Методика проведения физкультурного досуга в первой и второй младших группах

Укрепление и сохранение здоровья маленьких воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – это основная цель взаимодействия с ребятами в детском саду. Для этого программой ДОУ предусмотрены не только регулярные занятия физкультурой начиная с первой младшей группы, но и организация досуговых мероприятий. Учитывая специфику работы с малышами первой (1, 5–3 года) и второй (3–4 года) младших групп, на методические тонкости подготовки и проведения физкультурного досуга с ними педагогу следует обратить особое внимание.

В чём смысл проведения физкультдосуга в младших группах

Физкультурный (спортивный) досуг — это форма активного отдыха детей, основывающаяся на физических упражнениях, представленных в виде простых игр. Например, в первой младшей группе одним из заданий может быть соревнование «Кто быстрее принесёт игрушки». Сценарий составляют известные (!) малышам игры подвижного характера в разных сочетаниях, которые объединяются сюжетом сказок. Проведение досуговых мероприятий спортивного характера проводится начиная со второй младшей группы или со второго семестра первой.

Дети с двумя воспитателями сидят на коврике

Досуговые мероприятия по физкультуре практикуются в первой младшей группе со второго полугодия

  • повысить степень двигательной активности детей (в спортивном развлечении интенсивным движениям отдаётся более 2/3 времени, отведённого на мероприятие),
  • приобщать к игровой деятельности, так как именно этот вид активности является базой для реализации задач всего образовательного процесса в ДОУ,
  • укрепить здоровья маленьких дошколят,
  • формировать заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом,
  • формировать культуру чувств (младшим дошкольникам в силу возраста сложно контролировать свои эмоции, занятия физической культурой, в том числе и в форме досуга, способствуют развитию выдержки, терпения),
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы (если в первой младшей группе дети всё больше выполняют задания индивидуально, то в 3–4 года у них наблюдается переключение на работу в парах, мини-группах).

Задачами подготовки и проведения досугов по физкультуре является:

  • стимуляция активности каждого малыша (педагог подбирает задания и их формулировку так, чтобы заинтересовать всех детей, например, от лица сказочного персонажа),
  • отработка и закрепление элементарных двигательных навыков и умений (к примеру, в первой младшей группе малыши тренируют направленный бег, а во второй младшей группе закрепляют этот навык, комбинируя его с умением чередовать бег и ходьбу),
  • формирование таких качеств движения, как ловкость и быстрота,
  • развитие внимания, смелости, дисциплинированности и ответственности (к примеру, во второй младшей группе, играя в прятки, дети учатся не подглядывать в процессе счёта, а также доводить начатые поиски до конца),
  • приобщение к коллективным играм разного вида (соревнованиям, «догонялкам» и пр.),
  • создание положительного эмоционального микроклимата в группе (для младших дошкольников, только адаптирующихся к детскому саду, тяжело переживающим разрыв тесной связи с мамой, домом, очень важно привыкнуть к новым условиям, то есть педагогам и другим малышам, и развлекательные мероприятия успешно справляются с этой задачей).
Прочтите также:  Методика подготовки и проведения интегрированного и комплексного занятий с детьми первой и второй младших групп детского сада

Дети играют с воспитателем в костюме клоуна

Физкультурные развлечения создают положительный микроклимат в группе

Виды заданий для физкультурного досуга в младшем дошкольном возрасте

Из существующих видов упражнений для досуговых физкультурных мероприятий в младшем дошкольном возрасте проводятся:

  • игры малой или средней подвижности (например, «Зёрнышки», в которой малыши из положения сидя медленно поднимаются вверх, показывая, как прорастает зёрнышко из земли), то есть комплекс общеразвивающих упражнений в игровой форме, который проводится в начале мероприятия для мотивации малышей и в конце для восстановления частоты пульса, дыхания и перехода к другим видам образовательной деятельности,
  • двигательные задания в игровой форме (к примеру, какая команда быстрее передаст мяч из рук в руки в колонне),
  • дыхательные упражнения (обширная картотека для первой и второй младших групп представлена здесь),
  • элементы самомассажа, которые вводятся в сценарии мероприятий со второй младшей группы (например, самомассаж ладошек и пальчиков с помощью массажных мячиков под рифмовку «Мы капусту режем, режем»).

Это интересно. Досуг по физкультуре может носить характер открытого мероприятия и включать задания для совместного выполнения детей с родителями.

Приёмы для проведения спортивного досуга в младших группах

Методические формы взаимодействия с малышами в процессе организации досуговых мероприятий по физкультуре включают четыре блока приёмов.

Группа игровых способов взаимодействия

Как отмечалось выше, спортивный досуг имеет игровую форму проведения. При этом основу составляют подвижные игры, направленные на:

  • практику бега, прыжков,
  • ориентирование в пространстве,
  • тренировку равновесия, ловкости,
  • отработку навыка подражания,
  • развитие внимания.

Детально ознакомиться с примерами подвижных игр разных видов можно здесь.

Это интересно. Учитывая возраст младших дошколят, педагог принимает полноценное участие во всех играх. Уходить в позицию наблюдателя возможно лишь в некоторых, хорошо отработанных детьми, играх, но не раньше, чем со второго полугодия во второй младшей группе.

Наглядность

Как и в организации занятий, проведение досуга невозможно без:

  • иллюстраций сюжета мероприятия, особенно если оно строится на основе сказки,
  • демонстрации педагогом порядка выполнения движений,
  • реквизита для игр.

Игровые атрибуты

Реквизит для развлечений по физкультуре может быть:

  • спортивным (то есть кегли для выстраивания полосы препятствий, массажных мячиков для самомассажа, мячей для подбрасывания и перебрасывания друг другу, скакалок для определения границ игрового пространства и т. п.),
  • сюжетным (то есть для обеспечения антуража мероприятия — костюмы, элементы образа сказочных персонажей или животных, платочки, флажки и т. д.).Воспитатель в костюме и дети с мячами

    Одним из важных атрибутов спортивного досуга является костюм или его элементы у педагога

Словесные приёмы

Младших дошкольников в силу отсутствия игрового опыта бывает сложно увлечь общим делом. В этом случае на помощь приходят речевые способы взаимодействия.

Таблица: примеры использования словесных приёмов в проведении физкультурного досуга

Приём Цели Пример
Загадки
  • стимуляция интереса малышей к участию в мероприятии,
  • мотивируют,
  • воспитание духа соревнования (так, малыши стараются дать ответ на загадку быстрее товарищей).
Досуг «Xрюшка обижается» во второй младшей группе можно начать с такой загадки:
  • «Вместо носа пятачок, Там, где хвост, висит крючок… (поросёнок).
Стихотворения Мероприятие по физкультуре на тему «Колобок» со своими воспитанниками я начинаю стихотворением:
  • Колобок я, Колобок, Подрумянен правый бок, Я сбежал от бабки с дедом, Зайцу я не стал обедом, Волку в лапы не попался, И медведь ни с чем остался.
Письма сказочных персонажей
  • пробуждение интереса к досугу,
  • развитие внимания, фантазии.
Перед проведением досуга на тему «Зимушка-зима» в первой младшей группе воспитатель знакомит детей с содержанием письма от Снегурочки, которая пишет о том, что добраться до города не может, так как её заколдовала злая волшебница: теперь девочка, куда бы ни пошла, в дороге путается и всегда возвращается к себе домой. Колдунья дала Снегурочке план снятия колдовства. В письме девочка просит помочь ей выполнить задания злой волшебницы для снятия заклинания.
Объяснение
  • помощь малышам в восстановлении порядка выполнения действий,
  • создание благодушной обстановки во время проведения досуга (если педагог говорит доброжелательно, в меру эмоционально).
Взрослый разъясняет, как выполняется игровая задача, сопровождая инструкцию демонстрацией, то есть сам показывает все движения.

Педагог и дети на коврике сложили ручки домиком над головой

Объяснение чаще всего сопровождается демонстрацией

Приём практических заданий

Это образцы творческого осмысления темы. К ним относятся:

  • рисунки (например, итогом работы над игрой-самомассажем «Дождик», в которой дети 3–4 лет выполняют движения из рифмовки-описания, стоя в «паровозике», может быть изображение дождика пальчиками),
  • аппликации (после проведения в первой младшей группе досуга «Курочка и цыплята», дети клеят на лист бумаги две половинки яйца, совместив их правильно и ровно),
  • поделки (как вариант работы над упражнением «Солнышко» на мероприятии «В гостях у сказки», мы с детьми второй младшей группы приклеивали полоски цветной бумаги на круг — делали лучи, а затем фиксировали «солнце» на палочке для коктейля, и получался своеобразный флюгер).

Как правило, задания такого рода даются после окончания мероприятия в качестве своеобразной подготовки к рефлексии, элементы которой будут вводиться в план досуга со средней группы.

Картотеки физкультурных досугов

При составлении картотеки физкультурных развлечений педагог руководствуется тематикой образовательного этапа, а также степенью освоения детьми движений и игр на занятиях физической культурой и во время прогулок. Ознакомиться с примером картотеки досуговых мероприятий спортивного характера в первой младшей группе можно в публикации воспитателя Ботнарь Н.В.

Для второй младшей группы сценарии физкультурных мероприятий можно увидеть здесь

Воспитатели помогают детям пройти по препятствиям из хулахупов и планок

В картотеки физкультдосугов включаются мероприятия по разным темам, призванные повторить отработанные на занятиях движения и игры

Методика проведения спортивных досугов с детьми 1,5–4 лет

Физкультурное развлечение проводится 1–2 раза в месяц, в дни, когда в расписании нет занятий по физкультуре, и приурочивается к смене времён года, спортивным событиям (например, олимпиаде, чемпионату по футболу) или праздникам (к примеру, ко Дню защиты детей). Длительность мероприятия в младшем дошкольном возрасте — 20–30 минут. Обычно досуговые мероприятия организуются во второй половине дня после сна. Но в период каникул и летом развлечение может проходить с 9 до 11 часов.

Временной план

Реализация сценария досугового мероприятия в первой и второй младших группах происходит в три этапа:

  • введение в тему, на котором дети знакомятся с сутью сюжета мероприятия (сказочным персонажем) – до 2 минут,
  • основной этап, заключающийся в проработке игр и упражнений (игры малой подвижности и требующие высокой двигательной активности) – до 10–15 минут,
  • заключительный этап (игра малой подвижности или дыхательное упражнение, а также оценка работы детей в группе со стороны педагога и поощрение для малышей в виде сладких призов или медалей) – до 3 минут.

Это интересно. Сюрпризный момент в заключительной части сценария — главное отличие досугового мероприятия от обычного занятия.

Таблица: Артюхова Н. сценарий досугового физкультурного мероприятия в первой младшей группе «Курочка и цыплята»

Этап Содержание
Вводный Дети входят в зал, у каждого на голове ободок с изображением цыплёнка.
Воспитатель: А кто это пришёл? А где ваша мама?
Вбегает курица-мама,роль которой исполняет взрослый.

Основной Курица: Куд-куда,куд-куда,
Вы откуда и куда?
Пойдёмте со мной на лужайку к пруду,
К прекрасному месту я вас отведу.
Дети идут друг за другом, переступая с ноги на ногу.
Воспитатель: Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Дети бегут за мамой-курицей, врассыпную. По сигналу воспитателя дети строятся за воспитателем. Идут, высоко поднимая ноги.








Воспитатель: Чтоб лисичку обмануть,
Побежим в обратный путь.
Дети шагают друг за другом.
Воспитатель: Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Дети высоко поднимают ноги, машут «крыльями».
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Дети выполняют приседания.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети выполняют вместе с воспитателем подтягивание вверх и повороты в сторону. Выполняют наклоны вперёд, приседают.
Зёрнышек не видно,
Малышам обидно.
Нашли!
Дети сидят на коврике, ноги широко расставлены, наклоняются вперёд.
Стали веселиться,
Прыгать и кружиться.
Дети выполняют упражнение «пружинка»: кружатся, согнув ноги, потом прыгают.























Воспитатель: Ой, цыплятки, смотрите,перед нами появились препятствия. Посмотрите: вот канавка, перепрыгнем мы её.
Игра «Перепрыгнем канавку»: дети выполняют прыжки на двух ногах, перепрыгивая через рейки, лежащие на полу…&gt,
Заключительный &lt,… Курица: Колосок, колосок, дай, пожалуйста, гостинца для моих ребяток, жёлтеньких цыпляток.
Мама-курица раздаёт детям гостинцы.
http://www.maam.ru/detskijsad/fizkulturnyi-dosug-v-1-mladshei-grupe.html

Видео: физкультурный досуг «Прогулка на полянку» в первой младшей группе

Таблица: Черченко С. сценарий досугового физкультурного мероприятия во второй младшей группе «Солнечные зайчики»

Этап Содержание
Вводный Наступил новый день. Солнышко весело освещало землю, а его детки, солнечные зайчики, гонялись друг за другом, играли со зверюшками и птичками. Все очень любили зайчиков, они были добрые, весёлые. Вдруг подул сильный ветер. Ему надоел этот шум и гам. Зайчики испугались и разбежались кто куда. Солнышко загрустило, ведь детки не вернулись домой, заблудились. Большая туча завесила небо, солнце три дня не показывалось. Забеспокоились цыплята без солнышка, и пошли искать зайчиков. Давайте поможем цыплятам, пойдём с ними зайчиков искать.
Основной (Обычная ходьба)
Как много пеньков на пути, перешагнём через них! (ходьба с высоким подниманием колена)
Вон на дереве сидит сорока, может она нам поможет.
Говорит сорока:
«Отведу я вас к зайцу, он наверно знает, где солнечные зайчики спрятались». (Бег на носках змейкой)
Много в траве жучков и паучков, пойдём осторожно. (Xодьба на носках, руки за головой)


Воспитатель: — А вот зайка! Зайка, ты не знаешь, где солнечные зайчики спрятались.
Отвечает заяц: — Я-то не знаю, но отведу вас к утке, может она вам поможет». (Прыжки на 2 ногах с продвижением вперёд)…&gt,
&lt,… Вот и зайчики солнечные, на высокой горе в пещере спрятались! (Лазание по гимнастической лестнице)
Обрадовались цыплятки, пригласили зайчиков поиграть. (Игра «Кто больше соберёт зайчиков»).
Заключительный Проводили солнечных зайчиков домой.
Солнышко обрадовалось и вышло на небо землю освещать, всё живое радовать. (Ходьба под музыку).
Дети строятся парами и выходят.

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sportivnogo-razvlechenija-solnechnye-zaichiki.html

Видео: физкультурный досуг «День космонавтики» во второй младшей группе

Анализ физкультурного досуга в младших группах

Диагностика развлечений физкультурной направленности необходима для отслеживания динамики физического развития малышей, а также оценки эффективности приёмов в достижении образовательных задач и целей. Алгоритм анализа для первой и второй младших групп будет единым.

Схема диагностики

  1. Перечислить цели досуга.
  2. Определить комбинацию видов заданий.
  3. Оценить логичность составления структуры сценария досуга (вводная часть, основная и заключительная).
  4. Определить соответствие досугового мероприятия возрасту воспитанников.
  5. Оценить методическую грамотность проведения развлечения (чередование приёмов, регуляция нагрузки, способ подведения итогов, хронометраж мероприятия).
  6. Эстетика и практическая ценность атрибутов для проведения развлечения.
  7. Использование музыкального сопровождения.
  8. Участие взрослого в проведении спортивного досуга. В работе с малышами это объяснение заданий, участие в выполнении упражнений, помощь тем, кто не справляется с заданием, подведение итогов.

Физкультурный досуг для детей первой и второй младших групп имеет важное образовательное значение, так как не только способствует укреплению и сохранению здоровья малышей, но и воспитывает чувство товарищества, помогает адаптироваться к условиям детского сада. Методика проведения спортивных развлечений с малышами 1,5–3 лет и 3–4 лет практически идентична, различия касаются в основном формы организации работы с ребятами: в первой младшей группе это индивидуальные задания, во второй — по большей части групповые. При этом структурные компоненты сценария остаются неизменными.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов