Методика подготовки и проведения интегрированного и комплексного занятий с детьми первой и второй младших групп детского сада

Концепция образовательного процесса в современном детском саду предусматривает поиск оптимальных форм и методов реализации поставленных целей и задач обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Одним из таких структурных элементов является проведение занятий разных видов, в частности, интегрированных и комплексных. Рассмотрим особенности их организации в первой (возраст детей с 1,5 до 3 лет) и второй (возраст детей с 3 до 4 лет) младших группах.

Комплексное и интегрированное занятия: важные аспекты теории

В методической литературе понятия комплексное и интегрированное занятия, как правило, идут параллельно, отчего возникает путаница в терминах. Между тем наравне со сходными чертами, есть и отличия.

Интегрированное занятие — это разновидность урока, на котором конкретная тема раскрывается за счёт вовлечения детей в разные виды деятельности. При этом образовательные направления («Познание», «Физическая культура», «Развитие речи» и др.) дополняют друг друга, и переход от одной к другой происходит гармонично, что называется, незаметно. К примеру, рассматривая свойства воды во второй младшей группе, дети знакомятся с Капелькой, которая приглашает их провести опыт со снегом, чтобы понять, что он тает и превращается в воду, а затем нарисовать портрет новой подружки. Так интегрируются области «Познание» и «Xудожественно-эстетическое развитие»: малыши узнают, что вода может быть в разных агрегатных состояниях, закрепляют знания формы её капли.

Комплексное занятие — вид уроков, на которых взаимодействие разных образовательных областей происходит под эгидой общей темы, но с учётом конкретных задач по каждой. Важно: одна из областей будет ведущей.

Это интересно. Например, на комплексном уроке «Как Котёнок в лесу гулял», дети 1,5–3 лет в рамках познавательного направления утвердительно или отрицательно отвечают на вопросы о том, кого он там встретил: домашних или диких представителей фауны. Для физического развития ребят персонаж предлагает подвижную игру «Бегите все ко мне», для художественно-эстетического (музыкального) слушают и угадывают звуки леса. Таким образом, познание является ведущим направлением: малыши повторяют названия диких и домашних животных.

Девочка показывает ладошки в краске

Прочтите также:  Проводим занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада

В основе интегрированного и комплексного занятий лежит интеграция образовательных областей

Таблица: сходства и различия сути интегрированного и комплексного занятий

Сходства Различия
Интегрированное Комплексное
Интеграция и концентрация видов деятельности вокруг одной темы. Тема разрабатывается с привлечением других, уже имеющихся знаний. Проработка темы идёт глубоко, с разных сторон.
Наличие междисциплинарных связей, то есть, например, знаний из курса по ознакомлению с окружающим миром на занятии по речевому развитию (сорока предлагает выучить чистоговорку).
Соответствие знаний и умений общему содержанию учебно-воспитательного процесса (уроки строятся на базовых знаниях, которые уже есть у детей, а новая информация даётся сопутствующей). Взаимопроникновение образовательных областей происходит незаметно, что требует досконально продуманной комбинации разных видов деятельности. Есть чёткий переход от одной деятельности к другой.
Детализация заданий на всех этапах организации урока.
Игровая форма работы.
Оправданное использование методических приёмов с опорой на тему (к примеру, с детьми 1,5–3 лет при изучении темы «Любимая игрушка» оба вида уроков будут строиться на основе атрибутов наглядности: малыши приносят свои любимые игрушки, показывают их и по возможности представляют).

Это интересно. Учитывая возрастную специфику воспитанников первой младшей группы, занятия с ними по большей части носят характер комплексных, так как у ребят ещё очень мало базового опыта для опоры под новые знания.

Цели и задачи комплексных и интегрированных занятий

Сходства этих видов уроков позволяет выделить ряд общих образовательных целей в контексте проведения занятий с детьми первой и второй младших групп:

  • получение разносторонней информации об объекте (например, песок может быть сухим и мокрым, может держать форму, а может рассыпаться),
  • осмысленное восприятие мира вокруг (дети изучают предмет или явление не отстранённо, а в комплексе с другими, к примеру, вода как осадки, то, чем мы моемся, что пьём),
  • систематизация знаний (например, зима — снег, мороз, Новый год, ёлка и т. д.),
  • пробуждение фантазии и творческой энергии (малыши рисуют, конструируют, моделируют, выполняют поделки и аппликации по теме),
  • воспитание положительного настроя на деятельность.Дети и воспитательница подняли руки вверх

    Создание положительного эмоционального микроклимата в коллективе группы — важная цель занятий любого вида

Чтобы осуществить эти цели, педагог ищет способы решить следующие задачи:

  • образовательные — дать представление о явлении или предмете, обогатить словарный запас по теме,
  • развивающие — стимулировать развитие речи (в частности, подбирать несколько слов для выражения мыслей), памяти, внимания, общей и мелкой моторики,
  • воспитательные — воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Изучив теоретический аспект темы, можем сделать вывод о том, что цели и задачи интегрированных и комплексных занятий в целом идентичны, отличие же этих форм организации уроков заключается в степени погружения в тему: комплексное занятие позволяет сделать это глубже. Поэтому в первой и второй младших группах комплексным урокам отдаётся предпочтение, в то время как интегрированные занятия вводятся элементами (например, на уроке по речевому развитию детей 1,5–3 лет при рассмотрении сказки «Репка», дети перечисляют героев-людей и персонажей-животных, то есть речевое развитие интегрируется с познанием).

Методика проведения интегрированных и комплексных занятий с младшими дошкольниками

Интегрированные занятия, как уже отмечалось, требуют доскональной подготовительной работы, связанной с логичным и гармоничным сочетанием разных образовательных областей в сюжете урока, а также привлечением опорных знаний малышей. Поэтому такие виды занятий не проводятся часто. Более того, по установкам ФГОС в первой младшей группе их проведение возможно только под конец учебного года. Для малышей 1,5–3 лет и 3–4 лет обычно это показательные, то есть открытые уроки.

Комплексные занятия, подразумевающие глубокое рассмотрение аспектов темы, также основываются на интеграции разных направлений образования. Поскольку интеграция — это структурная характеристика занятия, картотеки тем по этому показателю нет: комплексные или интегрированные уроки могут проводиться в рамках любого образовательного курса (развития речи, физкультуры и пр.). Но, как правило, интегрированные уроки организуются на этапе разработки или закрепления темы, а комплексные — на ознакомлении, уровне разработки и закреплении.

Дети показывают аппликации с морковками

Интегрированные занятия с младшими дошколятами не проводятся часто, обычно это показательные уроки

Таблица: примеры тем для составления интегрированных и комплексных занятий по курсу развития речи в первой младшей группе

Автор — Бондаренко Г.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.

Дата Тема Виды деятельности (области интеграции) Программные задачи Оборудование
Декабрь Дикие животные зимой
  • инсценировка сказки «Теремок» (художественно-эстетическое развитие),
  • игра по сказке «Кто в домике живёт?» (познавательное, речевое развитие)
  • помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре),
  • формирование речевого слуха,
  • развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса.
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
Март Весенняя капель Режиссёрская игра на фланелеграфе «Здравствуй, весна!» (познание, социально-коммуникативное, речевое развитие)
  • формировать активный словарь: светит солнце, травка и листочки зелёные, нет снега,
  • развивать зрительное восприятие,
  • воспитывать эстетические чувства.
  • фланелеграф,
  • деревья,
  • ёлочка,
  • дорожка из картона,
  • кукла Таня,
  • солнышко,
  • зелёные листочки,
  • травка,
  • птички.
Апрель Любимые сказки
  • повторение знакомых сказок,
  • чтение потешки
  • «Огуречик, огуречик…» (художественно-эстетическое, речевое развитие),
  • дидактическая игра: «Кому что дать?» (познание, социально-коммуникативное развитие).
  • вспомнить с детьми знакомые сказки,
  • помочь малышам драматизировать отрывки из произведений,
  • помочь запомнить новую потешку,
  • закрепить названия животных, сформировать представление о внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко),
  • воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.
  • сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Курочка Ряба»,
  • игрушки: зайчик, козочка, ёжик,
  • муляжи фруктов и овощей: капуста, морковь, яблоко.

Таблица: примеры тем для составления интегрированных и комплексных занятий по курсу ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе

Автор — Пронина И.В., воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотой ключик», г. Климовск, Московская область.

Дата Тема Виды деятельности (области интеграции) Программные задачи Оборудование
Сентябрь Осень
  • беседа на тему: «Покажем Мишке уголок природы» (познание, социально-коммуникативное развитие),
  • подвижная игра:
  • «Солнышко и дождик» (физическое развитие).
  • познакомить детей с уголком природы в группе,
  • продолжить учить детей по картинкам узнавать и называть времена года, характеризовать погоду, выделять признаки осени,
  • тренировать детей действовать по сигналу.
  • календарь природы,
  • картинки с изображениями осени.
ноябрь Дождь
  • заучивание наизусть русской народной песенки «Дождик, дождик, полно лить…» (познание, речевое развитие),
  • подвижная игра «Перепрыгни через лужу» (физическое развитие),
  • рисование на тему: «Дождик, дождик, кап-кап-кап…» (художественно-эстетическое развитие).
  • тренироваться чётко и выразительно проговаривать слова песенки,
  • повторить с детьми признаки осени через художественное слово,
  • отрабатывать навык прыгать через лужи, препятствия с места, отталкиваясь двумя ногами,
  • учиться правильно рисовать вертикальные линии, изображая одно из явлений природы (дождик).
  • текст песни,
  • карандаши,
  • листы А4.

Методические приёмы проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми младшего дошкольного возраста

Поскольку содержание комплексных и интегрированных занятий подразумевает интеграцию, то эта отличительная черта определяет и подход к выбору приёмов в работе на занятиях и в первой, и во второй младших группах.

Воспитатель показывает детям сладкий перец

Содержание комплексных и интегрированных занятий требует использования разнообразных методических приёмов

Таблица: методические приёмы в организации комплексных и интегрированных уроков (авторская разработка)

Группа способов взаимодействия Приём Вид урока и этап, на котором используется Пример
Словесные Объяснение На всех На комплексном занятии в первой младшей группе различия между домашними и дикими представителями фауны я объясняю так: есть животные, которые очень помогают человеку (дают молоко, мясо, яйца, охраняют дома) и не боятся его, они называются домашними. А есть те, что боятся человека, не дружат с ним, они называются дикими.
Рифмовки (загадки, стихотворения) Для мотивации на комплексном, то есть во введении, или при переходе к другому виду деятельности на интегрированном. Так, во второй младшей группе на основном этапе интегрированного занятия, посвящённого закреплению темы «Животные», мы с детьми в процессе дидактической игры «Чей хвост?» угадываем животное по его хвостику и отвечаем стихотворениями «Лошадка», «Зайку бросила хозяйка» А. Барто.
Сказки Обычно на интегрированном уроке используется для перехода от более активного вида деятельности, например, игры, к более спокойному, например, выполнению рисунка. А на комплексном чаще всего применяется на вводном этапе, для мотивации малышей. Для введения в тему «Больше, меньше, поровну» в первой младшей группе на вводном этапе комплексного занятия я рассказываю детям сказку о жадном медвежонке, который не хотел делиться с братьями найденным куском сыра. А когда медвежата затеяли драку, прибежала лиса, пообещала помочь поделить поровну, начала откусывать по кусочку и съела весь сыр. Вот так из-за жадности не получилось ни поровну, ни больше или меньше.
Чистоговорки На основном в качестве элемента физкультминутки На отработку грамматических форм во второй младшей группе:
  • От-от-от — полосатый кот. Та-та-та — увидели кота. Ту-ту-ту — подошли к коту.
Наглядные Картинки, плакаты На всех Чем больше на занятиях оправданной наглядности, тем прочнее дети усваивают и запоминают материал. Например, картинка с сезонными изменениями на комплексном занятии во второй младшей группе помогает малышам лучше запомнить основные приметы каждого времени года.
Демонстрация В работе с детьми 1,5–3 лет и 3–4 любой вид практической или игровой деятельности на занятиях педагог показывает своим примером. Чтобы показать малышам первой младшей группы на комплексном занятии по теме «Приметы весны», как плоским мазком кисти сделать головку одуванчика, я проделываю всю последовательность действий сама (обмакиваю кисть в воду, потом в акварель, потом прикладываю на бумагу и слегка поворачиваю влево-вправо).
Показ презентаций, видеороликов На основном этапе уроков обоих видов для ознакомления или закрепления материала. Например, при рассмотрении признаков времён года на комплексном занятии во второй младшей группе.
Наблюдения Как правило, организуются вне НОД, например, на прогулке. А выводы становятся основой для выстраивания стратегии интеграции. Во второй младшей группе дети с прогулки приносят снег, наблюдают за его таянием. На основном этапе комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром педагог вместе с детьми проговаривает процесс перехода снега в воду, и малыши рисуют капельку.
Игровые Дидактические Для знакомства, отработки или закрепления материала на основном этапе. В первой младшей группе на комплексном занятии, посвящённом изучению голосов диких и домашних животных, малыши сначала вместе с педагогом определяют характерные звуки для каждого зверя на картинке, а затем, когда воспитатель поднимает карточку, воспроизводят этот голос.
Театрализованные Во второй младшей группе при изучении сказки «Теремок» на комплексном занятии дети показывают действия персонажей по ходу рассказа педагога.
Подвижные На занятиях физкультурой, а также в качестве физкультминуток, то есть на основном этапе, на любых уроках. В первой младшей группе на занятии физкультурой для обучения малышей соотносить свои движения с громкостью условного сигнала я провожу игру «Угадай, что делать»: на громкий звук бубна дети поднимают вверх руки с флажками, на тихий — не поднимают.
Практические Рисунки, аппликации, поделки На обоих видах занятий используются на заключительном этапе урока для подведения итогов работы. При рассмотрении простейших геометрических фигур малыши второй младшей группы делают, например, аппликации лисички из треугольников оранжевого цвета.

Видео: основные приметы времён года в наглядном приёме показа

Временной план интегрированных и комплексных занятий с младшими дошколятами

Структурно интегрированное и комплексное занятие в первой и второй младшей группе ничем не отличаются. Разница только в хронометраже: с детьми 1,5–3 лет урок длится 15 минут, а с малышами 3–4 лет — 20 минут.

Таблица: три этапа разработки интегрированного и комплексного занятия

Этап Хронометраж
(первая младшая — вторая младшая)
Суть
Вводный до 1,5 минут — до 2 минут Введение малышей в тему при помощи мотивирующих приёмов (к примеру, демонстрации картинки с изображением изучаемого животного или знакомства с персонажем урока, прослушивания сказки, загадывания загадок и т. п.).
Основной до 8 минут — до 13 минут Разработка темы занятия при помощи подходящей комбинации видов деятельности (например, во второй младшей группе дидактическая игра-лото «Времена года» вместе с персонажем урока и просмотр видеоролика по теме «Перелётные птицы»).
Важно все задания строить с привлечением наглядности.
Заключительный до 5,5 минут — до 5 минут Практическая активность: создание рисунков, аппликаций — и формулирование выводов по итогам занятия (педагог хвалит малышей за работу, спрашивает, понравилось ли им занятие).

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в первой младшей группе на тему «В гости к ёжику» (фрагменты)

Автор — Нуруллина С., воспитатель МДОУ Детский сад №16 «Скворушка», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Сегодня мы с вами отправимся в гости. Вы любите ходить в гости? Послушайте и угадайте к кому мы пойдём в гости:
На спине иголки,
Длинные, колючие.
А свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног.
(Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, Ёжик.





— Ребята, а вы знаете где живёт ёжик? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно в лесу. Ребята, ёжик прислал нам письмо, в нём написано, что у его друзей-ежей приключилась беда. И он просит нас им помочь. Поможем ему и его друзьям? (Ответы детей)
Основной Воспитатель: — Но лес от нас далеко, и в лес мы поедем. На чём можно поехать в лес?
(Ответы детей: — На автобусе, машине, велосипеде, поезде)
Воспитатель: — Занимайте свои места, будем отправляться. Вот мы и приехали…&gt,

&lt,… (Звучит аудиозапись пения птиц. Дети вместе с воспитателем подходят к картине «Лес», взрослый обращает их внимание на красоту леса и на то, как много в нём животных)
Воспитатель: — Давайте посмотрим, кто ещё живёт в нашем лесу?
(Дети называют диких животных, изображённых на картине: лиса, волк, медведь, белка, заяц)…&gt,

&lt,…Воспитатель: Покажите, где у ёжика носик? Глазки? Спинка? Ручки, ножки есть?
Послушайте, как фырчит ёжик. А вы умеете так, как наш ёжик, а давайте пофыркаем вместе с ним. (Произнести звук Ф)…&gt,
Заключительный &lt,… Пальчиковая игра «Ёжик»
Вот свернулся ёж в клубок (пальцы рук сомкнули в «замок»),
Потому что ёж продрог (сильно напрячь пальцы и кисти рук).
Лучик ёжика коснулся (ослабить напряжение),
Ёжик к солнцу потянулся (пальцы выпрямить, ладони сомкнуты, локти разведены в стороны).



Воспитатель: — Какие красивые у вас получились ёжики! Вот как много друзей у Ёжика-Колючки, и у всех теперь есть иголки! Ребята, теперь друзья нашего ёжика спасены, и мы можем возвращаться обратно в наш любимый садик. Занимайте свои места в автобусе.
(Садятся в автобус и возвращаются обратно)
Воспитатель: — Вам понравилось путешествие? Чем мы сегодня занимались? Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились. Доброе дело без награды не остаётся. За это ёжик вам прислал угощения!
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-kompleksnogo-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-v-gosti-k-ezhiku.html

Видео: фрагмент комплексного занятия на тему «Один, много» в первой младшей группе

Видео: комплексное занятие на тему «Дикие животные» во второй младшей группе (часть 1)

Видео: комплексное занятие на тему «Дикие животные» во второй младшей группе (часть 2)

Таблица: пример конспекта интегрированного занятия «Колючий ёжик» во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром (фрагменты)

Автор — Садвакасова М.М., воспитатель ГККП Ясли-сад № 1 «Карлыгаш», Атбасарский район, Казахстан.

Этап Суть
Вводный Воспитатель загадывает загадку:
Колючий недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
– О ком эта загадка? (О еже)
– Как вы догадались?
– Где живёт ёж? (В лесу под ёлкой)
– Это дикое или домашнее животное? (Дикое)







Основной – Посмотрите на картинки. Найдите ежа среди других диких животных.
– Чем отличается ёж от других животных? (Он колючий.)
– Илюша, спроси ежа, зачем ему иголки. (Несколько детей задают ежу вопрос: «Ёжик, зачем тебе иголки?»)

– Дашенька, расскажи, зачем ежу иголки.
— Что ж ты ёж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи…&gt,



&lt,… Рассматривание картины “Ежи”.
– Кого мы видим на картине? (Ежиха с ежатами)
– Куда пришли ежи? (На лесную полянку)
– Какая мама? (Большая)
– Какие детёныши? (Маленькие)
– Чем покрыта спинка ежа? (Иголками.)
– Зачем пришли ежи на лесную полянку? (Они пришли поохотиться)
– Чем питаются ежи? (Мышами, улитками, червями и т. д.)…&gt,






&lt,…Составление рассказа по картине.
– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки — иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука)…&gt,






Заключительный &lt,… Продуктивная деятельность.
– Давайте подойдём к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает? (Колючек)
– Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка. (Дети стоя втыкают палочки в пластилин)…&gt,

&lt,…Воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо работали на занятии, и уводит их в группу.

Видео: интегрированное занятие на тему «Строим домик для матрёшки» в первой младшей группе

Видео: интегрированное занятие на тему «Под грибом» во второй младшей группе

Итоговое интегрированное или комплексное занятие в первой и второй младших группах

Такие уроки проводятся для подведения итогов учебного года, так как их цель — обобщить и закрепить весь тот материал, который изучали малыши за девятимесячный отрезок учебно-воспитательного процесса. Несмотря на глобальность цели, хронометраж итогового занятия не превышает время, отведённое на обычный урок. Неизменной остаётся и структура. Важно также учитывать тот факт, что по сложности задания не должны отличаться от тех, к уровню которых привыкли малыши.

Итог в форме комплексного занятия может быть организован в виде «Весёлого паровозика», который ездит по станциям и привозит детям задания. Например, для первой младшей группы на одной станции малышам предстоит назвать диких животных, на другой — домашних, а на третьей — по описанию отгадать, какие звери зашифрованы.

Итог в форме интегрированного урока может быть представлен в виде игры, например, театрализации, в которой малыши станут сказочными персонажами наравне с игрушками и будут выполнять задания феи. К примеру, во второй младшей группе задачи может формулировать Фея Сказок, которая хочет проверить, насколько хорошо ребята усвоили тексты изученных произведений. Задания могут быть такими:

  • сколько попыток сделали герои сказки «Курочка Ряба», чтобы разбить яйцо,
  • кто помог вытащить репку в одноимённой сказке,
  • какие сказки иллюстрируют рисунки (показать 4–5 картинки).

Воспитательница держит плюшевого мишку

Задания итогового занятия обычно представляются от лица сказочного персонажа или игрушкиДети на листе делают отпечатки ладошекВремя занятия в первой и второй младших группах установлены саннормами и ФГОС

Видео: итоговое комплексное занятие во второй младшей группе

Интегрированные и комплексные занятия — это одна из наиболее продуктивных на сегодняшний день форм реализации целей и задач образовательного процесса в детском саду. Комбинация разных видов деятельности для рассмотрения изучаемого объекта или явления с точки зрения его связей с другими объектами и явлениями или же всестороннего, глубокого освоения собственной сути осуществляется за счёт подготовки интегрированного или комплексного урока соответственно. При этом структурных или временных отличий (кроме тех, что определены ФГОС) в организации такого рода интеграции нет.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов