Старший дошкольный возраст — наилучшее время для познания ребёнком окружающего мира и связей в нём, формирования представлений о точных науках, искусстве и человеческих отношениях. Стремительно развивающиеся память, мышление, внимание позволяют ребёнку усваивать больше информации, делать собственные выводы об услышанном, применять знания на практике. Всё это он может с успехом осуществить во время непосредственной образовательной деятельности (НОД) в детском саду.
Актуальность непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее улучшение психофизических характеристик ребёнка. В первую очередь это касается увеличения запаса двигательных умений, развития ловкости, гибкости, скоординированности движений. Сила и выносливость пятилеток пока ещё не столь высоки, но позволяют им участвовать в спортивных соревнованиях и труде, получая ощутимые, значимые для самого ребёнка и окружающих результаты.
Значительно совершенствуются мыслительные процессы: произвольное внимание и память, зрительное и слуховое восприятие, самоконтроль, умение критично оценивать свои и чужие поступки, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться во времени и пространстве. Это даёт ребёнку возможность принимать участие в более сложных и развёрнутых видах деятельности, чем в младшей и средней группе.
Поскольку одной из главных целей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является всестороннее развитие воспитанников во всех видах деятельности, педагоги организуют время пребывания дошкольников в детском саду таким образом, чтобы каждый ребёнок был занят интересными и разнообразными делами в соответствии с его индивидуальными особенностями, увлечениями и предпочтениями.
Таблица: виды деятельности старших дошкольников в ДОУ
Вид деятельности | Форма работы |
Игровая |
|
Изобразительная |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Коммуникативная |
|
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|
Трудовая |
|
Двигательная |
|
Музыкальная |
|
Конструирование | Создание построек из конструктора, модулей, бумаги, природного и бросового материала. |
Цит. по: http://det-sad-4.narod.ru/1.organizacija_nod_gubareva_n.n..pdf |
Всеми перечисленными видами деятельности ребёнок может овладевать как самостоятельно, так и совместно с педагогом и другими детьми. Наибольшее значение для получения систематических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности в детском саду имеет НОД — непосредственная организованная деятельность.
НОД — это специально подобранные и осуществляемые педагогом виды совместной деятельности с детьми, направленные на решение определённых обучающих, воспитательных и развивающих задач. Все современные НОД основаны на принципах партнёрства, индивидуализации и гуманизации дошкольного образования. Очень важным является и соблюдение личностно-ориентированного подхода, когда в центре внимания находится ребёнок как личность, имеющая свои права и потребности, а весь образовательный процесс строится вокруг него.
Задачи каждой НОД могут варьироваться в зависимости от того, к какой образовательной области она принадлежит, а также от тематики изучаемого блока, времени года, выбранных воспитателем видов деятельности. Но неизменными остаются основные:
- всестороннее развитие ребёнка,
- формирование целостного представления об окружающем, так называемой картины мира,
- воспитание доброты, гуманности, товарищества, гражданских чувств и других положительных человеческих качеств.
Приёмы работы, актуальные в старшей группе ДОУ
На занятиях в старшей группе детского сада (воспитанники 5–6 лет) наиболее часто применяются такие группы методических приёмов:
- игровые,
- наглядные,
- словесные,
- практические,
- поисковые (эвристические).
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (их мышление от наглядно-образного переходит к абстрактному, логическому), использование этих приёмов имеет свои особенности.
Игровые приёмы
Игра детям необходима и является ведущей деятельностью дошкольников. Её используют и во время НОД. Но в старшей группе игра становится более абстрактной, построенной на воображении детей. Чтобы перенестись в сказочную страну, лес или замок королевы Математики, дошкольникам достаточно просто закрыть глаза и произнести «волшебные слова». Для создания игровой ситуации требуется минимум атрибутов: волшебная палочка, письмо от сказочного героя, аудиозапись обращения персонажа к детям.
Наглядные приёмы
Наглядности уже не принадлежит ведущая роль источника получаемой информации. Дети шестого года жизни имеют развитое воображение и некоторый жизненный опыт, чтобы представить себе большинство предметов, объектов и ситуаций, о которых идёт речь на занятии. Во время конструирования, изобразительной деятельности не всегда нужен показ выполнения работы, достаточно подробного объяснения с демонстрацией готового изделия, сравнения с предыдущими, уже знакомыми действиями, а иногда схемы поэтапного выполнения работы.
Знакомство с художественным произведением невозможно без показа иллюстраций, которые будут полезны и при закреплении прочитанного. Серия иллюстраций облегчит дошкольникам пересказ произведения и послужит своеобразным планом рассказа. Доступны пониманию дошкольников и картины художников, созданные по мотивам сказок, былин, например, работы В. Васнецова «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Снегурочка». Использование картин прививает детям не только любовь к искусству и эстетический вкус, но и вызывает гордость и восхищение богатым культурным наследием Родины. Кроме того, яркие и запоминающиеся иллюстрации вызывают интерес к книге и служат пропагандой чтения, что в наше время очень важно, ведь основное внимание детей обращено на новомодные гаджеты, планшеты и смартфоны.
Дошкольникам понятны красота и эстетика как поэтических произведений, доступных их возрасту, так и картин родной природы, её даров, запечатлённая в пейзажах и натюрмортах. Интересуют детей портреты и жанровые сцены, особенно если на них изображены такие же ребята, как они сами. Репродукции картин используются на занятиях по литературе и рисованию, причём детям сообщают автора, название и жанр произведения.
На занятиях по изобразительной деятельности следует помнить, что одна из важнейших задач — развитие творческих способностей детей, проявления их фантазии. Поэтому после показа и пояснения образец часто прячут. Это помогает избежать копирования и побуждает дошкольников проявлять больше самостоятельности в работах.
Одно из главных требований при использовании наглядного материала — природосоответствие. Рисунки, предметные картинки, изображения животных, природных объектов должны быть естественными. Старшие дошкольники хорошо воспринимают изображения на фото, поэтому на занятии с ними уместно использование чётких и понятных фото людей разных профессий, животных, явлений природы, культурных памяток и т. п.
Словесные приёмы
По мере взросления детей возрастает значение речи как средства получения знаний. Старшие дошкольники рассматривают педагога не только как помощника, защитника и партнёра по играм, он для них становится ещё и источником новой интересной информации, интересным собеседником. Поэтому рассказ воспитателя, беседа с ним на занятии вызывают у детей неподдельный познавательный интерес. Если воспитатель умеет эмоционально, доступно и образно подавать информацию, интерес детей к общению с ним будет высоким на протяжении всего учебного года.
Не теряют своей актуальности пояснение, вопрос к детям, диалог с опорой на опыт воспитанников. Чем ближе будет тема разговора, обсуждения ребёнку, тем активнее станет его участие в НОД, следовательно, и пользы эта деятельность принесёт больше.
Воспитатель часто задаёт детям вопросы, чтобы проверить, как они усвоили материал, запомнили изученное. Но не менее важно ставить воспитанникам вопросы, побуждающие их активно размышлять, делать умозаключения, давать моральную оценку событиям. Задавая детям вопросы типа «Как ты думаешь, что было бы, если?», «Почему, по твоему мнению, главный герой поступил именно так?» «Кто, по твоему мнению, поступил правильно и почему?», педагог не только стимулирует их мыслительную деятельность, но и даёт понять, что ему важно мнение воспитанников, что они являются равноправными партнёрами.
Практические приёмы
Среди практических приёмов большое значение имеет упражнение. Дети шестого года жизни на занятиях выполняют множество упражнений разного рода, овладевая двигательными и умственными навыками. В начале года упражнения имеют подражательный характер (дети повторяют их за педагогом), ближе к середине они становятся конструктивными (по напоминанию, аналогии с прежде усвоенным), а ближе к концу учебного года — творческими, содержат больше свободы самовыражения и личного выбора ребёнка.
Экспериментальная и опытная деятельность также становится более сложной и направлена не только на получение простых, сиюминутных результатов (снег поставили в тёплое место и он растаял), но и на установление сложных взаимосвязей в природе, между явлениями, определение свойств материалов, природных объектов, которые невозможно провести в течение одного дня. Устойчивое внимание и развитая произвольная память пятилетних детей позволяют проводить опыты и эксперименты длиной в неделю и даже месяц с поэтапным отслеживанием результатов и ведением дневников, календарей наблюдения.
- Почему вы не взяли для модели зимнего леса серого зайца, а серого волка взяли? (Заяц поменял цвет шубки, а волк нет).
- Где ёжик, почему его не видно? (Ёжик впал в спячку в своей норе).
- Почему на модели нет птиц? (Зимой птицы перебираются поближе к жилищам людей, так им проще пережить трудное холодное время).
Поисковые приёмы
Эвристические или поисковые приёмы всё чаще используют в своей работе педагоги, особенно те, которые стремятся развивать в детях неординарное, творческое мышление, быструю обучаемость, познавательную активность и умение применять полученные знания на практике. Постановка проблемы и поиск её решения, создание необычных и фантастических ситуаций, существ не только развивает абстрактное мышление детей, но и учит их смело фантазировать, применять воображение во всех областях жизни, становиться творцами собственной реальности. В условиях современного непрерывно и непредсказуемо меняющегося мира эти качества чрезвычайно полезны.
Применение информационно-коммуникационных технологий
Тесно связаны с эвристическими методами такие технические новинки, появившиеся в детском саду, как компьютеры, ноутбуки и интерактивные доски. При помощи этих информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) тоже возможно создать фантастические миры или же дополнить те, которые возникли в воображении ребёнка.
Использование на занятии мультимедийной доски позволяет педагогу ввести детей в атмосферу сказки, путешествия в такие участки нашей планеты, где побывать человеку почти невозможно: на вершине горы, в подводном царстве, в пещере, джунглях, космосе. Но, как бы ни был прекрасен мир, который показывает детям техническое средство, главенствующей деятельностью на занятии должно оставаться живое человеческое общение, активная продуктивная деятельность воспитанников, игра с товарищами.
Компьютер принесёт ребятам пользу, если на нём установлены развивающие детские игры, программы, которые помогут старшим дошкольникам быстрее овладеть сложными знаниями (звуковой анализ, состав числа, экологические цепочки). Игры должны быть доступными всем детям, чтобы у каждого маленького исследователя мира состоялась ситуация успеха, победы.
Требования санитарных правил и норм к использованию ИКТ в старшей группе:
- не более 3 занятий с компьютером по 10 минут в неделю,
- расстояние от мультимедийной доски до детей не менее 2 м,
- в середине занятия проводится физкультминутка, направленная на предупреждение нарушений осанки, и гимнастика для глаз.
Видео: использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
Виды и формы НОД в старшей группе детского сада
Планируя непосредственную образовательную деятельность, воспитатель должен продумать её вид и форму проведения. НОД (или занятия, как их нередко называют), по главной дидактической задаче могут быть такими:
- усвоение нового материала,
- закрепление и систематизация ранее усвоенного,
- творческие (применение умений и навыков в изобразительной, театрализованной деятельности и т. д.),
- контрольные (проверочные, диагностические),
- комбинированные (решаются несколько задач).
Комбинированные занятия, ранее часто использовавшиеся в работе с дошкольниками, сейчас почти не применяются, потому что не вызывают интереса и отклика у воспитанников. Во время таких занятий педагог попросту решал нужные ему программные задачи, не задумываясь о том, как воспримут дети набор разнородных и не связанных логически видов деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), предусмотрено, что все виды деятельности должны быть понятны и интересны детям. Непосредственная образовательная деятельность также должна быть естественной, а не навязанной педагогом, вытекать из потребностей и увлечений ребят. Только в таком случае она принесёт максимум пользы, вызовет высокую познавательную и речевую активность, запомнится всем и послужит стимулом к изучению нового. Учитывая это, педагоги ищут новые типы занятий, которые бы полностью отвечали современным требованиям. Ведущие специалисты в области педагогики рекомендуют проводить в старшей группе однонаправленные (предметные) и разнонаправленные (комплексные и интегрированные занятия).
Таблица: характеристика НОД различных типов для старшей группы ДОУ
Типы НОД | Предметное занятие | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Дидактические задачи | Выполняется одна задача — изучение обширной новой темы. Для закрепления проводится 1–2 игры. | Выполняется комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач, направленных на закрепление и углубление знаний детей. | Систематизация и углубление знаний, подача нового в игровой, непринуждённой форме. Воспитание положительных чувств и качеств. |
Сочетание видов деятельности | Один вид деятельности преобладает (считаем, исследуем форму геометрических тел, учимся измерять при помощи условной мерки, определяем количество слогов в слове, читаем художественное произведение), остальные идут лишь как эпизодические (физкультминутка, дидактическая игра на закрепление). | Один вид деятельности доминирует, занимает больше времени, но другие дополняют его и имеют свои задачи и результат. Виды деятельности сменяют друг друга, связанные логичной сюжетной линией. | Все виды деятельности равнозначны, тесно переплетены и направлены на максимальное обогащение содержания деятельности при сохранении её простоты и доступности для детей. |
Формы проведения НОД
Существует 3 основных формы проведения НОД по количеству участников деятельности:
- Индивидуальная. Её проводят с 1–3 ребятами. В силу особенностей работы воспитателя старшей группы такая форма НОД применяется нечасто.
- Подгрупповая. Детей делят на подгруппы по 8–12 человек или же группу пополам. Такая форма НОД весьма распространена в детских садах, где есть возможность заниматься со второй подгруппой профильному специалисту (логопеду, психологу, инструктору по физкультуре) или созданы условия для пребывания второй подгруппы в отдельном помещении под присмотром няни.
- Фронтальная. В такой НОД участвуют все воспитанники группы, проводят её наиболее часто.
Стоит уделить внимание и таким нетрадиционным формам занятий, как мастерские, тренинги, брейн-ринги, путешествия, квесты, НОД по мотивам популярных интеллектуальных телеигр «Поле чудес», «КВН», соревнования, театрализации. В них старшие дошкольники проявляют не только свои знания и таланты, но и организованность, умение работать в команде, достойно принимать победу и поражение.
Мотивация образовательной деятельности
У детей 5–6 лет начинает формироваться устойчивая познавательная мотивация к деятельности, поэтому внесение в группу необычных, связанных с наукой предметов, к примеру, микроскопа, глобуса, красочной энциклопедии станет хорошим стимулом для исследовательской и познавательной деятельности. Постановка проблемных ситуаций, поиск ответов на вопросы требуют от детей интенсивной умственной деятельности, практического применения знаний, проявления смекалки и находчивости, которые они продемонстрируют в основной части занятия.
Не менее сильна и игровая мотивация: предложение воспитателя поиграть, перевоплотиться в героев сказки, отправиться на встречу с любимыми героями книг и принять участие в увлекательных приключениях всегда воспринимаются положительно. Поскольку старшие дошкольники во всём желают подражать взрослым и быть полезными членами общества, используется и социальная мотивация: разучить сказку, чтобы потом показать малышам театральное представление, нарисовать красивое панно или фриз для украшения группы к празднику, изготовить подарки для родных на праздник.
Не следует забывать и о нравственной мотивации: в начале занятия появляется герой, которого обидели, случилась беда. Дети шестого года жизни способны не только посочувствовать, но и проанализировать ситуацию, сделать выводы: кто виноват в случившемся, к кому нужно обратиться за помощью, как поступать, чтобы избегать подобных неприятностей. С нравственной мотивации обычно начинают занятия на такие важные темы, как охрана жизни и здоровья, безопасность в быту, общественных местах, взаимоотношения в социуме. И пусть к детям приходит сказочный герой, но проблемы он ставит не сказочные: как защитить себя в трудной ситуации, к кому можно обратиться, как быстро и правильно поступить, если случилось непредвиденное.
В игровых ситуациях дети старшего дошкольного возраста учатся отстаивать свои права, заботиться о собственном здоровье, благополучии.
Осуществление индивидуального подхода
Индивидуализировать выполнение заданий на занятии можно, предложив детям работу в парах, тройках и подгруппах. Причём состав подгрупп не назначает воспитатель, а дети сами объединяются по своим привязанностям, желаниям. Педагогу нужно лишь следить, чтобы все были задействованы, и помогать ребятам распланировать объём работы.
В каждой группе есть дети — «успевайки», которые заканчивают работу раньше остальных. Таким можно предложить выполнить дополнительное задание: «Молодец, Катя, ты быстро справилась с работой, слепила и чашку, и блюдце, и узорами украсила. Вот тебе пластилин, слепи ещё пирожное для куклы. То-то она обрадуется!».
У каждого ребёнка есть право выйти из деятельности раньше остальных. Нужно только обговорить правило: не мешать товарищам работать. Дети, которые закончили работу, могут посмотреть детские книжки, поиграть в нешумную игру или просто помечтать, удобно расположившись в игровом уголке.
Дифференциацию заданий осуществляют и на занятиях математикой, грамотой. Детям предлагают индивидуальные карточки с упражнениями разной степени сложности и в разном количестве. Если ребёнок не справляется, можно предложить сидящему рядом товарищу помочь ему.
Проведение занятия в старшей группе ДОУ
Обычно непосредственную образовательную деятельность планируют на неделю или две, внося в перспективный план тему и программные задачи занятия. В ежедневном (календарном) плане занятия расписывают более подробно, указывая использованные материалы, оборудование и ход занятия кратко.
Таблица: картотека НОД для старшей группы (фрагмент)
Автор | Загудаева Т. С., воспитатель МОУ Вешкаймская СОШ №1, с. Вешкайма, Ульяновская обл. | |
Образовательная область | Тема НОД | Программные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Моя семья |
|
О дружбе и друзьях | Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай. | |
Опасности вокруг нас |
| |
Детский сад |
| |
Профессия — артист |
| |
Ознакомление с миром предметов | Предметы, облегчающие труд человека в быту |
|
Что предмет расскажет о себе |
| |
Наряды куклы Тани |
| |
Путешествие в прошлое телефона |
| |
Ознакомление с миром природы | Берегите животных |
|
Осенины |
| |
Пернатые друзья |
| |
Мир комнатных растений |
| |
Водные ресурсы Земли |
| |
Формирование элементарных математических представлений | Лесные приключения |
|
Собираем урожай |
| |
В гостях у бабушки Арины |
| |
Наряды и ленты для кукол |
| |
Речевое развитие | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». |
Учимся вежливости |
| |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» |
| |
Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | |
Художественно-эстетическое развитие | Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду |
|
Что ты больше всего любишь рисовать |
| |
Дымковская слобода (деревня). Коллективная композиция |
| |
Грибы |
| |
Вылепи какие хочешь овощи и фрукты. | Закреплять умение передавать в лепке форму овощей (моркови, свёклы, огурца, помидора). | |
Дома на нашей улице |
| |
Поздравительная открытка ко Дню Победы |
| |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/13/perspektivnoe-planirovanie-organizovannoy |
Таблица: структура и длительность НОД в старшей группе
Этап НОД | Содержание | Предметное занятие | Комплексное, интегрированное занятие |
Вступительный (мотивационный) | Организация детей. Создание эмоционального настроя, мотивации к новой деятельности. | 1–1,5 мин. | |
Основной (практический) | Выполнение запланированных педагогом видов деятельности в зависимости от типа занятия. Максимально возможная самостоятельная творческая деятельность детей при минимальной помощи воспитателя. | 18–22 мин. | 22–27 мин. |
Заключительный (рефлексивный) | Подведение итогов, оценка и самооценка результатов детьми, заключительное слово педагога. | До 2 мин. | |
Примечания | Общая продолжительность предметного занятия в старшей группе составляет 25 минут, а комплексного и интегрированного — до 30–35 мин. В середине занятия обязательно проводят физкультминутку или динамичную паузу, чтобы снять с детей напряжение, восстановить умственную и физическую активность. |
При подведении итогов нельзя упустить из виду такой важный педагогический инструмент, как поощрение. Поощряют детей не только за достигнутый результат, но и проявленные усилия, старания, личные достижения: усидчивость, активность, лучшие показатели по сравнению с предыдущим занятием. Детей между собой не сравнивают, только предыдущие и нынешние успехи ребёнка. На самые крупные ошибки указывают в форме дружеского совета, обязательно намечая путь решения проблемы и выражая уверенность, что малыш со всем справится.
Таблица: конспект занятия по развитию речи «Литературный калейдоскоп» в старшей группе (фрагмент)
Автор | Гилева Р. Ш., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», п. Новогорный, Челябинская обл. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вводный этап | В.:
В.: Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. |
Основная часть | Воспитатель загадывает загадку о колобке:
Дети: Колобок. <,…>,
Дети: Козлята.
В.: Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведёт колобок на этот раз?
Дети: Это сказка «Маша и медведь».
В.: В какую сказку привёл нас колобок?
В.: Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно. |
Заключительный этап | В.: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз. (Достаёт из сундучка подарки, раздаёт). А теперь давайте ещё раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (Ответы детей). На этом наше занятие закончено. Спасибо! |
Цит. по: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-literaturniy-kaleydoskop-373547.html |
Видео: занятие в старшей группе «Путешествие по математике с Машей и медведем»
Как изготовить дидактическую игру для старших дошкольников своими руками
Сейчас в продажу поступает множество дидактических игр для старшего дошкольного возраста, однако каждый педагог может проявить свои творческие способности и изготовить игру самостоятельно. Иногда материала для занятий нет в продаже, к примеру, раздаточных карточек для обучения решению примеров и задач. Сделать игру несложно, необходимо как следует всё продумать и придерживаться следующего алгоритма:
- Во-первых, воспитатель должен решить, какая игра ему нужна: настольно-печатная, с предметами или словесная. Для печатной игры потребуются игровые поля, карточки, фишки, для предметной — различные предметы, соответствующие теме игры, словесную игру нужно оформить на карточках, в папке, чтобы всегда можно было воспользоваться материалом.
- Далее формулируются программные задачи игры.
- Потом нужно определиться, в чём будет храниться игра. Это может быть прочная коробка, папка с файлами, контейнер с крышкой. К ним обязательно крепится табличка с указанием названия игры и программных задач. Лист с названием лучше заламинировать прозрачной самоклеящейся плёнкой или скотчем, чтобы он дольше сохранился.
- Воспитатель подбирает игровые поля, карточки, предметные картинки и предметы в соответствии с тематикой игры.
- Оформленная игра помещается в коробку, контейнер или папку и располагается в уголке детской деятельности. Доступ к дидактической игре дошкольники должны иметь не только на занятии, но и в свободное время.
Непосредственная образовательная деятельность является основной формой образовательной работы с дошкольниками, и от того, как воспитатель её организует и проведёт, зависит не только успешное овладение детьми знаниями, умениями и навыками, но и становление личности каждого ребёнка, развитие его интеллекта и моральных качеств.