В дошкольный период у детей формируются первые представления об окружающем мире: различных предметах дома, в детском саду и на улице, природе, профессиях людей и т. д. На занятиях по познанию окружающего мира в дошкольном учреждении необходимо расширять эти представления у ребёнка, формировать гармонично развитую личность, способную ориентироваться в привычных жизненных ситуациях.
Формирование представлений об окружающем мире в разных возрастных группах ДОУ
Занятия по познанию окружающего мира включают в себя изучение мира природы, явлений общественной жизни (жизнь и труд взрослых), предметного окружения. Общей целью курса таких мероприятий в ДОУ является формирование у ребёнка целостной картины мира, критического мышления, умения самостоятельно определять и эмоционально реагировать на происходящее в окружающем мире, развитие воображения, творческой и познавательной активности.
Задачи:
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях),
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках,
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Проводить занятия по знакомству с окружающим миром педагогу следует, учитывая возрастные особенности детей, используя адекватные подходящие приёмы, средства и методы.
Первая младшая группа
В первой младшей группе ставятся следующие задачи:
- Знакомить с предметами ближайшего окружения (фрукты, овощи, игрушки, посуда, одежда, обувь) и учить различать их разновидности и применение (из стакана пьют сок и воду, на автобусе люди ездят на работу или в гости).
- Учить называть цвет, форму, материал, размер, подбирать предметы по тождеству, сравнивать их, называть отдельные детали (у машины — колесо, кабина, у платья — карманы, пуговицы, воротник).
- Приучать называть своё имя и имена членов семьи, беседовать о семье (дидактические игры «Как зовут маму», «Как развеселить маму», «Чем порадовать папу»).
- Учить свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой детский сад, находить свою группу, ориентироваться в помещении группы (игры «Кто быстрее найдёт свой шкафчик», «Поиграем с куклами в игровом уголке»), напоминать название улицы, города.
- Воспитывать интерес к труду взрослых, ознакомлять с домашними делами (например, мытьё посуды, уборка комнаты), подчёркивать важность такого труда (игры-занятия «Мамы — дома повара», «Каша Сороки-белобоки»).
Так, игра «Мамы — дома повара» (по О. В. Дыбиной) направлена на демонстрацию важности домашнего труда мамы, знакомство с различными блюдами и их названиями. Предварительным материалом к игре выступает совместная подготовка родителей и детей фотографий мам, на которых они заняты процессом приготовления еды.
Ход игры:
- Воспитатель достаёт и показывает ребятам игрушечного персонажа Сороку-белобоку и начинает разговаривать с ней: «Сорока, сорока, ты к нам прилетела, чтобы сварить кашу?», а сорока-игрушка отвечает: «Нет, я пришла узнать у ребят, что же готовят их мамы дома».
- Дети по очереди выходят и рассказывают, показывая фотографию со своей мамой, о том, какое блюдо она готовит. Например: «Моя мама готовит суп. Она добавляет туда картошку, морковь, лук, перец». Воспитатель дополняет рассказ ребёнка: «Так, значит, это овощной суп. Ребята, а вы любите супы? У кого ещё мама готовит суп? А какие ещё есть: гороховый, борщ, свекольник? Кто что больше любит?» и т. д. Происходит беседа. Следующий ребёнок, например, рассказывает о том, что его мама печёт пирожки. Вспоминаются блюда, которые ещё можно выпекать (пирог, плюшки). Другой малыш показывает фото, как мама жарит картошку. Воспитатель поддерживает и направляет разговор о том, какие блюда тоже можно готовить на сковородке (котлеты, блинчики), интересуется мнением ребят.
- После того как все малыши рассказали о трудах своих мам, Сорока-белобока говорит: «Ребята, у вас замечательные мамы! Как они трудятся дома и какую вкусную еду готовят для всей семьи! Спасибо за интересный рассказ! А я полетела рассказывать своим детишкам-сорочатам о том, как можно приготовить вкусную еду. Пока».
- Фотографии мам выставляются на мольберте. Каждый ребёнок может ещё раз рассказать о своей маме воспитателю или другим ребятам.
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе дети:
- продолжают знакомиться с предметами и их свойствами — учатся определять размер, форму, вес, расположение (далеко — близко, высоко — низко), различать цвета,
- иизучают свойства материалов (твёрдость, пластичность), структуру поверхности (гладкая, скользкая, шершавая) в играх «Из чего это сделано?», «Послушная глина» и др.,
- начинают простейшие исследования предметов (тонет — не тонет, рвётся — не рвётся),
- принимают участие в беседах о семье и её важности, учатся рассказывать о своих родственниках,
- знакомятся с профессиями (медсестра, воспитатель).
Важно подчёркивать в занятиях различие предметов, сделанных людьми (табуретка, ложка, диван) и созданных природой (шишка, камень, ветка). Например, в игре «Помоги Незнайке» дети складывают предметы в различные мешочки в зависимости от того, сделаны они человеком или нет. Усложнить игру можно, попросив ребят обосновывать свой выбор («Я положил мяч в этот мешок, потому что его сделал человек»).
Средняя группа
В средней группе воспитанники:
- учатся различать предметы по их использованию (для рисования, игры, труда),
- продолжают знакомиться со свойствами и качествами предметов,
- расширяют знания об общественном транспорте,
- продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками,
- продолжают изучать родной край, знакомятся с названиями улиц, достопримечательностями города, праздниками, получают начальные представления об армии страны,
- продолжают знакомиться с профессиями (шофёр, продавец, врач), вводится само понятие «профессия».
Следует объяснять ребятам, почему тот или иной предмет сделан из определённого материала (мебель — из дерева, зонт — из водонепроницаемой ткани, чашка — из фарфора). Также детям интересно знакомиться с историей появления предметов и материалов.
Подробнее об ознакомлении с окружающим миром в средней группе детского сада можно узнать из нашей статьи — Как прекрасно вокруг: ознакомление с окружающим миром воспитанников средней группы детского сада.
Например, можно провести игру «Какая бумага была в прошлом», целью которой является знакомство детей с видами бумаги в прошлом и с её современным использованием. Воспитатель рассказывает про каждый материал, который в прошлом использовали для написания на нём текстов. При рассмотрении самого древнего вида — камня, подчёркивается неудобство его применения в письме и необходимость поиска других материалов. Затем дети изучают глиняную табличку. В совместном разговоре с педагогом они приходят к выводу, что глина мягкая, на ней удобнее писать, чем на камне, но табличка хрупкая и может разбиться. Преподаватель рассказывает группе о бересте, что этот материал использовался в Древней Руси и сделан он из берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но вот книгу сделать из неё не получится. Детям предлагается сложить бересту, чтобы они убедились, как трудно это сделать — она сразу ломается.
Затем воспитатель рассказывает, что из далёкого Китая когда-то был привезён новый материал для письма — бумага. Сначала она была тёмная, поверхность была у неё шероховатая. В итоге беседа подводится к рассмотрению листа бумаги, используемого в настоящее время, — гладкого, тонкого и белого. Ребятам задаётся вопрос, что можно сделать из бумаги (книги, газеты, журналы, тетради и т. д.). В заключающей части занятия удачным будет прочитать стихотворение, например, С. Маршака «Чистый лист».
Видео: открытый урок по познанию окружающего мира в средней группе
Старшая группа
В старшей группе дети:
- учатся различать и называть виды транспорта, бытовые приборы для удобства и комфорта (чайник, кофемолка, комбайн, тостер, утюг, пылесос, ковёр), можно организовать дидактические игры «Предметы, создающие комфорт в доме», «Что облегчает домашний труд»,
- учатся сами описывать предметы (их свойства и качества), например, проводятся игры «Упрямый предмет», «Из какого материала сделано»,
- продолжают знакомиться с родным краем,
- расширяют знания о профессиях (врач, шофёр),
- учатся различать некоторые виды войск,
- обучаются некоторым правилам дорожного движения.
При ознакомлении детей старшей группы с новыми видами профессий, следует акцентировать внимание на важности любого труда, его ценности. Например, занятие «В гостях у художника» учит детей ценить творческую деятельность живописцев, показывает её значимость и необходимость.
Ход занятия:
- В группу заходят персонажи Кисточка и Карандаш и начинают спорить между собой о том, кто из них важнее.
- Воспитатель предлагает персонажам спросить об этом у ребят (дети выкрикивают разные ответы).
- Тогда Карандашу и Кисточке вместе с ребятами предлагается спросить мнение у эксперта (художника) и отправиться на экскурсию к Ирине Михайловне.
- Дети вместе с педагогом и героями идут в мастерскую, где развешаны картины, лежат предметы для рисования. Там работает художник Ирина Михайловна. Дети её приветствуют. Воспитатель: «Ирина Михайловна, мы не можем прийти к общему мнению, спорим, кто главнее — карандаш или кисточка».
- Ирина Михайловна: «Давайте тогда с вами разберёмся, спор не нужен. Сначала я хочу познакомить вас со своей профессией. Я — художник. Это человек, который занимается рисованием, лепкой. Вот один из моих рисунков. Что на нём изображено? (Осень). Правильно, это осень. Я долго гуляла по осеннему лесу, присматривалась к деревьям, различным цветам листьев и создала эту картину. Нарисована она акварелью. Когда изображается природа, деревья, лес, получается пейзаж. А вот на этой картине я изобразила свою бабушку. Она у меня добрая и заботливая, очень любит вязание. Я и изобразила, как она трудится за своим любимым занятием. А вот на этом рисунке я изобразила свою дочку Марину. Ей 4 года. Она весёлая и задорная, любит играть с куклами и рисовать. У Мариночки широкая улыбка и ясные игривые глаза. Она как будто так и зовёт вас поиграть вместе с ней. Рисунок, на котором изображён человек, называется портрет. Портреты своей бабушки и дочки я создала с помощью карандаша».
- Воспитатель: «Ребята, давайте скажем спасибо Ирине Михайловне за такой интересный и подробный рассказ!». (Дети благодарят художницу).
- Карандаш и Кисточка кричат: «Подождите! Мы ведь так и не выяснили, кто из нас главнее!», на что Ирина Михайловна им отвечает: «Я думаю, что ребята уже смогут вам ответить на этот вопрос». Дети отвечают, что теперь знают, что и без кисточки, и без карандаша не обойтись в рисовании, они равны.
- Воспитатель предлагает отблагодарить за интересный рассказ художника Ирину Михайловну цветами (каждый ребёнок подходит к Ирине Михайловне и дарит ей цветок). Затем дети возвращаются к себе в группу.
Занятия по познанию окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста должны побуждать их проводить собственные исследования, учиться анализировать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.
Подготовительная группа
В подготовительной группе занятия по познанию окружающего мира направлены на:
- обогащение знаний об окружающих предметах, истории их создания, видах транспорта,
- проведение бесед о семье (говорить о датах рождения родственников, называть их имена),
- формирование представлений детей о школе, библиотеке, музее, используя экскурсии, рассматривание альбомов, беседы,
- расширение знаний о родном крае, знакомство с флагом, гербом и гимном страны,
- проведение бесед о нашей планете, формирование навыка пользоваться картой (старшие дошкольники с интересом воспринимают темы о космосе, полёте Ю. Гагарина, В. Терешковой, космических экипажах и станциях),
- углублять знания об армии,
- формировать интерес к новым профессиям.
В подготовительной группе следует активно использовать преобразовательную деятельность, тем самым развивая творческую активность ребят и их воображение. Например, игры-преобразования «Укрась ёлочку», «Дом из ткани», «Ватрушка» побуждают дошкольников выступать в роли творцов, преобразователей.
Таблица: примерный план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Автор | Дыбина О. | |
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Предметы-помощники | Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека. |
Дружная семья |
| |
Октябрь | Удивительные предметы | Учить сравнивать предметы, придуманные людьми и созданные природой, находить между ними общее. |
Как хорошо у нас в саду |
| |
Ноябрь | Путешествие в прошлое книги | Показать историю создания книги, какие материалы раньше использовались и как менялся вид книги во времени. |
Школа |
| |
Декабрь | На выставке кожаных изделий |
|
Путешествие в типографию |
| |
Январь | Две вазы | Закреплять представления о стекле и предметах из него. |
Библиотека |
| |
Февраль | В мире материалов (викторина) | Закреплять представления детей о различных материалах. |
Защитники Родины |
| |
Март | Знатоки | Расширять знания о предметах окружающего мира. |
Моё Отечество — Россия | Воспитывать уважение и любовь к родному краю. | |
Апрель | Путешествие в прошлое счётных устройств |
|
Космос |
| |
Май | Путешествие в прошлое светофора |
|
К дедушке на ферму |
|
Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:
- схемы,
- слайды,
- картинки-карточки
- поделки,
- плакаты,
- стенгазеты и т. п.
Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.
Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.
Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды
Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения
Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице
Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных
Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур
Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается
Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза
С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева
Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»
Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду
Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.
Китайская народная мудрость
Оформление проекта включает следующие основные моменты:
- Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
- Характеристика участников проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Предполагаемые результаты.
- Сроки реализации проекта.
- Необходимые материалы и оборудование.
- Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
- Список использованной литературы.
Проект по энергосбережению
Недостаток бережного обращения с ресурсами — одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению — показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.
Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:
- Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
- Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
- Завершение, подведение итогов.
В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:
- беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт,
- опыты со светом, водой, воздухом,
- изучение детских энциклопедий по экологии,
- дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»),
- регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира,
- анкеты для родителей.
При проведении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов — серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.
Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза — проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:
- воздушного шара,
- шерстяных кусочков ткани,
- рупора.
Этапы проведения:
- Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
- Подносят к ним рупор (для усиления звука).
- Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.
Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:
- картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.),
- красный картонный или бумажный кружочек.
Этапы проведения:
- Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
- Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
- Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.
Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.
Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:
- изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов,
- подготовку к выставке,
- наблюдения (например, за дождём, росой, паром),
- дидактические игры,
- опыты,
- чтение экологических сказок,
- беседы,
- сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме,
- оформление декораций для эпизодов сказки,
- театрализованные сценки,
- изготовление плакатов, стенгазет,
- изготовление памяток,
- проведение консультаций и т. п.
На завершающем этапе организуются:
- выставки,
- тематические уголки,
- чтение стихов,
- загадывание загадок,
- составление кроссворда,
- игры,
- развлечения,
- фотоальбом и др.
Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»
Автор | Матюшёнок Г. Е., заместитель заведующего ГУО «Ясли-сад № 432 г. Минска». |
Цель проекта | Создание условий для формирования у детей старшей группы основ бережного отношения к использованию электроэнергии. |
Задачи проекта |
|
1-й этап (выделение проблемы) |
|
2-й этап (исследовательский, сбор информации) |
|
3-й этап (заключительный, презентация) |
|
Результаты |
|
Проект «Звуки вокруг нас»
Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.
Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта — расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.
Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»
Этап | Мероприятие | Задачи | Ответственные | Сроки |
Подготовительный. | Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки». |
| Музыкальный руководитель | 1-я неделя |
Создание проблемной ситуации для детей. | Выяснить, что дети знают о звукообразовании и звукоизвлечении, что хотели бы ещё узнать. | Воспитатели | 1-я неделя | |
Информирование родителей и детей. |
| Воспитатели, родители | 1-я неделя | |
| Просвещение родителей. | Воспитатели | Постоянно | |
| Организовать совместную деятельность детей и родителей. | Воспитатели, родители | 1–2-я недели | |
Деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. | Беседа «Польза и вред звуков». |
| Воспитатели | 2-я неделя |
| Развивать слуховое внимание, словарный запас. | Воспитатели | 2-я неделя | |
Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать мальчикам — шумы, которые услышали на улице, девочкам — шумы, которые услышали дома. | Развивать слуховое внимание, воображение, память. | Дети, родители | 2-я неделя | |
Дидактическая игра «Что звучит?». | Определять предмет, не глядя, по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение. | Воспитатели | 3-я неделя | |
Дидактическая игра «Музыка или шум?». | Определять происхождение звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки. | Музыкальный руководитель | 3-я неделя | |
Исследовательская деятельность детей. |
| Воспитатели | 3-я неделя | |
Творческая мастерская: изготовление шумовых музыкальных инструментов. |
| Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя | |
Результативный. | Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки». | Закрепить понятия музыкальных и немузыкальных звуков. | Музыкальный руководитель, воспитатели | 4-я неделя |
Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.
Методы и приёмы:
- беседы,
- словесная инструкция,
- наглядный показ,
- игры,
- чтение литературы по теме,
- дискуссии.
Предварительная работа:
- работа по карте России и карте мира,
- заучивание стихов о России,
- чтение энциклопедии,
- рассматривание картинок.
Ход занятия:
- Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте. Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее).
- Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?».
- Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву.
- Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны — огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.
Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.