Образовательная концепция детских садов реализуется, прежде всего, в совместной деятельности педагогов и дошкольников. Однако роль самостоятельной работы для формирования и развития у подрастающего поколения умения нестандартно, творчески мыслить недооценивать нельзя. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены условия для полноценного социального развития ребёнка, где среди прочего оговаривается поддержка развития индивидуальности воспитанников детских садов через организацию самостоятельной деятельности малышей.
Цели, задачи и формы самостоятельной деятельности во второй младшей группе ДОУ
Самостоятельная деятельность — это задания, которые выполняются ребёнком целенаправленно и сознательно без непосредственного участия взрослого. Индивидуальная работа может проходить:
- в утренние часы,
- между занятиями,
- во время прогулки,
- после дневного сна,
- вечером.
Цели самостоятельной деятельности в детском саду:
- тренировать навыки самообслуживания,
- обучать ребят ставить цель и достигать её,
- поддерживать инициативу воспитанников,
- развивать в детях умение принимать решения, выражать свои идеи и чувства,
- воспитывать эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, а также трудовые навыки.
Для реализации поставленных целей педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решения следующих задач:
- отрабатывать навыки умываться, мыть руки, сушить их и пр.,
- показать малышам наличие возможности выбора рода занятий,
- формировать умение действовать произвольно (например, воспитатель в ролевых играх с куклами не участвует, и все возникшие вопросы — кому какую игрушку взять, как тому или иному персонажу реагировать на поступок товарища — малышу предстоит решать самостоятельно),
- работать над развитием речи (для детей 3–4 лет это очень актуально, так как уже налицо возможные дефекты речи, побороть которые можно, в том числе и с помощью, например, ролевых игр, где персонажам приходится много разговаривать),
- воспитывать терпение, уважение друг к другу и себе.
Если говорить о детях второй младшей группы (3–4 года), то здесь важно сконцентрироваться на выборе видов и приёмов организации самостоятельной деятельности, которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также станут основой для развития речи. Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями воспитанников второй младшей группы:
- Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми. Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит. Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться, а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.
- Дети теперь стремятся играть не рядом, как было в первой младшей группе, а вместе. В связи с этим дошкольникам необходимо выбрать собственную, привлекательную для окружающих модель поведения. Самостоятельная деятельность поможет малышам проследить за своими сверстниками, принять или не принять увиденный ролевой образец, на его основе выработать свой образ действий.
Это интересно. Известный советский психолог Л.С. Выготский называл возрастной кризис трёхлеток «семизвездием симптомов», выделяя 7 основных признаков: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест, обесценивание, протест-бунт.
Формы самостоятельной деятельности
Модель организации образовательного процесса, основанная на самостоятельности детей, может быть:
- свободной (то есть дошкольники действуют в рамках созданной педагогом предметно-развивающей или игровой среды по интересам),
- организованной (то есть направленной на помощь другим — покормить рыбок в аквариуме, полить цветы и т. д.).
Это интересно. Важно регулярно проводить просветительскую работу с родителями в отношении повышения уровня самостоятельности ребёнка, так как большинство мам и пап, будучи уверенными, что малыш нуждается в помощи во всех повседневных делах, до 4 лет кормят своё чадо с ложечки, умывают по утрам и одевают. Такое положение вещей отнюдь не идёт на пользу ребёнку, развитию его личности. Кроме того, подобный стиль воспитания тормозит образовательный процесс в ДОУ.
Предметно-развивающая среда
Для самостоятельной деятельности нужны определённые условия, которые обеспечиваются правильно организованной предметно-развивающей средой — материалами и оборудованием для создания естественного фона жизни в группе, оказывающего положительное влияние на эмоциональный фон ребят. Обычно пространство группы для детей 3–4 лет разграничивается на несколько зон-центров:
- для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр с игрушками, куклами и элементарными декорациями (деревья, речка, домик и пр.),
- для познавательной активности (книги, картинки и т. д.),
- для изобразительного творчества (карандаши, листы бумаги и пр.),
- для двигательной активности (мячи, кегли и пр.),
- для настольно-печатных и развивающих игр (мозаики, пазлы).
Самостоятельная активность в центрах помогает малышам самим осуществлять поиск информации, включаться в познавательный процесс без непосредственного получения знаний от воспитателя.
Фотогалерея: примеры оформления зон предметно-развивающей среды
В творческом центре можно поставить пару стульев и столов, чтобы дети занимались прямо там и не носили краски, карандаши по группе
Игровая зона обычно занимает больше всего места и требует тщательной сортировки игрушек
Спортивный центр стоит удалить от остальных, оставив для него больше свободного пространства
В театральном уголке малыши знакомятся с персонажами сказок и разыгрывают представления
Требования к организации предметно-развивающей среды
Центры должны быть:
- трансформируемыми (могут передвигаться в зависимости от целей игры ребят, например, конструктор может использоваться и для строительства крепости в игре, и для отработки навыка счёта на деталях игрушки в процессе занятий математикой),
- полифункциональными (особенно это касается природных материалов — шишек, желудей, каштанов, которые могут применяться и для составления фигурок в рамках художественной деятельности, и для игр в качестве строительного материала, монет, фишек и пр.),
- вариативными (наполнение центров должно меняться в зависимости от времени года, тематики занятий и пр., например, в декабре картинки в познавательном центре соотносятся с приближающимся Новым годом, а игрушки в игровой зоне к весне всё больше носят математическую направленность, так как дети в этот период активно учатся считать до 10),
- безопасными (форма и материалы, из которых изготовлены пособия, игрушки, не должны вредить здоровью малышей) и доступными (понятными) всем воспитанникам группы,
- привлекательными (все материалы приведены в порядок, чистые, аккуратно сложены).
Это интересно. Для полноценного функционирования центры должны быть правильно организованы. «Тихие» (для складывания пазлов) и «громкие» (игры с мячами) зоны нужно разнести, чтобы малыши не мешали друг другу. Все материалы должны находиться на уровне глаз ребёнка, помещение не должно быть загромождено, но и оставлять много свободного пространства, провоцирующего малышей бегать, прыгать, не рекомендуется.
Приёмы организации самообслуживания детей 3–4 лет
Мастерство педагога заключается не только в правильной организации пространства в группе, и не столько в знании разнообразных приёмов, сколько в умении грамотно сочетать данные методики.
Наглядность
Наглядность — один из самых продуктивных приёмов в работе с детьми младшей группы, у которых в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Для самостоятельной деятельности наиболее подходящей формой этого приёма является демонстрация, представленная в виде показа:
- картинок, презентаций (например, если идёт работа над освоением навыков самообслуживания, то набор картинок, демонстрирующих порядок действий утреннего туалета, будет полезен для более прочного усвоения этого режимного момента),
- образца (прежде чем допускать малышей до кормления рыбок в аквариуме или полива цветов, педагог несколько раз проделывает манипуляции сам, сопровождая их детальными комментариями относительно порядка действий: набрать корм, открыть отверстие в крышке ёмкости, засыпать пищу, для отработки навыков самообслуживания используются элементы театрализации — все изучаемые позиции (надеть, снять одежду, помыть руки и т. д.) демонстрируются на куклах, пупсах),
- предметов (воспитатель объясняет назначение тех или иных инструментов, игрушек, например, лейки, геометрического конструктора и пр.).
Словесные приёмы
Слово должно сопровождать любой вид активности детей, поэтому педагог ДОУ стремится к использованию как можно большего количества речевых приёмов.
Беседа
Расширение словарного запаса детей 3–4 лет — одна из основных задач образовательного процесса во второй младшей группе. Этот приём также стимулирует малышей сопровождать свои действия словом, что очень важно для развития речи.
Воспитатель организует беседу на основании того, чем занят малыш. Так, в процессе игры с конструктором педагог начинает разговор с вопроса: «Что ты хочешь построить?», выстраивая диалог так, чтобы ребёнок формулировал полные ответы простыми предложениями.
Рассказ, сказка
Прежде чем поручить детям самостоятельное выполнение какого-либо задания, педагогу необходимо убедиться в том, что дошкольники поняли суть процесса. Например, чтобы приобщить малышей к чистоте и порядку, можно не только прочитать детям «Мойдодыра», но и рассказать занимательную историю или терапевтическую сказку. Это является психологическим приёмом, используемым для поощрения ребят к определённым действиям, а также помогает справиться с детскими страхами.
Таблица: сказка про дом, который любил чистоту и уют
Автор | Мария Шкурина |
Название | Сказка про дом, который любил чистоту и уют |
Текст сказки | Жил-был Дом. Это был очень красивый, весёлый и приветливый Дом. Вот только в Доме не было хозяев, и Дом ждал, когда же они, наконец, появятся. Наконец-то этот день настал! В Доме поселилась целая семья: мама, папа и мальчик! Как же рад был Дом, как он мечтал о том, как дружно они будут жить вместе. — Я буду помогать им, буду защищать их от бед и ненастья, а они будут обо мне заботиться, — думал он. Вот наконец-то семья въехала в Дом, расставила мебель, разложила по местам вещи, игрушки. И жизнь потекла. Только вот, к сожалению, совсем не так, как представлял её себе Дом. В первый же вечер, перед тем как пойти спать, мальчик разбросал свои игрушки по всему дому, он даже не обратил внимания на то, что родители попросили его убрать за собой после игры. Это продолжилось и на следующий день. Книги, игрушки, карандаши теперь были разбросаны повсюду. Дом нахмурился. Он не знал, что ему предпринять. Прошло ещё несколько дней, и Дом понял, почему мальчик не хотел убирать за собой. Он просто делал то же самое, что и его родители. Папа везде оставлял свои вещи, мама часто забывала помыть посуду. А уж о том, чтобы вымыть полы или окна и речи не было! Дому было очень грустно, он ведь так хотел сделать жизнь своих хозяев счастливой, а они совсем не хотели помогать ему и проявить немножко заботы. — Разве в таком грязном доме люди могут быть счастливы?! — думал он. — Нет, не нужны мне такие хозяева. Лучше самому. Вот и решил дом выгнать эту семью. Для этого он стал гудеть по ночам. Вот так, тихонько: — Уууууууууууууу… Гудел он несколько дней подряд. Семья подумала, что в Доме живут приведения. Они собрали свои вещи и уехали. Правда, Дому всё равно было очень и очень грустно. Поэтому он совсем не обрадовался, когда через несколько дней в него въехала другая семья: мама, папа и девочка. Мама с девочкой вымыли полы и окна, повесили разноцветные занавески, поставили горшки с цветами. Дому это так понравилось, что он улыбнулся, и настроение его сразу улучшилось. Перед тем как ложиться спать, девочка убрала все свои игрушки, а потом мама почитала ей интересные сказки. Дом с удовольствием слушал сказки. Как же они ему понравились! И снова жизнь потекла своим чередом. Новые хозяева очень заботились о доме, убирали его. Девочка всегда раскладывала по местам свои вещи, книги и игрушки. А ещё она помогала маме: вытирала пыль, подавала прищепки и многое другое. Когда семья возвращалась домой в плохом настроении, Дом делал всё возможное, чтобы им становилось веселей. И семья очень любила Дом и была в нём счастлива. Дому было так приятно, что временами он даже начинал петь: Как хорошо мы все живём, Хорошие люди и их милый дом. Уют и счастье, и доброта. Тара-та-та, тара-та-та. Только он пел тихо-тихо, чтобы хозяева не услышали его и не испугались. Ведь это были самые лучшие хозяева на свете. А он был — самый счастливый Дом! |
Цит. по: http://maminiskazki.ru/skazka-pro-dom-kotoryj-lyubil-chistotu-i-uyut.html |
Стихотворения, загадки
Разгадывание загадок не только настраивает малышей на работу, но и тренирует мышление, речь, память. Эти образцы словесного приёма подбираются под тему. Так, если ребята отправляются в игровой центр, в качестве сопровождения можно предложить стихотворения о куклах, игрушках:
- У куклы синие глаза,
У куклы жёлтая коса
И розовое платье.
Для куклы Катя фартук шьёт,
А Надя варит ей компот. - Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
— Можно мне? — Спросила мышка.
— Что ты! Ты ещё малышка! - Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без приказа светофора,
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная. - Деревянная матрёшка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрёшка,
То матрёшек целых пять!
Если планируется самостоятельная изобразительная деятельность на тему рисунка осени, то предварить работу можно загадками про это время года:
- Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи). - Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад). - Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья).
Музыка
О пользе музыкального сопровождения сегодня говорят не только психологи, но и педагоги, которые видят практические результаты от прослушивания детьми в процессе образовательной деятельности приятно звучащих мелодий. К таковым можно отнести образцы классической музыки, звуки природы, которые являются универсальным фоном для любой самостоятельной активности.
Это интересно. Многочисленные исследования подтверждают факт повышения уровня развития интеллекта в результате прослушивания классической музыки.
Игра
Использование игр в качестве приёма организации самостоятельной деятельности ограничивается двумя условиями:
- забавы не применяются в том случае, если самостоятельная деятельность предполагает собственно игровую активность (иначе возникнет переизбыток впечатлений и, как следствие, однообразие и скука),
- этот приём используется, как правило, в начале самостоятельной деятельности, так как в дальнейшем игры будут рассеивать внимание малышей.
Это интересно. Исключением во втором случае являются только физкультминутки и подвижные игры, которые направлены на отвлечение детей от основной деятельности.
Таблица: игровые приёмы в рамках самостоятельной деятельности детей
Название игры | Тема | Цель | Описание |
«Зайка серый умывается» | «Учимся умываться» | Развивать внимание, учить выполнять определённые действия по команде воспитателя. | Педагог предлагает детям послушать, как умывается зайка, а затем исправить его ошибки (например, заяц умывается стиральным порошком). |
«Семья» | «Моя семья» | Научить малышей правильно подбирать атрибуты для игры. | Воспитатель предлагает детям из набора предметов (блеск для губ, наручные часы, игрушка и пр.) выбрать то, что принадлежит маме, папе, ребёнку. Примечание: задание может выполняться на скорость. |
«Строим дом» | «Дом для кукол» | Научить подбирать игрушки и атрибуты для игры, объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. | Воспитатель предлагает детям построить дом для куклы, поскольку ей негде жить. Малыши выбирают строительный материал, вместе возводят стены и крышу, заборчик, дорожку и т. п. |
«День рождения Степашки» | «Накрываем на стол» | Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола, закрепить знания о столовых предметах. | Педагог сообщает воспитанникам, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть на стол. Дети с помощью воспитателя сервируют стол. |
Исходя из сути самостоятельной деятельности и содержания описанных приёмов, можно сделать вывод, что любой из них может использоваться в качестве мотивационного, если он будет гармонично вписываться в план конкретного вида самостоятельной работы.
Виды свободной деятельности во второй младшей группе детского сада
Индивидуализация в работе с детьми имеет особенное значение, так как позволяет включить в образовательный процесс ребят, отличающихся по характеру, темпераменту, уровню знаний и т. д. Самостоятельная деятельность является наиболее полноценным вариантом воплощения целей индивидуализации в жизнь, поэтому этот вид занятости включается во все другие компоненты образовательного процесса группы. Можно выделить 3 основных вида деятельности, используемых в ДОУ, в рамках которых реализуются цели и задачи самостоятельной работы детей во второй младшей группе.
Познавательно-исследовательская активность
Познавательно-исследовательская деятельность связана с получением знаний. Например, рассматривание картинок, упорядочивание иллюстраций по ходу развития сюжета сказки. Во второй младшей группе дети учатся сами рассказывать содержание того или иного художественного произведения по картинкам или в процессе простых драматизаций с помощью пальчикового театра. Так, в 3–4 года малыши могут самостоятельно надеть кукол-героев на пальцы и рассказать сюжет «Репки», «Трёх поросят», «Колобка».
Художественная или проектная деятельность
В изобразительной деятельности детей часто преобладают рисунки любимых персонажей из мультфильмов, книг. В практике работы ДОУ эта активность используется не только непосредственно на занятиях, но и в качестве приёма привлечения родителей к совместной с ребёнком деятельности. Например, если задание сделать поделку на осеннюю ярмарку даётся на дом.
Игровая активность
Это ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ уделяется особое внимание. Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей группы необходим стандартный набор игровых материалов:
- мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические, то есть представляющие собой простые геометрические фигуры),
- пазлы,
- конструкторы.
В процессе игры дети:
- моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками,
- учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы и выбирая тот или иной фрагмент),
- развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку развития сюжета прослушанной истории).
В процессе игры у дошкольников появляется возможность проявить самостоятельность, фантазию, по своему желанию объединиться со сверстниками, развивать свои знания и способности.
Самообслуживание
Начало трудового воспитания связано с формированием навыков самообслуживания:
- умения ухаживать за собой,
- пользоваться туалетом,
- самостоятельно кушать,
- одеваться и раздеваться.
Эти умения влияют на самооценку ребёнка, то есть являются важным условием полноценного психического развития личности.
Вторая младшая группа — это благоприятный период для продолжения работы над перечисленными навыками, а также для автоматизации полученных умений. И связано это, прежде всего, именно с характерным для трёхлеток стремлением к самостоятельности («Я сам!»).
Видео: тренировка навыков самообслуживания по системе Монтессори
Таблица: план по самообслуживанию во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Соколова В., воспитатель МБДОУ №60 «Детский сад компенсирующего вида» г. Сыктывкар, Республика Коми. | |
Цели |
| |
Приёмы и материалы |
| |
Период | Месяц | Задачи |
Осень | Сентябрь |
|
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-dlja-2-oi-mladshei-grupy-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija.html |
Занятие по самообслуживанию во второй младшей группе ДОУ
Как и любой другой урок в детском саду, занятие по самообслуживанию во второй младшей группе длится 15–20 минут. Это время распределяется между тремя этапами:
- Введение. Выделяется 2–3 минуты для актуализации опорных знаний. На этом этапе используются мотивационные приёмы. Например, прослушивание сказки или разгадывание загадок.
- Основной этап рассчитывается на 12–15 минут. В ходе работы детям демонстрируется образец (например, порядок одевания, раздевания на кукле) или рассказывается назначение тех или иных предметов в центре (к примеру, нового набора картинок по теме «Что нужно для соблюдения гигиены» в уголке познавательной деятельности). Затем дети отрабатывают на практике полученные знания.
- Заключительный этап (2–3 минуты). Целью завершающей фазы занятия является оценка деятельности ребят, а также первичное освоение навыка рефлексии. Во второй младшей группе детям достаточно уметь оценивать свою работу на уровне «понравилось занятие (задание) или не понравилось».
С целью профилактики переутомления воспитанников в середине занятия можно провести подвижную игру или физкультурную паузу.
Таблица: пример конспекта занятия по самообслуживанию во второй младшей группе на тему «Учимся одеваться»
Цели и задачи |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Дети сидят на стульчиках. Забегает Буратино, плачет, не может остановиться. В.: Что случилось, Буратино? Почему ты плачешь? Буратино: Все ушли на прогулку, а меня с собой не взяли. В.: А почему не взяли? Буратино: А потому что я не хотел одеваться. В.: Ну, конечно, тебя не взяли, потому что ты не одевался. Буратино: Я не умею одеваться (плачет). В.: Не плачь, Буратино, наши дети тебя научат одеваться. Научим, ребятки? Дети: Да! Буратино: Как же вы научите, вы такие маленькие? Дети: Нет, поможем, хоть мы и маленькие, но одеваться уже умеем. В.: Буратино! Поиграй с нами в игру «Зеркало» и тебе уже легче будет научиться одеваться. Мы будем показывать действия, а ты отгадывай. Кто, ребятки, первый покажет? (Проводится игра). Буратино: Ребята! Мальвина дала мне задание — отгадать загадки, а я никак не могу. Помогите мне, пожалуйста! Читает загадки:
Буратино: Ой, спасибо. Как вы мне помогли!
|
Открытое занятие по самообслуживанию
Различий в структуре подготовки обычного и открытого занятий по самообслуживанию нет. Что касается содержания урока, то в показательном варианте в основной его части акцент делается на отработку и повторение полученного навыка.
Таблица: пример конспекта открытого занятия по самообслуживанию во второй младшей группе
Автор | Закирова Ю. Х., воспитатель СП Детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ им. А. А. Каргина, п. Краснооктябрьский, Самарская область. |
Тема | «Учим куклу умываться» |
Задачи |
|
Ход занятия | Раздаётся стук в дверь. В.: Кто там стучится? (Открывает дверь). Кто там? Входите, пожалуйста! Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная «посылка». Воспитатель вносит её в группу, дети рассматривают, предлагают открыть. Достают письмо от Мойдодыра: «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, и она мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр». В.: Спасибо, Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет. Все с удовольствием нюхают мыло. В.: А какая же кукла у нас чумазая? Поищите её. Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке конфеты. Щёки и руки измазаны. В.: Ой, какие у тебя грязные, щёки и руки! Подвела ты нас! По просьбе педагога дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Затем одна девочка берёт куклу Таню, сначала моет ей руки, затем лицо. Воспитатель следит за выполнением действий, при необходимости поправляет.
В.: Сейчас мы тебе сделаем из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой — вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Таню? Верно, она испачкалась.
|
Видео: открытое занятие по самообслуживанию во второй младшей группе
Самостоятельная деятельность во второй младшей группе строится на тех же принципах, что и в первой младшей. С той лишь разницей, что в 3–4 года дети переживают переходный возраст, когда возрастает потребность в самостоятельности. Этот период развития оказывается благоприятным для освоения и закрепления навыков самообслуживания.