Дидактическая игра — один из наиболее часто используемых методов образовательной работы в детском саду. Обучение в игре как нельзя лучше соответствует физиологическим и психологическим особенностям дошкольников. Организация и проведение дидактических игр в старшей группе дошкольного учреждения (воспитанники 5–6 лет) имеет ряд особенностей, которые педагогу следует учитывать, чтобы максимально использовать возможности этого метода.
Значение дидактической игры в старшем дошкольном возрасте
Как известно, игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказываются на становлении маленького человека как личности.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Особенности игровой деятельности старших дошкольников
Большое значение игра имеет в старшей группе детского сада, на пороге школьной жизни, когда воспитателю необходимо не только обучать, развивать и воспитывать, но и готовить своих подопечных к вхождению в совершенно новый коллектив, поиску своего места в нём. Наиболее полезны для образовательной работы в этот период такие особенности игровой деятельности:
- Игра всегда свободна. Ребёнка можно заставить изображать игровой процесс, но это будет не игра, а её имитация. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) право детей на свободный выбор игр и других видов деятельности является одним из главных принципов, на которых строится образовательный процесс. Признавая это право, педагог проявляет уважение к воспитанникам, показывает, что ему важно их мнение и желание. Таким образом, он на личном примере учит ребёнка уважать и себя, и окружающих, прислушиваться к мнению другого и отстаивать собственное.
- Игра расширяет и дополняет реальность. Дети — непревзойдённые выдумщики и фантазёры, но этот талант дан им не напрасно. Благодаря своей удивительной фантазии ребята постоянно мысленно создают и изменяют ситуации, «примеряют» их на себя и выбирают те виды деятельности и отношений, которые приходятся им по душе. Умело руководя ходом игры, педагог даёт детям положительные модели поведения, способствует формированию важных жизненных компетенций (как вести себя в обществе, взаимодействовать с людьми, проявлять свои лучшие качества, успешно осваивать новые знания и навыки). Умение быстро «вживаться» в различные ситуации, полученное в играх, поможет первоклассникам быстрее принять и полюбить школу, учителя, новых товарищей, изменившийся распорядок.
- Игра предполагает творчество. Свобода и фантазия способны раскрыть таланты ребёнка, побудить его проявить себя в рисовании (он изображает любимых героев, себя в игре, своих друзей, интересные события), словотворчестве (дошкольник придумывает несуществующие названия предметов, живых существ), музыкальной и театрализованной деятельности (обыгрывание любимых песенок, стихов, сказок, мультфильмов, участие в детских концертах, исполнение ролей в постановках). Такая деятельность не будет основной в школе, но прекрасно дополнит обучение, позволит детям получить эмоциональную разгрузку, участвуя в различных кружках и студиях, проявить себя, свои способности.
Если связь между школой и детским садом налажена, о талантах будущего школьника учителю может сообщить педагог ДОУ, но возможен и другой вариант: информацию об успехах ребёнка в том или ином виде творчества воспитатель вносит в портфолио каждого малыша, а потом портфолио передают учителю. Там же отображают сведения об успехах ребёнка в математике, изучении основ грамоты, повышенном интересе к природе или окружающему миру, что тоже раскрывается в игре.
- Любая игра предполагает наличие правил, скрытых или явных, договорённостей, условий. Если их не соблюдать, игра попросту развалится. Поэтому она учит ребёнка соблюдать общие интересы, подчинять своё поведение правилам, и старшим дошкольникам это удаётся. Некоторые дети не только умеют соблюдать установленные правила, но и придумывают свои. Это свидетельствует как о высоком уровне игровых умений, так и об организованности, развитом интеллекте, лидерских способностях. Стоит ли говорить, как полезны будут эти качества в школе и взрослой жизни.
Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте
Игра положительно влияет на детей с самого раннего возраста, превращая баловников и непосед в послушных и внимательных. Но у детей шестого года жизни она способствует воспитанию совсем взрослых, необходимых для будущей школьной жизни, качеств:
- Умение достойно принять как победу, так и поражение. В младшем и даже среднем дошкольном возрасте командные игры проводят гораздо реже, поскольку психика детей неустойчива, ранима и не всегда ребята могут достойно принять поражение своей команды, а тем более индивидуальную неудачу в игре. Старшие дошкольники обожают соревновательные игры, поскольку для них становится важным не только процесс, но и результат игры, а также мнение товарищей, их одобрение в случае выигрыша. Проигрыш в плане формирования личности важен не меньше: дети учатся относиться к неудаче как временному явлению, стремятся исправить ситуацию, добиться положительного результата.
- Чувство товарищества, коллективизм. Психологи отмечают, что удачная игра сохраняет положительные взаимоотношения в группе игравших и по её окончании. Организуя командные игры, педагогу следует помнить, что основной коллектив, сплочённость внутри которого и следует воспитывать, — это вся группа детей, поэтому разделение воспитанников на постоянные команды или звенья для игр недопустимо, даже если существуют привязанности и дружеские отношения между некоторыми ребятами. Состав команд должен постоянно меняться, чтобы чувство товарищества, взаимопомощи на основе игр возникало между всеми детьми.
- Партнерские отношения, взаимоуважение, честность и порядочность. Причём благотворному воспитательному воздействию подвергаются обе стороны педагогического процесса: дети учатся быть сдержанными, ответственными, полагаться на взрослого и доверять ему, воспитатель — видеть в маленьких партнёрах по игре людей, равных ему во всём, кроме возраста и жизненного опыта. Современное отечественное образование строится на новых началах, и одно из них — переход от педагогики монолога, когда воспитатель диктует, а ребёнок слушает и исполняет, к педагогике диалога, взаимодействия и общения на равных. Старшие дошкольники заслуживают того, чтобы воспринимать их в игре как партнёров. Так же, как педагог трудится, организуя игру, трудится и ребёнок, выполняя игровые задачи: проявляет умственное, волевое или физическое усилие для достижения результата. Недаром многие выдающиеся педагоги, в том числе А. С. Макаренко, считали детскую игру близкой к труду и выступали против отождествления развлечения и игры.
В старшей группе детского сада проводят различные игры в течение дня: сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, театрализованные. Поскольку одной из главных задач педагога в работе с пятилетками является их подготовка к школе, то есть к учебной деятельности, которая станет ведущей для младших школьников, большое значение приобретают дидактические (обучающие) игры.
Дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Н. В. Чен
www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf
Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ
Цель дидактической игры — сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки. Педагог «подстраивает» выполнение образовательных задач, которые для детей шестого года жизни достаточно обширны и серьёзны, под возможности малышей.
Задачи дидактических игр разнообразны и зависят от образовательной области и требований программы в ней, а также от восприятия детьми материала. Если ребята быстро и успешно усваивают знания, овладевают навыками, то задачи при повторе игры расширяют, несколько изменяют, а в случае, если материал оказался сложным для усвоения, проводят игру другого содержания, но с теми же программными задачами.
Образовательные задачи игры зависят и от её вида. В игре с предметами воспитывается бережное обращение к игровому материалу, оборудованию, в словесной игре — умение выслушать ответ товарища, в настольно-печатной — терпение, выдержка (ребёнок должен дождаться своего хода).
Задачи игры тесно связаны и с её темой, которая, в свою очередь, исходит из темы блока. Учебный материал делится на тематические блоки, работа над темой длится 1–2 недели или месяц в зависимости от программы учреждения. Таким образом, если тема блока «Осень золотая в гости к нам пришла», то наибольшее количество игр будет посвящено осени и будут выполняться задачи по углублению и закреплению представлений детей об этом времени года. Поскольку блоки разнообразны, охватывают разные сферы общественной жизни, явления природы («Наша страна и город», «Профессии», «Семья», «Мой дом», «Животный и растительный мир», «Что такое хорошо и плохо», «Детский сад», «Жил-был я» и др.), то за год с детьми проводится множество обучающих игр обширной тематики, как того и требует программа, следовательно, выполняется весь объём предусмотренных задач.
Сказанное выше не означает, что воспитатель должен проводить дидактические игры строго по темам блоков. Если дети любят какую-либо игру, её можно организовать в свободное время вне темы блока. В индивидуальной работе по логико-математическому, речевому развитию, ознакомлению с природой можно проводить те игры, которые педагог сочтёт наиболее подходящими, даже если их тематика расходится с темой блока.
Условия успешного проведения дидактической игры в старшей группе ДОУ
Дидактическая игра в старшей группе будет эффективной, если учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательных программ — как примерных, так и отдельного ДОУ. ФГОС и образовательные программы разработаны с учётом потребностей и особенностей дошкольников всех возрастных групп. Руководствуясь этими документами, педагог будет уверен, что его деятельность приносит пользу воспитанникам.
Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.
А. В. Запорожец
Соответствие игры возрасту детей
Если в младших группах детского сада воспитатели иногда дают ребятам слишком сложные игровые задания, то в старшей группе происходит наоборот: игры бывают недостаточно трудными. Педагоги словно боятся нагрузить воспитанников и предлагают им игровой материал, рассчитанный на средний дошкольный возраст, но с незначительными усложнениями. Это неоправданная предосторожность.
Дети шестого года жизни более усидчивы, внимательны, чем год назад, склонны к обдумыванию действий, рассуждению, размышлениям с опорой на личный опыт и припоминание событий. По сравнению с сорванцами-четырёхлетками они производят впечатление «маленьких взрослых». Возросшие способности и возможности делают доступными понимаю старших дошкольников такие серьёзные темы, как охрана окружающей среды, освоение космоса, историческое прошлое Родины. Это позволяет существенно расширить тематику и содержание игр.
Интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, шарады также очень полезны в этом возрасте. Их применение стимулирует мыслительные процессы, способствует росту сообразительности и любознательности, учит мыслить нестандартно, креативно.
Игра, в которой нужно приложить усилия, преодолеть трудности, интересна старшим дошкольникам. Она повышает их уверенность в себе, вырабатывает целеустремлённость, упорство, смелость.
Развивающая и познавательная ценность игры
Это требование актуально во всех возрастных группах, но в работе со старшими дошкольниками воспитателю мало давать готовую информацию и постепенно её усложнять. Нужно пробуждать в детях желание узнавать новое, стимулировать познавательную активность. Игра должна содержать неизвестное, тайное, скрытое, что ребятам предстоит открыть и разгадать. Достичь этого можно, использовав элементы занимательного сюжета:
- ищем сокровища,
- путешествуем, изучая страну математики, грамоты, мир природы,
- выручаем из беды персонажа литературного произведения,
- помогаем доброму инопланетянину знакомиться с земными обитателями.
В отличие от младшей и средней группы, где все дидактические игры строятся на знакомом детям материале, а знания и умения лишь закрепляются, старшие дошкольники могут знакомиться с новыми знаниями непосредственно в игре. Это не поставит их в тупик, не заставит растеряться, потому что психические процессы детей этого возраста устойчивы, а мышление — гибкое, разностороннее.
Степень самостоятельности воспитанников
Доля самостоятельности детей в играх растёт с каждым годом, и у будущих школьников она наиболее высока. Ведущие педагоги и психологи считают, что только самодеятельная игра в полной мере соответствует потребностям ребёнка. Воспитатель должен убедиться, что дети как следует усвоили правила, а потом предложить им дидактическую игру для самостоятельной деятельности.
Старшие дошкольники могут создавать и свои игры с правилами на основе имеющихся в группе и с увлечением играть в них. Педагогу следует поощрять такую деятельность, интересоваться играми, которые придумали дети, принимать в них участие. С одной стороны, он покажет подопечным, что ему небезразлично их творчество, с другой — сможет контролировать ход игры, её содержание. Придуманные детьми игры иногда бывают достойны внимания и развития.
Научность — ключевое требование в организации обучающей игры
Это требование в старшей группе важно, как ни в одной другой ранее. Знания, которые получают дети, должны содержать только научные факты, изложенные в доступной форме. К сожалению, несмотря на огромное количество методической и познавательной литературы, наличие возможности пользоваться интернетом для проверки информации, педагоги иногда допускают ошибки и неточности при подаче знаний в различных образовательных областях и при формулировке задач игры, к примеру:
- «Учить детей различать животных, птиц, рыб по характерным признакам». Но и птицы, и рыбы тоже являются животными.
- «Дать детям представления о насекомых: мухе, комаре, божьей коровке, пауке». Паук не насекомое.
- «Познакомить с деталями старинного национального костюма, который одевали в самые большие праздники» (правильно «надевали»).
- «Назови первую букву в слове». Произнести букву нельзя, потому что это символ, которым на письме обозначен определённый звук. Вот его-то и можно назвать.
- «Найди гласную букву». Гласными и согласными бывают только звуки.
- «Какая цифра больше — 3 или 5». Невозможно сравнивать цифры, разве только их изображения по величине. Здесь имеются в виду числа.
- «На циферблате часов есть 12 разных цифр». В математике разных цифр всего 10, от 0 до 9.
Чтобы не допускать досадных ошибок, воспитателю нужно постоянно работать над повышением своей внутренней культуры, грамотности, эрудированности.
На соблюдение принципа научности молодыми, не имеющими опыта педагогами обращают внимание старший воспитатель и методист. Они организуют частые систематические посещения занятий, которые проводят педагоги-новички в ДОУ, и тщательно следят за правильным употреблением терминов.
Использование наглядности
Используя наглядные пособия в обучающей игре, стоит обратить внимание на такие моменты:
- Наглядный материал для обучающих игр подбирают с учётом его научности и реалистичности. Если речь идёт речь о профессиях, природных объектах и явлениях, предметах, то их изображения либо подаются в максимально приближённом к реальному виде, либо упрощённо, схематично, но с указанием основных узнаваемых признаков (в виде символов, пиктограмм).
- Мультяшные герои и сказочные персонажи в обучающей игре неуместны, если это не игра по содержанию мультфильмов, сказок. Они могут появляться как заинтересовывающий приём. Исключение составляют игры, задачами которых являются развитие креативности и нестандартного мышления, умения фантазировать, находить необычные решения. Здесь возможны любые проявления фантазии и творчества и детей, и педагога.
- Не стоит перегружать игры наглядным материалом (иллюстрациями, предметными картинками и самими предметами). Чем старше дошкольник, тем чаще нужно ставить его в ситуации, где приходится напрягать память, воспроизводить информацию без опоры на наглядность, или предлагать символы и условные знаки.
Игровые умения воспитателя
Дидактическая игра, в которой нет наглядности, но есть живое слово педагога, его эмоции, заинтересованность, умение увлекательно преподнести материал, даст ребятам гораздо больше пользы, чем самая прекрасная и дорогая настольная игра, с которой знакомят скучно и равнодушно. Если игра не будет интересна самому воспитателю, то и его подопечные вряд ли захотят в неё играть.
Методические приёмы
Поскольку в старшем дошкольном возрасте у детей формируется абстрактный тип мышления, который основан на восприятии слов, а не предметов или их образов, то и основными приёмами прямого руководства игрой становятся словесные, а именно:
- Ознакомление с правилами. Оно может проводиться как в начале игры (если правила простые и не требуют смены деятельности), так и постепенно, по мере выполнения игровых действий.
- Объяснение, устная инструкция. Воспитатель не показывает, а рассказывает, как играть, побуждая детей к самостоятельному обдумыванию и воспроизведению игровых действий. Если принцип игры уже знаком ребятам, озвучивается игровая задача и желаемый результат, к которому нужно прийти.
- Постановка проблемной ситуации. Дети охотно окажут помощь герою любимого произведения, найдут спрятанное, преодолеют преграды, дадут ответы на трудные вопросы, справятся с заданиями сказочных персонажей — педагогу лишь нужно облечь в эту привлекательную для дошкольников форму обучающие задачи и таким образом решить их. Примеры проблемных ситуаций:
- В стране добрых мастеров случилась беда: их заколдовала злая колдунья и они забыли, каким профессиям научились. Чтобы расколдовать их, дети должны отгадать по внешнему виду мастера, какой профессией он владеет, что умеет делать и какие инструменты использует (игра «Опиши профессию»).
- Три поросёнка снова в опасности: злой волк разрушил их каменный домик. Обломки домика (геометрические тела) и чертёж (изображение домика из частей) у поросят есть, да вот беда: они не ходили в детский сад и не знают, как называются геометрические тела. Построить домик может лишь тот, кто назовёт каждую часть домика, её цвет и размер («Опиши геометрическое тело»).
- Мама-белка заболела и просит детей помочь её бельчатам собрать грибы на зиму («Ядовитые–съедобные»).
- Весёлый Светофорчик огорчён: злой ветер сорвал все дорожные знаки в городе, и водители не знают, куда нужно ехать и как вести себя на дороге. Нужно вернуть дорожные знаки к школе, переходу через дорогу, поставить их перед кафе, больницей, тупиком («Какой знак нужен»).
- Использование художественного слова. Удачно дополняют игру загадки, пословицы и поговорки, отрывки из стихотворений, рассказов, знакомых детям. Малые фольклорные формы и сами могут стать материалом для дидактической игры, в которой педагог зачитывает загадку, поговорку, колыбельную и пр., а дети должны назвать жанр произведения.
- Поощрение. Похвала, положительная оценка действий детей вызовет у них желание играть снова, проявить ещё более высокие результаты. Хвалить нужно и за достижения, и за старание.
Среди наглядных приёмов наиболее широко применяются:
- Демонстрация иллюстраций, сюжетных и предметных картин. Причём игры, в которых они используются, могут быть направлены не на обычное озвучивание увиденного, как в «Опиши, что видишь», а на фантазирование, дополнение сюжета: «Что было до, после?», «Запахи и звуки» (от изображённого на картине осеннего леса пахнет грибами, ягодами, а если закрыть глаза, то можно услышать шелест листьев, кукушку, стук дятла).
- Демонстрация предметов. Это уже не игрушки и куклы, как в младших группах, а пространственные головоломки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, квадрат Воскобовича, кубики Никитина — всё, что побуждает дошкольника мыслить, исследовать, преобразовывать, создавать новое. Демонстрируя эти игровые материалы, педагог подчёркивает их необычность, особенные возможности и предлагает использовать в играх как в более сложных со взрослым, так и самостоятельных, более простых.
- Моделирование, комментированное рисование хороши тем, что позволяют создать наглядное пособие для игры постепенно, на глазах и с участием самих детей. Это даёт им более полное понимание взаимосвязей между явлениями окружающего мира.
Например, для игры «Калейдоскоп профессий» можно разместить на полотне упрощённое изображение грустного бумажного человечка и сказать детям, что его недавно нарисовали и у него ещё нет необходимых вещей. Но добрые мастера вызвались ему помочь (над человечком расположен ряд картинок с портретами людей разных профессий). Что же они подарят человечку? Портной сошьёт одежду, повар приготовит обед, парикмахер сделает красивую причёску, строитель построит дом (перечисленные предметы выкладываются на фигурку или возле неё). Но что умеет сам человечек? В руке у него картинка, перевернув её, обнаруживаем корзину с яблоками. Этот человечек — садовник, он всех отблагодарит вкусными фруктами. Эту же или подобные ситуации можно изобразить в рисунке. Детям будет интересно наблюдать за постепенным развитием событий, которое похоже на мультфильм, и они охотно примут участие в его создании.
Среди практических приёмов можно выделить «пробный ход». Детям предлагают попробовать сыграть, но результат игры не будет учтён. Это скорее не игра, а игровое упражнение, в котором отрабатываются основные, наиболее сложные этапы игры. Этот приём позволяет ребятам приобрести уверенность в своих силах, чтобы потом играть с полным удовольствием.
Существуют также косвенные методы и приёмы руководства дидактической игрой. Они направлены на подготовку детей к игре, обогащение и систематизацию их знаний. Это такие приёмы и формы деятельности, как:
- беседа, рассказ воспитателя,
- экскурсия,
- чтение познавательной литературы,
- просмотр презентаций, слайдов, мультфильмов.
Виды дидактических игр в старшей группе детского сада
По используемому материалу игры бывают словесные и такие, в которых объединены:
- слово и наглядность («Что перепутал художник», «Найди различия», «Что кому нужно для работы»),
- слово и использование предметов («Накроем стол для гостей», «Что в мешочке?»),
- слово и действие («Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «Угадай животное»).
Отдельную группу составляют сюжетные дидактические игры, в которых воспитатель создаёт определённую ситуацию из жизни.
Широко применяются имитационные дидактические игры, в которых дошкольники имитируют действия взрослых, сверстников и даже явления природы и животных. Такие игры учат детей контролировать своё эмоциональное состояние, расслабляться, способствуют повышению настроения. Имитации часто используют в логопедических играх. Представляя себя тигрёнком, малыш учится чётко произносить звук «р», а змейкой — шипящие.
Имитационными бывают и деловые игры дошкольников. Особенностью таких игр является максимальное приближение к реальным событиям. Моделируются в деловой игре такие ситуации:
- семья обсуждает и делит бюджет, определяет свои расходы,
- работники детского сада исполняют свои обязанности,
- строители получают и выполняют заказ на строительство детского сада,
- работники банка обслуживают посетителей,
- школьники и учитель на уроке.
После обсуждения хода и правил игры дети распределяют роли и имитируют действия выбранных персонажей, стараясь выполнять их как можно более приближено к настоящим (в понимании дошкольников). Это помогает расширить представления ребят о различных сферах общественной жизни, учит серьёзно относиться к социальным явлениям, воспитывает ответственность, понимание сложности и важности решаемых взрослыми вопросов.
В зависимости от содержания дидактические игры делятся на такие основные группы:
- логико-математические,
- по развитию речи и подготовке к обучению грамоте,
- по ознакомлению с окружающим миром (в том числе, с природой и экологические),
- музыкальные,
- изобразительные.
Таблица: картотека имитационных дидактических игр в старшей группе (фрагмент)
Автор | Петрова Л. И., педагог-психолог МДОУ «Детский сад №27 комбинированного вида», г. Санкт-Петербург. | |
Название игры | Задачи | Ход игры |
Ласковые травинки |
| Дети встают в круг, соприкасаясь плечами. Выбирается «рыбка», она плавает вокруг круга и пытается вплыть внутрь. Дети вместе с психологом начинают играть.
Дети со словами: «Мы тебя любим, мы тебя знаем, в наш дружный круг мы тебя принимаем», — легонько касаются «рыбки», гладят её по спинке, плечам головке. Затем роль рыбки передаётся тому, кого коснулась «рыбка». Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли «рыбок» и «травинок». Затем обсуждается, кому какая роль понравилась больше и почему. |
Я хочу с тобой дружить |
| Взрослый говорит детям о том, что он хочет научить их игре с клубочком. Он берёт клубок цветных ниток и обматывает кончик вокруг пальца со словами:
Игра продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся ко взрослому. Педагог предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточку, чтобы почувствовать друг друга, понять, что все играющие тесно связаны и дружны. Игру лучше проводить с новыми детьми в период адаптации. |
Пчёлка на лугу |
| Взрослый предлагает вспомнить лето и поиграть, повторяя вместе с ним:
|
Дождевая тучка |
| Взрослый берёт листы газет или другой ненужной бумаги и предлагает детям порвать их на мелкие кусочки. Ребята рвут и прислушиваются к звуку рвущейся бумаги, пытаются определить, на что этот звук похож. Когда бумага порвана и около каждого ребёнка образовалась кучка, взрослый начинает игру:
|
Цит. по: http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05–21_programmaigr.htm |
Организация и проведение дидактической игры в старшей группе детского сада
Организуя игру со старшими дошкольниками, педагог должен продумать множество обязательных моментов, без которых её проведение не сможет состояться или будет неудачным. В первую очередь это:
- Выбор игры. Он зависит от запланированных образовательных задач и темы блока.
- Определение задач. Они должны обеспечивать единство обучения, развития и воспитания, а при повторном проведении игры обязательно углубляться, расширяться, охватывая новые области знаний и умений.
- Время проведения зачастую определяет выбор игры. В утренние часы проводят более короткие и спокойные игры, словесные или настольно-печатные (если игра проходит на свежем воздухе, проводят только словесные). На занятиях педагог имеет широкий выбор: игры с наглядностью, предметами, малой и средней подвижности, игры-путешествия, поиск предметов, загадки, головоломки). На прогулке стоит выбирать игры, которые легко обеспечить материалом (можно использовать и природный материал), рекомендуется широко использовать экологические игры, поскольку наглядные пособия для них щедро даёт сама природа. Во вторую половину дня после полдника настаёт самое благоприятное время для сюжетных и имитационных дидактических игр, а также забав со сложными правилами, поскольку есть достаточно времени, чтобы в них разобраться. Прогулки и вечерние часы наиболее благоприятны и для самостоятельных игр дошкольников.
- Место. Групповое помещение, музыкальный зал, игровая площадка, экологическая тропа — место проведения может быть разным в зависимости от вида и задач игры.
- Определение числа играющих. Воспитатель должен заранее знать, кому он предложит игру: всем детям или подгруппе, сколько ребят возьмёт. На занятии обычно проводят фронтальные игры со всеми детьми, и требование добровольности выполняется благодаря умению педагога вызвать интерес и желание воспитанников играть. Но возможно и разделение детей на подгруппы, каждая из которых выполняет разные игровые задания. На прогулке, в свободное вечернее время педагог организует игры с небольшим количеством детей (4–6 человек). Остальные ребята в это время заняты другими видами деятельности, к примеру, рисованием, конструированием, рассматриванием познавательной литературы, и находятся в поле зрения воспитателя или его помощника.
- Подбор материалов по основным критериям:
- научность,
- целесообразность,
- безопасность.
- Обдумывание, «проработка» игры. Воспитатель должен знать, как сжато и точно пояснить правила, на какие моменты игры обратить особое внимание, где могут возникнуть затруднения и нужно прийти на помощь детям. Готовясь к проведению игры, воспитатель должен предвидеть возможные результаты и варианты подведения итогов. Если игра несложная, то подведение итогов будет носить характер похвалы. В трудной, но полезной и нужной игре необходим анализ результатов и несколько советов «на будущее», стоит продумать и слова поддержки, поощрения. Ведь только преодолевая трудности, дети смогут развиваться и взрослеть.
- Уровень подготовки воспитанников. В новую и сложную игру (логическую, на сообразительность, быстроту реакции, на выделение звуков, определение состава числа) подбирают детей одного уровня знаний и быстроты мышления, чтобы это была деятельность, в которой все вместе достигают результата, а не демонстрация успехов одного или двух ребят. С теми, кто испытывает затруднения и при повторном проведении игры, проводят индивидуальную работу.
Таблица: картотека дидактических игр в старшей группе (составлено по материалам открытого доступа)
Образовательная область | Название игры | Программные задачи | Ход игры |
Экология и мир природы | Что в корзинку мы берём? |
| У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других — картинки в виде корзинок. Дети в роли «плодов» под весёлую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети в роли «корзинок» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи — с огорода, грибы — из леса и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. |
Вершки — корешки | Учить детей составлять целое из частей. | Берутся 2 обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета — те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д. | |
Воздух, земля, вода |
|
| |
Четвёртый лишний |
| Воспитатель называет 4 слова, дети должны назвать лишнее:
| |
Ознакомление с окружающим миром | Что из чего сделано? | Учить детей определять материал, из которого сделан предмет. | Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, из чего сделан каждый предмет. |
Кто больше знает? | Развивать память, находчивость, сообразительность. | Воспитатель, держа в руке предмет, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовёт действий, тот и выиграл. | |
Что нужно ученику? |
| Дети называют, какие принадлежности нужны ученику. По сигналу воспитателя ребята каждого ряда стараются быстро и правильно подготовить пособия к определённому уроку. Тот ряд, который справится первым, получает флажок. Распределившись на группы, дети изображают игровые ситуации типа «Мы на перемене» (в столовой, в физкультурном зале и др.). | |
Путешествие в страну дорожных знаков |
| Игровые задания:
| |
Приходите в гости |
| Ребёнок представляется детям и приглашает в гости (на день рождения, праздник и др.), правильно называет свой домашний адрес. Воспитатель и дети обсуждают, как надо себя вести в гостях и какой подарок подготовить имениннику. | |
Играем в рекламу | Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе. |
| |
Что бывает? | Развивать речь, мышление, остроту ума. | Играя с ребёнком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что даёт возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т. д. Например, можно задавать такие вопросы:
Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твёрдым? белым? горячим? и т. д.
| |
Формирование элементарных математических представлений | Назови и сосчитай | Учить детей считать звуки, называя итоговое число. | Педагог предлагает детям сосчитать, сколько раз он ударит по столу. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1–3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2–5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперёд, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек. |
Хватит ли? |
| Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?». Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний. | |
Расскажи про свой узор | Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. | У каждого ребёнка есть картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии изобразительной деятельности. | |
Вчера, сегодня, завтра | Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». | По углам игровой комнаты мелом рисуют 3 домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике находится по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. | |
Живые числа | Упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. | Дети получают карточки. Выбирается водящий. Ребята ходят по комнате. По сигналу водящего «Числа! Встаньте по порядку!» они строятся в шеренгу, называя своё число. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. Игра продолжается. Вариант игры: «числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку. | |
Развитие речи и подготовка к изучению грамоты | Какой? Какая? | Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. | На доске размещены картинки с изображениями овощей и фруктов. Взрослый спрашивает:
Дети выходят к доске, берут картинки и говорят:
|
Отгадай предмет по признакам |
| Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребёнок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетание целиком. Например:
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
| |
Закончи предложение |
| Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
| |
Найди противоположное слово | Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. | Воспитатель начинает предложение. Дети заканчивают:
| |
Кто чем питается? | Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. | Детям раздаются картинки с изображениями продуктов питания. Педагог показывает картинки с изображениями животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают:
| |
Где спрятался звук? | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребёнка карточка, разделённая на 3 квадрата, и цветная фишка (красная — если работа идёт с гласным звуком, синяя — с согласным). Воспитатель показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишки на карточках. | |
Составь слово из слогов | Развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. | Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если воспитанников много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. | |
Какое слово длиннее? | Развивать речь, внимание. | Воспитатель называет пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе — коротким. Задача детей — на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. | |
Музыка и изобразительное искусство | Давайте знакомиться | Учить точно и выразительно исполнять простые плясовые движения, отражая в них изменение характера музыки. |
|
Сочиняем музыку |
| Дети по желанию выбирают карточку со схемой или рисунком, затем должны «прочитать» её, придумать мелодию. Остальные ребята (члены жюри) наблюдают за их действиями, слушают исполнение, обсуждают выбор лучшего варианта. Лучшему «композитору» вручается диплом (значок победителя). | |
Придумай рисунок |
| Дети должны дорисовать каждую из четырёх нарисованных на доске геометрических фигур (круг, треугольник, полукруг, прямоугольник) так, чтобы получились интересные рисунки. Например, из круга — шарик, колобок, из полукруга — мышка, парусник, из треугольника — петушок и др. Побеждает тот, у кого больше создано рисунков на основе одной геометрической фигуры. | |
Радуга | Закреплять представления детей об основных и дополнительных цветах. | Дети раскладывают палочки так, чтобы получилась радуга — солнечный спектр — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета. Отбирают палочки, окрашенные в основные цвета, подбирают к ним дополнительные цвета. Надевают шапочки (цветов спектра) и по сигналу ведущего «Солнышко!» бегают («гуляют») по всей площадке. На сигнал «Дождик!» собираются в «радугу» и произносят слова:
|
Этапы и компоненты дидактической игры
Дидактические игры применяются как на соответствующих занятиях, так и вне организованной образовательной деятельности. От того, где применяется игра, зависит её длительность. Поскольку само занятие в старшей группе длится 25 минут и на нём могут использоваться от 1–2 (предметное) до 4–6 игр (интегрированное занятие), то отводить на каждую забаву стоит не более 4–5 минут. Сокращают вступительную часть, сюрпризный и заинтересовывающий моменты (они могут быть общими для всего занятия), подведение итогов игр также делают общим. Основное внимание уделяют самим игровым действиям. Но если игру проводят отдельно, то она может длиться 15–20 минут, поскольку в ней будет и короткая вступительная беседа, и подробное пояснение правил, и развёрнутое подведение итогов.
В структуре дидактической игры выделяют такие компоненты:
- Дидактическую задачу. Это задание для педагога, то, чему он обучает, что закрепляет, углубляет, совершенствует. Дидактическую задачу для детей подают в виде игрового задания.
- Игровые действия. Старшие дошкольники вполне способны определить круг игровых действий, если игра им знакома или аналогична известной.
- Правила. Следует добиваться чёткого выполнения условий игры, но если дети придумали свои правила, то воспитатель может это принять.
- Результат игры. На его достижение направлены все усилия как детей, так и педагога, но в то время, как ребята выполняют игровое задание, воспитатель стремится к осуществлению программных задач.
Основные этапы дидактической игры:
- Сообщение темы и содержания, знакомство с игровым материалом (1–2 мин). Заинтересовывающий, сюрпризный момент, мотивирующий к игре.
- Ознакомление с правилами (до 1 мин). Старшим дошкольникам не нужно подробно объяснять правила, они прекрасно разберутся с ними по ходу, лучше напомнить их в середине игры. С правилами можно знакомить и постепенно, по мере выполнения действий.
- Выполнение игровых действий (до 15 мин). Тут важен не показ воспитателя, а его активное участие, заинтересованность в игре, умение поддержать детей шуткой, советом, подсказкой.
- Подведение итогов (2–3 мин). Этому этапу необходимо уделить особое внимание, поскольку детям шестого года жизни в игре очень важен результат, признание их роли, вклада в общее дело. Поэтому все успехи, удачи должны быть отмечены и поощрены. Если были серьёзные ошибки, их тоже нужно разобрать, но начинать всегда стоит с положительных моментов: «Вы отлично справились, выполнили задание, но…». Так ребёнок воспримет критику с меньшим негативом.
В отдельных случаях воспитатель может продолжить обсуждение с ребёнком, у которого что-то не получилось в игре, в индивидуальной форме. Разобрав все ошибки и сделав акцент на удачных моментах, педагог мотивирует дошкольника на достижение успеха в будущем.
Таблица: пример конспекта дидактической игры «Похож — не похож» в старшей группе
Автор | Охотникова А. М. |
Задачи |
|
Материалы | Различные предметы, которые можно сравнить по какому-либо признаку, среди них должны быть и одинаковые. |
Вступительная часть | Воспитатель заранее незаметно размещает предметы в комнате. В.: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру «Похож — не похож». Нас окружает множество предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих. Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. |
Сообщение правил | В.: Нужно пройти по комнате, выбрать 2 похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти 2 предмета, в чём их сходство. |
Игровые действия | Ребёнок, который назвал предметы похожими, должен доказать правильность своего выбора. И так по очереди все дети объясняют свой выбор. Воспитатель задаёт детям вопросы:
В ходе игры педагог использует указания, напоминания, объяснения, убеждения. Обращает внимание на детей, которые затрудняются сделать описания, помогает им, учитывая их индивидуальные особенности. |
Подведение итогов | Педагог отмечает детей, которые были активны, обращает внимание на менее активных детей. Предлагает ребятам высказать своё мнение по проведённой игре. Воспитатель благодарит детей и предлагает поиграть в эту игру в следующий раз. |
Цит. по: http://a2b2.ru/methods/35954_plan-konspekt_provedeniya_didakticheskoy_igry_v_starshey_gruppe_pohozh__ne_pohozh/ |
Примеры дидактических игр в старшей группе
Предлагаем ознакомиться с видеороликами, отражающими суть дидактической игры дошкольников 5–6 лет в детском саду.
Видео: дидактическая игра «Придумай задачу по картинке»
Видео: дидактическая игра «Приготовь блюдо»
Видео: дидактическая игра «Раздели слово на слоги»
Игра учит, воспитывает, развивает. Причём не только ребёнка, но и самого педагога, что особенно заметно в старших группах ДОУ, когда на первый план выходит вопрос воспитания будущего школьника: уверенного в себе, умеющего выразить своё мнение, способного на крепкую дружбу и честные партнёрские взаимоотношения. Только научившись уважать маленького человека, педагог сможет развить у него важные компетенции. А поможет в этом обучающая игра, в которой все равны и помогают друг другу.