Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
http://www.persev.ru/book/va-suhomlinskiy-trud-oduhotvoren-blagorodnymi-chuvstvami
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:
- Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
- В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
- Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
- Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
- Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
- Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
- Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).
- Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
- Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
- Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
- С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
- Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
Действия детей | Стихотворения |
Умываются, моют руки |
|
Убирают вещи |
|
Одеваются | Умываемся мы чисто, Одеваемся мы быстро. Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. |
Расчёсываются | Бобик, ты такой лохматый, Не причешешь шёрстку лапой! На, возьми расчёску И поправь причёску. |
Принимают пищу | Хлеб и крошки не бросай И друг друга не толкай. Скатерть, платье не марай, Рот салфеткой вытирай. И красивый внешний вид Даст хороший аппетит. |
Чистят зубы | Зубы чистые всегда У весёлого бобра, Потому что наш бобрёнок Чистит их ещё с пелёнок. |
Сморкаются | Если носик твой сопит, Значит, он совсем забит. Свой платочек доставай, Нос получше вытирай. |
Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.
Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.
Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)
Месяц | Тема блока | Виды деятельности | Задачи |
Сентябрь | Наш любимый детский сад |
|
|
Беседа «Как мы умеем дружить» |
| ||
Трудовое поручение «Уберём ветки на участке» | Учить поддерживать игровую площадку в чистоте, воспитывать трудолюбие, организованность. | ||
НОД «Наша няня» |
| ||
Самостоятельная деятельность «Уберём игрушки» | Учить ставить игрушки на место после игры, воспитывать бережное отношение к ним, аккуратность. | ||
Овощи и фрукты | Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке» |
| |
Трудовое поручение «Соберём урожай в огороде» |
| ||
Рассматривание картинок с овощами и фруктами |
| ||
Нарисуем на песке овощи и фрукты |
| ||
Индивидуальная работа с детьми «Овощи и фрукты. В чём их отличие?» |
|
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе
Автор | Салеева С.С., воспитатель МДОУ «Детский сад №1», п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области |
Название | «День рождения Чебурашки» |
Этапы НОД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть (1–2 мин.) | Дети входят в группу здороваются с гостями и садятся на вагончики. Организационный момент. Вбегает сорока-белобока:
В.: Дети, давайте пойдём к Чебурашке и поздравим его. Но мы не можем пойти с пустыми руками. Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла красивый шарик. Давайте его подарим Чебурашке на день рождения. Как вы думаете, Чебурашка обрадуется такому подарку? (Ответы детей). Подарок у нас есть, теперь можно отправляться в путь.
|
Основная часть (6–7 мин.) | Под весёлую песню дети идут в гости к Чебурашке. Чебурашка сидит за столом. Дети поздравляют Чебурашку с днём рождения и дарят ему подарок. Чебурашка: Спасибо вам за поздравления. Только я ничего не успел приготовить к столу. Потому что, если честно, я не знаю, как правильно накрывать на стол. В.: Не расстраивайся, Чебурашка, мы сейчас тебе поможем. Дети, мы поможем Чебурашке? (Да). Дети с помощью воспитателя накрывают на стол. В.: Какую надо взять посуду и принадлежности, чтобы всех чаем угостить? (Чашки, блюдца, чайник, ложечки, сахар, ваза с конфетами, скатерть, салфетки). Правильно, молодцы! А как все эти предметы можно назвать одним словом? Дети по просьбе воспитателя по очереди приносят необходимые предметы. В.: Семён, принеси, мне, пожалуйста, блюдце и т. д. А я ещё поставлю на стол сахарницу и вазу для печенья и конфет. Физультминутка «Каравай, каравай кого хочешь выбирай». В.: Всё готово, но что необходимо сделать перед тем, как сесть за стол? (Вымыть руки). Чебурашка: Ребята, а для чего нужно мыть руки перед едой? (Ответы детей). Самомассаж «Умывалочка».
Дети после умывания садятся за стол.
Чебурашка: Спасибо, ребята, что устроили мне такой весёлый праздник. Мне всё понравилось. У меня тоже для вас есть сюрприз. (Чебурашка угощает детей яблоками).
|
Заключительная часть (1 мин). | Под музыку дети возвращаются в детский сад (фонограмма «По дороге с облаками»).
|
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
- Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
- Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
- Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
- Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
- Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
- Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)
Месяц | Тема деятельности | Задачи |
Сентябрь | Дидактическая игра «Мы пришли умыться» |
|
Беседа «Всему своё место» |
| |
Привлечь детей к наполнению водой ёмкости для отстоя воды |
| |
Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы) | Развивать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывать желание помогать взрослым. | |
Октябрь | Упражнение «Закатаем рукава» |
|
Упражнение «Убери мусор в корзину» |
| |
Полив комнатных растений |
| |
Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию) |
| |
Ноябрь | Упражнение «Выверни колготки» |
|
Упражнение «Расставим стулья» |
| |
Опрыскивание растений водой |
| |
Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате | Учить детей расправлять полотенце, вешать его на вешалку. | |
Декабрь | Упражнение «Застегни пуговицы» |
|
Упражнение «Разложи карандаши» |
| |
Посадка лука |
| |
Протирание от пыли полки для игрушек |
|
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
Автор | Шестёркина Т.В., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №29», г. Липецк |
Название | «Игрушки любят чистоту» |
Этапы НОД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материал |
|
Вступительная часть (1–2 мин.) | В.: Ребята, послушайте стихотворение об игрушках.
В.: Ребята, а какие игрушки у вас самые любимые? (Ответы детей). Хотите поиграть с игрушками, которые живут в нашей группе? (Да). Собирайся народ, Паровоз гудок даёт: «Ту-ту-ту!» |
Основная часть (8–10 мин). | В группе сидит Мишка с мешком, из которого выглядывают игрушки. В.: Здравствуй, Мишка! (Дети тоже здороваются с Мишкой). Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки зачем-то в мешок положил? Мишка: Нет, я не брал ваши игрушки. Здесь в мешке игрушки моих медвежат, в которые они почему-то не хотят играть. Вот я и принёс их к вам, ребята. Поможете разобраться, почему медвежата не хотят играть в игрушки? (Воспитатель достаёт 2–3 игрушки из мешка, ставит на поднос). В.: Дети, посмотрите на игрушки, как вы думаете, почему же медвежата не хотят с ними играть? Дети: Игрушки грязные, немытые, неухоженные и др. Воспитатель: Конечно, кто же с такими игрушками играть захочет? Медвежатам нужно помочь, им ведь скучно без игрушек. Но и мы с вами сами поиграть хотели! Что же будем делать? (Дети предлагают варианты: играть или помогать). В.: А как нам правильно поступить, если Мишка ждёт от нас помощи? (Помочь Мишке и вымыть игрушки для медвежат). В.: Итак, ребята, мы решили вымыть игрушки. Посмотрите на себя, готовы ли вы трудиться? Мы будем мыть игрушки в воде, а как нам не намочить одежду и рукава? Правильно — надеть фартуки и подвернуть рукава. Мы сейчас всё приготовим, и я уверена, что каждый из вас справится и поможет Мишке. (Дети надевают фартуки). Индивидуальные поручения:
Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы.
В.: Ну что, запомнили? (Да).
|
Итоговая часть (1–2 мин.) | В.: Молодцы, все отлично справились! Мы обещали помочь Мишке и помогли. Медвежата будут довольны. А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось. Мишка: Спасибо вам, ребята. Давайте вместе потанцуем под весёлую музыку, а потом я отправлюсь к своим медвежатам. Минутка шалости (под музыку танец с мишкой). В.: Ребята, мы замечательно повеселились, а теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места. Дети наводят порядок, выполняют индивидуальные поручения. |
Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе
Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
- При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
- На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
- Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.
Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
Автор | Леусенко А.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад №11 «Светлячок», г. Таганрог | ||
Тема | «Знакомство с профессией «Повар» | ||
Вид проекта | Групповой, творческий, информационный, игровой. | ||
Цель | Создать условия для формирования представлений у воспитанников о профессии повара. | ||
Задачи |
| ||
Подготовительный этап |
| ||
Основной этап |
| ||
Заключительный этап | Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень знаний по этой теме повысился. 72% детей самостоятельно ответили на предложенные вопросы:
20% детей ответили с помощью воспитателя. И только 8% затруднились с ответом. |
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
№ п/п | Критерии оценивания | Ф.И. детей | |||
1. | Развитие трудовой деятельности:
| ||||
2. | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
| ||||
3. | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
| ||||
Итого | «+» «-» | «+» «-» | «+» «-» | «+» «-» | |
Уровень | |||||
Оценка уровня: высокий уровень — все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+», средний уровень — большинство компонентов отмечены знаком «+», низкий уровень — большинство компонентов отмечены знаком «-». |
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.