Детский театр создаёт неповторимую атмосферу праздничного настроения, помогает сформировать у детей адекватную современному миру поведенческую модель, приобщает к музыкальной культуре, художественной литературе, знакомит с правилами этикета и национальными традициями. Участие в театрализованных постановках открывает в личности ребёнка скрытые таланты, пробуждает творческий потенциал, развивает внимание, память, способствует свободному самовыражению, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и почувствовать уверенность в собственных силах.
Особенности театрализованной деятельности в старшей группе: что, зачем и как
Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра.
Р. Роллан
Цели:
- расширить рамки традиционного рационального мировосприятия,
- активизировать способность детей к образному восприятию мира людей, культуры, природы,
- создать благоприятную творческую среду для развития фантазии, совершенствования речевой культуры и поведенческих навыков,
- гармонизировать отношения ребёнка с внешним миром, помочь ему почувствовать себя более защищённым в мире социальных противоречий.
Задачи:
- Обогатить внутренний мир ребёнка:
- развивать способность воспринимать чувства и переживания литературных и сказочных персонажей,
- совершенствовать память, внимание, коммуникационные навыки,
- способствовать раскрытию артистических способностей и талантов, развивать уверенность в собственных силах.
- Стимулировать развитие речи:
- чёткость произношения (артикуляционная и дыхательная гимнастики),
- пополнение словаря,
- умение грамотно выстраивать монологический рассказ и диалогическую речь,
- освоение приёмов интонационной и образной выразительности речи.
- Пробудить интерес к индивидуальному и коллективному творческому поиску при помощи:
- участия в концертах,
- участия в спектаклях,
- участия в игровой артистической деятельности,
- сочинительства этюдных импровизаций,
- оформления костюмов и декораций.
- Развивать пластические возможности, совершенствовать координацию тела.
- Познакомить:
- с миром театрального искусства в целом,
- со специальной терминологией,
- с жанровым разнообразием,
- с театральными профессиями.
Особенности театрализации в старшей группе
- Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.
- Активное, осознанное наблюдение за поведением людей и животных во время прогулки помогает в дальнейшем находить наиболее точные и выразительные штрихи интонации, движений, мимики создаваемого образа. Для развития артистических данных ребятам предлагаются специальные упражнения, например: «Представьте лес, прекрасную солнечную погоду. У нас радостное настроение. Мы собираем землянику. У каждого в руке маленькое ведёрко, все разбрелись по полянке, нашли кустики с ягодами, наклоняются и аккуратно срывают каждую ягодку» и т. д.
- Линия литературного или фольклорного сюжета воспринимается как некая общая канва, на основе которой ребёнок импровизирует, самостоятельно развивает события, объединяет несколько знакомых или придуманных историй, подключая фантазию и воображение.
- Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.
- Диапазон театральных специальностей расширяется, каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».
- Старших дошкольников знакомят с историей театра в России, жанровым разнообразием, театральными терминами и понятиями, то есть приобщают к театральной культуре в целом.
- Дети чаще экспериментируют и пробуют свои силы в области самостоятельной режиссёрской деятельности. Управляя куклами, ребёнок смелее осваивает пространство режиссёрской игры.
- Тексты для сценок и спектаклей становятся более сложными, несущими скрытые подтексты, более глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Игра как продолжение сюжета с переплетением реального и вымышленного выходит на первый план.
Формы работы со старшими дошкольниками
- Плановые занятия (два раза в неделю продолжительностью 25 минут):
- игры-миниатюры, сценические импровизации, этюды,
- упражнения по коммуникативному и эмоциональному развитию,
- просмотр кукольных спектаклей и обсуждение их с детьми.
- Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком (один раз в неделю не более сорока минут):
- подготовка ребёнка к игре, роли в спектакле,
- работа с отстающими детьми.
- Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
- воспитатель,
- руководитель детского театра,
- музыкальный работник,
- дети и родители.
- Повседневная самостоятельная театрализованная деятельность и ролевая игра с элементами театрализации в свободное от плановых занятий время, в процессе прогулок.
- Театрализованные импровизации с куклами на занятиях по математике, чтению художественной литературы, развитию речи.
- Театрализованное развлечение:
- выступления, постановки с участием профессиональных артистов,
- совместные представления, подготовленные педагогами детского сада, детьми, родителями.
- Праздничный утренник.
- Кружковая работа, которая проводится руководителем детского театра в сотрудничестве с воспитателями, музыкальным работником, педагогом по изобразительной деятельности. Основное содержание курса — подготовка к спектаклю во время специальных еженедельных получасовых занятий в первой или во второй половине дня. Однако подготовка к спектаклю может идти и во время плановых занятий.
Направления работы в рамках плановых театрализованных занятий
- Ритмопластика — ритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением, нацеленные на формирование чувства телесной гармонии, развитие пластической выразительности телесных движений и природных психомоторных данных детей.
- Культура и техника речи:
- диалоги по картинкам в ролевом исполнении,
- упражнения для совершенствования дикции, дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика,
- творческое обыгрывание сценок по мотивам сказочных или литературных сюжетов,
- импровизированные сценки на темы из повседневной жизни (забавное приключение, запомнившийся эпизод и т. д.),
- упражнения, нацеленные на развитие приёмов, усиливающих вербальную, пластическую и мимическую выразительность создаваемого образа,
- задания, способствующие обогащению эмоционального мира и социальной адаптации детей.
- Основы театральной культуры — изучение базовых понятий театрального искусства.
Приёмы работы
На занятиях по театрализации возможны следующие приёмы:
- Познавательная беседа, которая выстраивается вокруг обсуждения таких вопросов:
- Можно ли представить театр без зрителей?
- Кто принимает участие в создании театральной постановки?
- Кем распределяются роли между актёрами?
- Кто придумывает костюмы, создаёт декорации?
- Как правильно себя вести во время посещения театра?
- Разыгрывание детьми сценок в форме диалога, например: «Телефонный разговор», «В поликлинике», «Малыш и Карлсон», «Буратино и Мальвина» и т. д. Педагог помогает разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога.
- Тренинги (комплексы упражнений) по актёрскому мастерству, помогающие овладеть средствами выразительной передачи образа:
- интонация — отработка самостоятельного выразительного произношения слов и реплик с определённой интонацией (радость, удивление, печаль, страх, отвага и т. д.),
- статическая поза — обучение умению изобразить позой какой-нибудь предмет или персонаж (дерево, лыжника, пловца, бабочку). Важно научить находить одно, но наиболее красноречивое движение, которое является своеобразной «визитной карточкой» того или иного образа.
- жестикуляция — во время сценических упражнений дети осваивают навыки передачи состояния (мне жарко, холодно), имитации действия (подметаю пол, убираю игрушки, рисую карандашами) с помощью языка жестов.
- мимика — овладение наукой «чтения» эмоционального состояния другого человека, а затем дети учатся передавать своё настроение или реакцию с помощью мимики.
Видео: игровой тренинг по актёрскому мастерству
Виды театров в дошкольном образовательном учреждении
Виды театров, наиболее часто используемые в старшей группе:
- Кукольный (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом (настольные театральные игры, бибабо), так и куклы ручной работы, изготовленные детьми из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала. Виды кукол:
- Марионетка — управляется актёром, который манипулирует куклой с помощью нитей, прикреплённых к её голове, ногам и рукам.
- Картонажные — плоские, объёмные в виде цилиндров и конусов, из бумажных коробок.
- Верховые (тростевые, бибабо, на ложках) – в работе с тростевой куклой управление осуществляется с участием обеих рук, одной рукой актёр придерживает корпус, другой водит тростями, прикреплёнными к рукам куклы.
- Теневая — плоский силуэт с помощью направленного потока света отбрасывает тень на экран-сцену.
- Перчаточная — одевается непосредственно на руку (перчатки, варежки, носки).
- Театр живой куклы (люди-куклы, маски).
- Театр теней (живой, ручной, пальчиковый, кукольный).
Видео: виды театров (детская презентация)
Видео: театр теней (познавательный мультик)
Как организовать занятие по театрализованной деятельности
Занятия проводится два раза в неделю, продолжительность которых 25 минут, однако, не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования образовательной деятельности. Повседневная свободная деятельность, игровые театрализованные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру театрального искусства.
Временной план занятия:
- Организационная часть — мотивирующее начало занятия, игровой или сюрпризный момент (3–5 минут).
- Основная — театрализованная деятельность (15–20 минут).
- Заключительная — итоговая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии спектакля, театрализованной игры, импровизации или миниатюры, давать оценку степени художественной выразительности созданных образов (3–5 минут).
Мотивирующее начало занятия
Творческий энтузиазм и познавательный интерес к театрализованной деятельности помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе стихотворения, загадки, игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей. Появление сказочного героя создаст оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
Таблица: идеи для мотивирующего начала занятия
«Путешествие в сказочную страну Театра» | Занятие проходит в музыкальном зале. Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие в необычную, загадочную страну, в которой возможны волшебные превращения, куклы двигаются, танцуют и поют, сказочные герои ждут гостей, а язык птиц и зверей становится понятным. Дети догадываются, что воспитатель рассказывает о театре. С помощью волшебной палочки они превращаются в артистов. В волшебном мире театра они находят сундучок, а в нём письмо с загадками и две маски (весёлая и грустная). Вопросы для вводной беседы:
|
«Как цыплёнок искал маму» | В группе стоят ширмы, изображающие поляну, домик, за ширмами — костюмы сказочных животных. Под музыкальное сопровождение дети входят в группу. Дети слышат стук в дверь. Вбегает Дядя Фёдор и рассказывает свою печальную историю, которая с ним приключилась: «Почтальон Печкин попросил меня передать вам срочную и очень важную телеграмму. Я так торопился, что упал в лужу, телеграмма промокла, буквы расползлись, теперь не все слова можно прочитать. Как же быть? Я всех подвёл». Воспитатель успокаивает Дядю Фёдора и предлагает детям попытаться прочитать текст сообщения: «Помогите найти цы…». Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и перенесёмся туда, где ждут нашей помощи. Дети открывают глаза и оказываются на деревенском подворье. |
«Снежный колобок» | Появляются два клоуна и в стихотворной форме сообщают о начале представления. Звучит музыка, в зале появляется Королева Сказки. Рассказывает сказку на новый лад: «Колобок наш удалой, да не тот с кем вы знакомы, не из теста, а из снега. Жил в снежном лесу, в ледяной избушке, Снежная королева угощала его снежным мороженым и ледяными конфетами. Любимым развлечением колобка была снежная горка. Однажды колобок скатился с горки и… Продолжение мы с вами придумаем и сыграем вместе». |
«Путешествие в страну приключений и фантазии» | Воспитатель вместе с детьми вспоминает любимые сказки. Затем воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну, где живут волшебные феи, которые передадут знания и умения и помогут детям стать настоящими артистами. Жители этой страны поют и танцуют, очень любят увлекательные игры и потешные забавы. Чтобы отправиться в сказочное путешествие, детям необходимо проговорить волшебные слова и прихватить с собой фантазию. |
Основная часть занятия
В зависимости от цели занятия в основную часть можно включать те или иные игры, упражнения, разминки.
Таблица: примеры театрализованных игр
Разыгрывание сценки «Не люблю я вашу кашу!» | Тренирует навыки выразительности речи. Детей распределяют по парам. Одна пара перевоплощается в бабушку и дедушку, а вторая будет изображать разные модели поведения детей. Бабушка и дедушка настойчиво уговаривают съесть кашу (манную, гречневую…). Оба ребёнка отказываются от предлагаемого им блюда, но делают это в разной манере: девочка — громко капризничает и раздражает заботливых старших, мальчик — выбирает тактику вежливого поведения, поэтому бабушка и дедушка вынуждены ему уступить. Этот же эпизод можно разыграть в варианте с животными, например, котята должны мяукать, лягушата квакать. |
Пантомима «Аппликация» | Воспитатель проговаривает текст, а дети выразительными жестами имитируют действия. Представьте, что у нас проходит занятие по аппликации. Вы расселись за рабочими столами, приготовили цветную бумагу, карандаш, ножницы, клей. Мы вырезаем силуэт снеговика и наклеиваем на лист-основу. Итак, приступаем к работе: выбираем лист цветной бумаги, рисуем фигурку снеговика, берём ножницы, плавными движениями начинаем аккуратно вырезать по контуру рисунка. Наносим клей на вырезанный силуэт и приклеиваем на основу, прижимаем изделие рукой. А что же делаем затем? Верно, не забудьте привести в порядок рабочее место, все обрезки собираем и выбрасываем в специальную коробочку. |
«Сказка на новый лад» | Представьте, что вы оказались в сказке «Цветик-Семицветик», встретили добрую старушку волшебницу, которая подарила вам чудесный цветок. Расскажите, как бы вы распорядились таким необычным подарком, какие желания загадали, какие приключения пережили, с кем повстречались… |
«Помоги зайке» | Дети вместе с воспитателем вспоминают известное стихотворение А. Барто про зайку, которого бросила хозяйка. Воспитатель берёт в руки мягкую игрушку зайчика и обращается к детям со словами: «Ребята, обратите внимание, у меня в руках маленький зайчонок. Он совсем одинокий и нечастный, он продрог и промок. Каждый из вас может его подержать, приласкать, согреть, накормить, сказать ему добрые искренние слова». Дети по очереди берут игрушку зайчика, педагог помогает найти нужные слова и выражения. |
«Робот и кукла» | Игра-превращение на тренировку мышечного напряжения и расслабления. Изображение механических движений робота требует мышечного напряжения рук, ног, корпуса. Руки плотно прижаты к корпусу, ребёнок делает резкие повороты, наклоны, шаги в разных направлениях, сохраняя фиксированное, застывшее положение шеи и плечевого пояса. Движения тряпичной куклы совсем иные, они связаны с необходимостью расслабить тело, выполняя толчкообразные раскачивания корпуса. Пассивно и безвольно поднимаются и падают руки, голова совершает круговые движения, ступни плотно прижаты к полу. |
«Вальс цветов» | Звучит красивая мелодия, ребёнок сам придумывает танцевальные движения, пластически изображая цветок. Затем музыка неожиданно прерывается — это резкий порыв ледяного ветра заморозил цветок (ребёнок застывает в подходящей позе). Затем цветы могут «отогреться». |
«Пантомимы-миниатюры» |
|
Игры-этюды |
|
«Художник» — игра на развитие воображения. | Ребята, вообразите, что вы художники. Ваши руки — кисти, которыми вы набираете зелёную краску и рисуете сочную нежную траву. Жёлтой краской изобразим круглое солнышко с тонкими лучами, обаятельной улыбкой и выразительными глазами. Теперь нарисуем высокое голубое небо. Ой, а что так благоухает? Рисуем цветы на полянке. Какие? Пусть это будут белоснежные ромашки. Прислушайтесь, кажется, это ветер напевает весёлую песенку, а где-то неподалёку журчит ручей. |
«Фруктовый сад» | Дружно идём в сад, вдыхаем аромат фруктов. Стараемся дотянуться до груш и яблок, поднимаем поочерёдно правую и левую руки. Пытаемся сорвать фрукты в прыжке (подпрыгиваем на месте с поднятыми вверх руками). Как же достать яблоки и груши? Нам поможет лестница. Дети имитируют подъём по лестнице. Срываем фрукты и кладём в корзинку. Всё, урожай собрали, устали, садимся, закрываем глаза и расслабляемся. |
«Мимические зарисовки» | Используя выразительную мимику, передать образ: грустно-весело, холодно-жарко, сладко-кисло, удивление-скука, рассердились-помирились. |
Таблица: задания для викторины
1 конкурс «Сказочный» | Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку. Дети встают по обе стороны от ведущего. У ведущего вытянута ладонь, а на ней лежит кубик. Объяснение задания: ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берёт кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раунда. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок. «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса»). «…Кот услыхал… Кот прибежал… Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну лису царапать! Билась лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух») «Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл — убежала. Целую ночь провозился волк у проруби — не мог хвост вытащить…» («Лиса и волк») «Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы, баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла, ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».) |
2 конкурс «Грибочки для лисички» | Раздаётся стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать). Воспитатель: Кто-то идёт к нам в гости. (Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: — Лиса, ты зачем к нам прибежала? — Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком, а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы. Ведущий даёт корзинки по одному человеку из команд-участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберёт и больше в свою корзинку, считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь). |
3 конкурс «Ягодки для мишки» | Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчёркивает, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить, что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке — сказка «Маша и медведь»). Воспитатель: А вы знаете, что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишку угостим. Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает раскрасить ягодки, которые так любит мишка, кто скорее раскрасит, получит кубик. (Использовать контуры ягод на листах бумаги, прикреплённые к магнитной доске). |
4 конкурс «Исправь ошибки» | Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевёртыш. Будьте внимательны. «Петушок Ряба» — «Курочка Ряба». «Даша и медведь» — «Маша и медведь». «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят». «Петушок и гороховое зёрнышко» — «Петушок и бобовое зёрнышко». «Утки-лебеди» — «Гуси-лебеди». «Лисичка с кастрюлькой» — «Лисичка со скалочкой». «По рыбьему велению» — «По щучьему велению». «Заюшкин домик» — «Заюшкина избушка». |
5 конкурс «Собери картинку» | На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребёнку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретиться со своим братцем. Спасибо вам. (Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру). А теперь давайте подведём итоги. Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами. |
Таблица: задания и упражнения в стихотворной форме
Название | Цель | Содержание |
«Весёлый Старичок-Лесовичок» | Учить пользоваться разными интонациями | Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова (смех) по тексту с разной интонацией, дети повторяют. Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста, И смеялся старичок чрезвычайно просто: Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе, Хи-хи-хи да бух-бух-бух! Бу-бу-буда бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх! Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался, Но, схватившись за бока, громко рассмеялся: Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль! Го-го-го да буль-буль-буль. Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился, Но от смеха на траву так и повалился: Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу, Го-ro-ro да бах-бах-бах! Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах-ах! (Д.Хармс) Игра проводится несколько раз. |
«Зеркало» | Развивать монологическую речь | Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет — Все как есть ему покажет! Что же это? (Зеркало) В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс. |
«Подбери рифму» | Развивать чувство рифмы | Волшебник задаёт рифмы по очереди: Кочка — бочка, строчка, дочка, точка… Картошка — матрёшка, морошка, кошка… Печь — меч, течь, лечь… Лягушка — квакушка, подружка, кружка… Зайчик — пальчик, мальчик… Мышь — тишь, камыш, шуршишь… Кошка — мошка, блошка, плошка… Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок… Снежинка — пушинка, пружинка… |
«Расскажи стихи руками» | Побуждать детей к импровизации | Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: Кот играет на баяне, Киска — та на барабане, Ну а Зайка на трубе Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать, Будем вместе мы играть. (Л. П. Савина) Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой. |
«Песенное творчество» | Развитие музыкального слуха, умения импровизировать | На полянке, на лугу Три медведя жили, Три медведя жили, Малину есть любили. Как малину найдут — Сразу песню запоют. Папа Миша низко пел: «Ля-ля-ля-ля». Мама нежно песню пела: «Ля-ля-ля-ля». А Мишутка-медвежонок Звонко песню распевал Да малину доедал: «Ля-ля-ля-ля!» Пропеть свои имя и фамилию, адрес, имя мамы и т. д. Пропеть диалог: «Оля, где ты?» — «Я здесь». (С весёлыми и ласковыми интонациями) |
«Как варили суп» (на имитацию движений) | Развивать воображение и пантомимические навыки | (Каждая фраза сопровождается необходимыми действиями) Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с неё понемножку. Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою. Ножом проведу по её серединке, разрежу картошку на две половинки. Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу. Ну а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки. Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук. Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко. Тёплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою. Правой рукою возьму поварёшку, перемешаю крупу и картошку. Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою. Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит. |
«Поиграем — угадаем» (А. Босева) | Развивать пантомимические навыки | Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки, Про мои стихи-загадки? Где отгадка, там конец. Кто подскажет — молодец! (Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки). Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.) (Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, трясут головой, болтая в это время языком во рту). Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться! С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда! Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать. Я запутался, однако, он верблюд или?.. (Собака.) (Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».) Не зовут её Шавкой, и не спит она под лавкой, А глядит она в окошко и мяукает как… (Кошка.) (Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти»). Верно, верно угадали, будто где её видали! А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами. (Дети рассаживаются по воображаемым машинам и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине). Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята, Ну а это на полянке ядовитые… (Поганки) Дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи). Стойте, стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растёт в лесу зимой? (Сугробы) |
«Вдоль по бережку» | Тренировка памяти и внимания | Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребёнка передать его содержание в движениях. Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Выше бережка головушку несёт, Белым крылышком помахивает, Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идёт, Выше по бережку молодчик идёт, Выше бережка головушку несёт, Сапожком своим пристукивает Да по пяточкам постукивает. |
Игра на пальцах «Братцы» (Л.П. Савина) | Развивать мелкую моторику пальцев | Пошли два братца вместе прогуляться. А за ними ещё два братца. Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал. Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил. (Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочерёдно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей). — Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей) |
Игры-стихи | Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест | «Самолёт» Поиграем в самолёт? (Да). Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж — Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом). В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!) Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!) Ры-ры-ры — рычит мотор, Мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все К нашей взлётной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолёт. |
Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика в детском саду
Подобные упражнения можно использовать как в начале занятия, так и в основной части, для разминки.
Таблица: картотека тем занятий
«Пока занавес закрыт» |
|
«Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» |
|
Сказка «Зайчик и Ёжик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») |
|
Ритмопластика (отработка движений) | Развивать:
|
Разыгрывание этюдов |
|
Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить управлять куклой, согласовывать движения и речь. |
Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» |
|
Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слёз, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоции. |
Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) |
Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») |
|
Репетиция сказки «Морозко» (несколько занятий) |
|
Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё настроение. |
«Игрушки» Агнии Барто |
|
Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. |
Таблица: конспект занятия «Хочу быть артистом», автор Елена Васильевна Ефимченко
Описание занятия | Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке. Используемое оборудование:
Краткое описание — в ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий:
Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.
|
Организационный момент | Педагог: Добрый день, мои друзья! Вас снова видеть рада я! Вы в театральном зале, Надеюсь, встречу эту ждали. Раз, два, три, четыре, пять Вы хотите поиграть? (Ответы детей) Игра «Разминка театральная» Педагог: Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения. Педагог: Артистами хотите стать? (Ответы детей) Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на волка? Или на козу? Или на принца? На Ягу, Иль на лягушку, что в пруду? (Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, причёски, головного убора). Педагог: А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Что поможет здесь, друзья? (Ответы: жесты и, конечно, мимика). А что такое мимика, друзья? (Ответ: выражение нашего лица). Педагог: Бывает без сомненья Разное выраженье. А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики? (Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе). Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»… (Проводится игра) Педагог: Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты? (Ответы детей) Педагог: А теперь пришла пора, Общаться жестами. Да-да! Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду. (Проводится игра) А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте», слово «тихо», «не знаю», «да», «нет», «благодарность», «до свидания». Педагог: Молодцы, ребята. С заданием вы справились. |
Основная часть | Посмотрите, у меня в руках волшебная палочка. Я ею взмахну, и мы с вами окажемся в заколдованном замке спящей королевы, где жизнь замерла, и все обитатели замка застыли в разных позах. Но, имейте в виду, ребята, как только мы окажемся в замке, мы тоже заснём. Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в сказочной стране очутись! (Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», звучит треугольник, 1, 2, 3, и дети под спокойную музыку М. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент) застывают в разных позах. Проводится релаксационный этюд на расслабление мышц «Каждый спит»). Педагог: На дворе встречаю я Тьму людей, и каждый спит, Тот как вкопанный сидит, Тот, не двигаясь, идёт, Тот стоит, раскрывши рот. Педагог: Вот и дети спят! Но ничего, у меня в руках волшебная палочка, сейчас я ею взмахну и всех расколдую. (Звучит музыка «Утро» Э. Грига (фрагмент), воспитатель взмахивает палочкой — и начинается пробуждение детей: дети встают, потягиваются, зевают) Педагог: Ну что, ребята, все проснулись? Нам пора отправляться в обратный путь, в наш любимый детский сад. (Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой», звучит треугольник, 1, 2, 3, и дети отправляются в обратный путь) Педагог: Вправо, влево повернись, В детском саду окажись. Педагог: Вот мы и в саду. Но что это такое? Какая-то коробка. А, я поняла, пока мы с вами путешествовали, почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель с детьми открывают коробку, в которой лежат сказочные герои). Интересно, в какую сказку мы попали? Загадка 1: По сусекам он скребён, На сметане он мешён, На окошке он стужён, Круглый бок, румяный бок Покатился… (колобок). Педагог: Вы помните песенку колобка? Давайте попробуем пропеть эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение. Загадка 2. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её. — Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной Шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной Шапочкой. Педагог: Одевайтесь, гримируйтесь и придумывайте диалоги. А пока ребята готовятся, мы с вами (воспитатель обращается ко второй подгруппе детей) поиграем в игру «Передай дальше» (Проводится игра, воспитатель проводит игру с воображаемыми предметами — мяч, воздушный шарик, камень, тряпка, блинчик, маленький мячик, ёжик) Педагог: Вы готовы? Давайте послушаем? (Диалоги детей) |
Итоговая часть | Ребята, вам понравились герои этих сказок? Сегодня вы все постарались на славу, Сказать исполнителям хочется «Браво»! Дальнейших успехов вам всем пожелать, И так же всегда хорошо выступать. |
Видео: непосредственная образовательная деятельность (развитие речи, театрализация) на тему «Буратино ищет артистов»
Как организовать спектакль в детском саду
Детский спектакль можно подготавливать во время плановых занятий по театрализации или за счёт специальных отдельных репетиций театрального кружка. Спектакль можно приурочить к утреннику, какому-либо празднику. Тема может перекликаться с каким-либо образовательным проектом, который выполняют дети, сезонными событиями и т. д. Обычно показ спектакля проходит раз в квартал.
Организация спектакля включает в себя следующие этапы:
- Выбор произведения и обсуждение с детьми, распределение ролей.
- Деление текста на сценические эпизоды и пересказ их детьми.
- Начальная репетиционная проработка эпизодов в виде импровизационных этюдов.
- Постановка танцевальных номеров, работа над музыкальным сопровождением, подготовка костюмов и эскизов декораций.
- Работа над текстом, уточнение понимания характеров героев, мотивации их действий.
- Проработка сценической выразительности поведения персонажей.
- Репетиционная работа над отдельными мизансценами с элементами реквизита и музыкальным сопровождением.
- Репетиция всей постановки с деталями костюмов и сценического оформления.
- Премьера, итоговое обсуждение, подготовка выставки детских рисунков по мотивам произведения.
Таблица: сценарии сказок для детского спектакля
Название | «Мешок яблок», автор Е. В. Рекунова | «Колобок-нарушитель», автор Л. И. Полугрудова |
Действующие лица |
|
|
Сценарий |
|
|
Видео: мюзикл «Сказка о рыбаке и рыбке»
Видео: театрализованная постановка «Под грибом»
Видео: спектакль «Красная шапочка»
Проект по театрализованной деятельности
Занятие по театрализованной деятельности — узконаправленный способ осуществления образовательной деятельности.
Театрализованный проект — комбинированный и расширенный вариант реализации театрализованной деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (художественная литература, речевое развитие, музыка, рисование, лепка, дыхательная гимнастика, ритмопластика и т. д.), имеющих общую тему.
Виды проектов:
- краткосрочный — выполняется от одного занятия до одной недели,
- долгосрочный — от месяца до года.
Структура проекта:
- Подготовительная работа.
- Основная часть.
- Итоговый этап.
Направления и формы реализации:
- интеллектуально-познавательное развитие:
- просветительские беседы с родителями и воспитанниками,
- викторины и театрализованные игры,
- домашние задания,
- демонстрационный материал и наглядные пособия (информационные стенды, папки-передвижки, плакаты, газеты и т. д.),
- праздничные мероприятия,
- экскурсии, посещение музейных экспозиций и театральных постановок.
- развивающие игры:
- дидактические,
- артистические,
- ролевые.
- художественная практическая деятельность по изготовлению театральной атрибутики:
- рисование,
- аппликация,
- музыка,
- лепка,
- словесные приёмы, направленные на развитие речи:
- стихотворения,
- скороговорки,
- загадки,
- литературные произведения,
- фольклорные материалы,
- сказки,
- костюмированное спортивное развлечение.
Фотогалерея: краткосрочный проект «Маленькие артисты большого театра»
На титульном листе обязательно нужно указать название проекта, возраст детей, авторство
Цветные фотографии — лучшая иллюстрация для проекта
В основе каждого проекта лежит исследовательская задача
Педагогу необходимо заранее обдумать цели и сроки реализации проекта
Чем лучше будут структурированы задачи проекта, тем чётче будет план действий
В плане желательно распределить действия по направлениям (лепка, художественная литература, развитие речи и т. д.)
Комплексный проект, охватывающий не только гуманитарные, но и точные науки (математика и естествознание), сложен, но интересен для детей
В плане нужно также указать различные методические средства, применение технологий и упражнений
Разнообразная деятельность в рамках одного проекта даёт детям возможность более полно изучить его тему
Театр — та же игра, поэтому для детей это очень увлекательно
Богато оснащённая театральная зона позволит детям реализовать даже самые невероятные замыслы
Дети с радостью покажут родителям сказку
Таблица: примеры планов долгосрочных проектов
«Театр для всех!», автор Е. С. Сафронова | |
Цели проекта |
|
Задачи |
|
Длительность | 1–2 месяца |
Подготовительный этап |
|
Основной этап | Воспитатели:
Родители:
Учитель-логопед:
Музыкальный руководитель:
|
Заключительный этап | Презентация проекта:
|
«Волшебный мир театра», автор С. В. Кочеткова | |
Цели проекта |
|
Задачи |
|
Длительность | 2 месяца |
Подготовительный этап |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап |
|
Фотогалерея: долгосрочный проект «В гостях у сказки»
Долгосрочный проект «В гостях у сказки»
Формулировка целей нужна прежде всего самому педагогу
Выделение задач нужно для достижения целей
Рисуя и изображая персонажей на бумаге, дети лучше могут их себе представить
Лепка скульптур сказочных героев развивает пространственное мышление
Аппликация в рамках проекта является способом создать красочное панно
Игры, сценки и импровизации в радость детям
Книжная выставка полезна и информативна и для коллег и родителей
Поделки оригами на заданную тему дополнят проект
Модульное конструирование сказочного замка запомнится детям надолго
Изготовление театральной атрибутики — неотъемлемый элемент подготовки спектакля
Диагностика театрализованной деятельности
Исследование позволяет определить уровень социализации ребёнка, развития его коммуникативных навыков, зрелости психологических процессов. Для диагностики театрализованной деятельности старших дошкольников педагоги чаще всего используют авторскую методику Т. С. Комаровой, основанную на наблюдении за совместной работой детей над созданием спектакля. Результаты творческой импровизации могут быть продемонстрированы зрителям, которыми могут быть ребята из других групп, родители, педагоги.
Методика проведения:
- Воспитатель предлагает воспитанникам показать сказку гостям детского театра.
- Ребята рассматривают предложенные иллюстрации известных народных сказок, сочиняют новую историю с участием героев сказочных персонажей.
- Педагог напоминает основные части развития сюжета. Дети предлагают варианты сказочных историй, самая интересная из них становится основной.
- По жребию определяют актёров, художников по костюмам и декорациям, музыкантов.
- Затем дети показывают спектакль гостям.
Музыкальный руководитель заполняет диагностическую карту:
- Основы театральной культуры.
- Высокий уровень — 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности, знает правила поведения в театре, называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
- Средний уровень — 2 балла: интересуется театральной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
- Низкий уровень — 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности, затрудняется назвать различные виды театра.
- Речевая культура.
- Высокий уровень — 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание, даёт подробные словесные характеристики своих героев, творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
- Средний уровень — 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев, выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения.
- Низкий уровень — 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета, пересказывает с помощью педагога.
- Эмоционально-образное развитие.
- Высокий уровень — 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев, использует различные средства выразительности.
- Средний уровень — 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, использует мимику, жест, позу, движение.
- Низкий уровень — 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
- Основы коллективной творческой деятельности.
- Высокий уровень — 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
- Средний уровень — 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в коллективной деятельности.
- Низкий уровень — 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Общая оценка уровня
Высокий уровень (восемнадцать — двадцать баллов):
- демонстрирует живой личный интерес, творчество и активность во время театрализованных занятий,
- улавливает стержневую идею сказки, рассказа, стихотворения, эмоционально воспринимает судьбы героев, способен самостоятельно создавать образ персонажа, используя мимические, пластические, интонационные средства выразительности,
- владеет образно-выразительной речью и умело применяет её во время театрализованных импровизаций и спектаклей,
- самостоятельно придумывает и делает наброски костюмов и декораций,
- с интересом играет в кукольный театр, проявляя творческую импровизацию,
- демонстрирует музыкальные способности, поёт, обладает гармоничной пластикой.
Средний уровень (одиннадцать-семнадцать баллов):
- демонстрирует интерес к театральному творчеству, ориентируется в театральной классификации, знает названия театральных профессий,
- понимает и может эмоционально рассказать своими словами содержание произведения, описать характеры персонажей с помощью эпитетов и образных словосочетаний,
- с помощью воспитателя может справиться с творческим заданием, связанным с ролевым перевоплощением,
- с помощью подсказок и наводящих вопросов педагога создаёт изображения персонажей, делает наброски к костюмам и декорациям,
- умеет свободно управлять куклой,
- обладает развитыми коммуникационными навыками, демонстрирует согласованные действия в работе с партнёрами.
Низкий уровень (семь-десять баллов):
- показывает пассивный интерес к театральному действию (только как зритель),
- слабо ориентируется в классификации видов театра,
- знаком с правилами культурного поведения в театре,
- в целом понимает сюжетную линию произведения, но затрудняется передать эмоциональное состояние героев с помощью мимики и жестов,
- с помощью педагога может нарисовать основные сюжетные эпизоды, но затрудняется в изготовлении декораций и костюмов,
- все действия выполняются с помощью воспитателя, самостоятельную активность не проявляет.
Таблица: диагностические творческие задания
Творческое задание № 1 «Лисичка-сестричка и Серый волк» | Цели — обучить детей:
Задача: разыграть сказку, используя на выбор настольный или кукольный театр, театр на фланелеграфе.
|
Творческое задание № 2 Создание спектакля «Заячья избушка» | Цели — научить детей:
Задачи:
Материалы:
Действие:
|
Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки | Цели:
Задачи:
Материалы:
Действие:
|
Театрализация в детском саду помогает разрешить многие насущные проблемы педагогики и детской психологии, связанные с нравственным воспитанием и эстетическим развитием детей, формированием коммуникативных навыков, снятием эмоционального напряжения. В основе театрального искусства лежит игра, поэтому оно так привлекает взрослых и детей, способствует большему взаимопониманию, открывает возможности решения конфликтных ситуаций. Дети в старшем дошкольном возрасте совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.