Суть процесса самообразования воспитателя старшей группы ДОУ

Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель должен постоянно повышать своё педагогическое мастерство и уровень эрудиции. Важной формой методической работы, направленной на достижение этих целей, является самообразование.

Важные аспекты теории

Целенаправленный процесс ознакомления с методическими теориями и их практическим использованием в работе с маленькими воспитанниками детского сада называется самообразованием педагога ДОУ.

Хороший педагог — ищущий педагог. И ищет он, прежде всего, ответы на вопросы, которые в его профессиональной деятельности вызывают затруднения. В этом заключается определённый Федеральным государственным образовательным стандартом принцип выбора темы для самообразования. Кроме того, стремительно меняющийся современный мир требует от педагога постоянного саморазвития и учёта актуальных образовательных тенденций.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Цели

Среди факторов, определяющих необходимость самообразования для воспитателя старшей группы (дети 5–6 лет), можно выделить:

  • знакомство с опытом коллег и освоение актуальных педагогических технологий (дети старшего дошкольного возраста — это уже не детсадовцы в привычном понимании, это будущие первоклассники, а значит, воспитатель должен сосредоточиться на элементах образовательной работы, связанной с подготовкой к школе),
  • систематизация изученных методик, позволяющих оптимизировать работу с детьми старшей группы (несмотря на то что педагог занимается самообразованием не первый год, а темы в соответствии с рекомендациями методистов и ФГОС выбирает близкие друг другу, объёмы обновляющейся информации постоянно растут, так что воспитателю приходится быть в курсе),
  • создание условий для полноценного физического, умственного, психического и эмоционального развития подрастающего поколения (эта цель неизменна для любой формы работы с детьми).

Воспитательница показывает детям картинку с изображением солнца

Самообразование помогает обогатить методическую копилку педагога

Задачи

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • регулярный мониторинг новой методической литературы (в условиях интернет-пространства эта важная задача решается без особых усилий — достаточно сделать запрос в поисковике),
  • обращение к классическим образцам теории и практики работы воспитателя старшей группы в детском саду (постоянное обращение к лучшим образцам профильной литературы позволит освежить в памяти какие-то методические моменты, а также оценить рациональность и продуктивность использования новых методов, технологий),
  • внедрение элементов разных педагогических технологий в личную практику (безусловно, это ключевая задача самообразования — разнообразить формы взаимодействия педагога с малышами),
  • попытки обобщать и распространять полученный опыт (в споре рождается истина — этот постулат справедлив для методической работы, которая нуждается не только в практическом освоении, но и, особенно учитывая возраст подопечных, всестороннего рассмотрения и анализа теории вместе с коллегами).

Принципы самообразования

Чтобы процесс самообучения был результативным, воспитатель должен строить работу по определённым принципам.

  1. Непрерывность. Разработка одной темы обычно занимает один учебный год. Однако в редких случаях, когда тема выбрана обширная, работа может растянуться на 1,5–2 года (например, если в процессе обучения в средней группе у малышей были трудности с развитием речи, то тема о речевом развитии старших дошкольников позволит найти оптимальные приёмы для решения проблемы),
  2. Преемственность. Выбирать каждую следующую тему нужно так, чтобы она была связана с предыдущей и соответствовала целям и задачам образовательного процесса в детском саду. Поэтому исследование «Основы грамоты» — это пример того, как разработка темы затягивается на более длительный период, ведь актуальность вопроса в подготовительной группе не будет утрачена.
  3. Доступность воплощения теории на практике в работе с конкретной группой. Так, при работе над темой о компьютерных технологиях в детском саду, бессмысленно использовать на занятиях с детьми тренажёры для быстрого набора — дети ещё, во-первых, не обладают настолько точными движениями пальцев, а во-вторых, многие из них недостаточно хорошо знают буквы (подобный эксперимент имеет больше шансов на успех в следующем году, когда воспитанники старшей группы перейдут в подготовительную).

Мальчик и две девочки с игрушками в руках

Какой бы приём работы ни исследовался воспитателем, он должен быть понятным и доступным детям на практике

Формы работы

Для всестороннего рассмотрения темы самообразования педагог должен учитывать то, что работать ему придётся в трёх направлениях:

  • с детьми,
  • с коллегами,
  • с родителями.

При этом для каждого направления воспитатель подбирает определённые формы работы. С детьми работа ведётся в форме:

  • учебно-воспитательных занятий (в виде игр, подготовки постановок, открытых уроков),
  • на прогулках (на всех этапах — наблюдения, трудовой деятельности, игры, индивидуальной работы),
  • выполнения режимных моментов (в качестве базы для реализации тем, связанных с культурой здоровья).

С коллегами педагог взаимодействует в форме:

  • взаимопосещения занятий (с целью обмена опытом и мониторинга успешности внедрения авторских разработок в рамках самообразования в практическую деятельность),
  • выступлений на педагогических советах,
  • участия в заседаниях методического объединения педагогов детского сада (в виде подготовки презентаций, докладов и т.п.),
  • публикации в профильных периодических изданиях и на сайтах, посвящённых методической работе в детском саду, ведение авторского блога,
  • посещения курсов повышения профессиональной квалификации,
  • участия в конкурсах профессионального мастерства и рефлексией по их результатам (в виде публикаций или выступлений).

Работа с родителями организуется в виде:

  • консультаций по актуальным темам (например, в рамках рассмотрения темы «Развитие форм общения у дошкольников» воспитателю необходимо выяснить, как происходит общение в семье и, если налицо проблемы, то без консультаций и других форм работы с родителями не обойтись),
  • круглых столов (эта дискуссионная форма работы позволяет представить и промежуточные результаты работы — обсуждение творческих проектов малышей, прогресс в развитии умений, навыков, и её итоги, а например, при рассмотрении темы «Создание психологического комфорта в группе ДОУ» ещё и выделить проблемные моменты, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса данной группы),Воспитательница показывает родителям, сидящим по кругу, как выполнять движения рукой

    Круглые столы, как и другие формы группового общения с родителями, позволяют определить круг проблемных вопросов, связанных с обучением, развитием и воспитанием детей

  • родительских собраний (обсуждаются успехи малышей, а также проблемные моменты),
  • педагогических тренингов (так, при работе над темой «Воспитание честности и правдивости у дошкольников» воспитатель предлагает мамам и папам назвать ряд ситуаций, когда их дети 5–6 лет лгали, для дальнейшего рассмотрения вопроса педагог эти ситуации фиксирует, а родителям предлагает «универсальные» способы борьбы с ложью, например, застыдить малыша от лица его любимой игрушки, использовать сказкотерапию и пр.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение темы по профессиональному и личностному самосовершенствованию ведётся в двух форматах:

  • индивидуальном (когда воспитатель организует работу с детьми своей группы, посещает занятия коллег, готовит родительские сборы),
  • групповом (обобщение и передача опыта совместно с коллегами, например, создание авторских программ образования, обсуждение проблемы с родителями, методическим коллективом).

Темы для самообразования воспитателя старшей группы

Тематика вопросов, рекомендованных ФГОС, является общей для педагогов, работающих с детьми разного возраста. Но при этом воспитатель старшей группы рассматривает их в разрезе актуальности для работы с ребятами именно 5–6 лет. В частности, это темы, касающиеся выработки предпосылок учебной деятельности (развития навыка письма, чтения и элементарного литературного анализа текста). При выборе тем, связанных с воспитанием моральных качеств (доброты, отзывчивости, честности и порядочности), воспитателю нужно иметь в виду, что старшие дети, в отличие от малышей второй младшей, средней групп, не просто копируют поведение и отношения взрослых, а расцвечивают эти характеристики собственным опытом, своими представлениями.

Это интересно. Всегда актуальными будут блоки вопросов, связанных с практическим освоением здоровьесберегающих технологий, формированием навыков безопасной жизнедеятельности.

  1. Методы и средства амплификации развития (увеличения количества разрабатываемых навыков) дошкольника.
  2. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход в работе с воспитанниками старшей группы.
  4. Средства и методы формирования у старших дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности (например, изучения ПДД).
  5. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  6. Руководство игровой деятельностью воспитанников старшей группы.
  7. Воспитание доброты у старших дошкольников.
  8. Воспитание отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
  9. Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  10. Воспитание честности и правдивости у старших дошкольников.
  11. Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников.
  12. Развитие творческих способностей у детей старшей возрастной группы.
  13. Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  14. Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  15. Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  16. Ознакомление старших дошкольников с биоценозом леса (луга, водоёма).
  17. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе.
  18. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  19. Формирование у воспитанников старшей группы представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов.
  20. Формирование у старших дошкольников понятия числа.
  21. Развитие форм общения у старших дошкольников.
  22. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (в общении, игре).
  23. Обучение детей 5–6 лет элементарному анализу литературного произведения.
  24. Обучение воспитанников старшей группы пересказу литературных произведений.
  25. Обучение воспитанников старшей группы выразительному чтению стихотворений.
  26. Творческое рассказывание в детском саду.
  27. Обучение грамоте в ДОУ.
  28. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  29. Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  30. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  31. Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  32. Создание психологического комфорта в старшей группе ДОУ.
  33. Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  34. Преемственность дошкольного и начального образования.
  35. Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2016 году в список рекомендованных тем по ФГОС был добавлен вопрос, связанный с работой с детьми с ограниченными возможностями: «Инклюзивное образование в условиях ДОУ». Поскольку многие детские сады поддерживают инициативу государства относительно вовлечения детей-инвалидов в образовательный процесс обычных дошкольных учреждений, воспитателю, который столкнулся с тем, что в его группе есть такой ребёнок, будет интересно и полезно рассмотреть эту тему. Формулировку можно немного подкорректировать на заседании методического совета педколлектива, чтобы сделать тему более узкой, например, «Игровая деятельность в аспекте инклюзивного образования в ДОУ» или «Формы работы с родителями в рамках инклюзивного образования в условиях ДОУ». Последний пример особенно актуален, так как не все семьи принимают тот факт, что малыши с ограниченными возможностями обладают теми же правами на обучение, развитие, воспитание и общение, что и здоровые дети.

А также есть ряд тем, которые касаются особенностей работы в детском саду в целом, то есть вне связи с возрастом подопечных:

  1. Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  3. Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  4. Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  5. Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  6. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  7. Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  8. Общественные отношения в дошкольном образовании.

Обычно такие темы выбирают более опытные педагоги, которые на своём богатом опыте нашли ответы на все возникающие в группе рабочие вопросы. Иными словами, воспитателю есть чем поделиться в плане методики: пришло время систематизировать свою работу в аспекте передачи опыта молодым коллегам, то есть наставничества.

Система индивидуальной работы по самообразованию

Каждый элемент системы требует последовательного и детального рассмотрения.

Составление плана

  1. Определяемся с темой. В старшей группе этот процесс проходит довольно быстро, так как воспитатель уже хорошо знает своих подопечных, сильные и слабые стороны работы с ними. Беспроигрышными, с точки зрения актуальности, будут вопросы, связанные с подготовкой к обучению в начальной школе. К тому же такие темы можно продолжать и в следующем году.
  2. Аргументируем актуальность проблемы.
  3. Формулируем цели и задачи, обязательно оговорив перспективу развития темы в следующем году. Так, для темы «Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников», затрагивающей патриотическое воспитание, продолжением может служить вопрос о преемственности дошкольного и начального образования, где патриотизму уделяется особое внимание.
  4. Составляем перечень приёмов работы с детьми, родителями, коллегами.
  5. Досконально изучаем актуальную литературу по теме и систематизируем описанный опыт.
  6. Прорабатываем систему воплощения теории на практике.
  7. Намечаем форму представления результатов работы.

Этапы проработки темы

Программа профессионального саморазвития включает 3 этапа работы.

Теоретический

Для начала воспитатель около месяца (август или сентябрь) занимается подбором литературы по теме, чтобы затем до конца учебного года детализировать те или иные тонкости изучения вопроса. Кроме того, педагог:

  • формулирует тему, цели, задачи и методы работы,
  • намечает систему практического применения теории,Дети держат плакат с ПДД

    Индивидуальные и творческие проекты детей являются обязательным элементом внедрения теории в практику

  • выступает на педагогическом совете с обоснованием актуальности выбранной темы,
  • прогнозирует конечный результат изучения вопроса, а также определяет время и формат мероприятий для отчёта по проделанной работе.

Практический

Этап внедрения теории в практику, охватывающий всё время работы над темой. Педагог должен:

  • систематизировать изученные материалы,
  • регулярно проводить учебно-воспитательные занятия с ребятами по выбранной теме, в том числе и открытые для коллег или/и родителей,
  • уделять внимание психолого-педагогическому просвещению семьи посредством проведения бесед, открытых занятий, создания памяток, анкет и опросов,
  • корректировать свою работу (находить наиболее приемлемые варианты практического воплощения теории, например, в форме ролевой игры, а не того же рисунка семьи при рассмотрении темы, связанной с домашним воспитанием),
  • создавать творческие отчёты о проработке каждого аспекта работы (фотоотчёты, видеоролики-отчёты, презентации).

Четверо детей в костюмах матрёшек

Театрализация может быть одной из форм творческого отчёта по самообразованию

Таблица: пример плана по саморазвитию (фрагмент)

Автор Шутова Любовь, воспитатель старшей группы, Д/с №1 п. Козлово, Конаковский район, Тверская область
Тема по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и времени»
Месяц Теория Практика Результат Формы работы
Сентябрь
  • «Педагогическая диагностика» Е.Г. Юдина.
  • «Работа с родителями в ДОУ» О.И. Давыдова.
  • Выявление уровня знаний детей по данной теме.
  • Грамотное проведение социального опроса родителей.
  • Диагностика детей, составление списка.
  • Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 5–6 лет.
Организационно-диагностический этап:
  1. Исследование количественных представлений:
    • «Зажги звёзды»,
    • «Сосчитай, сколько раз хлопну».
  2. Исследование знаний о геометрических фигурах:
    • «Геометрическая мозаика»,
    • «Почини коврик».
  3. Исследование умения ориентироваться в пространстве:
    • «Скажи, что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за»,
    • «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
  4. Исследование ориентировки во времени:
    • «Обозначений части суток»,
    • «Обозначений времени («вчера», «сегодня», «завтра»).
Октябрь
  • «Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова.
  • «Развиваем восприятие и воображение» А. Левина.
  • Формирование представлений о собственном теле, отдельных частях тела, о парных органах.
  • Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.
  • Развитие умения понимать смысл пространственных отношений.
  • Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
  • Конкурс рисунков на тему «Это я».
  • Создание фотоальбома «Мы растём».
  • Создание картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательные упражнения».
  • Консультация для родителей «Береги себя».
Основная часть.
Ориентировка в пространстве:
  1. Ориентировка на себе:
    • Изучение строения тела человека (плакат).
    • Практические упражнения (показать назначение каждого сустава, органа).
    • Дидактические игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь», «Определи на вкус».
    • Подвижная игра «Замри».
  2. Ориентировка с помощью слуха. Передвижение в названном направлении. Игры:
    • «Иди в ту сторону, откуда позвали»,
    • «Угадай, кто позвал»,
    • «Иди на звук колокольчика»,
    • «Быстро движется или медленно?».
    • Дидактические игры: «Дударь», «Лабиринт дорожек».


Ноябрь
  • «Сюжетно — дидактические игры с математическим содержанием» А.А. Смоленцева
  • «Развиваем восприятие и воображение» А. Левина.
  • «Здравствуй, мир» А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова.
  • Активизация в речи пространственных терминов: выше, ниже, спереди, сзади, между, выше, чем, над, под и т.п.
  • Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.
  • Продолжение совершенствования умения ориентироваться относительно себя.
  • Развитие умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.
  • Создание картотеки с дидактическими играми на развитие пространственных представлений.
  • Практические задания на ориентировку вправо, влево.
  • Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире».
Ориентировка в пространстве:

  1. Ориентировка в пространстве относительно предмета — впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета. Игры:
    • «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…»,
    • «Что находится слева от …?»,
    • «Расскажи, где находится шкаф, стул…».
  2. Ориентировка относительно себя — назад, вверх, вниз, направо, налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. Игры:
    • «Найди игрушки»,
    • «Куда пойдёшь, что найдёшь»,
    • «Покажи флажком вперёд, направо…», —
    • «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя»
Декабрь
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • «Математика в старшей группе» В.П. Новикова.
  • Совершенствование умения ориентироваться в здании детского сада.
  • Развитие зрительно-двигательной ориентировки, понимание словесных инструкций и соотношение их с практическими действиями, использование пространственных терминов: ближе чем, дальше чем, справа от, слева от.
  • Экскурсия по детскому саду с Незнайкой.
  • Изготовление плана — здания.
  • Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната».
  • Конкурс рисунков «Наша группа».
  • Изготовление карт — схем для поиска сокровищ.
  • Создание фотоальбома «Путешествуем по родному посёлку».
  • Конкурс рисунков «Мой детский сад».
  • Консультация для родителей «Есть ли правила на улице».
Ориентировка в пространстве:
  1. Ориентировка в помещении детского сада:
    • Знакомство с планом детского сада.
    • Дидактические игры: «Где чей дом?»
    • Подвижные игры: «Угадай, где я?», «Спрятанные предметы», «Где старшая группа?».
  2. Ориентировка на участке. Подвижные игры:
    • «Наш участок»,
    • «Охотники за кладом»,
    • «Изучаем схемы».
  3. Ориентировка на улице.
  4. Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом, моя крепость».
  5. Практическое занятие «Улица полна неожиданностей»…&gt,
Май
  • Педагогическая диагностика» Е.Г. Юдина.
  • «Работа с родителями в ДОУ»
  • О.И. Давыдова.
Проверка уровня сформированности знаний детей по данной теме самообразования.
  • Итоговая диагностика детей за год.
  • Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее».
Заключительная часть:
  1. Исследование количественных представлений:
    • «Зажги звёзды»,
    • «Сосчитай, сколько раз хлопну».
  2. Исследование знаний о геометрических фигурах:
    • «Геометрическая мозаика»,
    • «Почини коврик».
  3. Исследование умения ориентироваться в пространстве:
    • «Скажи, что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за»,
    • «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
  4. Исследование ориентировки во времени:
    • «Обозначений части суток»,
    • «Обозначений времени («вчера», «сегодня», «завтра»).

Отчёт по самообразованию

Представление результатов работы может носить характер промежуточных итогов (после освоения каждого блока теории и его практического применения) и финальных (по завершении работы с конкретной темой самообразования). Формы представления будут немного отличаться.

Подведение промежуточных итогов подразумевает:

  • создание библиотеки статей и изданий, которые могут быть полезны воспитателю в работе,
  • разработку и проведение открытых занятий (обычно их 2 — в начале и в конце учебного года),
  • презентации, описывающие ход внедрения теории в практику, дополняющие другие формы отчёта (например, фотоотчёт о серии занятий в рамках освоения темы «Обучение воспитанников старшей группы выразительному чтению стихотворений»).

Финальные итоги подводятся после отработки всех аспектов темы. Заключительный отчёт включает:

  • информацию о внедрении инновационных методов педагогической работы,
  • презентацию опыта на конференциях, семинарах, педагогических советах, а также в рамках конкурсов профессионального мастерства (последнее является не обязательным, но желательным условием),
  • проведение мастер-классов или тематических семинаров (где участники представляются целевой аудиторией педагога, то есть детьми, родителями или коллегами),
    Педагоги сидят полукругом в зале

    Мастер-классы — это одна из форм самореализации педагога, направленная на практическую демонстрацию своего опыта


  • анализ проделанной работы, обобщение и систематизацию полученных результатов,
  • публикации авторских печатных работ в профильных журналах, газетах и интернет-изданиях (данный пункт не обязательный, но весьма желательный).Педагоги сидят за столом, демонстрируют грамоты

    В отчётность о проделанной работе по самообразованию включаются также дипломы и свидетельства, полученные за публикации, мастер-классы и методические разработки по теме

Если с письменным отчётом суть ясна: есть определённый план, которому оценивается работа, некоторые позиции могут меняться местами, дополняться деталями, то для творческих отчётов вариантов может быть много. Форма презентации, в отличие от фотоотчёта, хороша тем, что там присутствуют текстовые вставки.

Видео: презентация как творческая форма отчёта по самообразованию

Видео: фотоотчёт о проделанной работе по самообразованию воспитателя старшей группы

Самообразование — важный фактор личностного и профессионального становления человека. Вот почему по ФГОС самообразование является обязательным компонентом деятельности педагога дошкольного учреждения. Воспитатель старшей группы выбирает одну из тем, основываясь на недостатке методических знаний в определённой области дошкольной педагогики. Работа над ней в течение учебного года (или дольше), позволяет не только найти ответы на все интересующие вопросы, но и осуществить попытку систематизации и обобщения полученного опыта.

Прочтите также:  Наглядный материал для детского сада своими руками
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов