Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: выходим на новую ступень развития

С самого начала пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагог учит их самостоятельно выполнять простейшие гигиенические процедуры. С помощью этих действий ребёнок осознаёт сам себя, получает представления о своём теле, здоровье. С годами эти важные привычки становятся естественными и непрерывно совершенствуются. Что же касается старшего дошкольного звена (дети 5–6 лет), то на этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности.

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

  • Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
  • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
  • Следить за чистотой ногтей.
  • Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
  • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
  • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
  • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

Трое детей обедают

В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:

  • Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
  • Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
  • Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
  • Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.
Прочтите также:  Особенности экологического воспитания в младших группах

Фотогалерея: навыки, которые нужно совершенствовать у старших дошкольников

Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет

Развитие культурно-гигиенических навыков (КГН) — длительный процесс. Если младшим дошкольникам на гигиенические моменты и самообслуживание выделяется гораздо больше времени (это можно заметить по режиму дня), то у пятилетних детей важные привычки уже, в принципе, сформированы. Задача воспитателя — совершенствовать их и выводить на новый уровень. Речь идёт о воспитании культуры общения. Например, после прогулки ребята раздеваются, аккуратно складывая свои вещи в шкафчик. При этом они стараются своими действиями не мешать другим детям (ведь бывает, что один ребёнок держит кабинку широко открытой, а другим из-за этого не хватает места). Другой режимный момент — мытьё рук. Важно не просто хорошо и быстро их вымыть, а не обрызгать при этом водой тех, кто стоит рядом, не толкать товарищей (ведь раковин намного меньше, чем дошкольников в группе).

Старшие дошкольники моют руки

Важно не только правильно выполнять гигиенические процедуры, но и не мешать при этом другим детям

Кроме того, в ходе гигиенических процедур, самообслуживания воспитатель должен поощрять взаимопомощь дошкольников. Например, дети поправляют друг другу капюшоны или шарфики перед выходом на прогулку. Аналогично во время обеда один ребёнок по просьбе другого передаёт ему хлеб.

В жизни старшего дошкольника коллектив начинает играть всё большую роль, усложняется взаимодействие его участников. В процессе общения ребёнок 5–6 лет способен проявлять большую сдержанность, учится действовать с учётом интересов другого человека либо группы сверстников.

Конечно, всегда есть дети, которым указанные действия даются непросто. С ними педагог проводит обязательную индивидуальную работу (в основном это беседы).

В старшем дошкольном звене педагог формирует у воспитанников более осознанное отношение к культурно-гигиеническим привычкам. Ребята должны понять, что опрятность (чистое лицо, тело, аккуратная причёска, ухоженная одежда, обувь) является не только элементарным требованием гигиены, но также нормой человеческих отношений. Соблюдая несложные правила, человек демонстрирует уважение к окружающим, поскольку никому не хочется прикасаться к грязным рукам, смотреть на помятую и испачканную одежду. Дошкольники с помощью воспитателя подмечают, что неряшливый ребёнок (тот, кто не умеет или ленится следить за своим внешним видом) чаще всего небрежен в играх, занятиях: например, неаккуратно рисует, не способен хорошо полить комнатные растения и пр.

В работе со старшими дошкольниками эффективным методом обобщения и закрепления КГН и связанных с ними нравственных представлений становится этическая беседа. Её содержанием могут быть реальные жизненные случаи, поведение окружающих людей, главным образом, самих детей. Педагог вместе с воспитанниками даёт оценку различным поступкам. Главная задача — сформировать у дошкольников нравственные мотивы поведения: ими они будут руководствоваться в дальнейших поступках. Пример темы для этической беседы — «Как своим внешним видом показать окружающим, что ты их уважаешь и ценишь». Подобные беседы следует проводить не спонтанно: лучше проанализировать, что вызвало у ребят яркие впечатления, и затронуть эту тему. Об эмоциональном отклике воспитанников будут свидетельствовать их вопросы, неподдельные эмоции, искренние оценки поступка. В результате такого общения педагогу словно открывается внутренний мир ребёнка, что даёт возможность в дальнейшем корректировать детское поведение. Кроме того, совместное обсуждение различных ситуаций порождает у дошкольников сопереживание, обогащение нравственных представлений.

Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается шампунь от мыла» (или детская зубная паста от взрослой), «Почему так важно чистить зубы». В ходе таких дискуссий важно приводить ребятам любопытные факты, доступные сведения из истории вещей (к примеру, как появилась зубная щётка и какие предметы использовали люди до её изобретения).

Воспитатель беседует со старшими дошкольниками, сидя на ковре

В старшей группе педагогу следует активно использовать этические беседы

Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по столовой, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих одногруппников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в кабинках.

Когда я работала воспитателем в старшей группе, то летом после прогулки всегда назначала ребёнка, ответственного за мытьё ног. Он быстрее всех раздевался после прогулки, шёл в душевую, садился там на стульчик и поливал воду из душевого шланга на ножки другим ребятам. Нужно было видеть, как дети просились на эту почётную «должность», каким важным себя чувствовал ответственный за душ!

В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол-победитель ставится символический приз — флажок, красивая статуэтка или импровизированный кубок.

Дошкольники обедают в детском саду

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки поможет соревновательный элемент, например, конкурс на самый чистый стол после обеда

Что касается моего опыта, то после дневного сна я устраивала соревнование на три самые красиво и быстро заправленные кровати. В качестве дополнительного стимула (помимо похвалы) ребятам преподносились конфеты или наклейки. Этот приём очень хорошо стимулировал дошкольников. Кроме того, они быстрее чувствовали себя бодрыми после пробуждения. Кстати, благодаря такому сладкому призу некоторые дошкольники даже научились вставлять одеяло в пододеяльник (как помощь няне при смене постельного белья, причём всё это происходило исключительно по желанию детей). Эту «премудрость» освоили не только девочки, но и мальчики.

При работе с детьми шестого года жизни (как и с малышами) следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается-запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — закрыть лицо руками. Примеры высказываний воспитателя:

  • чистить зубы,
  • грызть ногти,
  • мыть волосы,
  • вести беседу за столом во время еды,
  • принимать душ,
  • ковыряться в носу,
  • чихать на окружающих,
  • пользоваться носовым платком.

Можно использовать картинки, изображающие каждое из указанных действий.

Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда — шкаф, мыло — руки, зубная паста и щётка — зубы, игрушки — коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор.

Увлекательна игра «Крокодил-чистюля» с использованием мимики и пантомимики. С помощью считалки выбирается ведущий. Он должен показать жестами и мимикой задуманное им действие, связанное с соблюдением правила гигиены: например, чистка зубов, умывание лица, одевание на прогулку и пр. Остальные дети должны угадать действие.

Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Однако это уже не просто потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота — залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений («Мойдодыр» или «Федорино горе») можно разыгрывать небольшие сценки.

Ребёнок и взрослый в костюме Мойдодыра

На основе знакомых произведений на тему гигиены можно разыгрывать сценки

Виды занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Их примерные темы могут быть следующими:

  • Что такое гигиена.
  • Как ухаживать за зубами.
  • Микробы — наши враги.
  • Сервировка стола.
  • Как заботиться о своей одежде.

Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены. В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены.

Воспитанники старшей группы проводят опыт с мылом

Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену

Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:

  • Вспомним, как надо правильно принимать пищу.
  • Каждой вещи своё место.
  • Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья.
  • Чем мыло отличается от шампуня.
  • Правила ухода за волосами.

Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история». Его главный персонаж — мальчик Петя. Ему 4 года, однако мама считает сына совсем беспомощным малышом: сама одевает, обувает, кормит с ложечки. И вот однажды она торопилась, и обе ножки мальчика оказались в одной штанине. Причём никто долго не мог определить, что же случилось, и почему Петя падает: ни мама, ни папа, ни даже доктор, которого срочно вызвали. Помог разрешить загадку только мальчик Коля, который зашёл в гости. В результате на другой день Петя уже самостоятельно надевал штанишки.

Иллюстрация к рассказу М. Зощенко «Глупая история»

Построить интересное занятие можно вокруг рассказа М. Зощенко «Глупая история»

После прочтения рассказа ребята обсуждают его. Педагог обязательно затрагивает проблемы воспитания: выясняет с детьми, хорошо ли, когда взрослые слишком опекают ребёнка, совсем не давая ему самостоятельности.

В ходе обсуждения воспитатель не даёт дошкольникам готовых ответов, а ненавязчиво подталкивает их к рассуждениям и выводам.

В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.

Таблица: примеры стихотворений для привития культурно-гигиенических навыков (составлено по материалам открытого доступа)

Автор Название Текст стихотворения
Григорьев О. Варенье У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Сережи,
Приросла рубаха к коже.
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени,
Уши склеило варенье.
Раздаётся жалкий всхлип,
Сам к себе Сергей прилип.








Крупская Д. Чистота В нашем доме суета:
Потерялась Чистота.
Поискали мы у Кати
В незастеленной кровати —
Там всё слиплось от конфет,
Чистоты в помине нет.
Под диваном в горах пыли
Норы длинные прорыли.
Заглянули в зеркала —
В зеркалах сплошная мгла.
Посмотрели мы в духовку —
Стало нам совсем неловко:
Грязный дядька в бороде
В нашей спит сковороде.
Не нашли мы Чистоты,
Видно, выкрали коты.














После прочтения стихотворения дети с воспитателем активно обсуждают его содержание, выделяют ключевые моменты. При этом ребята сами должны прийти к важным выводам.

Кроме того, подключив фантазию, педагог может сам сочинять небольшие сказки на необходимую тему, обязательно включив туда назидательный компонент. Например, это «Сказка про Шампуньку». Жила-была на свете детская Шампунька — с красивым флакончиком и колпачком, очень вкусно пахнущая. Она была слишком довольна собой и не хотела, чтобы кто-то ею пользовался. Поэтому, когда мама брала флакон в руки, он нарочно выскальзывал. И тогда женщине приходилось своим детям мыть голову взрослым шампунем или мылом. От этого у них щипало глазки, и малыши сильно плакали. Процесс мытья волос становился мучением для всех. И вот как-то Шампунька подслушала, как мама жаловалась своей подруге, что её дети отказываются мыть голову. А от этого на голове могут поселиться вредные микробы, и малыши заболеют. Шампуньке стало жалко детишек, и когда они сидели в ванной, она прыгнула туда. Колпачок приоткрылся, и по всей ванне разнёсся чудесный клубничный аромат. А потом мама помыла головы детям, и теперь они не плакали, а смеялись. Шампуньке тоже стало радостно, ведь нельзя жить только ради себя. Ведь самое лучшее на свете — это сияющие глаза и лучезарные улыбки малышей. Кстати, когда Шампунька закончилась, её не стали выбрасывать: малыши использовали её как «брызгалку» во время купания.

Детский шампунь с изображением принцессы

Во время чтения сказки воспитателю желательно показать ребятам её героиню — красивую Шампуньку

Такая забавная сказка в ненавязчивой форме обогатит знания дошкольников о личной гигиене, а кроме того, будет способствовать воспитанию самых лучших нравственных качеств: стремлению помогать другим, радоваться за других людей.

Закреплять знания о гигиене и культуре поведения пятилетние воспитанники могут и в процессе продуктивной деятельности. Например, интересная идея — предложить ребятам нарисовать правильно сервированный стол.

Девочка в форме дежурного накрывает на стол

Дежурство по столовой помогает ребятам на практике закрепить навыки сервировки стола

Проведение занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Занятие по формированию КГН, как и любое другое, в старшей группе ДОУ длится не более 25 минут.

Мотивирующее начало занятия

Хотя дети шестого года жизни отличаются большей устойчивостью внимания, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, на любом занятии воспитатель всё равно должен продумывать увлекательную мотивацию. Задача педагога — максимально заинтересовать ребят предлагаемой темой, заинтриговать их с самого начала.

Так, если малышам педагог показывает куклу с грязным лицом и руками, то воспитанникам старшей группы он предлагает осмотреться в комнате и поискать, нет ли среди кукол чумазых. Когда дети находят такую неряшливую игрушку, им предлагается подумать, почему она так выпачкалась и что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, обязательно затрагивается компонент общения: «А вам приятно было бы играть с такой девочкой?».

Воспитанники старшей группы моют кукле голову

В старшей группе ребята сами могут найти в комнате среди кукол чумазую и вымыть её

Обобщающее занятие о предметах гигиены можно начать с посылки, где находятся данные вещи, или же с загадок про них (по мере отгадывания педагог прикрепляет картинки к доске):

  • По утрам и вечерам
    Чистит-чистит зубы нам,
    А днём отдыхает,
    В стаканчике скучает. (Зубная щётка).


  • Что за дождь без облаков
    Целый день идти готов?
    Только кран я повернул,
    На меня ливень хлынул. (Душ).


  • Бывает семейным, хозяйственным, банным,
    Бывает душистым иль не пахнет совсем,
    Разного цвета, размера и формы любой,
    Но скользким бывает только с водой! (Мыло).


  • Все девочки и мальчики
    Носят меня в карманчике,
    А как нужен стану,
    Так меня достанут.
    Чисто себя приберут
    И обратно спрячут. (Носовой платочек).




  • Глаза я крепко закрываю,
    В голову его втираю,
    А потом водой смываю.

  • Это средство для волос
    Может быть даже без слёз. (Шампунь).
    Мыло и подружка
    Помоют Андрюшку.
    Подружка по спине плясала,
    Спинка розовой стала. (Мочалка).




Если тема занятия «Гигиена и здоровье» («Где прячется здоровье», «Как сохранить здоровье»), то можно пригласить ребят в путешествие в страну Здоровейка. Другой вариант — в гости к детям приходит какой-нибудь известный им персонаж, например, Маша и мультфильма «Маша и медведь». У гостьи в руках большой лист бумаги: она хочет сделать газету для лесных жителей на тему «Где прячется здоровье», но не знает, о чём туда написать. Дошкольники с удовольствием помогут Маше.

Мотив помощи всегда очень хорошо работает. К ребятам может прийти девочка Сластёна, которая всё время грызёт леденцы и не умеет чистить зубы. Дошкольники с радостью выступят в роли учителей: ведь они хорошо знают правила гигиены.

Таблица: конспект занятия «Где прячется здоровье» по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе (фрагмент)

Автор Бондаренко Ю. О., МБДОУ Д/с №30 «Веснянка», г. Евпатория, Республика Крым.
Организационная часть Под музыку дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей. Здороваются с гостями.
  • Доброе утро!
    Улыбнись скорее!
    И сегодня наш денёк
    Пройдёт веселее.
    Мы погладим
    Нос и щёчки.
    Будем мы красивыми,
    Как в саду цветочки.
    Разотрём ладошки сильнее, сильнее!
    А теперь похлопаем смелее, смелее!
    Ушки мы теперь потрём
    И здоровье сбережём!










Основная часть В.: Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в волшебную страну Здоровейка. (Стук в дверь). Я пойду посмотрю, кто там к нам пришёл. (Открывает дверь, а там Маша).
Посмотрите, дети, к нам пришла Маша. (Из мультфильма).
У Маши в руках свёрнутая газета.
В.: Здравствуй, Маша! А что это у тебя?
Маша: Я хочу сделать газету для лесных жителей! (Показывает).
В.: Какую такую газету?
Маша: Я её назвала «Где прячется здоровье?». А что туда писать, я не знаю.
В.: Маша, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем.
Маша: А что такое здоровье?
В.: Ребята, кто из вас хочет быть здоровым? (Ответы детей). А как вы думаете, что значит быть здоровым? (Когда не болеешь, хорошо растёшь, когда хорошее настроение).
Раз мы с вами хотим быть здоровыми и сильными, я предлагаю вам отправиться пешком.
«Коврик здоровья» (под музыку).
Остановка «Гигиена».
В.: Ой, ребята посмотрите, кто же там такой чумазый, неумытый? (Это Грязнуля).
Грязнуля, разве ты не знаешь, что нужно умываться? Ведь грязь — это микробы! Микробы бывают очень сердитые, злые, вредные.
Ребята, а какие микробы? (Маленькие, живые, опасные).
А мы можем их увидеть? (Нет, только в микроскоп).
Грязнуля машет головой.
В.: Грязнуля нам не верит. Давайте мы ему докажем и проведём «Эксперимент» (я нанесу на свою ладошку волшебную пыль и поздороваюсь с вами за руки).
Что вы увидели? (Руки стали грязными). Правильно, волшебная пыль с моей ладошки перелетела на ваши.
А что нужно сделать, чтобы они стали чистыми? (Помыть)
Потешка с движениями под музыку.
В.: Вот мы и научили Грязнулю мыть руки! Но что ещё нужно делать, чтобы выглядеть чистыми и опрятными, вы узнаете, если отгадаете загадки!
Дети отгадывают загадки. &lt,…&gt,
Дидактическая игра «Полезно, вредно».
Дети делятся на две команды (мальчики и девочки). На магнитной доске два подноса — красный и синий. На красный нужно положить полезные продукты, а на синий — вредные.
В.: Посмотрите, появился значок «Полезное питание».
Продолжаем путешествие. (Кубики на расстоянии 1 м, под музыку перешагивают).
Встречают Незнайку.
В.: Здравствуй, Незнайка. О чём ты так задумался?
Незнайка: Вот хочу научиться делать зарядку, а с чего начать, я не знаю!
В.: Ребята, научим Незнайку делать зарядку? (Да).
Зарядка под музыку.
В.: Посмотрите, вот и ещё один значок появился — это «Физические упражнения».
Остановка «Свежий воздух, солнце и вода».
Воспитатель обращает внимание детей на шум воды.
В.: Ребята, давайте послушаем. Присядьте, можно лечь закрыть глазки и представить, что мы на море. Светит солнышко, а мы с вами лежим на тёплом песочке, дышим свежим морским воздухом, нам хорошо и тепло…, а сейчас аккуратно встаём.
Вот и ещё один значок — это «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
Но нам пора возвращаться в детский сад.
«Коврик здоровья» под музыку.
В.: Ребята, я смотрю у вас очень хорошее настроение. Это очень хорошо! Вот появился ещё один значок — это «Хорошее настроение».







































Заключительный этап Подведение итогов занятия:
  • Ребята, что мы сегодня с вами делали?
  • Кто к нам приходил?
  • Что мы помогали делать?

В.: Давайте ещё раз посмотрим на газету. Будем все правила соблюдать и здоровье укреплять!
Спасибо большое, ребята, я бы без вас не справилась, а за это вам угощение (яблоки). До свидания!

Цит. по: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-na-temu-gde-pryachetsya-zdorovya/

В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Педагог уточняет у ребят, чему они научились, что нового узнали и т. д. Это позволяет закрепить освоенные навыки.

Видео: урок здоровья в детском саду

В одном из детских садов Красноярска педагоги и стоматологи провели урок здоровья, посвящённый уходу за зубами. Старшие дошкольники узнали о строении зубов, правилах ухода за ними и посмотрели спектакль про мальчика Ваню, который не хотел чистить зубы и попал в страну Сластёнию.

Видео: сказка про Машу и сладкое королевство (занятие по гигиене полости рта)

Занятие с детьми проводит студент пятого курса — будущий стоматолог Владимир Рябов. Вначале он рассказывает ребятам сказку про девочку Машу, которая не любила чистить зубы, но зато обожала сладкое (рассказ сопровождается показом иллюстраций). И вот однажды Маша попала в сладкое королевство, где её зубы задумал погубить злой Кариес. После прослушивания сказки дети узнают, как правильно нужно чистить полость рта (демонстрируется модель челюсти). Все желающие подходят к модели и сами пробуют почистить зубы.

Перспективное планирование по КГН в старшей группе

Перед началом учебного года воспитатель составляет перспективный план освоения КГН. В нём указывается содержание деятельности, её цель, конкретные формы работы и используемые методические приёмы.

Три девочки стирают

В перспективный план в старшей группе включаются и занятия по обучению уходу за одеждой

Таблица: перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в старшей группе (фрагмент)

Автор Кожина З. К., воспитатель МБДОУ Д/с №69, г. Энгельс, Саратовская обл.
Месяц Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Сентябрь Питание Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»
Одевание-раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Умывание Совершенствовать навыки умывания:
  • намыливать руки до образования пены,
  • тщательно смывать,
  • насухо вытирать полотенцем.
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
  • Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь,
  • закреплять умение заправлять свою кровать.
Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»
Октябрь Питание Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов»
Одевание-раздевание.
  • Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу,
  • закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.
Беседа «Каждой вещи своё место»
Умывание Совершенствовать навыки умывания:
  • мыть лицо,
  • насухо вытираться индивидуальным полотенцем.
Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Заправка кровати Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. Чтение: С. Михалков «Я сам»
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/13/perspektivnyy-plan-po-vospitaniyu-kulturno-gigienicheskikh-navykov

В старшей группе воспитанники ДОУ начинают более осознанно относиться к соблюдению правил личной гигиены. Дети приходят к пониманию того, что уход за собственным телом и вещами — важная составляющая общей культуры поведения, норма человеческих взаимоотношений. Воспитатель уделяет большее внимание вопросам этики, взаимоотношениям в детском коллективе. Культурно-гигиенические навыки становятся, таким образом, важной частью процесса социализации.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов