Школьный возраст —, время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель —, сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.
Задачи воспитания
Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:
- добиваться усвоения учащимися правовых знаний,
- воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение,
- формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав,
- формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.
Правовое воспитание в школе —, организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.
Особенности школьного воспитания
В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.
Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.
?Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.
В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.
Необходимо соблюдение некоторых принципов:
- связь с повседневной жизнью,
- научный характер,
- яркость и образность,
- ориентация на укрепление законности, правопорядка.
Содержание воспитания
Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.
Правовое воспитание —, совокупность мероприятий, которые направлены:
- на повышение личностного уровня правовых знаний,
- формирование уважения к праву,
- соблюдение правомерного поведения,
- развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.
Читайте еще: Темы мероприятий по правовому воспитанию
Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:
- знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение,
- уважение к праву, законности,
- умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике,
- выработка привычки поведения, не противоречащего нормам,
- невосприимчивость к любого рода противоправным формам.
Методы, формы, средства
Формы работы разделяются на следующие группы:
- обучение —, передача, накопление знаний,
- пропаганда —, распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы,
- наглядная информация,
- воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права,
- профилактика противоправного поведения, коррекция,
- самовоспитание.
Наиболее применяемые формы:
- Тематические классные часы,
- Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания,
- Встречи с сотрудниками государственных структур,
- Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства,
- Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу,
- Игры,
- Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний,
- Агитбригады,
- Театрализованные представления, форум-театр,
- Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек,
- Индивидуальная работа со школьниками различных категорий,
- Консультации учащихся по различным вопросам,
- Просвещение родителей,
- Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.
Подробнее: «,Методы и формы правового воспитания«,.
Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.
?Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность —, она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.
Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.
Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе
Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.
Читайте еще: Правовое воспитание дошкольников в детском саду
Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.
Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.
Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.
Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.
Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, «,заседания суда»,.
Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.
Правовая культура старшеклассников
Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.
Главная цель воспитания старших школьников —, формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:
- усвоения знаний о праве,
- организованного просвещения,
- участия в правоохранительной деятельности,
- работы с родителями.
?Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст —, период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.
Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции, экскурсии, беседы, кино, телевидения, вечера, диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей, наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.
Правовая воспитанность —, основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.