Правильное речевое развитие ребенка, является гарантом комфортного общения со своими сверстниками и окружающими людьми. Некоторые родители в период дошкольного взросления малыша могут отметить некоторые трудностях с речью. Именно в этом возрасте следует действовать и постепенно ребенок сможет полноценно общаться.
Для коррекции речевого развития разработаны специальные логопедические программы и упражнения, которые помогают малышам освоить все речевые навыки и прекрасно существовать в окружающем мире.
Основным направление логопедической коррекции речи, является постоянное усвоение новой информации и умение применять эти знания на практике.
Методика Ушаковой оптимально подходит для деток дошкольного возраста. Программа адаптирована под каждого ребенка, тем самым позволяет ему с легкостью преодолеть речевые трудности.
Основные цели и задачи методики
Речевое развитие человека формируется в несколько этапов. Наиболее важным из которых является дошкольный возраст. Именно в этот период дети с любопытством получают новую информацию об окружающем их мире. Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия, а также правильно подавать новую информацию, для легкого восприятия ее малышом. Кроме того, на речевое развитие очень хорошо влияет активная деятельность в различных кружках и детском саду.
Методика Ушаковой по развитию речи несет определенную задачу. Поэтому, что бы решение проблемы было эффективным в первую очередь определяется причины речевого отставания. Основной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается правильный подбор техники обучения, который направлен на следующие моменты:
- Пополнение словарного запаса и умение его правильно применять,
- Совершенствование и коррекция звуковой речи,
- Умения связано говорить и формулировать свои мысли,
- Обучение ребенка грамотной речи,
- Стимулировать малыша четко произносить звуки,
- Совершенствовать полученные знания.
Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.
Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.
В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.
При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:
- Возраст ребенка,
- Особенность,
- Навыки и умения малыша.
Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.
Техника речевого развития дошкольников
Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.
Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.
На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.
Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.
В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.
Такими факторами могут быть:
- Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия,
- Ребенок, у которого рассеянное внимание,
- · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.
Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.
На что стоит обратить внимание родителям
Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.
Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.
Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.
Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.
Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.
Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?
Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:
- Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно,
- Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки,
- Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет,
- Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова,
- При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его,
- Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов,
- Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям,
- Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.
Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.
На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.
Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.
Основные признаки, определяющие готовность к школе
Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:
- Ребенок должен уметь слушать собеседника,
- Правильно воспринимать информацию,
- Уметь выразить свои действия,
- Отображать информацию,
- Использовать свои речевые знания как средство воздействия,
- Пересказать небольшой текст или сказку.
Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.
Советы специалиста
Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.
Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.
Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.
Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.