Забота о здоровье подрастающего поколения — это первостепенная задача образования. И, конечно, профилактика и коррекция разного рода недугов являются приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно реализуются технологии здоровьесбережения. Остановимся на частностях работы по ним в средней группе.
Что такое «здоровьесберегающие технологии»
Осуществление мероприятий воспитательного, профилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Такой широкий спектр воздействия технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить следующие цели их реализации, единые в работе с детьми любого возраста:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья малышей (так, например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей),
- накопление представлений ребят о понятии «здоровье», его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей,
- ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ (здорового образа жизни), в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию,
- воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Кроме того, здоровьесберегающие технологии систематизируют:
- график проведения диспансеризации,
- соблюдение режима движений, еды и питья,
- меры оказания психологической поддержки родителям малышей (педагоги обеспечивают семьи воспитанников материалами для раскрытия тех или иных теоретических вопросов, в том числе и, например, о том, как вводить закаливание дома).
Что касается конкретизации работы по тому или иному направлению здоровьесбережения, то это достигается делением технологий на виды, каждый из которых ставит свои задачи сохранения и укрепления здоровья.
Таблица: виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Название технологии | Суть понятия | Конкретные задачи для детей 4–5 лет |
Физкультурная оздоровительная | Отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа, нацеленная на удовлетворение потребности малышей в движении. |
|
Профилактическая (медицинская) | Осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. |
|
Социально-психологическая, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, а также на основе наблюдения за малышами. | Выбор методов и приёмов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей. |
|
Просветительская (валеологическая), нацеленная, прежде всего, на взаимодействие с семьями воспитанников. | Приобщение семей к ЗОЖ. |
|
Виды работы в рамках технологий по здоровьесбережению
Каждая из здоровьесберегающих технологий в контексте взаимодействия с детьми 4–5 лет реализуется определёнными методами образовательной деятельности или видами работы.
Это интересно. Методы взаимодействия с родителями в основном носят характер беседы, тестов, а также привлечения к участию в развлечениях.
Таблица: приёмы реализации разных видов здоровьесберегательных технологий в средней группе
Способ взаимодействия | Зачем используется | Приём |
Физкультурно-оздоровительная технология | ||
Ритмопластика | Для развития различных групп мышц, памяти, внимания и чувства ритма. В средней группе акцент делается на упражнения, способствующие формированию правильной осанки, исправлению походки, а также для эмоционального раскрепощения. | Упражнение «Пингвины идут»: под фразу «Лёд да лёд, а по льду пингвин идёт» малыши ходят по комнате на внутренней стороне стопы, при этом переваливаются с левой ноги на правую и хлопают себя по бокам. |
Упражнение «Снеговик» Малыши стоят прямо, ноги на уровне плеч, руки согнуты, вытянуты вперёд. При этом кисти округлены. Дети пытаются переваливаться с бока на бок, как снеговики. | ||
Физкультминутка | Применяется на каждом занятии для снятия интеллектуального напряжения, а также для смены вида деятельности. | Картотеку физкультминуток для средней группы можно найти здесь. |
Подвижные игры | Для удовлетворения потребности малышей 4–5 лет в двигательной активности. | С видами подвижных игр для средней группы можно познакомиться здесь. |
Релаксация | Применяется для расслабления отдельных групп мышц, а также для общей релаксации всего организма. | Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. Дети опускают ручки вниз и имитируют выдавливание сока правой рукой под рифмовку:
|
Пальчиковая гимнастика | Способствует развитию мелкой моторики, что в средней группе позволяет начать работу по подготовке руки к письму. | Картотека игр для пальчиков в средней группе представлена здесь. |
Гимнастика для глаз | Для профилактики нарушений зрения, а также с целью коррекции имеющихся отклонений. В частности, некоторых форм косоглазия. | Найти картотеку заданий для гимнастики можно здесь. |
Дыхательная гимнастика | Цель этого вида работы — научить малышей правильно дышать, полноценно обеспечивая организм кислородом. | Более подробно об этой разновидности технологии можно прочитать здесь. |
Гимнастика пробуждения | Для осуществления плавного перехода от сна к бодрствованию. | Вот примеры упражнений гимнастики пробуждения. |
Профилактическая технология | ||
Физкультурные занятия | Непосредственная образовательная деятельность, комбинирующая все приёмы взаимодействия, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. | Методические особенности подготовки и проведения физкультурных занятий в средней группе представлены здесь. |
Самомассаж | Дети учатся понимать своё тело, ощущения, а также развивают мелкую моторику. | Для массажа рук:
|
Игры | Помогают систематизировать знания, умения и навыки детей, связанные с вопросами сохранения и укрепления здоровья малышей, через основной вид деятельности детей — игру. | Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Малыши раскладываются карточки с изображением разных продуктов по двум корзинкам (шляпам): в одну — полезные, в другую — вредные. Каждый продукт малыши называют, стараясь вспомнить объяснения педагога, почему эта пища вредная или почему полезная. |
Игра на имитацию «Правила гигиены». Считалочкой выбирается водящий. Остальные участники получают по карточке с изображением какой-либо гигиенической процедуры (умывание, расчёсывание, обтирание и пр.). Дети по очереди мимикой и жестами показывают процедуру, водящий угадывает, о чём идёт речь. | ||
Видео примеры с играми можно найти здесь. | ||
Социально-психологическая технология | ||
Музыкальное воздействие | Используется в основном для создания положительного эмоционального настроя малышей. Сопровождает все этапы режима дня. | Утренний сбор проводится под музыку, создающую атмосферу уюта, тепла и взаимопонимания. Идеальным вариантом для этого, по мнению детских психологов, являются произведения Моцарта. Кроме того, можно использовать:
Для дневного сна психологи рекомендуют тихие, спокойные произведения:
Для снятия усталости в конце дня уместны будут:
|
Арт-терапия | Помогает избавляться от стрессов, снимает психологическое напряжение, а также стимулирует развитие навыков взаимодействия с другими людьми, учит быть внимательным и сосредоточенным. Развивает речь, мышление и память. | Упражнение «Каракули»: дети рисуют хаотичные линии простым карандашом, затем самостоятельно или при помощи педагога пытаются увидеть в них образы, которые при необходимости дорисовывают. После чего малыш описывает своё произведение. |
Сказкотерапия | Способ взаимодействия с детьми, позволяющий откорректировать те или иные поведенческие отклонения у малышей. Сказкотерапия также способствует избавлению от детских страхов. | В 4–5 лет малыши, желая во всём походить на взрослых, порой берутся за дела, которые им ещё не под силу. Естественно, что это приводит к ошибкам, необходимости переделывать. Для борьбы с хвастовством и необъективной оценкой себя своим воспитанникам я рассказываю сказку о муравье Быстроножке. «Жил-был муравей по имени Быстроножка. Очень ценили его в муравейнике, ведь он очень хорошо умел строить дома для своих товарищей. Но вот однажды Муравьишка подумал, что окружающие муравьи ему только мешают: топчутся под ногами, бегают. Тогда решил Муравьишка, что для работы ему никто не нужен, и восточную часть муравейника он выстроит сам. Прогнал он всех помощников, и хоть и было трудно, не сдавался. Правда, делал всё спустя рукава, мол, и так сойдёт. И вот настало время сдавать работу муравьиному Королю. Для проверки прочности Король приказал тысяче муравьёв попрыгать на отстроенном крыле муравейника. И уже после первого прыжка домик рухнул. Стыдно стало Быстроножке, он извинился, что переоценил себя, расхвастался. Король дал ему помощников, и через 4 дня домик был полностью отстроен, ещё и утеплён». После прослушивания текста дети обсуждают сюжет по вопросам:
|
Это интересно. Валеологическая технология в работе с детьми реализуется всеми перечисленными методами.
Видео: профилактическая технология в средней группе — занятие по физической культуре на тему «В гости к зайчонку»
Универсальные методы и приёмы в работе над здоровьесберегающими технологиями
Кроме описанных выше методов и приёмов, в процессе образовательной деятельности над реализацией технологий здоровьесбережения педагог пользуется универсальными методами и приёмами.
Это интересно. К универсальным методам также относятся игры, которые в контексте технологий здоровьесбережения были описаны выше.
Речевой метод
Этот способ взаимодействия с детьми реализуется при помощи:
- объяснения (сути изучаемого понятия или порядка выполнения упражнения, игровых действий),
- беседы для рассмотрения того или иного явления со всех сторон, а также для обобщения (например, после прослушивания сказки про Мойдодыра педагог может спросить о том, чем занимался Мойдодыр, как он заставил мальчика соблюдать правила гигиены и т. д.),
- рифмовок — стихотворений и загадок, чаще всего используемых для мотивации (так, тему «Быть здоровыми хотим» можно предварить следующим строчками: Чтоб здоровым быть сполна Физкультура всем нужна. Для начала по порядку — Утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья Есть хорошее решение — Бег полезен и игра. Занимайся, детвора! Чтоб успешно развиваться, Нужно спортом заниматься. От занятий физкультурой Будет стройная фигура).
Практический метод
Это продуктивные способы взаимодействия с малышами, позволяющие реализовать их творческий потенциал. К приёмам в рамках этого метода относятся:
- рисунки (в средней группе это могут быть иллюстрации правил ЗОЖ, причём выполненные как самими малышами, так и в сотрудничестве с родителями, например, в рамках разработки проекта по здоровьесбережению),
- аппликации, например, в моей практике малыши вырезают из цветной бумаги полезные для здоровья продукты и наклеивают их, создавая «Корзину здоровья».
Наглядность
Исходя из возрастных особенностей восприятия, малыши лучше всего запоминают то, что видят. То есть наглядность является обязательным элементом работы с малышами. В качестве приёмов могут использоваться:
- иллюстрации (например, порядка выполнения разных комплексов утренней зарядки),
- атрибуты (спортивный инвентарь для занятий физической культурой, прогулок, тренажёры для проведения дыхательной гимнастики, модели тела человека, органов),
- демонстрация (презентация того или иного материала педагогом, например, алгоритм выполнения движений дыхательной гимнастики),
- показ — представление информации с помощью ИКТ (например, дети смотрят мультфильм о важности личной гигиены из цикла «Азбука здоровья со Смешариками», после чего обсуждают, почему Крошу стало плохо, и какие советы ему дала Нюшенька).
Видео: мультфильм «Азбука здоровья со Смешариками», серия о личной гигиене
Методика работы над технологиями здоровьесбережения
Любая образовательная деятельность в детском саду должна тщательно планироваться. Это позволяет не только рационально сгруппировать темы, но и рассчитать время на рассмотрение каждой. Основной формой реализации здоровьесберегательных технологий является непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятие. Кроме того, в рамках реализации целей и задач сохранения и укрепления здоровья малышей проводятся досуговые мероприятия по темам. Обе эти формы работы отражены в перспективном планировании.
Таблица: Дементьева В.В. перспективный план по здоровьесбережению детей средней группы (фрагмент)
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | «Как устроено тело человека» |
| Модели: «тело человека», «органы». |
| Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей» |
Октябрь | «Чистота — залог здоровья» | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | Иллюстрации «Культурно-гигиенические навыки». |
| Лэпбук «Здоровейка: здоровый ребёнок» |
Ноябрь | «Что мы делаем, когда едим» | Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. |
|
| Семинар на тему «Как проводить закаливание детей дома». |
Методика подготовки занятия по здоровьесбережению
Согласно перспективному плану педагог разрабатывает конспект занятия по теме здоровьесбережения, вписывая его этапы в установленные нормативными документами временные рамки проведения уроков в ДОУ.
Таблица: этапы занятия в средней группе
Этап | Время | Содержание |
Вводный | До 2 минут | Актуализация имеющихся знаний малышей по теме. |
Основной | До 10 минут | Ознакомление с новым материалом, а также физкультминутка (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика). |
Этап отработки, закрепления, материала | До 6 минут | Как правило, практическое воплощение изученного, то есть создание рисунков, аппликаций. |
Заключительный этап | До 2 минут | Оценка педагогом деятельности всей группы в целом и каждого малыша в частности. |
Это интересно. В современной практике подготовки и проведения занятий в ДОУ основной этап и закрепление могут объединяться в один. Это происходит тогда, когда отработка материала идёт по мере введения того или иного аспекта в ход урока, то есть дети узнают новое и сразу закрепляют.
Таблица: Сурма Н.А., конспект занятия по здоровьесбережению на тему «Путешествие в страну Неболейка» в средней группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: — Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово «здравствуй». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и сделаем это в игре. |
Игра «Здравствуй, друг! » — Здравствуй, друг! (Дети вытягиваю правую руку в сторону) — Здравствуй, друг! (Вытягивают левую руку в сторону) — Становись скорее в круг, (Берутся за руки) Мы по кругу пойдём (Идут по кругу) И друзей везде найдём!…>, | |
<,… Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать? А на чём можно отправиться в путешествие? Дети: — Машине, поезде, автобусе…. Воспитатель: — Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Неболейка. А поедем мы туда на поезде. Согласны? Занимайте места в вагончиках! (передвигаемся по группе)…>, | |
Основной | <,… Воспитатель: — Есть ещё один очень простой способ укрепить здоровье — это самомассаж. Это поглаживание, растирание, надавливание. Этот массаж человек делает себе сам. Самомассаж — Носик, носик! (касаемся указательным пальчиком кончик носа). Где ты, был? — Ротик, ротик! (Проводим указательным пальцем (две руки) от уголка губ вверх-вниз). Где ты ротик?…>, |
<,… Дидактическая игра «Полезно — вредно» — Я предлагаю вам вырастить чудо-деревья, на которых будут расти полезные и вредные продукты. Вот здесь картинки с изображением различных продуктов питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, чёрный хлеб и т. п.). Каждый из вас подойдёт, возьмёт одну карточку с изображением полезного продукта и повесит её на дерево. (Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно). Воспитатель: — Посмотрите, что этот? Мешочек. А в мешочке предметы, которые нам помогают заботиться о своём здоровье. Давайте поиграем. | |
Дидактическая игра «Мешочек Мойдодыра» Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расчёска, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щётка, щётка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Пора нам возвращаться домой в д/с. Садимся в свои удобные вагончики. Воспитатель: — Давайте вспомним, где мы были??? Дети: — В стране «Неболейка» Воспитатель: — А, что же это за страна? Почему она так называется? Дети: — Там никто не болеет и следит за своим здоровьем. Чтобы найти своё здоровье и не потерять его, надо хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, делать каждый день зарядку и не забывать мыть руки. Воспитатель: — Жители страны «Неболейка», составили вам несколько полезных советов: Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься, Будет пусть тебе не лень Чистить зубы 2 раза в день, Фрукты и овощи перед едой Тщательно, очень старательно мой…>, | |
Заключение | <,… Воспитатель. — Ребята! Вы узнали сегодня много полезного о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку, а улыбка — залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость! Доброго вам здоровья! |
Разработка открытого занятия
Методика подготовки показательного урока ничем не отличается от структуры обычного. Единственное дополнение: в открытом занятии обычно работа ведётся либо полностью, либо частично (в виде отдельных заданий) от лица сказочного персонажа, что добавляет в урок зрелищности.
Таблица: Кутумова Н., конспект открытого занятия по здоровьесбережению на тему «Где прячется здоровье» в средней группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Ведущий: — Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово здравствуй. Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и сделаем это в игре. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»…>, |
Основной | <,…Ведущий: — Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл гномик, давайте поздороваемся с ним. Но что-то он очень грустный. (обращаясь к гномику): — Что случилось с тобой, гномик, почему ты такой грустный? Гномик: — Ребята, я пришёл к вам за помощью. Что-то я совсем без сил, мне кажется, что я потерял своё здоровье и не знаю, где его найти. Вы мне поможете? |
Ведущий: — Ребята, а как вы думаете, кто может помочь гномику, кто всё знает про здоровье, и о том, что надо делать, чтобы его не потерять. (Врач) А где можно найти врача? (В больнице), Как можно вызвать врача сюда? (По телефону), По какому номеру телефона вызывают врача? (03)…>, | |
<,… Врач: — Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Чтобы узнать, как называется первый лучик нашего солнышка-здоровья, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правильно, правильно, совершенно верно». Я буду вам говорить маленькие стихотворения, если в них говорится то, что правильно, то вы все вместе говорите «Правильно, правильно, совершенно верно», а если в стихотворении говорится о том, что не надо делать, то вы молчите. Вы поняли? Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься, Будет пусть тебе не лень Чистить зубы 2 раза в день…>, <,… — Чтобы быть здоровым нужно соблюдать личную гигиену. Открываю 1-ый лучик солнышка здоровья (Гигиена)…>, | |
<,… Открываю 5-й лучик «Хорошее настроение». — Ребята, а чтобы было хорошее настроение, нужно иметь много друзей. Не ссориться с ними и друг другу дарить только улыбки…>, | |
Заключительный | <,… Теперь я могу быть спокойна, что ребята из средней группы д/с №4 «Петушок» будут всегда здоровы и научат беречь своё здоровье всех своих близких. За то, что вы такие умные, активные, добрые я принесла вам витамины. Вот это витаминный сок. |
Воспитатель. — Ребята! Вы узнали сегодня много полезного о здоровье и вижу на ваших лицах улыбку, а улыбка — залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость! Доброго вам здоровья! А давайте узнаем у гостей, какое сейчас настроение у них? (раздаются лица людей и гости наклеивают рот в зависимости от настроения). | |
https://www.maam.ru/detskijsad/-gde-prjachetsja-zdorove-konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-po-zdorovesberezheniyu.html |
Досуговая деятельность по здоровьесбережению в средней группе
Образовательная деятельность в процессе разработки технологий здоровьесбережения в средней группе реализуется в том числе и с помощью подготовки и проведения досуговых мероприятий (развлечений). Одним из самых значимых праздников является День здоровья, проведение которого 1–2 раза в год (обычно осенью и весной) является традиционным в современных ДОУ. Основная цель организации Дня здоровья — создание позитивного эмоционального климата в коллективе детей, родителей, которые привлекаются в работу, и педагогов. Этот вид развлечений предполагает разработку в течение всего дня (!) и представляет собой целый комплекс видов деятельности.
Таблица: Калинина О.А., тематический план Дня здоровья в средней группе (фрагменты)
Временной отрезок | Виды деятельности | Цели |
Утро | Беседа: Тема: «Что такое здоровье?» |
|
Рассматривание иллюстраций | Уточнить представления детей о разных видах спорта, самом понятии «спорт», о том для чего люди занимаются спортом и физкультурой, | |
Дидактическая игра: «Магазин полезных продуктов питания» |
| |
Утренняя гимнастика и дыхательное упражнение «Любимый носик»: А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз) Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице Выдох — и обратно Пальцы наши просятся. Сделать вдох левой ноздрёй, правая — закрыта, выдох правой ноздрёй, при этом левая закрыта ( 5 раз)…>, |
| |
НОД | Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» | На ощупь угадать предметы личной гигиены (мыло, расчёска, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щётка, щётка для одежды) и рассказать, для чего они предназначены и как ими пользоваться. |
Отгадывание загадок |
| |
Рисование «Витамины для здоровья» | Повторить виды линий для создания рисунков (контур, основная линия). | |
Прогулка | Игра «Самый меткий» | Развитие глазомера, координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах. |
Игра «Назови вредный продукт» | Уточнять знания детей о пользе и вреде разных продуктов, учить разделять их. | |
Наблюдения за погодой и одеждой | Учить детей умению определять состояние погоды и видеть зависимость между нею и одеждой людей. | |
Вечер | Бодрящая гимнастика |
|
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» |
| |
Игра «Исправь меня» | Закрепить знания детей, какую пользу или вред приносят продукты. | |
Подведение итогов |
|
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.),
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов по ЗОЖ
Своих воспитанников я ограничивала: в рисунках, или схемах, не должно быть более 6 позиций
Проект моет выполняться с родителями
В процессе работы над этим проектом малыши уточняют свои представления о том, что такое витамины
Проект чаще всего выполняется совместно с родителями и воспитателем
Детям средней группы стоит чаще давать задание описывать такие схематичные рисунки
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
- подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»),
- основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С. Михалкова),
- отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе детского сада
Анализ занятий является неотъемлемой частью методической работы по реализации технологии здоровьесбережения. Подробнее об алгоритме его составления можно узнать здесь.
Однако, кроме НОД, анализ проводится и для других видов образовательной деятельности по здоровьесбережению, в частности для отчёта о летней оздоровительной работе.
Это интересно. Основной особенностью летнего варианта организации учебно-воспитательного процесса является то, что все виды деятельности переносятся на улицу.
Алгоритм составления отчёта
Схема композиции отчёта включает освещение следующих аспектов работы:
- описание целей и задач летнего оздоровления,
- перечень форм взаимодействия (например, НОД, самостоятельная работа малышей, индивидуальная деятельность, взаимодействие с родителями, досуговые мероприятия),
- обзор используемых приёмов и средств в работе (например, игровые приёмы, варианты словесного взаимодействия с использованием игрушек, спортивного инвентаря),
- оценка эффективности выбранных приёмов и средств,
- краткий обзор проделанной работы по организации взаимодействия с родителями (мероприятия, привлечение к оформлению предметно-развивающей среды и пр.),
- презентация результатов практической деятельности малышей (инсценировки, выставки рисунков, буклетов и пр., представленные в виде фотоотчёта),
- выводы об общем состоянии здоровья малышей и оценка проведённой оздоровительной работы.
Отчёт о летней оздоровительной работе может быть более подробным, чуть менее детальным. «Золотой серединой» можно считать вариант, представленный здесь.
Здоровьесбережение в средней группе разрабатывается всеми видами технологий, практикуемыми в детском саду для сохранения и укрепления здоровья малышей, а также для просвещения родителей. Методика организации образовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения имеет ряд особенностей, связанных с содержанием работы, например, акцент на выполнение физических упражнений разных видов. При этом основной формой взаимодействия будет игра. Как и другие образовательные направления, здоровьесбережение требует проведения регулярного анализа эффективности работы, в том числе и составления отчёта по летнему оздоровлению ребят.