Одна из задач современного дошкольного образования — обеспечить ребёнку высокий культурный уровень, неотъемлемой частью которого является культура поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому ребят с ранних лет учат дорожной грамотности. Эта работа в ДОУ должна вестись не эпизодически, а постоянно: ведь жизнь и здоровье ребёнка — наивысшая ценность. В подготовительной к школе группе знания дошкольников систематизируются, и нужно стремиться к тому, чтобы выполнение правил дорожного движения стало для ребят осознанной необходимостью, вошло в привычку. Для этого воспитатель продумывает систему занятий по ПДД, охватывающих различные образовательные области.
Теоретические аспекты проведения занятий по ПДД в подготовительной к школе группе
Основной целью занятий по ПДД в детском саду является формирование навыков безопасного поведения на улицах города или посёлка. В подготовительной группе занятия направлены на повторение и закрепление правил дорожного движения, сигналов светофора, формирование умения узнавать и называть дорожные знаки.
Занятия в ДОУ по обучению будущих школьников ПДД охватывают ряд задач:
- В подготовительной к школе группе систематизируются знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения. Дети расширяют свой кругозор, знакомясь с такими понятиями, как «проспект», «площадь», «бульвар».
- Совершенствуется умение ориентировки на местности, расположенной в районе дошкольного учреждения. Дошкольники должны показывать дорогу к дому на схеме.
- Продолжается знакомство с дорожными знаками, уточняется их разделение на группы (предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные).
- Дошкольники расширяют свои представления о службе сотрудников ГИБДД.
- Совершенствуется культура поведения в транспорте, на улицах родного города, посёлка, будущие школьники знакомятся с понятием «фликер» и «светоотражающий элемент».
В целом работа по ПДД ведётся в следующих направлениях:
- ребёнок — пешеход,
- ребёнок — пассажир,
- ребёнок — водитель детского транспортного средства (велосипеда, самоката, роликовых коньков и пр.).
Подробнее о том, как организовать занятия по ПДД в старшей группе, читайте в нашей статье — Как подготовить занятие, развлечение и организовать кружок по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.
Обучая воспитанников подготовительной группы дорожной грамотности, воспитатель использует все доступные приёмы работы:
- на занятиях и в свободное время ребятам предлагаются игры по ПДД, более сложные, чем в предыдущих группах,
- эта тематика затрагивается во время бесед, вниманию детей предлагаются занимательные видеоролики и мультфильмы,
- в возрасте 6–7 лет для детей можно организовывать занятия-экскурсии (по близлежащим улицам, к светофору и пр.), а также приглашать на занятие к ребятам инспектора ГИБДД,
- хорошие результаты при обучении ПДД даёт интеграция образовательных областей (соединение в одном занятии познания окружающего мира и ФЭМП, изобразительного творчества, физкультуры и пр.).
Виды занятий по обучению дорожной грамоте в подготовительной группе
Занятия по изучению ПДД традиционно относят к познавательной деятельности (ознакомление с окружающим миром, блок «социализация»). Однако эту тематику можно затрагивать и на коммуникативных занятиях в подготовительной к школе группе, где ребята развивают речевые способности. Здесь работа ведётся в следующих направлениях:
- ребята рассматривают и обсуждают картины, плакаты с различными видами транспорта, демонстрирующими правила поведения на дороге, составляют описательные рассказы по картинкам,
- дети знакомятся с произведениями на тему ПДД (например, рассказ Н. Носова «Автомобиль», сказка Г. Юрмина «Любопытный мышонок», стихотворения С. Михалкова «Бездельник Светофор», О. Бедарева «Если бы», А. Усачёва «Домик у перехода» и др.),
- заучивают наизусть небольшие стихотворения на тему ПДД,
- дошкольникам предлагается составлять рассказы исходя из личного жизненного опыта,
- ребята разыгрывают ситуации дорожно-транспортной обстановки, решают проблемные задачи.
С развитием речи тесно связана театрализованная деятельность. На таких занятиях в подготовительной группе можно разыгрывать мини-спектакли (драматические и кукольные), например, сказку «Колобок» на новый лад, «Красная шапочка идёт в гости к бабушке» (где в содержание включаются ПДД, различные ситуации на дороге), «Теремок» и пр. Также воспитатель организовывает с ребятами сюжетно-ролевые игры («Регулировщик», «Посадка в поезд» и пр.).
ПДД — интересная тема и для продуктивной деятельности. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации ребята могут работать индивидуально и коллективно, используя различные материалы. Это может быть аппликация или лепка дорожных знаков, транспортных средств, рисование ситуаций на дороге, одежды со светоотражающими элементами и пр.
Что касается музыкальных или физкультурных занятий по ПДД, то чаще всего они используются при проведении досугов или развлечений. В процессе конструктивной деятельности воспитанникам подготовительной группы можно предложить построить из строительного материала перекрёсток, а затем дополнить постройку игрушечным транспортом.
Всегда интересно проходят интегрированные занятия. Так, изучая математику, можно одновременно повторять ПДД, в частности, на примере улицы закрепить пространственные направления (справа или слева обойти стоящий транспорт, по какой стороне тротуара идти, показать дорогу на схеме и пр.). В содержание занятия по познанию окружающего мира можно включить рисование или аппликацию (завершающий этап) или подвижную игру на тему ПДД.
Чем больше органов чувств ребёнка задействуется в познавательном процессе, тем эффективнее идёт усвоение информации. Поскольку у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, то при изучении ПДД рекомендуется завести особый альбом, в котором ребята будут делать практические задания и выполнять зарисовки. Такую рабочую тетрадь можно творчески украсить, например, аппликацией светофора.
Занятие по ПДД с будущими школьниками можно проводить в форме наблюдения. Во время прогулки воспитатель обращает внимание ребят на транспорт и пешеходов, обсуждает какую-то конкретную ситуацию. Можно совершить пешую прогулку к светофору, автобусной остановке, перекрёстку, пешеходному переходу, а затем обсудить увиденное.
Индивидуальный подход на занятиях по ПДД
Все дети имеют индивидуальные особенности развития и поведения. Так, ребята с устойчивой психикой охотно участвуют в шумных играх, хорошо воспринимают громкие звуки, быстро реагируют на раздражители. Дети же со слабой нервной системой в таких ситуациях могут испугаться, впасть в замешательство. И педагог обязательно должен учитывать эти моменты в процессе занятия, например, назначая ведущего спортивной игры.
В каждом коллективе есть застенчивые дети, которые боятся новых людей, привлечения внимания к своей персоне. А есть те, кто, наоборот, любит быть в центре внимания. Поэтому если на занятие приходит инспектор ГИБДД, то воспитатель может подсказать ему, к кому обратиться с вопросом. Робких ребят на занятии нужно чаще хвалить и подбадривать, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Успешная работа по изучению безопасного поведения на проезжей части во многом зависит от семьи каждого конкретного дошкольника. Ведь система работы даже самого опытного педагога будет сведена к нулю, если родители сами постоянно нарушают ПДД (например, ведя ребёнка в детский сад, перебегают дорогу не по зебре либо неадекватно ведут себя за рулём). Все эти моменты обычно выявляются в ходе бесед с детьми, и задача воспитателя — воздействовать на маму и папу, попытаться донести до них важность обучения ребёнка дорожной грамоте на собственном примере.
Что предполагает анализ занятия по ПДД
При обучении воспитанников подготовительной группы правилам дорожного движения важной составляющей образовательной деятельности является анализ занятия. Ребята получают ценные знания, которые имеют практическое значение — обязательно пригодятся в жизни, в определённой ситуации помогут сохранить жизнь и здоровье. Поэтому в конце занятия педагог обязательно подводит итог занятия: ребята рассказывают, чему они научились, что запомнили легко, а какие моменты вызывают трудности. Хороший приём — попросить дошкольников рассказать, что на занятии им особенно понравилось (это активизирует память и развивает речь детей).
Как заинтересовать детей образовательной деятельностью
Такая интересная тема, как правила дорожного движения, ещё больше заинтересует дошкольников, если воспитатель продумает интригующее начало занятия. Например, в гости к ребятам приходит светофор, который хочет проверить их знания о безопасности на дороге.
Ещё один вариант — кукла Катя очень хочет лучше узнать город, но она совсем не знакома с правилами поведения на улице и проезжей части. Можно рассказать ребятам историю про одного мальчика, который чуть не попал в автомобильную аварию, потому что совсем не знал важные правила дорожного движения. Педагог интересуется у ребят, чему учит этот случай, и предлагает проверить их знания.
Если в гости к ребятам приглашён инспектор ГИБДД, то это будет для ребят замечательным мотивом к познавательной деятельности. Дошкольники всегда с энтузиазмом воспринимают предложение отправиться в путешествие: в волшебное королевство дорожных знаков, в страну Светофорию, город Знакоград, где им предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать много нового. Ещё один вариант — в группу приходит письмо от жителей Государства дорожного движения, которые попали в беду. Они угодили в плен к Помехе-Неумехе, и теперь в их стране постоянно случаются аварии. Ребята должны помочь — навести в государстве порядок.
Заинтересовать дошкольников познавательной деятельностью поможет занимательная игра по ПДД. Именно с неё можно начать занятие.
- Словесная игра «Четвёртый лишний». Воспитатель называет четыре понятия, среди которых есть одно лишнее. Например, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай (грузовик — это не общественный транспорт), самосвал, пожарная машина, дом, грузовик (дом не является участником дорожного движения) и т. д.
- Словесная игра «Ассоциации». Нужно отобрать слова, относящиеся к светофору (например, три глазика, лучший помощник пешехода, находится в доме, две ноги, четыре цвета, проводник через улицу и т. д.), пассажиру (остановка, маршрут, кровать, билет, обед, кондуктор и т. д.). В каждом случае нужно громко хлопнуть в ладоши.
- Словесная игра «Составь рассказ». Детям предлагается набор слов, из которых нужно составить короткую историю. Например, утро, зарядка, дорога в детский сад, магазин, булочка, перекрёсток, светофор, детский сад.
- Игра-викторина «Виды транспорта». Вопросы касаются известных сказок, например, любимое средство передвижения кота Леопольда (велосипед), на чём летал Старик Хоттабыч (ковёр-самолёт), Баба-Яга (ступа), на чём ездил Емеля (печь), во что превратила крёстная-фея тыкву сказочной Золушки (карета).
- «Собери машинку». Две команды дошкольников на скорость складывают из крупных пазлов изображение автомобиля.
- Игра на скорость реакции «Светофор». На каждый цвет светофора нужно быстро выполнить определённое движение: поднять ногу, попрыгать на месте, поднять руки и т. д.
- Игра на скорость «Быстрый водитель». Соревнуются двое детей: нужно как можно быстрее намотать верёвочку на карандаш, к которому привязана игрушечная машинка.
Для активизации детского внимания в занятие обязательно следует включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему ПДД.
Таблица: картотека физкультминуток на тему ПДД
Автор | Прокофьева В.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88» | |
Название | Текст | Действия детей |
«Автомобиль» | В «Автомобиль» друзья играли, Вот из чего его собрали: Двигатель, капот и фары, И колёса по две пары. Есть багажник для вещей, Бардачок — для мелочей. Есть в нём руль — для поворота И салон, где едет кто-то. Есть и звуковой сигнал, Пешеход, чтоб услыхал. |
|
«Постовой» | Постовой стоит упрямый, Людям машет: не ходи! Здесь машины едут прямо. Пешеход, ты погоди! Посмотрите: улыбнулся, Приглашает нас идти. Вы, машины, не спешите, Пешеходов пропустите! |
|
«Светофор» | Красный свет вам скажет: «Нет!», Сдержанно и строго. Жёлтый свет даёт совет: Подождать немного. А зелёный свет горит – Проходите, говорит. |
|
«Мы в автобус дружно сели» | Мы в автобус дружно сели И в окошко посмотрели. Влево, вправо, Влево, вправо. Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал. | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Упражнение для эмоциональной разрядки |
|
|
Цит. по: https://infourok.ru/kompleks-dinamicheskih-pauz-po-pdd-1038458.html |
Варианты тем для занятий
Исходя из задач обучения ПДД, педагог формулирует темы занятий. Можно выделить следующие блоки:
- «Улицы моего города», «Дети и дорога», «Зебра», «Путешествие в страну Светофорию».
- «Безопасная дорога к дому», «Мы — пешеходы».
- «Дорожные знаки» («Знаки-помощники», «Дорожная азбука»).
- «Все профессии важны: инспектор ГИБДД».
- «Такие нужные фликеры», «Стань заметным на дороге», «Как вести себя в общественном транспорте», «Я — пассажир».
Таблица: фрагменты конспектов занятий по ПДД в подготовительной группе
Автор и название занятия | Ход занятия |
Королькова Н.Д. «Путешествие в страну Светофорию» | Воспитатель предлагает дошкольникам совершить увлекательное путешествие в страну Светофорию, чтобы показать там свои знания, а по дороге узнать много полезных вещей. А чтобы узнать, кто правит этим государством, нужно отгадать загадку:
Жители Светофории — транспортные средства. Предлагаются загадки про них (по ходу отгадывания выставляются картинки):
Педагог предлагает поехать в Светофорию на автобусе, повторяет с детьми нормы поведения в транспорте. Проводится физкультминутка.
Ребята приехали в вымышленную страну Светофорию. Воспитатель повторяет с ними правила дорожного движения, беседует по вопросам: где должны идти пешеходы, с какой стороны тротуара, где едут машины, можно ли играть на проезжей части, в каком месте следует переходить дорогу, на какое животное похож пешеходный переход и почему.
Путешествие подошло к концу. Дети едут обратно домой. |
Буханенкова О.О. «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге» | Занятие начинается с загадки про фликер:
Беседа о том, зачем носить светоотражающие элементы. Педагог демонстрирует фликеры, которые светятся в темноте и помогают увидеть пешехода в тёмное время суток.
|
Цит. по: http://kladraz.ru/blogs/blog19678/-zasvetis-v-temnote-i-stan-zametnym-na-doroge.html | |
Вавакина И. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» | В начале занятия ребята вспоминают известные им правила дорожного движения, признаются, соблюдают ли они их вместе с родителями. Воспитатель предлагает дошкольникам прослушать интересный рассказ Н. Носова «Автомобиль» о двух друзьях, которые поступили необдуманно, и этот поступок едва не привёл их к несчастью. Проводится физкультминутка:
Чтение рассказа.
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-detei-s-hudozhestvenoi-literaturoi.html |
Видео: развивающий мультфильм «Светофор и правила дорожного движения»
Видео: развивающий мультфильм «Азбука безопасности на дороге»
Открытое занятие по ПДД в подготовительной группе: специфика проведения
Изучение с дошкольниками ПДД часто становится темой открытых просмотров в подготовительной группе. Это особенно актуально в наше время, когда дети нередко являются участниками ДТП. Чтобы занятие прошло успешно и заинтересовало коллег, педагог должен продемонстрировать на нём инновационные методические приёмы. Например, это активное использование ИКТ. Ведь информация, представленная на экране компьютера, обычно вызывает у ребят большой интерес, соответствует особенностям наглядно-образного мышления дошкольников, задействует одновременно разные виды памяти.
В такое занятие будет уместно включить короткие видеоролики или мультфильмы, потому что они хорошо привлекают детское внимание и откладываются в памяти. Образовательная деятельность при открытом просмотре облекается в игровую форму. Это происходит с самого начала, когда привлекаются узнаваемые сказочные герои или животные (переодетые взрослые или сами дошкольники). Задача воспитателя — использовать как можно больше наглядности, игровых атрибутов.
Интерес у гостей обычно вызывают интегрированные занятия, поэтому педагогу стоит задействовать в открытом просмотре разные виды деятельности. На занятии коллеги также оценивают реализацию индивидуального подхода, манеру поведения воспитателя, его тон голоса, мимику, жесты.
Таблица: пример открытого занятия по ПДД с использованием ИКТ
Автор | Грушевская Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Берёзка», г. Красноармейск, Московская область |
Тема | «Юный пешеход» |
Ход занятия | Занятие проводится в музыкальном зале. Приветствие гостям. Детям демонстрируется слайд с изображением светофора. Чтение стихов:
Дошкольникам предлагаются загадки про дорожные знаки (по мере отгадывания на экране появляется слайд, каждое изображение обсуждается с детьми).
Подвижная игра «Переход»: две команды по очереди преодолевают подземный переход. Беседа о переходах, о том, какие они ещё бывают.
Игра «Автобус». Участвуют две команды по три пары детей в каждой, выбирается два водителя, их задача — перевести свои пары до следующей остановки.
Появляется инспектор ГИБДД: он хочет проверить, насколько хорошо дошкольники знают правила дорожного движения. Он рассказывает детям про разные ситуации и спрашивает, как поступить в каждом случае.
Шапокляк обещает, что больше не будет наносить вред и нарушать ПДД. Инспектор прощается с дошкольниками и дарит им на память фликеры и игру по ПДД. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-yunyi-peshehod-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija-s-ispolzovaniem-ikt-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html |
Видео: открытое занятие «Викторина по правилам дорожного движения»
Развлечение и досуг по ПДД
Правила дорожного движения — замечательная тема для проведения досуга в подготовительной группе. Дошкольники обычно очень любят подобные мероприятия. Провести развлечение по ПДД можно в форме викторины, музыкального или физкультурного праздника.
Отличительной особенностью досуга является присутствие игровых персонажей: в данном случае это Светофор, сотрудник ГИБДД или сказочный герой, которому нужна помощь (в них наряжается кто-то из педагогов или сами дети). Мероприятие должно проходить в атмосфере непринуждённости, веселья. Чтобы ребята не утомлялись, разные виды деятельности должны всё время чередоваться: ответы на вопросы, чтение стихов, мини-инсценировки, подвижные игры. В конце праздника желательно наградить ребят за старания маленькими призами, например, фликерами или раскрасками на тему ПДД.
Развлечения по ПДД способствуют закреплению у дошкольников важных знаний, благодаря игровой форме занятия интерес ребят не ослабевает. Такие мероприятия — способ проявить себя, что особенно важно для стеснительных малышей.
Таблица: пример сценария досуга по ПДД в подготовительной группе
Автор | Ларькина Ю.А., воспитатель МБДОУ Д/с «Светлячок», г. Рославль, Смоленская область |
Название | «Добрая дорога детства» |
Ход мероприятия | В зал заходят две команды дошкольников и приветствуют гостей. Представление членов жюри. Ведущий представляет команды – «Пешеходы» и «Светофорчик». Капитаны команд в стихах объявляют свои команды. Разминка: предлагаются 4 ситуации про сказочных персонажей, нужно дать ответ, как поступить в каждом случае.
Появляется игровой персонаж — Рассеянный с улицы Бассейной, он ищет свою станцию. Герой рассказывает, что перебегал дорогу и ударился. Ведущий предлагает ребятам научить Рассеянного ПДД.
Конкурс ответов на вопросы:
Команды показывают своё домашнее задание. «Светофорчики» исполняют песню «Дорожный знак», а «Пешеходы» читают стихи.
Жюри объявляет, что победила дружба. Рассеянный вручает ребятам подарки — раскраски.
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-po-pd-dobraja-doroga-detstva.html |
Видео: спортивное развлечение по ПДД в подготовительной группе
Проект по ПДД в подготовительной группе
Поскольку обучение дорожной грамоте — чрезвычайно актуальная в современном мире тема, охватывающая различные образовательные области в ДОУ, то это направление очень часто выбирается для реализации проектной деятельности (краткосрочной либо долгосрочной) в подготовительной группе.
При реализации образовательного проекта по ПДД серия разнообразных занятий объединена общей проблемой. Дошкольники в занимательной, игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах.
В качестве примера рассмотрим краткосрочный проект воспитателя А.И. Лапштановой. Срок реализации проекта — 2 месяца (сентябрь–октябрь). Воспитатель подробно обосновывает актуальность выбранной темы, её цель и конкретные задачи, предварительно изучает методическую литературу. Практический этап проекта предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности, игр, творческих заданий, а также ряд мероприятий для родителей. На заключительном этапе проекта воспитатель создаёт ситуацию поиска новой информации и намечает задачи следующего проекта.
Таблица: пример краткосрочного проекта по ПДД в ДОУ (фрагмент)
Автор | Лапштанова А.И., воспитатель МБДОУ Д/с №6 «Солнышко», г. Лукоянов |
Название | Педагогический проект «Дети и дорога» |
Описание работы над проектом | Организовать работу по решению задач проекта через:
|
Цит. по: http://solnishko.edusite.ru/p44aa1.html |
Мы живём в обществе, где необходимо соблюдать определённые нормы поведения в транспорте и на проезжей части. Но дошкольники — это отдельная категория пассажиров и пешеходов: такую серьёзную информацию, как правила дорожного движения, им нужно объяснять наглядно и на доступном языке. Даже в подготовительной к школе группе такие занятия должны проходить в игровой форме. Из этой занимательной игры ребёнок обязательно должен извлечь урок, который пригодится ему в нужный момент, помогая сохранить здоровье и жизнь.