Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Значение квест-игр в детском саду
Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.
Способность снизойти до влечений ребёнка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.
Мишель Монтень
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.
Интерактивная игра — это эффективная и оригинальная образовательная технология
Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.
В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.
Значение квест-игр:
- обучают умению планирования и прогнозирования,
- закладывают основы самоанализа,
- воспитывают навыки коллективного сотрудничества,
- развивают волевые качества и целеустремлённость,
- создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения,
- способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Задачи квест-игр
- активизировать интерес к познанию окружающего мира,
- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные,
- создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации,
- воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты,
- способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков,
- стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Квесты помогают стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность детей
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
- игровой (дидактическая, подвижная, спортивная),
- социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ),
- художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.),
- познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.),
- театрально-музыкальной,
- восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Приёмы
С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:
- дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры,
- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации),
- интеллектуальные викторины,
- задания творческого характера,
- загадки, кроссворды, ребусы,
- конструирование, моделирование,
- экспериментирование.
Одним из приёмов проведения квест-игры являются спортивные игры
Как организовать квест-занятие в ДОУ
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан-Жак Руссо
Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников
Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.
Квест-занятие можно проводить и в библиотеке
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:
- 20–25 минут для младших дошкольников,
- 30–35 минут для воспитанников средней группы,
- 40–45 минут для старших дошкольников.
Типология квестов:
- Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
- Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
- Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.
Выполнив одно задание, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию
Этапы прохождения квеста
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
- Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:
- распределение детей на команды,
- знакомство с правилами,
- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
- Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
- Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
- Что вызвало наибольший интерес?
- Что узнали нового?
- Что показалось трудным?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
Примеры оформления игрового маршрута
- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
- Карта — изображение маршрута в схематической форме.
- «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
- «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках ромашки
- «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
- заморозить в кубике льда,
- написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком,
- положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер,
- искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами,
- спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой,
- спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.
Примеры заданий
- «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
- «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
Собранное из кусочков изображение подскажет ребятам направление движения
- «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
- «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу
- «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
Лишний предмет на картинке станет для малышей словом-подсказкой
- «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
- «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
- «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.
Фотогалерея: дидактические пособия для игр
Надо найти ответ из предложенных и вставить шнурок в нужную ячейку
Сказочные герои (съёмные картинки) создают положительную мотивацию при выполнении заданий
Пособие «Теремок» помогает рассказать сказку правильно
С помощью пособия «Весёлые клоуны» дыхательная гимнастика превратится в увлекательную игру
Пособие «Дерево здоровья» поможет детям изучить правила здорового питания
Пособие «Волшебные лучики» предлагает прочитать прямые и обратные слоги
Пособие «Автобус» учит совмещать формы с отверстиями
«Математические весы» помогают изучать цифры
Пособие «Волшебное дерево» учит определять количество звуков и слогов в словах
Воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить её из любого материала, который он выберет
Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр
Алгоритм работы над программным содержанием игры:
- Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
- Какие задачи наиболее важны для детей?
- Какие темы были бы действительно актуальными?
- Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
- Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
- Какой результат хотелось бы видеть?
- Сформулировать цели и задачи.
- Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
- Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
- первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм,
- поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления,
- зоны игрового маршрута не должны пересекаться,
- игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными,
- целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
- задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
- Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
- продумать методику проведения игровых испытаний,
- подготовить презентацию для вводной части,
- продумать музыкальное оформление,
- подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
О чём нужно помнить при подготовке квеста:
- Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
- Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
- Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
- Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
- Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
- Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
- Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
- Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
- В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Тематика квестов в детском саду
Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.
Аврелий Августин
Экологическая квест-игра «В поисках таинственных сокровищ», автор идеи Наталья Марасанова
- Команда детей вместе со сказочными персонажами Лисой Алисой и Бабой-ягой отправляется на поиски клада, затерянного на территории детского сада. Для начала нужно внимательно рассмотреть маршрутную карту и определить местонахождение первой станции.
Дети рассматривают маршрутную карту и определяют местонахождение первой станции
- Лиса Алиса предлагает расшифровать тайный знак, который передаёт какую-то важную для всех жителей Земли информацию.
Задача детей — определить, что обозначает тайный знак
- Решая задания кроссворда, дети отгадывают, какая дальняя звезда щедро дарит нашей планете свет и тепло, в имени какого героя любимого мультфильма содержится название спутника Земли.
Решая задания кроссворда, дети узнают новую информацию
- Задушевная беседа с Бабой-ягой научит бережно относиться к птицам и животным, дети поймут, что настоящие друзья не приходят в гости с рогатками и пистолетами.
Баба-яга научит дошкольников бережно относиться к птицам и животным
- Весёлые подвижные игры с мячом на свежем воздухе позволят отвлечься от интеллектуальных заданий и сложных вопросов, разовьют ловкость и быстроту реакции, но одновременно напомнят, как важно заботиться о личной экологии и вести здоровый образ жизни.
Весёлые подвижные игры на свежем воздухе зарядят дошкольников энергией
- А вот и сундук с сокровищами, цель достигнута. Ура!
Наградой детям за труды станет сундук с сокровищами
- Все участники игры получили долгожданные и заслуженные призы, а ещё прекрасное настроение и море позитивных впечатлений в придачу.
Все участники игры получили долгожданные и заслуженные призы
Квест-игра в рамках программы здоровьесбережения «В поисках сокровищ», автор идеи Раиса Низгирёва
- По сюжетной легенде, преодолевать задания, проходить эстафеты детям помогает отважный и добрый моряк Джон.
Эстафеты укрепляют командный дух
- Дети знакомятся с красочной картой, на которой изображён маршрут их передвижения по спортивному залу.
Карта подскажет ребятам, куда двигаться дальше
- Команда маленьких моряков с удовольствием выполняет полезную дыхательную гимнастику «Хобот слона», а также двигательные упражнения для профилактики плоскостопия.
Дыхательная гимнастика и двигательные упражнения для профилактики плоскостопия помогут ребятам взбодриться
- Моряк Джон приглашает всех на весёлую зарядку.
Весёлая зарядка поднимет настроение дошкольников
- Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и ловкости, с её помощью малыши развивают навыки взаимопонимания и согласованности партнёрских действий.
Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и умения координировать свои действия с партнёром
- С неописуемым восторгом дети восприняли игру «Запаси воду», во время которой им пришлось переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.
Дети переносят воду из одной ёмкости в другую с помощью губки
- Морское путешествие увенчалось успехом, дети добыли клад со дна океана. Сундук открыл свои тайны здорового образа жизни и правильного питания.
Сундук открыл ребятам секреты здорового образа жизни
Квест-игра по речевому развитию «Новогодняя чехарда», автор идеи Ольга Лянгузова
- Предпраздничная суета в доме Деда Мороза привела к тому, что помощники не успели упаковать и разослать новогодние подарки, да ещё перепутали все адреса. Все девочки и мальчики планеты не могут дождаться своих подарков. Дед Мороз просит детей помочь ему, для чего выслал карту, с помощью которой ребята найдут подарки.
С помощью карты Деда Мороза дети найдут подарки
- Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти. Цифры означают, что первый этап проходит в математическом уголке, рисунок в верхнем правом угле подсказывает, какой предмет нужно искать. Мячики, обручи, ноты, нарисованные на второй карточке, помогают догадаться, что идти нужно в музыкальный зал и искать там сундучок. Третья карточка приводит детей в речевой уголок, где они и получают из белого конверта задания, проверяющее их умение выделять гласные звуки в словах, придумывать слова на гласные звуки и т. д.
Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти
Квест-игра по ОБЖ «Путешествие по улицам города»
В рамках недели безопасности дорожного движения можно организовать и провести квест по дорожным правилам и знакам с элементами конструирования и моделирования. Такая игра с участием родителей подарит детям массу новых впечатлений, поможет освоить премудрости правильного поведения на дороге в непринуждённой форме, вызовет положительные эмоции.
Квест по дорожным правилам и знакам может включать элементы конструирования
Патриотическая квест-игра «Тяжело в учении, легко в бою», автор идеи Ольга Смоленова
- На первом этапе малыши побывали на станции «Флот», где разгадывали загадки, складывали из бумажных полосок Андреевский флаг и получили бонус за успешное выполнение заданий.
Дети складывали из бумажных полосок Андреевский флаг
- Переместившись на станцию «Аэродром», ребята играли в словесные игры с учителем-логопедом.
На станции «Аэродром» ребята играли в игры с учителем-логопедом
- Командир танковой дивизии предложил детям разложить снаряды в коробочки по цвету.
- На пограничной заставе их ожидала полоса препятствий, где ребятам пригодились ловкость, гибкость, внимание и смекалка.
На пограничной заставе детям пришлось преодолевать полосу препятствий
- Преодолев все задания, дети сложили картинку-пазл и получили вознаграждение.
Квест-выпускной «Знайки на Марсе»
Космический корабль терпит крушение, чтобы вернуться на Землю придётся вспомнить всё, чему учили в детском саду, преодолеть все преграды, заросли и болота. На помощь детям придёт опытный и мудрый капитан Громозека.
В форме квест-игры можно провести оригинальный выпускной
Квест-игра по трудовой деятельности «Город мастеров»
- Во время путешествия по улицам сказочного города дети решают задачи из разных профессиональных областей, добывают ключи к сокровищам. В мастерской Самоделкина звучат загадки о строительных специальностях и инструментах.
В мастерской Самоделкина ребята отвечают на вопросы о строителях и инструментах
- Оказавшись в тридевятом царстве, ребята превратились в архитекторов и строителей, нарисовали чертёж и соорудили сказочный замок по проекту.
В тридевятом царстве дети, работая в команде, создали сказочный замок
- В гостях у Василисы Премудрой тоже без дела не сидели — покрасили забор, в технике аппликации «выткали» затейливые ковры, украшенные причудливыми геометрическими узорами.
В гостях у Василисы Премудрой ребята выполняли интересные задания
Квест по математике «Путешествие в сказочный лес», автор идеи Ирина Иванова
В гости к малышам приходит грустный колобок и просит помочь ему вернуться к бабушке и дедушке. Ребята вместе с хитрой лисой следуют дорожками сказочного леса и выполняют задания:
- собирают морковку для зайчика,
- считают грибы для белочки,
- складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур,
- отбирают спелые (красные, жёлтые) яблоки для ёжика и весело танцуют с лисичкой, дружно считая вслух количество хлопков или приседаний.
Малыши складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур
Родители приняли активное участие в творческой части игры и вместе с детьми нарисовали портреты лесных героев сказочного путешествия.
Родители вместе с детьми нарисовали героев сказочного путешествия
Спортивная квест-игра «Баба-яга против»
Главная цель игры — отыскать олимпийский огонь и олимпийские кольца, которые украла коварная Баба-яга. В поисках олимпийской символики дети отвечали на вопросы о правильном питании, отгадывали загадки о летних видах спорта и лекарственных растениях, рисовали плакаты об опасности для здоровья вредных привычек, участвовали в увлекательных спортивных играх и эстафетах.
Спортивные квесты желательно проводить на свежем воздухе
Квест-игра по знакомству с народным творчеством «Матрёшка-путешественница», автор идеи Юлия Шаковец
- Воспитатель читает детям письмо матрёшки о том, что во время прогулки налетел сильный ветер и разбросал сестричек по белу свету. Матрёшка просит малышей помочь собрать всех сестёр вместе и передаёт карту, на которой отмечено место, где видели одну из сестёр.
- Воспитатель приглашает детей произнести волшебные слова и отправиться в «Страну народного костюма», в которой их ждёт первое задание: подобрать узор из геометрических фигурок и украсить макет матрёшки.
Малыши подобирают узор и украшают макет матрёшки
- Последовательно малыши водят хоровод в «Стране танцев», отгадывают загадки в «Стране загадок», в «Стране народных игр» сбивают мячиком кегли с закреплёнными на них геометрическими фигурами разного цвета и произносят названия фигур. В финале всех игроков ждут сладости.
В «Стране танцев» ребята водили хоровод
Квест-игра для родителей «Путешествие в страну детства»
На игру приглашаются родители всех возрастных групп, вместе со своими детьми и в сопровождении наставников команд они отправляются по разным комнатам детского сада. Вместе с музыкальным руководителем родители отгадывают на слух, какой детский музыкальный инструмент звучит. Педагоги-логопеды знакомят родителей с интересными пособиями для развития речевых навыков детей. Воспитатели показывают, какие интересные опыты и эксперименты можно проводить с обычным бросовым материалом, как изготовить весёлых человечков из воздушных шариков. В холле команду родителей ожидает весёлая полоса препятствий. Наградой за успешное прохождение всех этапов, за упорство и смелость может стать сладкий стол и совместное чаепитие.
Совместная работа детей и родителей укрепляет семейные взаимоотношения
Таблица: примеры сценариев на несколько различных тем
Автор и название | Возрастная группа | Описание |
Квест-игра «Там, на неведомых дорожках» (в помещении Центральной детской библиотеки), Камардина О. В. | Старшая группа | К лестнице выходит богатырь. Стоит ларец, а в нём клубочек. Богатырь: Здравствуйте, ребята! Как вас много пришло в гости! А кто я, вы меня узнаёте? Из каких я произведений? (Ответы детей). Почему нас называл народ богатырями? (Ответы детей). Да, вот в нашем царстве книг случилась беда. Хоть я и богатырь, но без вашей помощи один я справиться не могу! Соловей-разбойник очень озорничал, свистел так, что перепутались все книги в библиотечном фонде. Выполнив задания, вы сможете познакомиться с библиотечным фондом и исправить ошибки в царстве книг. Первое испытание. Богатырь: Самый внимательный откроет волшебный ларец. Посмотрите вокруг и найдите предметы, которые присутствовали в русских былинах. (Печка, меч, гусли, щит, лапы Змея Горыныча, конь на палке, палица или копьё). Дети ищут предметы, отвечают на вопрос. Открывается ларец, богатырь достаёт волшебный клубочек. Богатырь: Волшебный клубок покажет вам путь дальше. Богатырь кидает клубок вверх по лестнице. Дети поднимаются вслед за клубком и находят камень. На камне написано:
Дети приходят в актовый зал, звучит «Страшная музыка», находят избушку.
Баба-яга: Кто меня тут потревожил? Кому я понадобилась? Зачем пожаловали сюда? (Дети отвечают).
Кто отгадал, тем Баба-яга даёт предметы своих друзей, маску кота и гуся, костюм кощея и т. д.
Молодцы, справились!
|
Цит. по: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/10/10/kvest-igra-tam-na-nevedomykh-dorozhkakh | ||
Квест-игра «Найти корзину белочки», Ирина Епихина | Средняя группа | На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку:
В.: Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт). Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали её корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны её запасы:
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-dlja-detei-srednei-ili-starshei-grupy-naidi-korzinu-belochki.html | ||
Квест-игра «В поисках сокровищ», Олеся Ярмитова | Подготовительная группа | В: Ребята! Скоро вы станете учениками и будете учиться в школе. Это нелёгкое занятие, но вам помогут знания. Ребята, как вы думаете, откуда мы получаем Знания? (Из книг, энциклопедий, интернета, из познавательных фильмов, от взрослых). Да, действительно важный помощник в получении Знаний — это книга. А какие бывают книги? (Книги сказок, книги со стихотворениями, рассказами, познавательные энциклопедии). Неожиданно влетает шарик, к нитке привязано письмо, написанное лимонным соком. Воспитатель ловит шарик, удивляется: Ух ты, что это? Какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Что это может быть? (Ответ детей: может это не просто чистый лист, а тайное письмо). В: А разве бывают такие письма? (Ответы детей). Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (воском, лимоном или крахмалом). А как же узнать что в нём написано? (Закрасить красками лист). Что нам для этого надо? (Ответы детей). Появляется надпись (Сундук) В.: Ребята! Я знаю, о чём говорится в письме. У нас в детском саду спрятан сундук с сокровищами. Если мы с вами его найдём, то приобретём новые знания, которые помогут нам хорошо учиться в школе. А что нам нужно для того, чтобы найти сундук с сокровищами? (Карта). Конечно, нужна карта. Ребята, я видела эту карту и точно помню, что первый пункт назначения — спортивный зал. Вы готовы отправиться на поиски сундука с сокровищами? Нас ждёт много испытаний и заданий. Вы готовы к трудностям? Ребята, но на поиски мы пойдём, как настоящие сыщики, в темноте, а помощником моим будет колокольчик и ваши эмблемы. Как только зазвенит колокольчик, встаньте друг за другом положите правую руку на правое плечо впередиидущего товарища, закройте глаза и следуйте за ним. А поведёт у нас тот, у кого на эмблеме есть капитан. (Звенит колокольчик, дети строятся и идут в спортивный зал). Первое испытание. Дети заходят в спортивный зал, их встречает физинструктор. Физинструктор: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте, помогите нам, пожалуйста, отыскать сундук с сокровищами. К сожалению, мы не знаем куда нам дальше идти. Физинструктор: Слышал я, что вы отправились на поиски сундука с сокровищами. Но для этого нужно быть сильным и ловким, ведь дорога очень долгая. Необходимо преодолеть препятствия, для этого нужно потренироваться. Дети делятся на команды. Соревнования:
Физинструктор: Молодцы ребята. Справились с заданием. За это я даю вам часть потерянной карты. Удачного пути!
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием. Я вас обрадую: у меня действительно есть вторая часть карты, возьмите и соедините с её первой.
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igry-kvest-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-v-poiskah-sokrovisch.html |
Как провести открытое квест-занятие в ДОУ
Открытое квест-занятие проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:
- Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.
- Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.
- Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.
- Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.
- Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.
Основными критериями качественного квеста являются:
- соблюдение правил безопасности,
- оригинальность замысла темы и сценария,
- логичность заданий и целостность сюжета,
- создание привлекательного и яркого игрового пространства.
Квест для педагогов и воспитателей детского сада
Игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, вспомнить детство и самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.
Квесты для педагогов помогают на практике познакомиться с новой образовательной технологией
Примеры заданий:
- «Творческие бусы» — каждая бусинка означает одно из качеств педагога нового поколения.
- «Моя профессия — педагог» — написать эссе о своём педагогическом кредо, составить творческий коллаж.
- «Кроссворды о детях» — решить ребусы по правовым вопросам защиты интересов ребёнка.
- Деловая игра «Развивающая среда для ребёнка» — требуется назвать принципы организации предметно-развивающей среды в рамках современной образовательной концепции, обозначить недостатки традиционного подхода.
- «В поисках интересных идей» — конкурс на лучшее оформление и оснащение групповых помещений.
- «Советы мудрецов» — воспитатели представляют авторские методические разработки, делятся любопытными творческими находками по поводу оформления группы.
- Итоговая игра «Прямой эфир» — участники в форме интервью отвечают на вопросы: что нового вы для себя открыли, какие выводы сделали?
Видеоматериалы по теме
Поскольку проведение квестов требует серьёзной подготовки и высокого профессионализма педагога, представленные видеоролики помогут начинающим воспитателям познакомиться с опытом коллег в данном направлении и разработать сценарий собственного мероприятия.
Видео: дети-пираты ищут клад
Видео: квест «Путешествие в Изумрудный Мастерград»
Видео: квест-утренник для мам к женскому празднику
Видео: игровая прогулка в поисках клада
Видео: задание в медицинском кабинете
Видео: отзывы детей о квесте «Остров сокровищ»
Квест — это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Команда учится действовать сообща, помогать слабому и опираться на сильного, переживать друг за друга. Важным является то, что родители активно включаются в жизнь своих детей. Всё это способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.