательные навыки, веселятся и общаются

Причиной снижения интереса к подвижным играм зачастую является скудный игровой опыт. Дети знают несколько простых игр. В скором времени им надоедает играть в одно и то же. Самостоятельно придумать правила для такой игры детям сложно.

Когда мы с детьми приехали в прошлом году на дачу, первую неделю они пропадали с друзьями где-то за участком. Появлялись дома только перекусить или взять новый атрибут: мяч, скакалки, ленточки, обруч. А потом кто-то из старших ребят вынес на улицу планшет, и вся компания села на лавочку. На вопрос: «Почему вы не играете в мячи теперь?», они отвечали: «Столько раз сыграли в вышибалы, надоело». Тогда мы стали дружно разучивать новые виды игр с мячом.

Игра с мячом

Обучение новым правилам возвращает детям интерес к играм во дворе

Таблица: задачи и методика обучения подвижным играм

Возрастная группа Задачи Приёмы обучения
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
  • Развитие крупной моторики и координации движений.
  • Развитие внимания.
  • Формирование умения действовать по сигналу воспитателя.
  • Для младших дошкольников выбираются игры с простым сюжетом и знакомыми детям героями.
  • Участники выполняют одинаковые движения.
  • Выделяется в играх одна ведущая роль, её сначала выполняет взрослый, затем разучивают каждый из воспитанников.
  • Воспитатель или инструктор по физкультуре является партнёром по игре.
  • Игры могут сопровождать простые песенки или стишки. Если кто-то из детей молчит, во время игры не следует акцентировать на этом внимания, но разучить с ребёнком текст после, на индивидуальном занятии.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие двигательных навыков.
  • Развитие внимательности, ловкости, выдержки, глазомера.
  • Формирование соотносить словесные инструкции с игровым действием.
  • Воспитание чувства товарищества.
  • Включаются игры с несколькими ролями. В начале учебного года воспитатель распределяет роли, назначает ведущим того ребёнка, который справится с заданием по игре. Со второй половины года ребята распределяют роли самостоятельно при помощи считалочек.
  • Дети начинают взаимодействовать друг с другом. Поэтому в играх воспитатель обращает внимание на моменты, когда надо поддержать одногруппника, помочь, действовать согласованно, в едином темпе или манере.
  • Усложнение знакомых детям игр.
Старшая и подготовительная (5–7 лет)
  • Формирование словесно-логической памяти: умения запоминать словесные инструкции игр и воспроизводить для других детей.
  • Развитие способности действовать в команде.
  • Формирование духа состязательности.
  • Развитие выразительного выполнения движений, артистичности.
  • Воспитание самоорганизации.
  • Игровой опыт старших дошкольников пополняется большим количеством игр, в которых нет сюжета или ролей: игры на скорость, выносливость, ловкость, с мячом, скакалками и т. д.
  • Проведение коллективных соревнований.
  • Воспитатель даёт инструкции к проведению игры кратко и чётко, но эмоционально.
  • Чтобы объяснить выполнение сложного движения, воспитатель осуществляет показ на ком-либо из детей.
  • Со старшими дошкольниками взрослый участвует в игре, если это необходимо для правильной организации. Например, ребёнку не хватило пары.
  • Педагог является активным наблюдателем игры: подбадривает, эмоционально комментирует, хвалит.
  • Большинство подвижных игр в старших группах сопровождаются текстом или песней. При ознакомлении педагог выразительно зачитывает текст целиком. При разучивании детьми следит, чтобы воспроизведение было гармоничным, а не сухим скандированием.

Игра в младшей группе

Малыши в игре учатся следовать указаниям воспитателя, развивают простые двигательные умения

Виды подвижных игр

Существует несколько классификаций подвижных игр.

По степени двигательной активности выделяются:

  1. Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Эти игры обычно проводят на одном месте, движения спокойные и плавные: наклоны и повороты головы, махи руками, движения кистью и пальчиками. Развивающая задача малоподвижных игр — развитие внимания.
    Игра «Делай, как я»

    В игре «Делай, как я» движения обладают малой интенсивностью, а внимание предельно сконцентрировано


  2. Игры средней подвижности — игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости. Основные движения: ходьба, наклоны туловищем, передача предметов, прыжки на месте.
    Классический пример игры средней подвижности — «Ручеёк». Дети образуют колонну, взявшись за руки и подняв их вверх. Ведущий-ручеёк проходит или пробегает под воротцами и выбирает себе пару. Тот, чью пару разбили, становится ручейком.

    Игра «Ручеёк»

    В игре «Ручеёк» ведущий проходит через колонну и выбирает себе пару

  3. Игры высокой подвижности — игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаются в быстроте, выдержке, ловкости. К играм высокой подвижности относятся всевозможные догонялки и игры типа «Кто быстрее?» Ведущие движения: подскоки, быстрый бег, ползание и лазание.

    Игра «Снежная королева»

    Дети играют в «Снежную королеву» — сюжетный вариант салочек

По содержанию подвижные игры делятся на три большие группы:

  1. Бессюжетные — игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью.

    Примеры бессюжетных игр:

    • «Найди цвет» — игра на внимательность и скорость реакции: у каждого ребёнка в руках флажок определённого цвета, они ходят по комнате (площадке) и по сигналу должны положить флажок на предмет соответствующего цвета, последний выбывает.
    • «Попробуй пройди» — игра на ловкость: дети по очереди проходят под натянутым шнурком (планкой) так, чтобы не задеть, с каждым проходом препятствие опускается.
    • «Займи стул» — игра на скорость реакции: дети бегают вокруг стульев (их количество на 1 меньше числа участников), по сигналу садятся, кому не хватило места, тот выбывает.
    • «Водоносы» — игра на скорость и ловкость: дети делятся на две команды, чтобы определить, кто быстрее и аккуратнее перенесёт вёдрами воду из одной бочки в другую.

    Игра «Займи стул»

    Подвижная игра «Займи стул» разворачивается в виде соревнования: кто окажется самым ловким


  2. Сюжетные игры — подвижные игры, проводящиеся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений.

    Примеры сюжетных игр:

    • «Катушка»: воспитатель предлагает детям стать ниточкой, взявшись за руки, и намотаться на воображаемую катушку.
    • «Медведь и пчёлы»: дети изображают пчёл, ведущий — медведя, по сигналу пчёлы разлетаются, медведь пытается их поймать.
    • «Кошкин дом» — игра по мотивам стихотворения-сказки: дети при помощи игровых атрибутов тушат воображаемый пожар.

    Игра «Волк и зайцы»

    В сюжетной игре «Волк и зайцы» развиваются двигательные умения детей и выразительность в воспроизведения образов


  3. Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы. Издавна игра являлась средством разностороннего развития ребёнка. В играх восполнялась потребность детей в движении и развлечениях. Народные игры делятся на три группы:
    • драматические: игровая имитация бытовых и сказочных сценок, разыгрывание диалогов в движении («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»),
      Игра «Гуси-лебеди»

      В народной игре «Гуси-лебеди» используются костюмы, что создаёт дополнительный интерес у детей


    • спортивные: игры-соревнования («Чехарда», «Городки», «Огарыши», «Лапта»),
      Перетягивание каната

      Народные игры и забавы являются неотъемлемой частью праздничных гуляний в детском саду


    • хороводные: игра-пляска с заданным движением и песенным сопровождением («Каравай», «Плетень», «Дударь»).
      Хороводная игра

      В хороводной игре дети учатся согласованности движений, выразительности пения и внимательности друг к другу


В подвижных играх осуществляется приобщение детей к народным традициям. Народные игры — одна из форм реализации регионально-национального компонента в образовании. Дети знакомятся с фольклорными героями, выполняют движения под национальную музыку, разучивают стишки и песни на родном языке.

В детских садах в различных регионах РФ проводятся народные игры

  • башкирские,
  • белорусские,
  • бурятские,
  • казахские,
  • казачьи,
  • мордовские,
  • татарские,
  • украинские,
  • чукотские,
  • якутские.

Фотогалерея: подвижные игры народов России

Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить.

На прогулках подвижные игры организуются ежедневно. Если выходу на улицу предшествовало занятие энергозатратное (по физической культуре, ритмике), игру рекомендуется проводить в середине или конце занятия. Традиционно подвижные игры на прогулке классифицируются по природному календарю.

  • весенние игры: с песнями, лентами, флажками, игрушечными фруктами («Битва за флажки», «Заря-заряница», «Шустрые зайцы»),
  • летние игры: с резиночкой, прыгалками, мелками («Рыбаки и рыбки», «Кузнечики», «Олимпиада, мамина помада»),
  • осенние игры: природные материалы или игрушки-имитации («Листопад», «Жёлудь в руках», «Белки, шишки и орехи»),
  • зимние игры: с санками, лыжами, снежками («Взятие снежного городка», «Салки со снежками», «Слалом»).

Фотогалерея: подвижные игры на прогулке

Подвижные игры — составляющая досуговых мероприятий в детском саду. Старшие дошкольники проводят мастер-классы по обучению играм младших товарищей. Воспитателем организуются досуги совместно с родителями по дворовым и командным играм. Праздничные гуляния на Масленицу, Рождество, Пасху не обходятся без народных игр и плясок.

Видео: фестиваль народных игр

Проведение подвижных игр в детском саду

Подготовительная работа начинается педагогом с выбора подвижной игры в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Определяется режимный момент или занятие, когда целесообразно провести игру. Педагог должен знать правила и игровой текст (если есть), проверить на себе движения, подобрать музыкальное сопровождение (по желанию).

Если игра будет проводиться в групповом помещении или спортивном зале, педагог должен позаботиться о предварительном проветривании и влажной уборке комнаты.

Для игры подготавливаются атрибуты или элементы костюмов. Необходимые предметы хранятся в игровом или спортивном уголке и доступны детям. Воспитатель привлекает ребят к подготовке: просит принести определённый предмет, нужное количество атрибутов, игрушки заданных цветов.

Таблица: этапы проведения подвижной игры

Этап игры 1, 2 младшие группы (1,5–4 года) Средние и старшие дошкольники (4–7 лет)
Сбор на игру
  • Звенит колокольчик, свирелька, весёлая аудиозапись (например, марш).
  • Сюрпризный момент: видеописьмо, посылка с атрибутами, появление сказочного героя в гостях у ребят.
  • Сигнал свистком.
  • Сюрпризный момент.
  • Предварительный сговор о месте и времени проведения игры.
Мотивирующее начало
  • Раскрытие «сюрприза» из предыдущего этапа (сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания, зачитывание письма, изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем и т. д.
  • Эмоциональное исполнение педагогом стихотворения или песни по теме предстоящей игры.
  • Рассматривание подготовленных для игры предметов.
  • Краткая беседа по теме игры (обсуждение бытовой ситуации, персонажей, их качеств).
  • Угадывание игры по иллюстрации (фотографии) или отрывку текста, если ребята ранее играли в неё.
Объяснение Объяснение происходит непосредственно во время игры. Воспитатель даёт сигнал к смене действий. Каждое движение он не только называет, но и показывает.
  • Педагог сообщает название игры: «Поварёнок и пирожок».
  • Излагает содержание: повар испёк пирожок и хочет им угостить.
  • Объясняет правила: повар «месит тесто», остальные ведут хоровод и произносят стишок, по сигналу разбегаются, повар пытается угостить пирожком (осалить).
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: «Что делает повар, пока остальные движутся по кругу?», «Когда бежать врассыпную?»
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Распределение ролей
  • Роль водящего — у педагога.
  • Когда дети повторили игру несколько раз, усвоили правила, водящим становится кто-то из детей. Может назначаться воспитателем в качестве поощрения или подбадривания. Одногруппники выбирают на роль по соответствию с личными качествами («Петя ловкий, он будет отличным котом-крысоловом»).
  • Сначала роль водящего — у педагога.
  • После знакомства с игрой водящего ребята выбирают самостоятельно — по считалочке.
  • Разбивка на команды происходит по жребию.
Игра
  • Педагог даёт сигнал к началу игры: словесный, звуковой.
  • Активно наблюдает за ходом игры: подсказывает, хвалит, направляет ход игры, помогает избежать конфликтных ситуаций.
  • Педагог всегда является участником игры и при этом руководит.
  • Стихотворения и песни исполняет взрослый, дети со временем вторят.
  • Педагог участвует в игре только в том случае, если кому-то не хватило пары или в одной из команд недостаёт игрока.
Завершение игры Если игра начиналась с сюрпризного момента, на него предполагается отклик в финале: дети составляют устно письмо, воспитатель записывает, ребята прощаются со сказочным персонажем, обещают сделать поделки для ответной посылки.
  • Переход к малоподвижному занятию: пальчиковая игра, прослушивание песенок и т. д.
  • Этап рефлексии. Дети совместно с педагогом обсуждают игру: что понравилось или нет, какие возникали трудности, каким образом можно провести игру интереснее.

Видео: мастер-класс по организации и проведению подвижной игры

Таблица: фрагмент картотеки подвижных игр по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»

Виды игр Примеры игр
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
С бегом
  • «Бегите ко мне!»,
  • «Птички и птенчики»,
  • «Мыши и кот»,
  • «Бегите к флажку!»,
  • «Найди свой цвет»,
  • «Трамвай»,
  • «Поезд»,
  • «Лохматый пёс»,
  • «Птички в гнёздышках».
  • «Самолёты»,
  • «Цветные автомобили»,
  • «У медведя во бору»,
  • «Птичка и кошка»,
  • «Найди себе пару»,
  • «Позвони в погремушку»,
  • «Лошадки»,
  • «Бездомный заяц»,
  • «Ловишки».
  • «Ловушки»,
  • «Уголки»,
  • «Парный бег»,
  • «Мышеловка»,
  • «Мы весёлые ребята»,
  • «Гуси-лебеди»,
  • «Сделай фигуру»,
  • «Караси и щука»,
  • «Перебежки»,
  • «Хитрая лиса»,
  • «Пустое место»,
  • «Парные перебежки»,
  • «Затейники».
  • «Быстро возьми, быстро положи»,
  • «Перемени предмет»,
  • «Ловишка, бери ленту!»,
  • «Совушка»,
  • «Чьё звено быстрее соберётся?»,
  • «Кто скорее докатит обруч до флажка?»,
  • «Жмурки»,
  • «Два Мороза»,
  • «Догони свою пару»,
  • «Горелки»,
  • «Коршун и наседка».
С прыжками
  • «По ровненькой дорожке»,
  • «Поймай комара»,
  • «Воробышки и кот»,
  • «С кочки на кочку».
  • «Зайцы и волк»,
  • «Лиса в курятнике»,
  • «Зайка серый умывается».
  • «Не оставайся на полу»,
  • «Кто лучше прыгнет?»,
  • «Удочка»,
  • «С кочки на кочку»,
  • «Кто меньше сделает прыжков?»,
  • «Классы».
  • «Лягушка и цапля»,
  • «Не попадись!»,
  • «Волк во рву».
С ползанием и лазаньем
  • «Наседка и цыплята»,
  • «Мыши в кладовой»,
  • «Кролики».
  • «Пастух и стадо»,
  • «Перелёт птиц»,
  • «Котята и щенята».
  • «Кто скорее доберётся до флажка?»,
  • «Медведь и пчёлы»,
  • «Пожарные на ученье».
  • «Перелёт птиц»,
  • «Ловля обезьян».

Фотогалерея: сборник русских народных игр

Фотогалерея: сборник игр для младших и средних дошкольников

Фотогалерея: сборник игр для средних и старших дошкольников

Длительность подвижных игр

Продолжительность подвижной игры отсчитывается с этапа объяснения содержания и правил собравшимся ребятам:

  • для младших групп— 5–6 минут,
  • для средней группы — 6–8 минут,
  • для старших дошкольников — 8–10 минут.

Длительность игр, самостоятельно организованных детьми в свободное время, бывает большей. Если ребята хорошо себя чувствуют и не угасает интерес, игра будет продолжаться.

Таблица: временной план игры «Птички в гнёздышках» во второй младшей группе

Этап игры Объяснение Распределение ролей и атрибутов: дети будут птицами, раскладывают обручи — гнёзда. Игра Завершение: переход к пальчиковой гимнастике «Птички зёрнышки клюют».
Длительность 1 минута 1 минута 3 минуты 1 минута

«Птички в гнёздышках»

«Птички» заняли места в гнёздышках, к игре готовы

Таблица: временной план игры «Лиса в курятнике» в средней группе

Этап игры Объяснение: проведение беседы по правилам игры (она уже знакома детям). Распределение ролей: один ребёнок — лиса, остальные — куры, надевают ролевые шапочки. Игра Завершение игры: дети составляют письмо дедушке, что все курочки целы.
Длительность 1 минута 1 минута 3–5 минут 1 минута

«Лиса в курятнике»

Ребята ждут сигнала к началу игры «Лиса в курятнике»

Таблица: временной план игры «Кто быстрее?» в подготовительной группе

Этап игры Повторение правил: ответы на вопросы по знакомой игре. Жеребьёвка: дети делятся на две команды. Игра Рефлексия: дети делятся впечатлениями о прошедшем состязании.
Длительность 1 минута 1 минута 5–6 минут 1–2 минуты

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование в подготовительной группе: чья команда быстрее передаст мяч по цепочке, не уронив на пол

Таблица: конспект проведения подвижной игры «Воробушки и автомобиль» в первой младшей группе (фрагменты)
Автор: Н. В. Романченко

Пункт конспекта Содержание
Цель Развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила игры.
Оборудование Игрушечный автомобиль, бубен, руль-игрушка, шапочки-воробьи.
Ход игры Сбор детей на подвижную игру (ПИ) Звучит пение воробья в записи.
Воспитатель: «Дети, кто это поёт?».
Ответы детей.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою. Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень,
Буду петь вам целый день.
Чик-чирик! Чик-чирик!








Создание интереса к ПИ Рассказ о воробьях:
«Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный денёк они летали по саду и искали зёрнышки или насекомых…»
Изложение содержания и правил ПИ Давайте вспомним, как воробышки летают, прыгают.
По улице летаю, под крышей обитаю (машут крыльями).
Воробышек крошки по двору ищет (наклоняются или приседают).
Птичка-невеличка, коготки имеет, ходить не умеет (прыжки на двух ногах).
А теперь правила игры: воробушки сидят на стульчиках, это гнёздышки. По сигналу вылетают, прыгают, клюют зёрнышки. А как только автомобиль (я буду автомобилем) загудит «би-би-би», все воробышки летят в гнёздышки.



Объяснение в процессе игры «К нам прилетели воробушки. И стали жить в гнёздышках вот здесь на стульчиках.
Здесь в гараже стоял автомобиль (беру игрушку-машину и ставлю в стороне). Автомобиль в гараже — выбегайте воробушки из дома (звучит бубен). Помашем крылышками (показываю), поклюём зёрнышки (показываю). Почирикаем от радости («чирикаю»).
(Подхожу к машине, беру игрушку) Автомобиль выехал из гаража — би-би-би — улетайте воробушки в домик, чтобы машина вас не задавила (бубен молчит).
(Увожу машину«в гараж») Автомобиль уехал — вылетайте воробушки».


Окончание ПИ Малоподвижная игра «Покатаемся на автомобиле»
А теперь все воробушки сядут в большой автомобиль и поедут кататься. Я ставлю стулья парами в одном направлении, назначаю водителя, даю ребёнку руль-игрушку.
Источник

Игра в младшей группе «Воробушки и автомобиль»

Ребята тренируются действовать по сигналу в игре «Воробушки и автомобиль»

Как провести открытый просмотр игры?

Открытый просмотр подвижных игр служит методическим задачам:

  • презентация интересной разработки,
  • мероприятие для педагогической аттестации,
  • мастер-класс для коллег, молодых педагогов, студентов педагогических училищ,
  • приобщение родителей к развитию игрового опыта детей.

Открытый показ

Открытый показ предполагает присутствие гостей во время проведения игры

К открытому просмотру игры готовится педагог, а не дети. Для них — это просто игра, на которую захотели посмотреть гости. Заучивать ответы с детьми, репетировать роли, специально повторять игру категорически запрещается. Ценность открытых мероприятий — в демонстрации педагогического мастерства.

Обычно подвижная игра является частью открытого занятия. Для открытых мероприятий рекомендуется готовить интегрированные занятия, в которых раскрываются различные области развития. Оценивается организация непосредственно образовательной деятельности, продуктивного творчества, методика проведения сюжетно-ролевых или подвижных игр и т. д.

Картотека интегрированных занятий с подвижными играми

  • «Путешествие в волшебном лесу» в старшей группе: развитие речевой деятельности через музыкальную деятельность и подвижные игры.
  • «Народный быт на Руси» для всех возрастов (материал подбирается): знакомство с народной музыкой, бытом, ремёслами и с хороводными играми.
  • «Виды транспорта» в младших группах: непосредственно образовательная деятельность и подвижная игра «Паровозик».
  • «Воробушки и кот» в младшей группе: рисование воробушков и подвижная игра.
  • «Воробушки и кот» в средней группе: лепка воробушков, составление коллективной творческой работы и подвижная игра.
  • «Разнообразие растений» в подготовительной группе: опытно-экспериментальная деятельность («Факторы роста растений: вода, свет, тепло») и подвижная игра «Дневные и ночные растения».

В структуру открытых занятий воспитателю традиционно включают знакомые детям подвижные игры. Не следует в этом случае «разыгрывать» первичное проведение игры. Вспомнить с ребятами содержание и правила в беседе, добавить этап самоанализа («Как вы считаете, сегодня игра прошла веселее?») — это тоже показатели умения организовывать игру.
Совет: для игры на открытом показе используйте необычные атрибуты и оригинальные маски, в том числе самодельные.

Видео: открытое занятие «Народные забавы на Руси»

Открытые занятия, посвящённые исключительно подвижным играм, проводятся инструктором по физкультуре в спортивном зале. В проведении игр может быть задействован воспитатель: осуществляет показ движений, помогает распределять роли, исполнять стихотворные и песенные тексты, участвует в играх.

Физкультурное занятие состоит из игр общей направленности:

  • с одинаковыми атрибутами: игры с мячом, со скакалками, с флажками,
  • сюжетные игры: по мотивам сказок, с бытовыми сценками,
  • одной тематики: дворовые, хороводные, пионерские игры.

Видео: открытое занятие «Игры с мячом»

Материалы для подвижных игр

Атрибуты хранятся в игровом уголке и спортивном зале. В свободном для детей доступе находится часть предметов, с помощью которых они способным самостоятельно провести игру.

Младшие дошкольники могут самостоятельно играть с мячом: перекатывать или бросать друг другу.

В средней группе дети знают стихотворения к некоторым играм. Для них доступны персонажные маски, флажки, ленты.

Старшие дошкольники играю со скакалками, резиночкой, набором для бадминтона, в городки.

Как говорилось выше, детям нравится участвовать в изготовлении предметов для игр — атрибутов и масок. Рекомендуется использовать в этих целях бросовый материал. Дети испытывают восторг, как простая вещь становится важной частью интересной игры. А ещё они очень гордятся, когда получается дать вторую жизнь бесполезному мусору: баночками, пластиковым бутылкам, коробкам.

Фотогалерея: самодельные атрибуты

В подвижных играх используются нагрудные эмблемы и медальоны. Они нужны для обозначения персонажей и в командных играх-соревнованиях. Изготовить медальоны просто: вырезать из картона круги, украсить или наклеить распечатанное изображение и повесить на атласную ленту. С эмблемами сложнее, потому что они крепятся на одежду. Использовать значки не рекомендуется в играх с дошкольниками, дети могут пораниться острой застёжкой. Хорошо держит бумажные жетоны и не оставляет следов на одежде двусторонний скотч.

Фотогалерея: эмблемы и медальоны

В игровой зоне находится буклет или картотека по подвижным играм. Дети самостоятельно изучаются схематические изображения игр, вспоминают правила или обращаются к воспитателю за помощью, если возникло желание провести игру. Прекрасная идея: создавать сборник игр совместно с ребятами. Можно завести папку, которая будет пополняться карточками с описанием каждой изученной игры и фотографиями с самими ребятами.

Фотогалерея: схемы игр для младших дошкольников

Видео: буклет «Подвижные игры»

Текстовый материал для подвижных игр

Подвижные игры — естественная форма тренировки двигательных навыков и развлечения. Испокон веков дети собирались группами, договаривались о правилах игры и веселились во дворе. В подвижных играх по сей день живут особые жанры устного народного творчества. Детский фольклор — словесное творчество, отражающее представления и знания детей, возникает и бытует в традиционно детских видах деятельности: играх и забавах. Простые стишки и истории пронизаны мотивами добра и радости. В них упоминаются сказочные герои, любимые детьми персонажи. Современные дети крайне редко придумывают что-то новое. Важно пополнять их опыт через заучивание и применение в игре малых литературных жанров: считалок, закличек, прибауток, стишков.

Пение хороводной

В хороводных играх-пляска обязательно звучат песенки

Считалка — это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Она помогает формированию честности и чувства товарищества. Педагог вводит считалочки в играх с детьми 4 лет. Сначала взрослый проговаривает текст и показывает, как с его помощью осуществляется жеребьёвка. Затем с ребятами заучивается считалочка, и они пробуют определять с её помощью ведущего самостоятельно.

Фотогалерея: примеры считалочек для заучивания

Видео: считалки для детей

Заклички — короткие ритмичные песенки, в которых ребёнок обращается к явлениям природы, животным и растениям. С помощью закличек в детях развивается чувство значимости слов, их древнего сакрального смысла. Эти песенки сопровождают подвижные игры. Они применяются детьми для обыгрывания какой-то случайности или небольшой проблемы.

В хороводных играх с движением «по солнцу» (цепочка идёт кругом по часовой стрелке) часто используются заклички-веснянки и обращения про солнышко.
Обыграть закличками проблемные ситуации можно, например, когда во время купания в ухо попала вода («Мышка, мышка, вылей воду…»), а если взгрустнулось попросить утешения у месяца («Месяц, месяц, свети…»).

Фотогалерея: примеры закличек для игр

Видео: хороводы и закличка солнца

Потешки — короткие стишки, предназначенные для проговаривания (реже пропевания) с детьми раннего возраста. Потешки сопровождаются элементарными игровыми движениями: хлопками, махами, наклонами, топанием и др. Эти стишки развивают у малышей 1–3 лет ритмичность и формируют интерес к подвижным играм.

Совет: устраивайте совместные досуги с мамами, познакомьте и их с потешками. Детки ясельного возраста лучше всего расширяют знания и развивают умения через совместные игры с мамой. Воспитатель исполняет потешку, участвует в игре, малыши повторяют за ним движения. Но младший дошкольный возраст — время игр с напарником-взрослым. И лучший напарник, разумеется, мама.

Фотогалерея: примеры потешек с движениями

Видео: осенние потешки в ясельной группе

Анализ подвижных игр в детском саду

Цель анализа проведённой игры — определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей зависит от грамотной постановки задач, выбора самой игры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В анализе учитывается степень мотивации к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.

Протокол анализа подвижной игры

  1. Название игры, задачи проведения.
  2. Количество участников игры, их возраст.
  3. Состояние места проведения игры.
  4. Предварительная работа, подготовка воспитанников.
  5. Мотивирующие приёмы.
  6. Использование фольклорного материала в игре.
  7. Методы объяснения игры.
  8. Ход и завершение игры: эмоциональное состояние и двигательная активность детей, выразительность движений, нуждались ли в дополнительной помощи педагога.
  9. Плюсы и минусы в организации игры, пути коррекции в работе воспитателя.
  10. Реализация задач:
    • 2 — реализованы в игре,
    • 1 — реализованы частично,
    • 0 — результаты игры не соответствует поставленным задачам.

Краткий анализ игры подшивается к конспекту в папке воспитателя. В нём описываются положительные и неудачные моменты в проведённой игре (указывается дата), намечается перспективный план работы.

Анализ подвижной игры в первой младшей группе.

Эта игра учит управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп действий — активных движений и их торможения, что требует определённых усилий.

Создан эмоциональный настрой для проведения.

Достигнута поставленная цель.

Перспективы: продолжать работу по усвоению детьми правил в играх.

Н. В. Романченко

MAAM.ru

Фестиваль подвижных игр в детском саду

Фестивали, посвящённые подвижным играм, являются вариантом спортивного праздника в детском саду. Это своего рода форма отчётности педагога по освоению игр и одновременно развлечение для детей.

Спортивный фестиваль

Проводить спортивные праздники лучше всего на свежем воздухе

Принципы организации спортивного праздника:

  • выбор оптимального места: в спортивном зале, на территории детского сада, на спортивной площадке соседней школы, в близлежащем парке,
  • определение участников и гостей: участие детей разных возрастов (средняя и старшая группы, старшая и подготовительная), будут ли приглашены родители, братья, сёстры,
  • составление программы праздника: подвижные игры различной степени интенсивности чередуются с пением, чтением стихов, просмотром презентации,
  • продумывание наградной церемонии, если планируется проведение игр-соревнований: памятные медальоны, дипломы.

Видео: зимний фестиваль подвижных игр

Спортивные праздники организуются с воспитанниками, начиная со средней группы: ребята приглашаются участвовать в играх старшей группы. Проводить фестивали подвижных игр нужно в разные времена года, чтобы у детей формировалась постоянная мотивация к активному отдыху.

Длительность фестивалей подвижных игр

  • В средней группе — 30–40 минут.
  • В старшей — 40–50 минут.
  • В подготовительной — не более 1 часа.

Зимний фестиваль

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят праздники, организованные на открытом воздухе

Фестивали русских народных игр традиционно проводятся в период святочных гуляний, на масленичной неделе, на Троицу и Ивана Купалу летом. Это красочные и весёлые праздники, участвуя в которых дети приобщаются традициям. На «разгуляях» участвую и воспитанники младших групп (обязательно совместно с родителями): среди народных игр много таких, что подходят для самых маленьких. Притопывать в ритм прибаутке, водить хороводы и убегать от Бабы Яги — настоящий восторг для малышей!

Народные игры на Масленицу

Фестиваль народных игр часто проводится на Масленицу

Прошлым летом руководитель кружка по духовно-нравственному воспитанию организовала праздник народных игр на Троицу. Местом проведения был выбран городской парк. К подготовке участка для праздника привлекались родители: сделали декоративный плетень, украсили деревья лентами и воздушными шарами. К сожалению, берёз в парке нет, поэтому изготовили красивый муляж.

Троичные гуляния начались с приветствия гостей девицей-красавицей. Ведущая рассказала об истории праздника и увлекла всех в хоровод «Берёзка».

На празднике дети и родители сыграли в «Плетень», «Гори, гори, ясно», «Барыню», «Колокола». Между играми прошёл мастер-класс по плетению венков.

Праздник троичных игр

Троичные гуляния испокон веков были днём весёлых игр для детей и молодежи

Таблица: сценарий праздник народных подвижных игр в детском саду (фрагменты)
Автор: О. И. Марченко, инструктор по физической культуре

Этап праздника Содержание
Вводный этап, включение в игровую ситуацию Дети под музыку входят в зал. Выбегают два скомороха.
1-й скоморох. Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня будут игры, танцы, смех. Радости хватит для всех.
2-й скоморох. Сегодня праздник мира и весны.
Народов дружба крепни год от года!
Навеки сгиньте признаки войны.
Пусть будет мир, и счастье, и свобода!
1-й скоморох. Ребята! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в народные игры. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.
Посмотрите, это глобус — макет нашей Земли. На нашей планете живёт много людей с кожей разного цвета — белой, чёрной, жёлтой. И все они хотят жить в мире. Давайте, ребята, построим корабль и назовём его «Дружба». Пусть наш корабль плывёт по морям и океанам в разные страны.
Дети строят из напольного конструктора корабль.







1 ПИ (подвижная игра) 1-й скоморох. А отплывает наш кораблик, со станции Россия. А любимая игра русских — «Гори, гори ясно!»
Играют.
2 и 3 ПИ Ведущий показывает на глобусе указкой с прикреплённым к ней корабликом, где останавливается корабль путешественников.
Мы делаем первую остановку в северной стране Норвегии. Природа здесь очень суровая. Море врезается в берег. Живут там рыбаки, которые каждый день выходят в море и ловят рыбу. И поиграем мы в норвежскую народную игру «Невод».
Играют.
2-й скоморох. Плывёт наш кораблик дальше.
Вот ещё одна северная страна — Нидерланды. Она небольшая и почти вся стоит на воде. В Нидерландах все время дуют сильные ветра.
Нидерландская игра «Ветродуи».




Отгадывание загадок А теперь наш корабль держит курс на Францию — страну лесов, виноградников и сказок. Пока корабль будет плыть. Мы с вами отгадаем, про какие сказки эти загадки (сказкам Шарля Перро).
4 ПИ 1-й скоморох. Небольшой пролив разделяет Францию от Англии — страны, расположенной на большом острове. Англия всегда славилась своим дождливым климатом и туманами. Но английские ребята, как и все дети мира, любят играть.
Английская народная игра «Пусть делают все так, как я».
5 и 6 ПИ 1-й скоморох. Мы меняем курс и плывём на юг, к берегам Африки — большому чёрному континенту. В Африке очень жарко, там есть большая пустыня Сахара. Люди берегут воду, стараясь не пролить ни одной капли. И мы с вами станем водоносами.
Африканская игра «Водоносы».
1-й скоморох. А теперь мы плывём к берегам Бразилии. В ней много болот.
Игра «Перейди болото».


Завершение Мы объехали много стран, и много осталось, в которых мы не побывали, но нам пора возвращаться в Россию. Нет ничего прекрасней нашей Родины.
Дети читают стихи о Родине.
В каждой стране, где мы побывали, мы играли в любимые игры детей. Ребята, как называется край в котором мы живём?
Дети. Краснодарский. Кубань.
Давайте поиграем в кубанскую игру «Тополёк».



Прощание 2-й скоморох. Молодцы у нас ребята!
Сильные, умелые, дружные и смелые!
1-й скоморох. Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева — дети!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!




Источник Педкопилка

Во время этого фестиваля дети в развлекательной форме знакомятся с особенностями различных стран. Плюс приведённого сценария — в предметном интегрировании. В мероприятии синтезируются элементы областей «Физическое развитие» (игры), «Познание» (географические сведения), «Художественно-эстетическое» (обращение к стихотворениям, сказкам). Финал праздника посвящён Краснодарскому краю, что воспитывает в детях трепетное отношение к малой родине.

Возьмите за правило: праздничное мероприятие (спортивной, музыкальной, познавательной направленности) реализуется в рамках основного положения ФГОС — воспитание всесторонне развитой личности. Разнообразные формы активного досуга — это веселье для детей и польза.

Фестиваль народных игр разных стран

На праздничных мероприятиях дети отдыхают, общаются и узнают что-то новое

Подвижные игры способствуют гармоничному развитию дошкольников. В играх и соревнованиях укрепляется физическое здоровье и закаляются волевые качества: целеустремлённость, выдержка, настойчивость, чувство справедливости. В пословице говорится: «Человек познаётся в беде, а ребёнок — в игре». Опыт подвижных игр должен постоянно обогащаться новыми вариантами знакомых игр и народными традициями.

Прочтите также:  Зарядка под музыку в детском саду
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов