О благотворном влиянии музыки на развитие ребёнка с первых лет жизни знают и родители, и педагоги. Мама поёт колыбельные новорождённому. В первый год жизни малыш позитивно реагирует на песенные потешки, пестушки и элементарные ритмические игры. Музыка сопровождает ребёнка на большинстве занятий в детском саду: на физкультуре, тематических досугах, как фоновое сопровождение к подвижным и сюжетным играм. Отдельным блоком в образовательной программе стоят занятия с музыкальным руководителем и подготовка к праздникам. А в подготовительной группе музыкально-художественная деятельность приобретает особое значение.
Музыкальные занятия в подготовительной группе: задачи, приёмы, виды
Музыкальное воспитание — часть образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Это ежедневная работа музыкального руководителя с воспитанниками от полутора лет и до выпускного возраста. Неправильно представлять музыкальное воспитание с дошкольниками как одни лишь танцы и хоровое пение. С ребятами ведётся многоплановая работа с возрастающим уровнем глубины освоения от года к году.
Для детального знакомства с организацией музыкального воспитания в ДОУ от младшей группы до подготовительной рекомендуем ознакомиться со статьёй Музыкальные занятия в детском саду.
Регулярные и качественные занятия музыкой стимулируют мыслительные процессы, способствуют развитию интеллектуальных способностей. Дети, которым с дошкольного детства прививается чувство ритма, которые научились чувствовать полноту звуков разной высоты и образы мелодий, обладают хорошей способностью к обучаемости в целом. Музыкально развитые дети успешно осваивают обучение чтению и выполнению арифметических операций. Им легче даётся освоение иностранного языка.
Кроме того, музыка оказывает терапевтическое воздействие на психоэмоциональное состояние детей. Научными исследованиями доказана эффективность музыкальных упражнений для снятия умственного напряжения, профилактики переутомления и невротических состояний.
Согласно ФГОС ДО, цели музыкального воспитания — всестороннее развитие физических и психических качеств и создание позитивного эмоционального состояния через приобщение к искусству. Музыкальной деятельности отводится особенно много времени в подготовительной группе: возрастает длительность групповых занятий, руководитель ведёт индивидуальную работу с творчески одарёнными детьми, организует музыкальные праздники и тематические досуги и проводит репетиции к главному событию — выпускному.
Программа музыкального воспитания в подготовительной группе составляется в соответствии с потребностями и способностями детей 6–7 лет. Занятия способствуют созданию позитивного настроения, для этого задания подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Таблица: задачи музыкального воспитания для детей 6–7 лет
Образовательные задачи |
|
Развивающие задачи |
|
Воспитательные задачи |
|
Приёмы музыкального воспитания в подготовительной группе
Актуальными в работе с детьми 6–7 лет остаются приёмы, которые использовались на занятиях ранее:
- слушание музыки,
- пение,
- игра на простых музыкальных инструментах,
- музыкально-ритмические движения,
- игры (подвижные, дидактические),
- танцевальные композиции.
В соответствии с современным ФГОС, музыкальный руководитель планирует ежедневную работу с воспитанниками по принципу: 60% занятия организуются по утверждённой программе, 40% зависят от инициативы детей. Педагог берёт основное в образовательном содержании и даёт возможность детям повлиять на структуру и тематику занятия. Современный музыкальный руководитель готов последовать за творческим порывом воспитанников, ответить на вопросы, развить волнующую ребят тему. Таким образом, педагог не всегда использует приёмы, заранее заготовленные в конспекте занятия.
В последний год пребывания в детском саду возрастает общий уровень тревожности и эмоционального напряжения у воспитанников. Это связано с увеличением умственной и физической нагрузки: многие дети посещают подготовительные курсы в школе, носят рюкзаки с рабочими принадлежностями, занимаются дома под контролем родителей. В музыкальные занятия с детьми 6–7 лет рекомендуется включать элементы арт-терапии. Это использование здоровьесберегающих технологий, воздействие на состояние ребёнка при помощи произведений искусства и творчества:
- музыкотерапия: прослушивание композиций, рекомендованных психологами для профилактики неврозов у дошкольников,
- сказкотерапия: постановка музыкальных сценок,
- музыкальная психогимнастика: упражнения на устранение негативных эмоций и формирование позитивных установок.
Интересный факт. Исследователи-психологи особо выделяют влияние произведений В. А. Моцарта на состояние детской психики. Регулярное слушание его произведений успокаивает тревожных детей, активизирует мыслительные способности. Это позитивное воздействие получило название «эффект Моцарта».
В копилку приёмов музыкального руководителя следует добавить использование проектора и интерактивной доски на занятиях в подготовительной группе. Информационные технологии применяются для решения различных задач:
- просмотр презентаций о творчестве композиторов, о музыкальных и танцевальных жанрах, о музыкальных инструментах,
- включение видеоряда или слайдов в качестве фона для танцевальных упражнений,
- проведение дидактических игр и викторин.
Виды музыкальных занятий
Рабочие программы по музыкальному воспитанию включают классические виды занятий для подготовительной группы:
- типовое,
- доминантное,
- комплексное.
Подробное описание этих видов занятий представлено в статье по музыкальному образованию в ДОУ.
Видео: доминантное музыкальное занятие в подготовительной группе «Звуки зимы»
Особо яркие эмоции и заинтересованность у детей 6–7 лет вызывают нетрадиционные виды занятий по музыке:
- Интегрированное — занятие, на котором тема раскрывается в нескольких образовательных областях.
- Музыкально-спортивное занятие. Организуется в музыкальном зале с участием преподавателя физкультуры. Структура музыкально-спортивного занятия состоит из слушания и пения гимнов и песенок на спортивную тему, подвижных игр под музыку, маршевые движения с перестроениями, просмотр и обсуждение видеозаписей с выступлениями спортсменов под музыкальное сопровождение (синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание).
Примеры тем: «Музыка и спорт дружны», «Олимпийские игры», «Зимние виды спорта и забавы».
- Художественное — занятие, в котором тема раскрывается в нескольких направлениях блока «Художественно-эстетическое развитие». Слушание музыки, танцевальное и певческое творчество сочетаются с формами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), речевой деятельности (прослушивание и обсуждение текста, чтение стихов, игры на развитие речи).
Примеры тем: «Времена года», «Мир вокруг нас», «Фольклор».
- Математическое — занятие, сочетающее формы музыкального воспитания и ФЭМП (формирования элементарных математических представлений). Развитие музыкальных и математических способностей осуществляется через соотнесение детьми ритмических мелодий и счёта, определение формы музыкальных инструментов (из каких геометрических фигур состоят), дидактические игры.
Примеры тем: «Музыкальная математика», «Звуки и числа», «Путешествие в математическую Галактику».
- Музыкально-спортивное занятие. Организуется в музыкальном зале с участием преподавателя физкультуры. Структура музыкально-спортивного занятия состоит из слушания и пения гимнов и песенок на спортивную тему, подвижных игр под музыку, маршевые движения с перестроениями, просмотр и обсуждение видеозаписей с выступлениями спортсменов под музыкальное сопровождение (синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание).
- Креативные занятия — необычные по форме занятия с привлечением интересного оборудования, реквизита или технологий.
- Занятие в форме квеста или викторины. В этой форме сочетается развлекательный и познавательный элемент: дети играют, ищут ответы на поставленные вопросы.
- Театральное занятие. Может организовываться совместно с педагогами дополнительного образования, на базе театрального кружка. Знакомую сказку дети разыгрывают с новым музыкальным сопровождением. Акцент в театральном занятии иногда ставится на фантазию детей, импровизацию в танце и музицировании.
- Занятие по арт-терапии. Рекомендуется планировать такое занятие с психологом. Если в детском саду обустроена комната отдыха (волшебная комната), дети приглашаются в неё для малоподвижных игр и релаксационных упражнений с музыкальным сопровождением.
Видео: музыкальное занятие в форме квест-игры для детей подготовительной группы «В поисках звукоряда»
Видео: музыкальное и художественно-эстетическое развитие на занятии в подготовительной группе
Мотивирующее начало музыкального занятия
В возрасте 6–7 лет у детей формируется способность к произвольному восприятию и запоминанию различных видов информации. Следует помнить, что ведущей остаётся непроизвольная память: дети дольше запомнят то, что заинтересовало, эмоционально окрашено или попросту удивило. Если музыкальные занятия перейдут в рутину — приветствие, объявление темы, объяснение и разучивание упражнений, — дошкольники будут рассеянны, всё сложнее им будет самостоятельно воспроизводить движения и мелодии.
Мотивировать детей к изучению новой темы и разучиванию композиций следует в начале занятия. Традиционные способы — сюрпризные моменты, создание игровой/фантастической ситуации, беседа, рассматривание различных предметов — применимы в подготовительной группе. Но в работе с дошкольниками старшего возраста мотивирующее начало занятия должно выстраивать на конкретных событиях и материалах. То, что работало в младших и средней группах («Представим, что мы с вами лётчики», «Ой, к нам в гости пришёл зайчик из зимнего леса»), не подходит для 6–7-летних детей.
Как конкретизировать мотивирующее начало занятия:
- Провести беседу о событиях в современной жизни с показом или зачитыванием информационных материалов. Например, в городе прошёл концерт симфонической музыки и об этом написали в газете. Воспитанникам задаются вопросы: «А вы были когда-нибудь на концерте? Каком? Где?», «Что вам показалось интересным в статье?».
- Рассмотреть с детьми афишу музыкального театра или консерватории.
- Показать и дать возможность самостоятельно изучить звучание настоящего музыкального инструмента (флейты, синтезатора, гитары).
- Пригласить в гости того, чья профессия связана с музыкой. С гостем ребята беседуют, показывают свои умения и совместно исполняют что-либо (если это музыкант, танцор или певец).
- Использовать в занятиях-путешествиях реалистичные декорации. Удобнее всего — воспроизводить слайды-фотографии на проекционной доске.
- Просмотр коротких видеозаписей:
- Выступление оркестра, хора и сольных исполнителей, танцевального ансамбля.
- Образовательные ролики на музыкальную тематику.
- «Письма/послания» детям от фантастического персонажа: Деда Мороза, Незнайки, мультипликационных героев.
Как провести музыкальное занятие в подготовительной группе
Занятие по музыкальному развитию организуется в соответствии с утверждённым ДОУ планированием. Большинство занятий в подготовительной группе имеют классическую структуру:
- Музыкальное или ритмическое приветствие.
- Музыкально-ритмические упражнения (повторение или разучивание танцевальных движений).
- Слушание музыки.
- Распевка.
- Пение.
- Дидактические игры (проводятся не на каждом занятии).
- Игра на детских музыкальных инструментах (проводится не на каждом занятии).
- Танцевальная деятельность.
- Подвижная игра.
- Музыкальное прощание.
Важно помнить. Музыкальное занятие не является репетицией к утреннику или празднику!
При составлении календарно-тематического планирования неверно указывать только место занятия в календарной сетке и перечислять названия музыкальных/танцевальных композиций. Для поддержания у воспитанников интереса к музыкальным занятиям педагог объединяет все формы деятельности общей увлекательной темой. Это может быть указание на изучение нового образовательного материала: «Пой, моя гармонь!», «Подружимся с нотным станом», «Знакомство с творчеством С. С. Прокофьева». Тематические занятия часто являются интегрированными по содержанию: «Музыкальные пейзажи» (связь с живописью), «Русское народное музыкальное творчество» (сочетание НОД и музыкальной деятельности). Занятия, построенные на игровом сюжете, имеют креативные названия: «Тра-та-та-та, дайте палочки вы мне!», «Путешествие к королеве Музыки».
Таблица: картотека тем музыкальных занятий
Вид занятия | Примерные темы и содержание |
Интегрированное |
|
Игровое |
|
Креативное |
|
Музыкальные занятия в подготовительной группе проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Дополнительно руководитель организует индивидуальные занятия с одарёнными детьми и в качестве репетиций к утреннику. Длительность занятия с детьми 6–7 лет не превышает 30 минут согласно нормам САНПИН.
Таблица: временной план музыкального занятия
Этап занятия | Содержание | Длительность |
Вводная часть |
| 5–7 минут |
Основная часть |
| 16–18 минут |
Заключительная часть |
| 6–7 минут |
Таблица: конспект музыкального занятия «Гуси-лебеди» в подготовительной группе (фрагмент)
Автор | Стоцкая М., музыкальный руководитель МБДОУ Центр развития ребёнка Д/с №25 «Василёк», г.Саянск, Иркутская обл. |
Программные задачи |
|
Оборудование и материалы |
|
Ход занятия | Педагог обращает внимание детей на перо. Слышен в записи плач: это Алёнушка. Дети вспоминают знакомую сказку «Гуси-лебеди». Педагог делает акцент во время пересказа начала сказки на том, что опасно оставаться маленьким детям на улице. Предлагает помочь Алёнушке найти братца. Сначала необходимо успокоить плачущую Алёнушку весёлой музыкой. Слушание аудиозаписи «Камаринская» П. Чайковского. Дети называют музыкальное произведение, определяют характер и звучащие в оркестре русские народные музыкальные инструменты. Дети «отправляются на поиски Иванушки». Слайд «Яблоня». Она предлагает узнать музыкальные инструменты, спрятанные в корзине. Музыкально-дидактическая игра «Весёлые музыканты». Дети определяют музыкальный инструмент: ложки, дудочка, колокольчик, трещотки, колотушка, бубенцы, балалайка, гармошка, гусли. На слайде появляются соответствующие инструменты. Яблоня хвалит детей и отправляет к Речке (туда Гуси-лебеди полетели). Слайд «Речка». Она просит исполнить задушевную песню. <,…>, Слайд «Печка». Она горюет, что пирожки не пекутся без задорных частушек. Пение композиции «Частушки». Дети нараспев повторяют слова частушек. Исполняют в платках и кепках по подгруппам. Слушатели исполняют вместе с солистами припев, сопровождая ритмичными притопами. На слайде появляются пироги. Печка хвалит детей и отправляет в лес. Слайд «Избушки на курьих ножках и злой Бабы-яги в окошке». Она не собирается отдавать Иванушку, потому что ей скучно в дремучем лесу. Пение композиции «Бабушка». Дети определяют по мелодии знакомую песню, вспоминают последовательность домашних животных, о которых в ней поётся. Исполняют все вместе, сопровождая соответствующими жестами. На слайде появляются: курочка, уточка, щенок, котёнок, индюшонок, поросёнок, коровёнка, весёлая Баба-яга. Баба-яга радуется, что теперь она не одна будет жить в лесу, и отпускает Иванушку. Педагог достаёт игрушку Иванушки. Алёнушка с ребятами очень рады! Музицирование («Калинка»). Дети выбирают по желанию русский народный музыкальный инструмент. Повторяют партии, точно выполняя ритмическую пульсацию. Затем музицируют по дирижёрскому жесту педагога. Музыка звучит в аудиозаписи. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-gusi-lebedi-podgotovitelnaja-grupa.html |
Музыкальное развлечение и досуг для детей 6–7 лет
Отдельное место в музыкальном воспитании дошкольников составляет организация развлекательных мероприятий — праздников и тематических досугов. Проведение утренников и выпускного предполагает групповые и индивидуальные репетиции. Без предварительной подготовки дети участвуют в музыкальных досугах. Рекомендуется приглашать на развлекательные мероприятия родителей и/или воспитанников младших групп. Цель музыкальных досугов — поддержание дружеской атмосферы в детском коллективе и развитие эстетического вкуса у дошкольников.
Длительность музыкального развлечения для детей 6–7 лет не должна превышать 50 минут. Досуг проводится как в первой половине дня, так и после тихого часа.
По форме музыкальные досуги делятся на:
- мастер-классы,
- тематические вечера,
- предпраздничные досуги,
- развлекательные мероприятия (квесты, викторины, забавы).
Таблица: сценарий развлечения к Всемирному Дню музыки «Угадай мелодию» в подготовительной группе (фрагмент)
Автор | Баулина Н., музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №1, г. Каменка, Пензенская обл. |
Сценарий развлечения | Ведущая: Сегодня 1 октября. Это всемирный День музыки. Дети, вы любите музыку? Дети: Да! Ведущая: А скажите, где можно услышать музыку? (Ответы детей) Ведущая: Правильно. Музыка окружает нас повсюду. <,…>, Музыка — это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко-далеко, в мире звуков. А умеете ли вы, ребята, наслаждаться красотой и богатством музыки? Сможете ли узнать произведение по небольшому фрагменту? Предлагаю провести интересную игру «Угадай мелодию», которая определит ваш музыкальный кругозор. В игре принимают участие две команды: «Непоседы» и «Домисолька». (Жеребьёвка, выбор участников команд). Девизы:
Всего в игре 3 номинации: «Моя семья», «Песни из мультфильмов», «Музыкальные инструменты». А для победителей — суперигра «Попурри песен из мультфильмов».
Вторая номинация — песни из мультфильмов:
Третья номинация — музыкальные инструменты:
Суперигра:
Ведущая:
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/vsemirnyi-den-muzyki.html |
Музыкальные викторины
Среди развлечений для дошкольников отдельно хочется сказать о викторинах. Как правило, это комплекс интеллектуальных заданий для детей на проявление смекалки и использование ранее полученных знаний.
Задачи викторин в детском саду:
- доставить воспитанникам положительные эмоции,
- воспитать дух позитивного соперничества, умение радоваться чужим достижениям и победе,
- закрепить знания и умения, полученные на занятиях.
Помимо традиционных заданий (ребусов, кроссвордов, загадок, пазлов) в музыкальные викторины включаются конкурсы по слушанию, исполнению танцевальных движений и игре на детских музыкальных инструментах.
Видео: музыкально-историческая викторина к 23 Февраля
Анализ музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкальный руководитель не только планирует и проводит занятия, но и осуществляет анализ проделанной работы. Самоконтроль позволяет вовремя выявить недочёты в структурном плане или приёмах подачи материала. Умение оценивать свою деятельность на занятии — показатель педагогического мастерства.
Совет. Молодые педагоги испытывают сложности в анализе занятия. Рекомендуется записать на видео ход занятия, а затем вносить корректировки в конспект после просмотра.
План анализа музыкального занятия:
- Соответствие цели и задач возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Качество приготовленного материала и оборудования.
- Структурные элементы занятия: порядок проведения, насыщенность.
- Обратная связь с воспитанниками: увлечённость детей на занятии, эмоциональный отклик.
Выводы по анализу занятия должны отражать положительные моменты и недочёты с вариантами их устранения.
Перспективное планирование музыкальных занятий
Перспективное планирование подразумевает составление плана музыкальных занятий на год. Музыкальный руководитель при подготовке планирования руководствуется образовательной программой, утверждённой к работе в ДОУ. Некоторые темы педагог вправе добавить в планирование из примерной общеобразовательной программы или продумать самостоятельно.
Таблица: фрагмент перспективного планирования музыкальных занятий в подготовительной группе по ФГОС
Автор | Тихонова О. Н., воспитатель МБДОУ Д/с, с. Добровольское, Оренбургская обл. | |
Сентябрь | ||
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
|
|
|
Слушание: восприятие музыкальных произведений. |
|
|
Игра на музыкальных инструментах. |
| «В школу» Тиличеевой. |
Пение:
|
|
|
Развлечение. | Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, эмоциональную отзывчивость детей. | Поздравление коллектива с днём дошкольных работников. |
Цит. по: https://multiurok.ru/files/pierspiektivnyi-plan-muzykal-nykh-zaniatii-dlia-po.html |
Музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию личности будущего первоклассника. Развитие слуха и голоса, раскрепощённость в танце — основа будущей творческой деятельности ребёнка. Помимо необходимых умений и знаний в сфере музыкального искусства педагог открывает в детях способность чувствовать музыку и желание самостоятельно творить.