Набор счётных палочек Кюизенера используется для обучения детей основам математики, восприятию цветов, установлению соотношений и пространственному мышлению в игровой форме. Они помогают малышу усвоить сложные абстрактные понятия, используя зрительные и тактильные ощущения. Развивающие методики подходят для детей всех возрастов — набор палочек позволяет создавать задачи разной сложности, которые будут интересны как младенцам, так и старшим дошкольникам.
- Описание методики
- Цель набора
- Возрастная категория
- Игры и занятия
Описание методики
Палочки Кюизенера представляют собой прямоугольники, сделанные из пластика или древесины. Они отличаются друг от друга цветом и длиной. Состав набора подобран таким образом, чтобы ребёнку и родителю было удобно проводить обучающие занятия. Например, бруски, кратные одному и тому же числу, имеют похожие цвета. Стандартный комплект пособия, насчитывающий 241 элемент, включает в себя:
- 50 белых кубиков с гранью 1 см,
- 50 розовых брусков длиной в 2 см,
- 33 голубых палочки длиной в 3 см,
- 25 красных элементов, длина которых составляет 4 см,
- 20 палочек жёлтого цвета с длиной 5 см,
- 16 брусков фиолетового цвета длиной 6 см,
- 14 чёрных палочек, соответствующих числу 7,
- 12 бордовых брусочков длиной в 8 см,
- 11 синих счётных палочек, длина которых 9 см,
- 10 элементов оранжевого цвета с длиной 10 см.
Существует также упрощённый вариант набора, насчитывающий всего 116 палочек. Но с ним количество доступных игр и вариантов для развивающих занятий существенно сужается.
Обучение математике при помощи этих палочек эффективно за счёт своей наглядности. Ребёнок видит предмет, соответствующий определённому числу или цвету, а потому может сравнить его с другими и сделать выводы. В ходе обучения таким способом маленькому человеку значительно проще уловить суть абстрактных понятий. Занимаясь по методике Кюизенера, он сможет запоминать и различать цвета, а также научится определять цифровое значение, сравнивая его с длиной.
Цель набора
Задача этого игрового пособия — ознакомить ребёнка с основами математики. Помимо основ счёта, в процессе обучения он сможет усвоить и другие знания. Занятия с палочками могут научить:
- основным математическим абстрактным понятиям — ребёнок, получая наглядный пример, сможет легче понять, что такое числа и цифры, больше и меньше и так далее,
- базовым навыкам по простым операциям с цифрами — сложению, вычитанию, умножению и делению,
- определению количества и соотношения,
- разделению чисел на составляющие,
- счёту до десяти и определению предыдущего и следующего числа от цифры,
- основам пространственного мышления — малыш научится определять, как палочки расположены относительно друг друга,
- составлению из палочек цифр и букв и сравнению их с усвоенными понятиями.
Таким образом, занятия с палочками и кубиками Кюизенера помогут малышу освоить все навыки, которые необходимы ему перед поступлением в школу. Насколько они будут эффективными, зависит от выбранных методик и регулярности занятий.
В процессе игровых уроков важно поддерживать интерес ребёнка — это не только станет отличной мотивацией, но и поможет развить у него любовь к наукам в дальнейшем.
Возрастная категория
Родителями замечено, что малыши начинают проявлять интерес к счётным палочкам в возрасте примерно одного года. Но до трёх лет играть с ними можно только под присмотром взрослых, поскольку набор содержит мелкие детали, которые ребёнок может случайно проглотить. С развивающими брусочками можно придумать множество разных занятий, потому они подойдут как детям 2−3 лет, так и 4−7.
Самым маленьким понравится собирать из кубиков и палочек фигурки и картинки. Можно давать им простые задания — например, разложить бруски в определённой последовательности или построить предмет конкретного цвета. Постепенно, когда малыш будет знаком с понятием цвета и сможет различать оттенки, можно переходить к работе с размерами и пространственным мышлением — например, предложить ребёнку найти элементы одинаковой длины или построить лестницу из разных палочек.
Детей постарше можно обучать счёту. Палочки помогут познакомить их с базовыми понятиями — например, ребёнок сможет вычислить, какая из них больше, а какая — меньше, или сколько маленьких брусочков уместятся в одном большом. Постепенно задания можно усложнять, добавляя новые условия и пробуя разные игры.
Интерес к набору обычно естественным образом угасает примерно в то же время, когда ребёнок идёт в школу, где продолжает обучаться математическим навыкам.
Игры и занятия
Цветные палочки Кюизенера хороши тем, что с ними можно придумать множество развивающих игр и заданий. Их можно чередовать между собой, если старое развлечение наскучит малышу. Некоторые методики для занятий:
- «Найди меня». Взрослый предлагает ребёнку отыскать брусок с определёнными качествами — например, тот, что длиннее розового, но короче фиолетового, или самый короткий среди элементов с оттенками синего. Это поможет маленькому человеку ознакомиться с игрушкой. Акцент нужно сделать на том, что бруски одинакового цвета также равны по размеру. Перед началом занятий стоит убедиться, что ребёнок это понял.
- «Составление квадрата». Взрослый предлагает ребёнку сложить квадрат из брусочков, за основу которого берётся самая большая оранжевая палочка. Задача малыша — составить квадрат так, чтобы ни одна линия из кубиков не повторяла другую. Оптимальный возраст для такого упражнения — 4−5 лет.
- «Угадай предмет». Брусочки из набора являются отличным вариантом для проведения знакомой детской игры, в которой ребёнок должен угадать предмет по наводящим вопросам. Поскольку малышу хорошо известны сравнительные характеристики элементов, у него не должно возникнуть трудностей с придумыванием вопросов.
- «Диктант». Взрослый называет числа и цвета, а ребёнок из общей коробки вытаскивает соответствующие палочки и раскладывает их слева направо.
- «Постройка лестницы». Задача малыша — разложить брусочки от самого маленького до самого большого так, чтобы получилась лесенка. Подходящий для такого занятия возраст — от 3 до 4 лет.
- «Измерение». В этой игре задача ребёнка — вычислить, сколько белых брусков включают в себя, например, красный и чёрный, или из каких двух палочек можно составить оранжевую. Малыш делает предположение, а затем определяет его правильность, измеряя длину самостоятельно. Можно также усложнить игру, включив в неё посторонние элементы — например, посчитать, сколько оранжевых брусочков включает рост ребёнка, или найти в его комнате игрушки, чья длина равна фиолетовой палочке.
- «Дорожка». Взрослый строит из брусков линию, пропуская участки разного размера. Задача ребёнка — заполнить их элементами подходящей длины.
- «Поезд». Ребёнок строит «вагоны» из нескольких длинных брусков. Его задача — определить, сколько «маленьких» белых и «взрослых» розовых «пассажиров» поместится в каждом из них.
Для использования палочек Кюизенера не существует чёткой инструкции. Существует множество обучающих методик и развивающих игр, в которых используется этот набор. Главное в занятиях с ними — проводить упражнения регулярно и поддерживать интерес малыша, развивая его творческие способности и интерес к математике.