Правовое воспитание в школе

Школьный возраст &#8212, время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель &#8212, сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний,
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение,
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав,
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

Правовое воспитание в школе &#8212, организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

?Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:

  • связь с повседневной жизнью,
  • научный характер,
  • яркость и образность,
  • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

Содержание воспитания

Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

Правовое воспитание &#8212, совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний,
  • формирование уважения к праву,
  • соблюдение правомерного поведения,
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Читайте еще: Темы мероприятий по правовому воспитанию

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение,
  • уважение к праву, законности,
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике,
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам,
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение &#8212, передача, накопление знаний,
  • пропаганда &#8212, распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы,
  • наглядная информация,
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права,
  • профилактика противоправного поведения, коррекция,
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы,
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания,
  • Встречи с сотрудниками государственных структур,
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства,
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу,
  • Игры,
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний,
  • Агитбригады,
  • Театрализованные представления, форум-театр,
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек,
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий,
  • Консультации учащихся по различным вопросам,
  • Просвещение родителей,
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Подробнее: &#171,Методы и формы правового воспитания&#171,.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

?Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность &#8212, она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Читайте еще: Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.

Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, &#171,заседания суда&#187,.

Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная цель воспитания старших школьников &#8212, формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

  • усвоения знаний о праве,
  • организованного просвещения,
  • участия в правоохранительной деятельности,
  • работы с родителями.

?Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст &#8212, период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции, экскурсии, беседы, кино, телевидения, вечера, диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей, наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность &#8212, основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Прочтите также:  Патриотические беседы в группах детского сада
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов