Физкультурный досуг в детском саду

Умеренная физическая нагрузка детям не только полезна, но и приятна. Поэтому для реализации двигательного потенциала дошколят в детском саду проводятся и физкультурные занятия, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), и досуговые мероприятия, призванные аккумулировать положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе. Рассмотрим особенности организации досуговых физкультурных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Содержимое

Зачем нужен спортивный досуг в детском саду

Досуговые мероприятия по физкультуре — это организованная активность детей, построенная на выполнении ребятами разных физических упражнений в форме игры.

Дети и родители перетягивают канат

Часто в досуговых мероприятиях участвуют родители малышей

Это интересно. В методических источниках понятия «физкультурный досуг» и «физкультурный праздник» являются синонимами. Однако есть ряд педагогов-теоретиков настаивающих на том, что это не совсем так, и праздник является формой проведения досуга. Компромисс между этими двумя точками зрения заключается в том, что, с одной стороны, праздник в широком понимании слова, то есть радость, может описывать любое досуговое мероприятия, а с другой, праздник (как и развлечение) может быть формой спортивного досуга, приуроченного, например, к какому-то календарному поводу, например, Дню защиты детей.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены цели проведения физкультдосуга в детском саду:

  • развитие интереса к спорту,
  • закрепление изученных двигательных навыков (к примеру, дошколята средних групп осваивают умение перестраиваться из колонны в шеренгу, отрабатывают обивание мячом от пола до пяти раз и т. д., поэтому для досугового мероприятия будут актуальны упражнение «Перестановка», когда две команды малышей делают на скорость 2–3 перестановки, и игра «Мяч в домике живёт», в которой дети, не выходя из обруча, отбивают мяч 3–4 раза),
  • развитие быстроты, ловкости движений, ориентированию в пространстве (так, в старшей группе в программу досугового мероприятия включается игра «Медведь и пчёлы», в которой «медведи» в отсутствии «пчёл» забираются на гимнастическую стенку за «мёдом»),
  • воспитание взаимопомощи (за счёт включение командных соревновательных игр, подготовки театрализованных представлений и пр.),
  • формирование личностных качеств (организованности, выдержки, целеустремлённости, дисциплинированности, чувства ответственности перед товарищами).

Для педагога физкультдосуги — это способ реализовать личностно-ориентированный подход, индивидуально подбирая задания для ребёнка, оценивая результаты его усилий, то есть, не углубляясь в критику, дать возможность малышу прочувствовать ситуацию успеха от участия в общем деле.

Если цели проведения досуговых мероприятий по физкультуре едины для всех возрастных групп, то задачи немного разнятся в связи с особенностями физического развития малышей.

Дети бегают на спортивной площадке

Задания в развлечениях должны быть посильны для малышей

Таблица: задачи проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах

Группа Задачи
Первая младшая
  • поощрять активность каждого ребёнка (в основном за счёт формы проведения мероприятия от лица сказочного персонажа),
  • отрабатывать элементарные движения (бег, ходьбу).
Вторая младшая
  • развивать ловкость и быстроту движений,
  • приобщать к коллективным формам организации игр, например, соревнованиям, «догонялкам»,
  • формировать представления о выполнении правил игры (например, не подглядывать в процессе счёта во время игры в «Прятки»).
Средняя
  • отрабатывать навык принимать исходную позу,
  • тренировать чувство равновесия в статике и в динамике,
  • развивать навык построения в колонну, шеренгу,
  • стимулировать выразительность и пластику движений (с помощью включения элементов театрализации, например, в подвижной игре «Зайцы и волк», в которой дети, выполняя задания, исполняют роли зайцев и волка, придавая образам характерные черты).
Старшая
  • расширять представления о народных спортивных играх («Городки», «Бильбоке»),
  • развивать координацию движений,
  • отрабатывать скорость и качество движений в играх и упражнениях,
  • приобщение к спортивным сезонным играм (катание на лыжах, санках) и играм с мячом (футбол, баскетбол).
Подготовительная
  • расширять представления детей о ЗОЖ,
  • стимулировать развитие навыка регулировать скорость ходьбы, бега и метания,
  • совершенствовать выразительность движений,
  • поощрять инициативу в разработке сценария и включения в него любимых игр (в своей работе практикую проведение досугового мероприятия «Любимые игры», содержание которого определяется заданиями, сформулированными детьми, и придуманной мной сюжетной основой).

Виды физкультурного досуга

По характеру содержания выделяют несколько видов досуговых мероприятий по физкультуре.

Игры

Основная цель таких мероприятий: развлечь детей и доставить им удовольствие. Формами проведения игр могут быть праздники с играми и аттракционами с атрибутами и музыкой, часто с участием родителей. К примеру, «Сезон подвижных игр» (в средней группе), «Физкультурный праздник ко Дню физкультурника» (в старшей группе) и пр.

Дети собирают мячики в корзину, которую держит ребёнок в костюме

Игровые задания призваны повысить настроение малышей

Соревнования

Для формирования чувства здоровой конкуренции, стимуляции интереса к спорту, а также для развития коммуникативных способностей проводятся соревнования. Чаще всего формой организации таких досугов является эстафета (к примеру, «Весёлые старты»). Соревнования вводятся в образовательный процесс, начиная со среднего дошкольного возраста.

Дети на скорость собирают мячики в полусферы

Соревнования особенно популярны в старших группах

Сюжетные мероприятия

Суть досугов этого вида заключается в том, что все задания подчинены сюжету, раскрывающему общую тему и идею, например:

  • ЗОЖ,
  • народные игры,
  • ПДД.

Дети могут сами выполнять роли персонажей мероприятия (например, «Как малыши-зайчата учили ПДД» в средней группе), а могут действовать с позиции наблюдателей, корректирующих ход развития сюжета (к примеру, «Научим Незнайку играть в русские народные игры» в старшей группе).

Досуг, посвящённый пожарной безопасности

Одним из сюжетных досугов в средней группе является развлечение на тему пожарной безопасности

Творческие досуговые мероприятия

Этот вид мероприятий призван стимулировать умение ребят принимать самостоятельные решения, искать выход из проблемных ситуаций. К примеру, в игре «Приключения в лесу» дети подготовительной группы разгадывают квест, решение задач которого включает задания разных видов — решение ребусов по теме «Виды спорта», выполнение физических упражнений, участие в играх.

Фотогалерея: примеры ребусов для физкультурного досуга в подготовительной группе

Правила подготовки и проведения физкультурных праздников

  1. Досуговые мероприятия по физической культуре проводятся со второго полугодия первой младшей группы.
  2. Для младших дошкольников физкультурный досуг организуется 1 раз в месяц, для остальных возрастных групп — 2 раза.
  3. Продолжительность мероприятия в младших и средней группах — 20–30 минут, в старшей — 30–35 минут, а в подготовительной к школе группе — 35–40 минут.
  4. Проведение досуга организуется после дневного сна. Летом мероприятие можно планировать с утра, после первого приёма пищи.
  5. Тематика досугового мероприятия должна согласовываться с программой образовательной области «Физическое развитие» для конкретного этапа учебно-воспитательного процесса в данный отрезок времени.
  6. Задания развлечений основываются на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
  7. Досуговое занятие не должно припадать на день, когда по расписанию есть физкультурное занятие.
  8. Во второй младшей и средней, а также в старшей и подготовительной группах возможно совместное проведение досуговых спортивных мероприятий (соревнований, эстафет).
  9. Учитывая более свободный формат досуговых мероприятий, педагогу не стоит часто делать замечания малышам. Лучше придумать свой способ предотвращать перевозбуждение ребят, например, поднятая рука или свисток — сигнал паузы в игре и тишины.
  10. Дети должны быть удобно одеты и обуты.
  11. Досуговые мероприятия физкультурного характера организуются в зависимости от погодных условий на площадке, в спортивном зале или в группе (если речь идёт о малышах первой младшей группы).Дети стоят на улице зимой

    Зима — это не повод отказываться от спортивных мероприятий

  12. Физические нагрузки в мероприятиях имеют свою дозировку: сначала постепенно увеличиваются, а в заключительной части снижаются (например, за счёт включения в сценарий игр малой подвижности — словесных игр, отгадывания загадок, пальчиковых игр).
  13. При проведении развлечений обязательными являются уместные музыкальное сопровождение и атрибуты.
  14. Для повышения двигательной активности детей педагог должен использовать разные комбинации методических приёмов, отвечающих содержанию мероприятия и задачам физического развития малышей.

Четыре «нет» при организации физкультурного досуга

В подготовке и проведении развлечений физкультурного характера важно избегать следующих ошибок:

  • не перестараться с репетициями (всё-таки досуг — это дело весёлое, сюрпризное, а многократные повторения этот эффект неожиданности стирают),
  • не зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге или перестроениях),
  • не допускать случаев отбора для участия в мероприятии только детей с лучшими результатами по физкультуре — спортивный досуг проводится для всех ребят вне зависимости от их успешности в физкультуре (исключения составляют лишь малыши с отклонениями в физическом развитии),
  • не превращать физкультурный досуг в показательный номер для родителей (даже если мероприятие проводится совместно, мамы и папы являются участниками, а не судьями).

Дети на ковриках с мячами

В досуге должны принимать участие все дети группы

Методические приёмы для проведения физкультурного досуга

Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Аудиовизуальные приёмы

Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.

Аудиоматериалами могут быть:

  • марши (особенно для заданий на построение и перестроение),
  • детские песенки для сопровождения игр,
  • спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.

Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.

Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:

  • общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой,
  • игры — весёлой,
  • соревнования — бодрой музыкой.

Это интересно. Выбор музыкального оформления обычно остаётся за музыкальным руководителем с учётом пожеланий инструктора по физкультуре и воспитателя.

Награждение детей

Для награждения музыка должна быть торжественной

Что касается атрибутов, то традиционно это:

  • мячи,
  • гимнастические палки,
  • скакалки,
  • обручи,
  • бадминтон, теннис,
  • реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.),
  • игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа,
  • элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы),
  • материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).

Это интересно. С правилами игры «Городки», а также с особенностями фигур можно ознакомиться здесь.

Дети проходят полосу препятствий в зале

Атрибуты должны быть тщательно продуманы для каждого задания

Другие средства наглядности

Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:

  • картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.),
  • демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений),
  • показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).

Это интересно. Поскольку в развлечениях используются только хорошо знакомые детям игры и упражнения, демонстрация в основном используется в младших группах, то есть в работе с ребятами, у которых в силу возраста больше развито предметное мышление, то есть для выполнения любых движений и манипуляций им необходимо увидеть образец.

Видео: приём показа — история футбола для подготовительной группы в стихах

Практические приёмы

К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:

  • рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления),
  • аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать),
  • поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).

Фотогалерея: примеры практических приёмов при проведении физкультурных досугов

Игровые приёмы

Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:

  • первой младшей группы,
  • второй младшей группы,
  • средней группы,
  • старшей группы,
  • подготовительной группы.

Словесные приёмы

Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:

  • объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»),
  • беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала,
  • сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений),
  • стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).

Таблица: рифмовки и загадки для физкультурных досугов в разных группах

Группа Тема Загадки Стихотворения
Младшая «Домашние животные»
  • Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица)
  • — Цок-цок! Цок-цок! Я лошадка — серый бок, Я копытцами стучу, Если хочешь, прокачу!
Средняя «В поисках клада»
  • Его найти желает каждый, Кто слышал про него однажды. Найти его очень был бы рад — Большой сундук, в котором… (клад).
  • Где-то на острове диком Дикий какой-то пират В кустиках земляники Спрятал свой сказочный клад.
Старшая «Поход в весенний лес»
  • Идёт красавица, Земли касается, Где снег был, лёд, Трава цветёт. (Весна).
  • Под самым карнизом, Над самым оконцем Забралось в сосульки Весеннее солнце. Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… И тают сосульки — весёлые льдинки.
Подготовительная «Весёлые туристы»
  • «Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идёшь со мной, Я повисну за спиной. (Рюкзак).
  • Совсем растаял снег в лесу, И папа снял пиджак. А я, смотрите, сам несу По-взрослому рюкзак. И спрятать радость не могу — Улыбка во весь рот. Ведь не иду — бегом бегу Я первый раз в поход.

Это интересно. Такой речевой приём, как чтение, применяется в редких случаях и только в старшей и подготовительной группах. Например, когда дети сами зачитывают названия станций «Весёлых стартов».

Дети проходят под арками

Рифмовки могут использоваться для поддержки членов своей команды

Методика проведения досугового мероприятия по физкультуре

Развлечение по физической культуре обычно приурочено к празднику (Всемирный день гимнастики, День спорта) или завершению учебного полугодия (зимние, летние спортивные праздники). Ознакомиться с картотекой досуговых физкультурных мероприятий, а также с готовыми сценариями можно здесь или в подборке инструктора по физической культуре из Иркутской области Былковой Т.Ю.

Этапы подготовки физкультурного развлечения

Организация развлечения включает пять этапов.

Подготовительный этап

Игры и упражнения, включённые в досуговое мероприятие, должны быть хорошо знакомы малышам. Для этого элементы движений и игровых действий отрабатываются на физкультурных занятиях, прогулках и во время утренней гимнастики.

Например, своим воспитанникам средней группы, у которых есть сложности в выполнении различных действий с мячом, в качестве индивидуальных заданий я предлагаю поупражняться в отбивании, ведении и передачи мяча. Малышам второй младшей группы, испытывающим сложности в удержании равновесия, я варьирую выполнение заданий этого направления на полу или бревне.

Инструктор по физкультуре показывает детям упражнение в обруче

Подготовительный этап позволяет отработать с детьми те виды упражнений, которые вызывают у них затруднения

Выбор судей

Бо́льшая часть досуговых мероприятий носит соревновательный характер, а значит, важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:

  • заведующий ДОУ,
  • старшая воспитательница,
  • воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания),
  • активные родители, участвующие в жизни детского сада.

Что касается критериев оценивания, то методистами рекомендуется оценивать детей не баллами, а по уровню выполнения заданий, то есть выявляя:

  • скорость выполнения задания,
  • ловкость,
  • скоординированности движений,
  • умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Кроме того, при оценке участников следует учитывать:

  • старательность ребят,
  • физические возможности каждого ребёнка,
  • честность в соблюдении правил,
  • уважительное отношение к соперникам.

Судьи обращаются с речью к детям, стоящим в зале

Судейство должно быть предельно справедливым

Проведение мероприятия и роль ведущего

В день организации праздника помещение или площадка должны быть красочно оформлены в соответствии с темой. Мероприятие должно начинаться в установленное время и без нарушений режима дня малышей, что имеет существенное значение для детей младших групп.

Немаловажную роль играет ведущий мероприятия, в роли которого может быть воспитатель, так как инструктор по физвоспитанию выполняет функции координатора мероприятия. Итак, ведущий должен:

  • детально знать сценарий развлечения,
  • уметь чётко и лаконично объяснять задания участникам,
  • находить способы активизировать малоактивных детей и успокаивать гиперактивных (например, объединяя детей с противоположными темпераментами в мини-группы для участия в игре или для выполнения упражнения),
  • координировать работу судей, не допуская затягивания обдумывания оценок.

Подведение итогов и награждение

Главный принцип организации итогового этапа: в мероприятии не должно быть проигравших. Можно сделать дифференцированные награды:

  • сладкие призы,
  • дипломы,
  • медали, сделанные руками самих детей,
  • цветы (обычно так награждаются взрослые, которые принимали непосредственное участие в празднике).

Дети с шоколадными медальками

Важно, чтобы награду получил каждый ребёнок

Создание сценария

Если физкультурный праздник организуется в рамках группы (например, совместный с родителями досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»), то ответственным за разработку является воспитатель при непосредственном участии инструктора по физическому воспитанию. Если мероприятие подразумевает участие нескольких групп, то в творческую группу подключается старший воспитатель.

План проведения развлечения опирается на требования к физическому развитию малышей конкретной группы, обозначенные программой ДОУ, а также тематику отрезка учебно-воспитательного процесса. Кроме того, на сюжет развлечения большое влияние оказывает идея, девиз праздника. Так, мероприятия в старшей группе «День здоровья», «В здоровье сила» предполагают пропаганду ЗОЖ, поэтому в сценарий включаются игры, эстафеты, театрализации, демонстрирующие физические достижения малышей. Текстовое сопровождение таких праздников должно раскрывать значение утренней гимнастики, игр на свежем воздухе. Например, в рифмовках Г. Остера «Вредные советы» малыши могут раскрывать последствия пренебрежения гигиеной.

Безусловно, большое влияние на подготовку сценария оказывает время года, в которое проводится досуг. Так, зимой опора идёт на катание на санках, ходьбу на лыжах. А летом набор заданий может быть гораздо более разнообразным, предполагающим много свободного пространства:

  • игры-эстафеты с прыжками и бегом,
  • упражнения на метание,
  • задания на равновесие,
  • упражнения на самокатах и велосипедах,
  • включение элементов спортивных игр (баскетбола, бадминтона, футбола).

Как разработать сценарий праздника физкультуры

Структура спортивного праздника в ДОУ складывается из нескольких видов активности, которые комбинируются в разные сочетания, определяемые возрастом воспитанников.

Дети проходят по платформам на ковре

В сценарий должны быть включены упражнения на развитие разных навыков и умений

Таблица: варианты структуры сценариев физкультурного досуга

Возрастная группа Структура Примеры
Младшие группы
  1. Выход на спортивную площадку.
  2. Общеразвивающие задания.
  3. Задания игрового характера (к примеру, пробежать между расставленных кеглей змейкой).
  4. Сюрприз (обычно появление персонажа из хорошо знакомой сказки или отгадывание загадок).
  5. Упражнения для тренировки основных движений.
  6. Игра на релаксацию малой подвижности.
  7. Оценка работы детей.
«Весёлый старт»
  1. Воспитатель: — Ребята, мы пришли сегодня на праздник «Весёлый старт» для сильных, ловких и смелых, чтобы убедиться, что наши ребята любят спорт, умеют дружить и умеют болеть за своих друзей. Скажите, кто знает, что мы делаем по утрам, чтобы быть сильными и смелыми? Дети: — Зярядку!
  2. Упражнение «На полянке». Xодьба обычная по периметру площадки, ходьба на носочках — руки на поясе, ходьба на носочках с высоким подниманием колена, лёгкий бег, ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания: руки вверх — вдох, вниз — выдох…&gt,
  3. &lt,… Игра «Кто больше». На площадке разбросаны предметы (шарики, кубики, кегли) красного и зелёного цвета. Команды выбирают свой цвет. Дети по сигналу, по очереди, должны добежать до одного предмета своего цвета и вернуться с ним к своей команде, пока играет музыка.
  4. Воспитатель: — А сейчас мы немного отдохнём и продолжим отгадывать загадки на зимнюю тематику. Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку По дорожке катят … (Санки)…&gt,
  5. &lt,… Игра «Зайки». Дети выполняют прыжки на двух ногах между «пеньками», энергично отталкиваясь ногами от пола и взмахивая руками. После выполнения прыжков дети строятся в колонну по одному…&gt,
  6. &lt,… Воспитатель: — Приближается к концу наш спортивный праздник. Мы много играли в разные игры. А теперь, ребята скажите, какие виды спорта вы знаете? Игра «Назови виды спорта».
  7. Воспитатель: — Вот и закончился наш праздник. С вами было очень интересно и весело. А как вы думаете, какая же команда победила? А победила дружба, ведь наши ребята умеют дружить и умеют болеть за своих друзей. А вам понравился праздник? Спасибо всем. До новых встреч!
  1. Сюрприз.
  2. Общеразвивающие упражнения (например, с мячами).
  3. Задачи игрового характера (пролезть в обруч).
  4. Игра подвижного характера.
  5. Игры с элементами релаксации.
  6. Награждение.
Спортивное развлечение «День защиты детей»
  1. Ведущий здоровается, загадывает загадки (Ветерок ласкает, веет, аромат цветов бодрит, Травка в поле зеленеет, в небе радуга горит. Кто знает, когда это бывает? (Летом)…&gt,
  2. Игровое задание (игра — кричалка «Как нам повезло»: Лето долгожданное, Весёлое и жаркое! Дети: Как нам повезло!)…&gt,
  3. &lt,…Общеразвивающее упражнение «Ёжики — зайчики». (Дети повторяют слова и движения за ведущими): Прибежали — 2 раза (дети делают движения как при беге) Ёжики — 2 раза (руками делают движения «фонарики») Наковали — 2 раза (кулачками стучат друг об друга) Ножницы — 2 раза (скрещивают руки) Бег на месте — 2 раза (бег на месте) Зайчики — 2 раза (руками показывают ушки зайчиков) Ну-ка дружно, ну-ка вместе Девочки, мальчики (громко кричат: мальчики слово «мальчики», девочки слово «девочки» кто громче).
  4. Игра «Пчёлки»: Кто быстрее соберёт нектар с цветов. На полу разложены обручи, в середине которых находятся жёлтые шары пластмассовые (нектар). Необходимо пчёлкам перенести по одному шару в свой домик — улей (обруч). У каждой команды свой «улей»…&gt,
  5. &lt,…Сказочная мини-викторина: Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван-Царевич), Какой герой любил кататься на печи? (Емеля), Знаменитый кот из деревни Простоквашино? (Кот Матроскин)…&gt,
  6. Ведущий благодарит детей за участие. Награждение.
Средняя группа Основное отличие в сравнении с младшими дошколятами — введение соревновательных элементов.
  1. Сюрприз (к примеру, письмо от сказочного героя с просьбой о помощи).
  2. Игры.
  3. Соревнования (к примеру, задания на метание в цель, гонки на лыжах и пр.).
  4. Оценка участников, награждение.
«Юные пожарные»
  1. — Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на праздник «Юные пожарные». Встреча у нас необычная — мы сегодня поговорим о работе пожарного. Какая у них непростая работа — сложная, опасная и тяжёлая! Мы пригласили к нам Пожарного, чтобы он рассказал про свою работу! (под музыку выходит пожарный) Пожарный: — Здравствуйте, ребята! Прибыл я к вам из пожарной части, рассказать о своей работе. Работа наша непростая — для того чтобы бороться с огнём нужно быть сильным, смелым, ловким, быстрым. Ребята хотели бы побывать в роли Пожарных? (Ответы детей) Вас ждут интересные игры и задания…&gt,
  2. &lt,… Игра Пожарные сборы». Для игры понадобится карточки с изображением предметов необходимые для работы пожарного и карточки с изображением другим предметов, не подходящих для работы пожарного. Дети двух команд выстраиваются в одну линию, на противоположной стороне разложены карточки. По сигналу игроки бегут на другую сторону берут одну нужную карточку и возвращаются на своё место…&gt,
  3. &lt,… Соревнование «Потуши огонь» (участники строятся в 2 колонны друг напротив друга. По сигналу первый участник передаёт ведро следующему, и так пока не потушат огонь) Пожарный: — Все мы силы приложили, И пожар мы потушили Было трудно, тяжело, Но умение и ловкость Нас от бедствия спасло…&gt,
  4. Пожарный: — Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные строго соблюдайте! (Пожарный раздаёт детям медали)
  1. Выход на спортивную площадку или в зал.
  2. Общеразвивающие упражнения.
  3. Подвижные игровые задания.
  4. Командные соревнования.
  5. Соревнования индивидуального характера.
  6. Оценка и вручение наград.
«В поисках клада»
  1. Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся на поиски клада. Он находится в лесу, в котором живёт Баба-Яга. Дорога до леса очень трудная. Но я уверена, что вы справитесь успешно, и мы с вами найдём клад. Для начала давайте сделаем разминку.
  2. Танец «Вперёд четыре шага».
  3. Подвижная игра «Преодоление препятствий» (к примеру, пройти по запутанным следам — выложены две дорожки со следами: на одной дорожке следы ведут вперёд, на другой — назад, надо выбрать следы, которые ведут вперёд, или прыжки на двух ногах из обруча в обруч).
  4. Перетягивание каната.
  5. Игра «Бабка Ёжка, костяная ножка»: Баба-Яга пытается поймать ребят. Не поймав, убегает и роняет карту расположения клада…&gt,
  6. &lt,… Ведущий: Ну вот, ребята, мы с вами нашли клад, а теперь давайте выбираться из этого леса. «Дома» ведущий благодарит малышей за участие.
Старший дошкольный возраст
  1. Приветствие участников.
  2. Общеразвивающие задания (разминка).
  3. Соревнования групповые. Если есть время, то и соревнования отдельных участников — капитанов.
  4. Подготовленный заранее танец, инсценировка или игра малой подвижности.
  5. Подведение итогов, награждение.
«Праздник футбола»
  1. -Здравствуйте! Приветствую всех участников праздника футбола! Команды готовятся к игре, а я обращаюсь к болельщикам. Что это у меня в корзинке? Арбузы? Дыни? Капуста? Яблоки? Нет, конечно! Это мячи. Для чего они нужны? Правильно, для разных игр. А каким из этих мячиков можно играть в футбол? Кто отгадает, кто покажет? Чем же футбольный мячик отличается от своих собратьев? Формой? …&gt,
  2. &lt,… Разминка (эстафетные игры с мячом) Команды игроков и болельщиков выходят на поле, выстраиваются в две колонны. Упражнение «Гусеничка». Дети встают, широко расставив ноги, на достаточном расстоянии друг от друга. Мяч передаётся от первого к последнему игроку между ногами, а от последнего к первому — над головой…&gt,
  3. &lt,… Игра в футбол…&gt,
  4. &lt,… Игра «Табло». На импровизированном табло меняются таблички с названиями команд и числом забитых мячей. Дети отвечают на вопросы: «Какая команда выиграла? С каким счётом?» Например: «Бельчата» – «Зайчата» — (5:7)…&gt,
  5. &lt,… Ведущий: — Подходит к концу наш футбольный праздник. Мы провели очень насыщенный день. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что вам понравилось больше всего? Награждение участников.
  1. Сюрприз или историческая справка.
  2. Подготовленные заранее выступления ребят (командные или индивидуальные).
  3. Эстафета.
  4. Итоги, награждение.
«Олимпиада»
  1. Воспитатель: — Ребята, вы любите спорт? (Ответы детей) Воспитатель: — Ребята, а что вы знаете про олимпиаду и Олимпийские игры? Дети: — Бывают зимние и летние. Зимние проходили в г.Сочи. Воспитатель: — Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, греческий город Олимпия…&gt,
  2. &lt,… Эстафета «Священный огонь». По сигналу дети с факелами в руке бегут, обегают 5 обручей и, возвращаясь, передают «факел» следующему участнику. Выигрывает команда первая закончившая эстафету. Воспитатель: — Молодцы! Вы сумели доставить священный огонь к месту проведения, не уронили, не потушили, словом, сохранили честь спортсмена…&gt,
  3. &lt,… Воспитатель: — Сегодня мы совершим путешествие в разные части света и закрепим цвета колец Олимпийского флага, талисманы Олимпиады нам помогут. Дети делятся на команды по расчёту на 1–2. Воспитатель: — Начнём с красного кольца — Америки. (показ на глобусе). Здесь жили индейцы — коренное население Америки, и игра в мяч была их самым любимым занятием. Какой современный вид спорта напоминает вам эта игра? (Дети: Баскетбол). Эстафета «Ведение мяча по прямой одной рукой» Воспитатель: — Жёлтое кольцо дружбы обозначает Азию. Азиаты — это японцы, китайцы, индийцы, корейцы и другие восточные народы. В этих странах увлекаются различными видами единоборств (борьба, сумо, ушу, дзюдо, карате, самбо, кунг фу, тхэквондо, айкидо и др.), а также йогой. Мальчики попробуют свои силы в любимой игре народов Азии — перетягивании в парах. Парное упражнение в парах (мальчики располагаются лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу должны перетянуть партнёра на свою сторону)…&gt,
  4. &lt,… Воспитатель: — История Олимпийских игр — это история побед, рекордов, событий, знаменитых спортсменов. Победа на них считается самой почётной. Помните, ребята, чтобы стать олимпийским чемпионом, надо готовить себя с детства, много тренироваться и любить физкультуру и спорт. «Заниматься не ленись, физкультура — это жизнь!», «В спорте принято мечтать о любой награде, Но важнее побеждать на … (Олимпиаде)». А кольца дружбы пока прощаются с вами. До новых встреч!

Временной план

Как и НОД развлечения имеют трёхчастную структуру:

  • введение — приветствие, сюрпризный момент,
  • основной этап — общеразвивающие упражнения, игры, соревнования,
  • заключение — оценка, награждение.

Введение занимает до 3–4 минут, заключение — до 5 минут. Оставшееся время остаётся за основным этапом развлечения.

Дети бегут эстафету в зале

Большая часть времени, отведённого на мероприятие, остаётся за физическими упражнениями и играми

Таблица: Ракитянская А.С. спортивный досуг в подготовительной группе «В гостях у сказки» (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Дети под музыку («Лукоморья нет на карте…» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») собираются в спортзале.
Инструктор в образе Сказочника или Оле Лукойе.
Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости в сказку…&gt,

Основной &lt,… Разминка: «Змейка» — ходьба и бег с различными положениями рук и ног, в конце разминки дети перестраиваются в две колонны.
Инструктор: — У нас с вами получились две команды. Одна — команда Изумрудного города, другая — команда Тридесятого царства. Ребята, наши эстафеты сегодня будут связаны с любимыми сказками…&gt,
&lt,… Эстафета с мячом, обручем и гимнастической палкой.
Первый игрок ведёт палкой мяч до обруча и оставляет его там, возвращается назад бегом, второй бегом до обруча, назад ведёт мяч палкой к третьему игроку и т. д.
Молодцы! Победитель получает очко и «ключик»…&gt,

Эстафеты («по кочкам», с фитболами, в сапогах и шляпе, с ведром и метлой, с кеглями, в туннеле).
Заключительный Вам понравилось наше путешествие в сказку. А мне очень приятно, что вы так хорошо знаете сказки.
Подводим итоги наших состязаний.
Подведение итогов и вручение сладких призов всем участникам.

Видео: спортивный праздник ко Дню защитника Отечества в младшей группе

Видео: физкультурный досуг «В гости к нам пришёл Петрушка» в средней группе

Видео: физкультурное развлечение «Осенние старты» в старшей группе

Видео: физкультурный досуг «Олимпийские надежды» в подготовительной группе

Анализ физкультурного досуга

Как и любой другой вид образовательной деятельности, развлечения физкультурного характера тщательно анализируются. Диагностику проводит сам педагог, а также старший воспитатель, в некоторых случаях и заведующий детским садом (например, если педагог готовится к участию в конкурсе педагогического мастерства). Причём мониторинг проводится каждый раз после проведения мероприятия, что помогает выявить динамику физического и психологического роста малышей (освоение двигательных навыков, снятие зажима), а также уровень методической работы педагога в отношении выстраивания структуры развлечения и её соответствия теме, целям и задачам отрезка образовательного процесса. Ознакомиться с алгоритмом анализа можно здесь.

Физкультурные праздники, будучи элементом образовательной деятельности в детском саду, требуют соблюдения целого ряда правил подготовки. Кроме того, успех проведения развлечения на 90% зависит от качества сценария. И если эти условия успешно реализуются, то осуществляется и основная цель организации досуговых физкультурных мероприятий, а именно физическое развитие малышей в атмосфере положительных эмоций и дружеской обстановки сотрудничества детей, их родителей и педагогов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

20 − 9 =

Adblock detector