Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность.
Цели и задачи театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
- познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе),
- формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок),
- способствовать развитию творческого потенциала детей,
- развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства),
- стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе),
- приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом),
- воспитывать уважение к этому виду искусства.
Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач будет варьироваться и расширяться для детей 3–4 лет.
Таблица: задачи театрализованной деятельности в первой и второй младших группах
Дети 1,5–3 лет | Дети 3–4 лет |
|
|
Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников
ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:
- драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»),
- театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»),
- стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром),
- настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа),
- верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы),
- театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
Это интересно. В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.
Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет
Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:
- элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко),
- самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»),
- развлечения (досуговые мероприятия, утренники).
Вопросы индивидуализации
- распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации),
- удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат),
- обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).
Приёмы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах
Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами 1,5–3 лет педагог использует ещё другие группы методических приёмов.
Наглядные приёмы
Зрительный канал восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.
Картинки
Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы, которые затем будут представлены тенями. А когда теневой театр используется на этапе закрепления темы о животных, то есть дети хорошо знают ряд представителей фауны, их образы в виде теней можно угадывать.
Демонстрация
В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.
Атрибуты
Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в первой и второй младших группах, обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:
- фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.),
- стенд для теневого театра,
- настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок),
- пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные),
- куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра,
- маски (людей, животных),
- элементы костюмов героев сказок (кофта для Деда, платочек для бабки, сарафан для девочки, жёлтый мешок с зелёной отделкой для «Репки» и пр.),
- кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).
Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.
Речевые приёмы
Слово взрослого в работе с детьми, только осваивающими речь, должно быть содержательным, понятным и выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются при помощи четырёх языковых приёмов.
Объяснение
Этим речевым приёмом педагог иллюстрирует все задания, используя простые предложения с понятными словами (если встречаются незнакомые, новые, то воспитатель отдельно разъясняет их суть), без оборотов и с обязательной подходящей по смыслу эмоциональной окрашенностью. Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией. Например, объяснить малышам первой младшей группы, как сделать тень зайчика, можно так: «Ставим ладошку так (показывает положение ладони параллельно стенду для теневого театра), сгибаем все пальчики, кроме указательного-второго и среднего-третьего, и придерживаем их большим (показывает)». После разъяснения дети повторяют манипуляции.
Беседа
Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т .д.?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. Во второй младшей группе в беседу включаются вопросы, требующие более развёрнутых ответов, например, «Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и пр.
Сказки
Стихотворения и загадки
Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. Но если стихотворения могут использоваться уже с первой младшей группы, то загадки лучше начинать практиковать со второй, когда опыта у малышей прибавится, и они смогут находить ответ, опираясь на личный опыт.
Это интересно. Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у малышей был ещё один ориентир для ответа — рифма.
Таблица: примеры стихотворений и загадок для театрализации в младшем дошкольном возрасте
Тема | Загадки, стихотворения |
«Овощи на грядке» |
|
«Везёт, везёт лошадка» |
|
«Ловкий мышонок» |
|
«Знакомые сказки» |
|
Игровые приёмы
Эти способы взаимодействия с детьми в 1,5–3 года являются наиболее актуальными. С их помощью удаётся комплексно подходить к решению задач театрализации. Так что педагогу обязательно нужно знать тонкости организации театрализованных игр в первой младшей группе и театрализованных игр второй младшей группе.
Практические приёмы
Под этой группой средств взаимодействия с малышами понимаются творческие способы осмысления сюжета театрализации:
- рисунки,
- аппликации,
- поделки.
При этом использоваться они должны в рамках имеющихся у малышей навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок (красками в первой младшей группе и/или карандашами во второй), аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Репка» по порядку того, как они присоединялись к «сбору урожая»). Поделки в первой младшей выполняются в одном материале, к примеру, каштаны-персонажи сказки «Три медведя», а во второй сырьё может комбинироваться, например, малыши представляют жителей леса из каштанов и желудей, скреплённых зубочистками.
Это интересно. Практические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью используются нечасто. Обычно эти задания даются на смежных уроках по той же теме, например, при работе над темой «Курочка Ряба» непосредственно на занятии малыши первой младшей группы не рисовали, а выполняли творческое задание на уроке по изобразительному искусству в рамках смежной темы «Раскрашивание крупных объектов красками. «Курочка Ряба».
Картотеки тем по театрализованной деятельности
Тематика картотек видов заданий в театрализованной деятельности отражается в перспективном планировании работы с детьми конкретного возраста. В первой младшей группе предполагается два занятия в месяц, во второй — одно занятие в неделю. При этом на проработку каждой темы с детьми 1,5–4 лет обычно выделяется два занятия.
Таблица: перспективный план театрализованной деятельности в первой младшей группе (фрагмент)
Автор — Курочкина И., воспитатель МБДОУ Детский сад №4 «Солнышко», г. Йошкар-Ола.
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки |
|
Игра-драматизация «Курочка Ряба» |
| |
Октябрь | Разыгрывание спектакля «Репка» |
|
Разыгрывание спектакля «Репка»: разработка элементов костюма |
| |
Ноябрь | Сказка К.Чуковского «Цыплёнок» |
|
Рассказывание сказки «Почему плакал котёнок?» с использованием настольного театра | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем: досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам». | |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-teatralnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe.html |
Таблица: перспективный план театрализованной деятельности во второй младшей группе (фрагмент)
Автор — Богатенкова Н.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР Детский сад №31», д. Медвежьи Озёра, Щёлковского муниципального района, Московская область.
Тема | Задачи | Оборудование и материалы | Краткий план |
Октябрь | |||
«В гостях у сказки» |
|
|
|
«По следам сказки» |
| Куклы театра бибабо. |
|
«Овощи на грядке» |
| Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук) для подвижной игры. |
|
«В огороде заинька» |
|
|
|
Ноябрь | |||
«К бабушке в деревню» |
|
|
|
«Везёт, везёт лошадка» |
|
|
|
«Наступили холода» |
|
|
|
«Козочки и волки» |
|
|
|
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/16/perspektivnyy-plan-po-teatralizovannoy-deyatelnosti |
Временной план
Занятия театрализованной деятельностью с воспитанниками первой и второй младших групп длятся 15 и 20 минут соответственно. При этом этапы, между которыми распределяется этот временной промежуток, будут одинаковые:
- введение — знакомство с темой, использование мотивационных приёмов (до 3 минут),
- основной этап — проработка темы в одном из видов театрализованной деятельности (до 14 минут),
- заключительный этап — подведение итогов, поощрение малышей (до 3 минут).
Таблица: Евсеева Е.В. конспект занятия по театрализованной деятельности «Паровоз ребят повёз» в первой младшей группе
Этап | Содержание |
Введение | Воспитатель приносит детям игрушку паровоз и говорит, что паровоз скоро отправится в путь. Воспитатель: — Паровоз, паровоз, он вагончики повез, чух-чуч чух! Ребятки, посмотрите, какой красивый паровозик. Хотите прокатиться? Поехали! (Дети становятся друг за другом и едут.) |
Основной этап | Воспитатель: Паровоз, паровоз, он ребяток повёз, Едут в вагончиках маленькие детки, Машут ладошками маленькие детки. Дети. Ту-ту, ту-ту-ту! Ту-ту, ту-ту-ту! Воспитатель. Паровоз, паровоз, ты куда ребят повёз? Паровоз, паровоз, ты куда ребят повёз? Паровоз. Я везу их в Москву, я везу их в Москву! Дети. Ту-ту, ту-ту-ту! Ту-ту, ту-ту-ту! |
Воспитатель сообщает детям, что они приехали на паровозе в большой город, в Москву, а там зоопарк. Воспитатель. — В зоопарке много разных зверей. Вот большие тигры (показывает мягкую игрушку), они умеют рычать: р-р-р… (Дети подражают тигру.) А это большой и важный слон (показывает игрушку). Он умеет важно ходить (дети подражают слону). А вот прыгнула маленькая белочка (показывает игрушку). Выходи сюда, белочка. (Воспитатель надевает на ребёнка шапочку белочки.) Белочка, попрыгай. (Белочка прыгает.) Белочка, покажи, как ты грызёшь орешки. (Белочка грызёт орешки.) Вот какой хороший зоопарк. А теперь поедем домой. Садитесь в вагончики. Поезд отправляется. (Дети едут домой). | |
Заключительный этап | Педагог благодарит детей за работу и предлагает поаплодировать друг другу. |
Видео: занятие по сказке «Теремок» с разными видами театрализации в первой младшей группе
Таблица: Фролова С.С. конспект занятия по театрализованной деятельности «В гости к сказке» во второй младшей группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный этап | – Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдёмте по ней. По дорожке дети шли, Мешочек по пути нашли, А мешок — то не простой, Он волшебный — вот такой! |
– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их. Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достаёт маленький кубик с изображением животного (театр на кубиках). И выставляет его на столе. Загадки: Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)…>, | |
Основной | <,…– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки? Надевайте шапочки-маски. Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите по очереди и изображайте того животного, о ком идёт речь. |
Дети надевают шапочки-маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья, воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, ребёнок имитирует движения: Лиса, лисонька, лиса! Очень хитрые глаза, Шубка — глазки не отвесть. «Курочек люблю поесть!», Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят, что он любит, Скажет: «Меду бы поесть!»…>, | |
<,… После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под русскую народную мелодию воспитатель на столе из больших кубиков строит теремок, который разрушает медведь…>, | |
<,…По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок…>, | |
Заключительный этап | – Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки-маски, и теперь вы снова ребята. – Артистами ребята побывали, и сказочку ребята показали. Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши! |
Видео: занятие театрализованной деятельностью на тему «Лесная оборона» во второй младшей группе
Сценарии театрализованных постановок в младших группах
Инсценировка и сюжетно-ролевые игры являются одними из самых популярных видов драматизации. Такие спектакли могут презентоваться публике (родителям и коллегам) в качестве итогового мероприятия после изучения темы (например, сказки), а также быть формой организации игры. В основу инсценировок положен принцип распределения ролей между участниками-актёрами. Ниже представлены примеры составления сценария:
- белорусской народной сказки «Пых» для первой младшей группы,
- «Сказки про Курочку с цыплятками и Кошечку с котятками» для второй младшей группы,
- сказки «Под кустиком» для второй младшей группы.
Целый набор сценариев по сказкам для детей всех возрастных категорий можно найти здесь.
Видео: инсценировка сказки «Репка» в первой младшей группе
Видео: инсценировка сказки «Перчатки» во второй младшей группе
Видео: инсценировка сказки-шутки «Лучшая шубка» во второй младшей группе
Проекты по театрализованной деятельности для младших дошкольников
Проектная технология одним из видов работы предполагает рассмотрение определённой проблемы в рамках того или иного вида деятельности. По времени разработки проекты могут быть краткосрочные (до месяца) и долгосрочные (до года). По образовательной направленности выделяют:
- познавательно-речевые проекты (например, «Театр в жизни ребёнка», требующий накопления материалов в аспекте разных сторон вопроса),
- творческие, посвящённые творческому осмыслению узкой проблематики (к примеру, проект «Мои первые сказки», предполагающий рассмотрение четырёх сказок разными видами театрализованной деятельности).
Это интересно. Ряд методистов относит подготовку сценария для драматизации к краткосрочным проектам.
Разработка плана проекта предполагает указание:
- темы,
- автора,
- актуальности работы,
- вида проекта,
- перечня участников,
- сроков осуществления проекта,
- материального обеспечения проекта,
- целей и задач работы,
- плана выполнения проекта,
- предполагаемых результатов.
Перейдя по ссылкам можно ознакомиться с примерами:
- долгосрочного проекта для первой младшей группы,
- краткосрочного проекта для первой младшей группы,
- долгосрочного проекта для второй младшей группы,
- краткосрочного проекта для детей 3–4 лет.
Диагностика театрализованной деятельности в младшей группе
Театрализованная деятельность, как и любая другая, подвергается мониторингу дважды в год. Кроме первой младшей группы, воспитанникам которой в начале учебного года ещё нечего продемонстрировать.
Это интересно. Некоторые методисты настаивают на том, что в первой младшей группе мониторинг проводить вообще нельзя, так как очень сложно определиться с критериями оценивания малышей.
Со второй младшей анализ осуществляется дважды в год и помогает выявить:
- прогресс или недостатки в развитии эмоционально-волевых, интеллектуальных качеств,
- уровень развития творчества в детях,
- пробелы в знаниях художественных текстов,
- уровень физической подготовки (в аспекте выполнения имитационных упражнений).
Схема мониторинга
Существует несколько подходов к анализу театрализованной деятельности. Наиболее универсальным считается педагогический анализ, который представлен здесь.
Но в отношении младших дошколят критерии этого анализа могут быть слишком завышенными, а значит, полученный результат будет искажённым. Поэтому в работе с первой и второй младшими группами уместно пользоваться упрощённой схемой. Она включает такие параметры для оценивания, как:
- дикция (проверяется через чтение малышом потешек),
- выразительность движений (при помощи выполнения этюдов, подвижных упражнений под музыку),
- мимика (при помощи заданий для воспроизведения настроения и характерных черт сказочных героев, например, Деда, Лисы, Медведя и др.),
- способность находить общий язык с партнёром.
Каждый из этих критериев оценивается баллами от 1 до 5, по итогам педагог делает вывод:
- от 20 до 18 — высокий уровень,
- от 18 до 10 — достаточный,
- от 10 до 5 — недостаточный,
- от 5 до 0 — низкий.
Театрализация в младших группах, кроме помощи в решении вопросов социализации, является незаменимым видом активности, способствующим физическому, интеллектуальному и духовному развитию ребят. Именно поэтому разные виды театрализованной деятельности не только практикуются в рамках самостоятельных занятий, но и вписываются в разработки уроков других образовательных направлений. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача организовать и направить творческий потенциал малышей в правильное русло.