Музыкальные занятия в подготовительной группе

О благотворном влиянии музыки на развитие ребёнка с первых лет жизни знают и родители, и педагоги. Мама поёт колыбельные новорождённому. В первый год жизни малыш позитивно реагирует на песенные потешки, пестушки и элементарные ритмические игры. Музыка сопровождает ребёнка на большинстве занятий в детском саду: на физкультуре, тематических досугах, как фоновое сопровождение к подвижным и сюжетным играм. Отдельным блоком в образовательной программе стоят занятия с музыкальным руководителем и подготовка к праздникам. А в подготовительной группе музыкально-художественная деятельность приобретает особое значение.

Музыкальные занятия в подготовительной группе: задачи, приёмы, виды

Музыкальное воспитание — часть образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Это ежедневная работа музыкального руководителя с воспитанниками от полутора лет и до выпускного возраста. Неправильно представлять музыкальное воспитание с дошкольниками как одни лишь танцы и хоровое пение. С ребятами ведётся многоплановая работа с возрастающим уровнем глубины освоения от года к году.

Для детального знакомства с организацией музыкального воспитания в ДОУ от младшей группы до подготовительной рекомендуем ознакомиться со статьёй Музыкальные занятия в детском саду.

Дети и педагог распеваются под аккомпанемент фортепиано

Дети учатся воспроизводить звуки вслед за музыкальным руководителем

Регулярные и качественные занятия музыкой стимулируют мыслительные процессы, способствуют развитию интеллектуальных способностей. Дети, которым с дошкольного детства прививается чувство ритма, которые научились чувствовать полноту звуков разной высоты и образы мелодий, обладают хорошей способностью к обучаемости в целом. Музыкально развитые дети успешно осваивают обучение чтению и выполнению арифметических операций. Им легче даётся освоение иностранного языка.

Кроме того, музыка оказывает терапевтическое воздействие на психоэмоциональное состояние детей. Научными исследованиями доказана эффективность музыкальных упражнений для снятия умственного напряжения, профилактики переутомления и невротических состояний.

Согласно ФГОС ДО, цели музыкального воспитания — всестороннее развитие физических и психических качеств и создание позитивного эмоционального состояния через приобщение к искусству. Музыкальной деятельности отводится особенно много времени в подготовительной группе: возрастает длительность групповых занятий, руководитель ведёт индивидуальную работу с творчески одарёнными детьми, организует музыкальные праздники и тематические досуги и проводит репетиции к главному событию — выпускному.

Прочтите также:  Основные виды игр в детском саду и их темы

Музыкальная гостиная в подготовительной группе

Музыкальный руководитель проводит тематические праздники с детьми 6–7 лет

Развитие музыкального слуха и чувства ритма, заинтересованность к изучению миру искусства во многом зависит от личности педагога. Как мама первоклассника, я советую всем родителям дошкольников поддерживать контакт с музыкальным руководителем ДОУ. Важно быть в курсе того, с какими понятиями дети знакомятся на занятиях, произведения каких композиторов прослушивают. Педагог даст вам общую картину, чем занимается с детьми, поделится материалами (нам высылали слова песен и аудиозаписи для слушания дома).

Дети и педагог на музыкальном занятии в ДОУ

Дети с удовольствием занимаются и проявляют интерес на занятиях неравнодушного педагога

Программа музыкального воспитания в подготовительной группе составляется в соответствии с потребностями и способностями детей 6–7 лет. Занятия способствуют созданию позитивного настроения, для этого задания подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

Таблица: задачи музыкального воспитания для детей 6–7 лет

Образовательные задачи
  • Расширение знаний о музыкальной культуре:
    • знакомство с творчеством композиторов и исполнителей,
    • изучение профессий, соприкасающихся с миром музыки (композитор, дирижёр, певец, танцор, балерина, пианист, скрипач),
    • формирование представлений о музыкальных жанрах (опера, полька, тарантелла, инструментальный/симфонический концерт),
    • первичное освоение музыкальных понятий (ноты, знаки, темп, ритм).
  • Знакомство с музыкальными и музыкально-поэтическими произведениями, связанными с жизнью страны: гимн Российской Федерации, гимн родного города, военные и свадебный марши.
  • Обогащение кругозора, знакомство с национальными песнями, плясками и инструментами народов мира.
Развивающие задачи
  • Развитие слухового восприятия и памяти.
  • Совершенствование и закрепление навыков индивидуального и коллективного исполнения:
    • песенного,
    • инструментального,
    • танцевального.
  • Совершенствование способности представлять музыкальный/песенный образ, чувствовать характер мелодии.
Воспитательные задачи
  • Побуждение к импровизации, создание мотивации к творчеству.
  • Поощрение творческой самостоятельности и активности воспитанников.
  • Привитие музыкального вкуса.
  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре.

Группа детей сидит на полу, смотрит на мультимедийный экран и слушает педагога

На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с творчеством различных композиторов

Приёмы музыкального воспитания в подготовительной группе

Актуальными в работе с детьми 6–7 лет остаются приёмы, которые использовались на занятиях ранее:

  • слушание музыки,
  • пение,
  • игра на простых музыкальных инструментах,
  • музыкально-ритмические движения,
  • игры (подвижные, дидактические),
  • танцевальные композиции.

Инструментальный оркестр в детском саду

Обучение игре на музыкальных инструментах — один из основных приёмов музыкального воспитания дошкольников

В соответствии с современным ФГОС, музыкальный руководитель планирует ежедневную работу с воспитанниками по принципу: 60% занятия организуются по утверждённой программе, 40% зависят от инициативы детей. Педагог берёт основное в образовательном содержании и даёт возможность детям повлиять на структуру и тематику занятия. Современный музыкальный руководитель готов последовать за творческим порывом воспитанников, ответить на вопросы, развить волнующую ребят тему. Таким образом, педагог не всегда использует приёмы, заранее заготовленные в конспекте занятия.

Дети и педагог танцуют, подняв руки вверх

Музыкальный руководитель должен следовать творческому порыву детей

В последний год пребывания в детском саду возрастает общий уровень тревожности и эмоционального напряжения у воспитанников. Это связано с увеличением умственной и физической нагрузки: многие дети посещают подготовительные курсы в школе, носят рюкзаки с рабочими принадлежностями, занимаются дома под контролем родителей. В музыкальные занятия с детьми 6–7 лет рекомендуется включать элементы арт-терапии. Это использование здоровьесберегающих технологий, воздействие на состояние ребёнка при помощи произведений искусства и творчества:

  • музыкотерапия: прослушивание композиций, рекомендованных психологами для профилактики неврозов у дошкольников,
  • сказкотерапия: постановка музыкальных сценок,
  • музыкальная психогимнастика: упражнения на устранение негативных эмоций и формирование позитивных установок.

Интересный факт. Исследователи-психологи особо выделяют влияние произведений В. А. Моцарта на состояние детской психики. Регулярное слушание его произведений успокаивает тревожных детей, активизирует мыслительные способности. Это позитивное воздействие получило название «эффект Моцарта».

Дети лежат на ковре в музыкальном зале

На занятии в подготовительной группе используется приём музыкотерапии: дети слушают музыку, лёжа на полу

В копилку приёмов музыкального руководителя следует добавить использование проектора и интерактивной доски на занятиях в подготовительной группе. Информационные технологии применяются для решения различных задач:

  • просмотр презентаций о творчестве композиторов, о музыкальных и танцевальных жанрах, о музыкальных инструментах,
  • включение видеоряда или слайдов в качестве фона для танцевальных упражнений,
  • проведение дидактических игр и викторин.

В прошлом году я присутствовала на совместном досуге для воспитанников старшеподготовительной группы и родителей. Мероприятие посвящалось танцам народов мира. Музыкальный руководитель показывал презентацию и после ознакомления с каждым новым танцем предлагал детям и родителям выполнить движения под музыку. Нам очень понравилось, что во время танцевальных упражнений на проекционной доске высвечивались слайды с пейзажами и танцорами в национальных костюмах. Этот приём способствовал погружению в культурные традиции разных народов: индийцев, греков, арабов, бразильцев и др.

Мальчик выполняет задание на интерактивной доске с изображениями музыкальных инструментов

Музыкально-дидактические игры можно проводить с использованием интерактивной доски

Виды музыкальных занятий

Рабочие программы по музыкальному воспитанию включают классические виды занятий для подготовительной группы:

  • типовое,
  • доминантное,
  • комплексное.

Подробное описание этих видов занятий представлено в статье по музыкальному образованию в ДОУ.

Видео: доминантное музыкальное занятие в подготовительной группе «Звуки зимы»

Особо яркие эмоции и заинтересованность у детей 6–7 лет вызывают нетрадиционные виды занятий по музыке:

  • Интегрированное — занятие, на котором тема раскрывается в нескольких образовательных областях.
    • Музыкально-спортивное занятие. Организуется в музыкальном зале с участием преподавателя физкультуры. Структура музыкально-спортивного занятия состоит из слушания и пения гимнов и песенок на спортивную тему, подвижных игр под музыку, маршевые движения с перестроениями, просмотр и обсуждение видеозаписей с выступлениями спортсменов под музыкальное сопровождение (синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание).

      Примеры тем: «Музыка и спорт дружны», «Олимпийские игры», «Зимние виды спорта и забавы».


    • Художественное — занятие, в котором тема раскрывается в нескольких направлениях блока «Художественно-эстетическое развитие». Слушание музыки, танцевальное и певческое творчество сочетаются с формами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), речевой деятельности (прослушивание и обсуждение текста, чтение стихов, игры на развитие речи).

      Примеры тем: «Времена года», «Мир вокруг нас», «Фольклор».


    • Математическое — занятие, сочетающее формы музыкального воспитания и ФЭМП (формирования элементарных математических представлений). Развитие музыкальных и математических способностей осуществляется через соотнесение детьми ритмических мелодий и счёта, определение формы музыкальных инструментов (из каких геометрических фигур состоят), дидактические игры.

      Примеры тем: «Музыкальная математика», «Звуки и числа», «Путешествие в математическую Галактику».


  • Креативные занятия — необычные по форме занятия с привлечением интересного оборудования, реквизита или технологий.
    • Занятие в форме квеста или викторины. В этой форме сочетается развлекательный и познавательный элемент: дети играют, ищут ответы на поставленные вопросы.
    • Театральное занятие. Может организовываться совместно с педагогами дополнительного образования, на базе театрального кружка. Знакомую сказку дети разыгрывают с новым музыкальным сопровождением. Акцент в театральном занятии иногда ставится на фантазию детей, импровизацию в танце и музицировании.
    • Занятие по арт-терапии. Рекомендуется планировать такое занятие с психологом. Если в детском саду обустроена комната отдыха (волшебная комната), дети приглашаются в неё для малоподвижных игр и релаксационных упражнений с музыкальным сопровождением.

Видео: музыкальное занятие в форме квест-игры для детей подготовительной группы «В поисках звукоряда»

Квесты пользуются большой популярностью в современной жизни. Педагогам ДОУ в копилку: чтобы максимально заинтересовать ребят на занятии и предоставить им возможность проявить музыкальные способности, достаточно придумать историю и добавить в неё элементы квеста. На видеозаписи занятия квеста отчётливо слышны возгласы удивления и восторга. В подготовительной группе с детьми ищут сокровища по карте, попадают в далёкие миры или лабиринты и находят путь домой.

Видео: музыкальное и художественно-эстетическое развитие на занятии в подготовительной группе

Это занятие проводилось в рамках конкурса «Воспитатель года 2018» и является замечательным примером интегрированного занятия. Обратите внимание на разнообразие педагогических приёмов и как органично используется на занятии проекционная доска.

Мотивирующее начало музыкального занятия

В возрасте 6–7 лет у детей формируется способность к произвольному восприятию и запоминанию различных видов информации. Следует помнить, что ведущей остаётся непроизвольная память: дети дольше запомнят то, что заинтересовало, эмоционально окрашено или попросту удивило. Если музыкальные занятия перейдут в рутину — приветствие, объявление темы, объяснение и разучивание упражнений, — дошкольники будут рассеянны, всё сложнее им будет самостоятельно воспроизводить движения и мелодии.

Дети с музыкальными инструментами в руках

Знакомство с музыкальными инструментами должно быть практическим

Мотивировать детей к изучению новой темы и разучиванию композиций следует в начале занятия. Традиционные способы — сюрпризные моменты, создание игровой/фантастической ситуации, беседа, рассматривание различных предметов — применимы в подготовительной группе. Но в работе с дошкольниками старшего возраста мотивирующее начало занятия должно выстраивать на конкретных событиях и материалах. То, что работало в младших и средней группах («Представим, что мы с вами лётчики», «Ой, к нам в гости пришёл зайчик из зимнего леса»), не подходит для 6–7-летних детей.

Как конкретизировать мотивирующее начало занятия:

  • Провести беседу о событиях в современной жизни с показом или зачитыванием информационных материалов. Например, в городе прошёл концерт симфонической музыки и об этом написали в газете. Воспитанникам задаются вопросы: «А вы были когда-нибудь на концерте? Каком? Где?», «Что вам показалось интересным в статье?».
  • Рассмотреть с детьми афишу музыкального театра или консерватории.
  • Показать и дать возможность самостоятельно изучить звучание настоящего музыкального инструмента (флейты, синтезатора, гитары).
  • Пригласить в гости того, чья профессия связана с музыкой. С гостем ребята беседуют, показывают свои умения и совместно исполняют что-либо (если это музыкант, танцор или певец).
  • Использовать в занятиях-путешествиях реалистичные декорации. Удобнее всего — воспроизводить слайды-фотографии на проекционной доске.
  • Просмотр коротких видеозаписей:
    • Выступление оркестра, хора и сольных исполнителей, танцевального ансамбля.
    • Образовательные ролики на музыкальную тематику.
    • «Письма/послания» детям от фантастического персонажа: Деда Мороза, Незнайки, мультипликационных героев.

Дошкольники за ноутбуками

Использование компьютерных технологий на занятии мотивирует старших дошкольников к поиску новой информации

Как провести музыкальное занятие в подготовительной группе

Занятие по музыкальному развитию организуется в соответствии с утверждённым ДОУ планированием. Большинство занятий в подготовительной группе имеют классическую структуру:

  1. Музыкальное или ритмическое приветствие.
  2. Музыкально-ритмические упражнения (повторение или разучивание танцевальных движений).
  3. Слушание музыки.
  4. Распевка.
  5. Пение.
  6. Дидактические игры (проводятся не на каждом занятии).
  7. Игра на детских музыкальных инструментах (проводится не на каждом занятии).
  8. Танцевальная деятельность.
  9. Подвижная игра.
  10. Музыкальное прощание.

Важно помнить. Музыкальное занятие не является репетицией к утреннику или празднику!

Воспитанница подготовительной группы с выполненным музыкальным заданием

Музыкально-дидактические игры часто проводятся в подготовительной группе

При составлении календарно-тематического планирования неверно указывать только место занятия в календарной сетке и перечислять названия музыкальных/танцевальных композиций. Для поддержания у воспитанников интереса к музыкальным занятиям педагог объединяет все формы деятельности общей увлекательной темой. Это может быть указание на изучение нового образовательного материала: «Пой, моя гармонь!», «Подружимся с нотным станом», «Знакомство с творчеством С. С. Прокофьева». Тематические занятия часто являются интегрированными по содержанию: «Музыкальные пейзажи» (связь с живописью), «Русское народное музыкальное творчество» (сочетание НОД и музыкальной деятельности). Занятия, построенные на игровом сюжете, имеют креативные названия: «Тра-та-та-та, дайте палочки вы мне!», «Путешествие к королеве Музыки».

Дети на занятии «Русская народная музыка»

Тематическое занятие вызывает у детей интерес: тут и интересные предметы, и игровые задания

Таблица: картотека тем музыкальных занятий

Вид занятия Примерные темы и содержание
Интегрированное
  • «Музыка весны», «Золотая книга осени» и т. п. в соответствии с природным календарём: сочетаются образовательные формы и приёмы НОД, изобразительной и музыкальной деятельности.
  • «Русское народное творчество», «Наше казачество» и другие темы об особенностях национальных культур: музыкальное сопровождение всего занятия, исполнение народных песен, игр-плясок.
  • «Мама — солнышко моё», «Новогодняя музыкальная карусель», «Пусть будет игра! Пусть не будет войны!»: предпраздничные занятия с формами музыкальной и изобразительной деятельности и игровыми элементами.
  • «Прогулка в лес ранней весной», «Мелодии природы»: интеграция с НОД (изучение звуков живой природы).
  • «Хлеб — всей жизни голова»: закрепление знание по НОД и исполнение народных песен и танцев.
Игровое
  • «Музыкальная прогулка по сказочным тропинкам»: выполнение музыкальных заданий на материале знакомых сказок.
  • «Квест от До-ми-сольки»: интеллектуальные и игровые задания на музыкальную тему.
  • «Русские богатыри», «Космическая музыка»: занятия-викторины и соревнования (можно приурочить к 23 Февраля).
  • «Кружится, кружится старый вальсок!»: музыкальное путешествие по страницам истории.
  • «Музыкальный светофор»: занятие с элементами викторины.
Креативное
  • «Музыкальные образы»: занятие по развитию способности воспринимать музыкальный образ и передавать свои эмоции (в танце, рисовании красками или песком на стекле).
  • «Только спокойствие!»: занятие с элементами музыкальной терапии.
  • «Дружба — это мы»: развитие способности выражать эмоции, использование приёмов музыкотерапии и сказкотерапии.

Дети лежат на полу

На музыкальном занятии накануне Дня Победы дети «спят» под песню «Тёмная ночь»

Музыкальные занятия в подготовительной группе проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Дополнительно руководитель организует индивидуальные занятия с одарёнными детьми и в качестве репетиций к утреннику. Длительность занятия с детьми 6–7 лет не превышает 30 минут согласно нормам САНПИН.

Таблица: временной план музыкального занятия

Этап занятия Содержание Длительность
Вводная часть
  • Организационный момент,
  • мотивирующее начало,
  • музыкально-ритмические упражнения.
5–7 минут
Основная часть
  • Слушание музыки,
  • распевка,
  • подпевание и пение,
  • дидактические игры,
  • инструментальное исполнение.
16–18 минут
Заключительная часть
  • Подвижная игра,
  • танец или пляска,
  • рефлексия.
6–7 минут

Важно! Вводная часть погружает детей в тему занятия и настраивает ребят на активную деятельность. Например, на открытом занятии «Мы идём в цирк!» наш музыкальный руководитель после попевки провёл беседу с детьми (предложение поделиться личным опытом: кто бывал в цирке, какие номера запомнились). А затем ребята выполняли упражнение-имитацию под музыку — движения цирковых лошадок (маршировка, подскоки, галоп).

Дети и педагог на занятии «Музыка, которая нас окружает зимой»

Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение: изображают завывание метели зимой

Таблица: конспект музыкального занятия «Гуси-лебеди» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Стоцкая М., музыкальный руководитель МБДОУ Центр развития ребёнка Д/с №25 «Василёк», г.Саянск, Иркутская обл.
Программные задачи
  • Продолжать знакомить с составом оркестра р. н. м. инструментов,
  • учить различать особенности русского музыкального фольклора,
  • развивать навыки правильного и безопасного пения,
  • побуждать к песенному и инструментальному пению.
Оборудование и материалы
  • Экран и оборудование для показа интерактивного путешествия по сказке «Гуси-лебеди»,
  • аудиозаписи «Камаринская», «Калинка»,
  • фонограмма к частушкам,
  • куклы: Алёнушка и Иванушка.
Ход занятия Педагог обращает внимание детей на перо. Слышен в записи плач: это Алёнушка. Дети вспоминают знакомую сказку «Гуси-лебеди». Педагог делает акцент во время пересказа начала сказки на том, что опасно оставаться маленьким детям на улице. Предлагает помочь Алёнушке найти братца. Сначала необходимо успокоить плачущую Алёнушку весёлой музыкой.
Слушание аудиозаписи «Камаринская» П. Чайковского. Дети называют музыкальное произведение, определяют характер и звучащие в оркестре русские народные музыкальные инструменты.
Дети «отправляются на поиски Иванушки».
Слайд «Яблоня». Она предлагает узнать музыкальные инструменты, спрятанные в корзине.
Музыкально-дидактическая игра «Весёлые музыканты». Дети определяют музыкальный инструмент: ложки, дудочка, колокольчик, трещотки, колотушка, бубенцы, балалайка, гармошка, гусли. На слайде появляются соответствующие инструменты. Яблоня хвалит детей и отправляет к Речке (туда Гуси-лебеди полетели).
Слайд «Речка». Она просит исполнить задушевную песню. &lt,…&gt,
Слайд «Печка». Она горюет, что пирожки не пекутся без задорных частушек.
Пение композиции «Частушки». Дети нараспев повторяют слова частушек. Исполняют в платках и кепках по подгруппам. Слушатели исполняют вместе с солистами припев, сопровождая ритмичными притопами.
На слайде появляются пироги. Печка хвалит детей и отправляет в лес.
Слайд «Избушки на курьих ножках и злой Бабы-яги в окошке». Она не собирается отдавать Иванушку, потому что ей скучно в дремучем лесу.
Пение композиции «Бабушка». Дети определяют по мелодии знакомую песню, вспоминают последовательность домашних животных, о которых в ней поётся. Исполняют все вместе, сопровождая соответствующими жестами. На слайде появляются: курочка, уточка, щенок, котёнок, индюшонок, поросёнок, коровёнка, весёлая Баба-яга. Баба-яга радуется, что теперь она не одна будет жить в лесу, и отпускает Иванушку. Педагог достаёт игрушку Иванушки. Алёнушка с ребятами очень рады!
Музицирование («Калинка»). Дети выбирают по желанию русский народный музыкальный инструмент. Повторяют партии, точно выполняя ритмическую пульсацию. Затем музицируют по дирижёрскому жесту педагога. Музыка звучит в аудиозаписи.










Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-gusi-lebedi-podgotovitelnaja-grupa.html

Конспект занятия «Гуси-лебеди» составлен методически грамотно. Органично подобраны формы работы и музыкальные композиции. Плюс разработки: использование проектора (показ слайдов). Из недочётов конспекта: отсутствует заключительная часть. В подготовительной группе музыкальное занятие рекомендуется завершать подвижной игрой малой/средней подвижности или короткой пляской. И хотя бы минуту отдать рефлексии: обсудить с ребятами, что им больше всего понравилось сегодня, по мотивам какой сказки интересно провести занятие в будущем.

Два педагога в костюмах на музыкальном занятии «Гуси-лебеди»

Сказочные герои приветствуют ребят на игровом занятии

Музыкальное развлечение и досуг для детей 6–7 лет

Отдельное место в музыкальном воспитании дошкольников составляет организация развлекательных мероприятий — праздников и тематических досугов. Проведение утренников и выпускного предполагает групповые и индивидуальные репетиции. Без предварительной подготовки дети участвуют в музыкальных досугах. Рекомендуется приглашать на развлекательные мероприятия родителей и/или воспитанников младших групп. Цель музыкальных досугов — поддержание дружеской атмосферы в детском коллективе и развитие эстетического вкуса у дошкольников.

Длительность музыкального развлечения для детей 6–7 лет не должна превышать 50 минут. Досуг проводится как в первой половине дня, так и после тихого часа.

Музыкальный вечер в подготовительной группе

Музыкальный досуг «Осенины» — это песни и игры на тему осени и сбора урожая

По форме музыкальные досуги делятся на:

  • мастер-классы,
  • тематические вечера,
  • предпраздничные досуги,
  • развлекательные мероприятия (квесты, викторины, забавы).

Таблица: сценарий развлечения к Всемирному Дню музыки «Угадай мелодию» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Баулина Н., музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №1, г. Каменка, Пензенская обл.
Сценарий развлечения Ведущая: Сегодня 1 октября. Это всемирный День музыки. Дети, вы любите музыку?
Дети: Да!
Ведущая: А скажите, где можно услышать музыку? (Ответы детей)
Ведущая: Правильно. Музыка окружает нас повсюду. &lt,…&gt,
Музыка — это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко-далеко, в мире звуков. А умеете ли вы, ребята, наслаждаться красотой и богатством музыки? Сможете ли узнать произведение по небольшому фрагменту?
Предлагаю провести интересную игру «Угадай мелодию», которая определит ваш музыкальный кругозор.
В игре принимают участие две команды: «Непоседы» и «Домисолька».
(Жеребьёвка, выбор участников команд).
Девизы:
  • «Мы ребята — непоседы, не уходим без победы!»,
  • «Домисолька лучше всех, домисольку ждёт успех!».

Всего в игре 3 номинации: «Моя семья», «Песни из мультфильмов», «Музыкальные инструменты». А для победителей — суперигра «Попурри песен из мультфильмов».
Ведущая: Итак, мы начинаем.
Первая номинация — песни о членах семьи:

  • «Бабушка рядышком с дедушкой…»,
  • «Мама — первое слово…»,
  • «Папа может, папа может…»,
  • «Сестрёнка Наташка теперь первоклашка…».

Вторая номинация — песни из мультфильмов:

  • «Барбоскины»,
  • «Смешарики»,
  • «Фиксики»,
  • «Маша и медведь».

Третья номинация — музыкальные инструменты:

  • «Барабан»,
  • «Скрипка»,
  • «Балалайка»,
  • «Труба».

Суперигра:

  • «Медленно минуты уплывают вдаль…»,
  • «Мимо белого яблока луны…»,
  • «Чунга-чанга!»,
  • «Тили-тили, трали-вали»,
  • «По синему морю, к зелёной земле»,
  • «И тогда наверняка вдруг запляшут облака»,
  • «Дружба крепкая не сломается».

Ведущая:
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.
Но так ли это? Кажется, сейчас
Она звучит… И будет долго-долго
Ещё звучать для каждого из нас.
Мы этот день с волненьем будем ждать,
Когда все вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять!














Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/vsemirnyi-den-muzyki.html

Музыкальное развлечение «Угадай мелодию» в подготовительной группе

Развлечение «Угадай мелодию» любимо и старшим поколением, и детьми

Музыкальные викторины

Среди развлечений для дошкольников отдельно хочется сказать о викторинах. Как правило, это комплекс интеллектуальных заданий для детей на проявление смекалки и использование ранее полученных знаний.

Задачи викторин в детском саду:

  • доставить воспитанникам положительные эмоции,
  • воспитать дух позитивного соперничества, умение радоваться чужим достижениям и победе,
  • закрепить знания и умения, полученные на занятиях.

Помимо традиционных заданий (ребусов, кроссвордов, загадок, пазлов) в музыкальные викторины включаются конкурсы по слушанию, исполнению танцевальных движений и игре на детских музыкальных инструментах.

Видео: музыкально-историческая викторина к 23 Февраля

Анализ музыкального занятия в подготовительной группе

Музыкальный руководитель не только планирует и проводит занятия, но и осуществляет анализ проделанной работы. Самоконтроль позволяет вовремя выявить недочёты в структурном плане или приёмах подачи материала. Умение оценивать свою деятельность на занятии — показатель педагогического мастерства.

Совет. Молодые педагоги испытывают сложности в анализе занятия. Рекомендуется записать на видео ход занятия, а затем вносить корректировки в конспект после просмотра.

План анализа музыкального занятия:

  1. Соответствие цели и задач возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  2. Качество приготовленного материала и оборудования.
  3. Структурные элементы занятия: порядок проведения, насыщенность.
  4. Обратная связь с воспитанниками: увлечённость детей на занятии, эмоциональный отклик.

Выводы по анализу занятия должны отражать положительные моменты и недочёты с вариантами их устранения.

Дети поют на занятии

Умение оценить проведённое занятие — часть работы музыкального руководителя

Перспективное планирование музыкальных занятий

Перспективное планирование подразумевает составление плана музыкальных занятий на год. Музыкальный руководитель при подготовке планирования руководствуется образовательной программой, утверждённой к работе в ДОУ. Некоторые темы педагог вправе добавить в планирование из примерной общеобразовательной программы или продумать самостоятельно.

Авторские разработки занятий и досугов рекомендуется проводить в открытой форме. Приглашаются родители воспитанников, коллеги и методисты. Необычные темы и формы занятий описываются в статьях на педагогических порталах. С методическими находками интересно знакомиться всем, кто занимается образованием и воспитанием подрастающего поколения. Инициатива в планировании музыкальных занятий — показатель неравнодушности педагога!

Таблица: фрагмент перспективного планирования музыкальных занятий в подготовительной группе по ФГОС

Автор Тихонова О. Н., воспитатель МБДОУ Д/с, с. Добровольское, Оренбургская обл.
Сентябрь
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения:
  • упражнения,
  • пляски,
  • игры.
  • Музыкально-ритмические навыки:
    • закрепить ритмичный шаг,
    • развивать чёткость движений голеностопного сустава, необходимую при исполнении плясовых и танцевальных движений.
  • Навыки выразительного движения:
    • создать бодрое и радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать,
    • развивать активность и дружеские отношения между детьми.
  • «Марш» Ломовой,
  • «Весёлые ножки» р.н.м.,
  • танец «Кадриль»,
  • «Игра с ленточкой» муз. и сл. Шаламовой.
Слушание:
восприятие музыкальных произведений.
  • Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Закреплять у детей представление о характере музыки.
  • «Утро» Григ,
  • «Ходит месяц над лугами» Прокофьева.
Игра на музыкальных инструментах.
  • Знакомить детей с разными музыкальными инструментами.
  • Учить приёмам игры на них.
  • Разучивать простейшие ритмические рисунки и выполнять их в соответствии с музыкой.
«В школу» Тиличеевой.
Пение:
  • развитие певческих навыков,
  • упражнения для развития слуха и голоса.
  • Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
  • Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.
  • Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
  • Учить детей различать высокий и низкий звук, чисто интонировать, пропевая мелодию.
  • «Шалунишки»,
  • «Настроение»,
  • «Бубенчики» Тиличеевой.
Развлечение. Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, эмоциональную отзывчивость детей. Поздравление коллектива с днём дошкольных работников.
Цит. по: https://multiurok.ru/files/pierspiektivnyi-plan-muzykal-nykh-zaniatii-dlia-po.html

Методические материалы по воспитанию в ДОУ

Музыкальный руководитель составляет перспективное планирование на основе утверждённых программ и методических пособий

Музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию личности будущего первоклассника. Развитие слуха и голоса, раскрепощённость в танце — основа будущей творческой деятельности ребёнка. Помимо необходимых умений и знаний в сфере музыкального искусства педагог открывает в детях способность чувствовать музыку и желание самостоятельно творить.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов