Организация образовательного процесса в детском саду определяется целым рядом целей и задач, которые в разных возрастных группах варьируются. Работа с дошкольниками подготовительной группы направлена на подготовку к следующему образовательному этапу: обучению в школе. Это требует опоры на определённые векторы развития детей, на которые необходимо обратить внимание при разработке развивающих занятий с ребятами 6–7 лет.
Миссия занятий по развитию в подготовительной группе
Прежде чем говорить о целях и задачах развивающих занятий с детьми 6–7 лет, необходимо определиться с тем, что такое занятие. В методической литературе под этим термином понимается организованный по структуре и времени элемент учебно-воспитательного процесса, призванный решить его конкретные цели и задачи. Занятия являются непосредственной образовательной деятельностью (НОД), которая характеризуется тремя направлениями формулировки целей: обучающей, воспитательной и развивающей. Таким образом, занятие любого направления является развивающим.
Продолжая начатую в старшей группе стратегию работы, целями таких уроков в подготовительной группе является:
- закрепление умений, навыков, характеризующих нормы возрастного развития детей 6–7 лет (концентрироваться на выполнении задания, уметь предвидеть результаты выполнения задачи и пр.),
- максимальное приближение условий взаимодействия в процессе НОД к уроку в школе (строгое соблюдение правил, к примеру, чтобы ответить или спросить, нужно поднимать руку, увеличение хронометража занятия до 30–35 минут),
- воспитание духа коллективизма (на занятиях отдаётся предпочтение групповым формам работы).
Задачи развивающих занятий в подготовительной группе
Реализация целей занятий возможна при условии последовательного решения образовательных задач, которые определяются общим уровнем развития дошколят 6–7 лет по направлениям интеллектуального, физического и психического становления.
Таблица: задачи развивающих занятий по образовательным областям
Область | Особенности развития | Задачи развивающих занятий |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
Развитие речи |
|
|
Xудожественно-творческое развитие |
|
|
Это интересно. Педагог, выстраивая работу с родителями воспитанников, ориентирует мам и пап на обозначенные задачи развития, что позволяет реализовать принцип преемственности детского сада и семьи в образовательном процессе.
Виды развивающих занятий в подготовительной группе
Осуществление задач развития по установкам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) сопровождает весь образовательный процесс в детском саду, но наиболее выражено проявляется при организации НОД. Список дисциплин в сравнении со старшей группой расширяется:
- математика (2 раза в неделю),
- развитие речи (1 раз в неделю),
- обучение грамоте (1 раз в неделю),
- физкультура (3 раза в неделю, в некоторых детских садах одно из трёх занятие выделяется под спортивные игры, причём отдельно для мальчиков и девочек, например, пионербол и аэробика соответственно),
- ознакомление с окружающим миром (1 раз в неделю),
- экология и основы безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю),
- художественное творчество (2 раза в неделю рисование, 1 раз лепка и аппликация),
- конструирование (1 раз в неделю),
- музыка (2 раза в неделю).
Если рабочей программой детского сада предусмотрено, то 1–2 часа в неделю в рабочем графике выделяются под хореографию (или логоритмику, ритмопластику) и иностранный язык (английский).
Задачи всестороннего развития дошкольников включаются также и в режимные моменты, а также в подготовку развлечений и организацию прогулок, предполагая:
- отработку культуры гигиенических навыков в аспекте самообслуживания, следования правилам здорового образа жизни,
- накопление опыта в эмоционально-волевой сфере,
- развитие интеллекта, самостоятельности,
- продолжения работы по формированию нравственных качеств личности и чувства патриотизма.
Методы и средства подготовки развивающих занятий
Развивающие занятия предполагают тщательный выбор комбинации методов, то есть комплекса способов реализации образовательных задач. При этом единицей осуществления метода будет приём — практический элемент работы, который, в свою очередь, требует рационального использования средств — совокупности объектов предметно-развивающей среды и заданий, то есть упражнений.
Ниже дана таблица, где все эти понятия объединяются в единую систему, направленную на осуществление задач развивающих занятий.
Таблица: методы, приёмы и упражнения для занятий по развитию в подготовительной группе
Метод | Приём | Суть | Упражнения |
Речевой | Вопросы | В подготовительной группе этот приём помогает осуществлять эвристический подход к получению новых знаний: дети сами доходят до новых знаний. | «Придумай свой вариант сказки» (для развития воображения). Педагог предлагает детям на основании ответов на вопросы составить свой вариант развития сюжет в сказке. Вопросы к сказке «Репка»:
|
Инструкция | Используется на развивающих занятиях по физкультуре, художественному творчеству, развитию речи, ФЭМП для направления хода работы детей. | На занятии по развитию речи на тему «Здесь котята — акробаты» педагог предлагает детям составить предложения со словами: цирк, кино, парк: «Посмотрите на карточки на доске. Прочитайте слова и придумайте с ними предложения». | |
Объяснение | Параллельно с разъяснением материала при помощи объяснения педагог развивает у детей чувство языка, умение логично вытраивать монологическую и диалогическую речь. | На занятии по развитию речи на тему «Вежливые слова» педагог разъясняет детям происхождение слова «Спасибо»: «В давние времена слово спасибо проговаривалось как «Спаси Бог»: так люди благодарили высшие силы за доброе отношение к ним. Со временем слово превратилось в наше привычное «спасибо», а значение стало более материальное — люди выражают признательность друг другу за разного рода одолжения». | |
Беседа | Диалоговая форма работы с малышами является самой продуктивной, так как даёт возможность ребятам почувствовать себя взрослыми, значимыми, а также, как и объяснение, помогает усвоить правила построения логичных высказываний. | В подготовительной группе беседы проводятся двух видов: познавательные и этические. Ознакомиться с примерами и тех и других можно в картотеке бесед для подготовительной группы. | |
Пословицы, поговорки, загадки, стихотворения | Эти приёмы обычно применяются для мотивации детей. Рифмовки не только привлекают внимание детей, сосредотачивают их на совместной деятельности, но и развивают память, словарный запас. | Начало рассмотрения темы по музыке «Пёстрые страницы», связанной с изучением времён года, можно начать с обсуждения поговорок и пословиц:
Тема по ознакомлению с окружающим миром «Космос» может начинаться с отгадывания загадок:
Стихотворения могут использоваться не только в начале занятия, но и в конце, для подведения итогов изучения материала. Например, занятие по ФЭМП на тему «Геометрические формы» можно подытожить рифмовкой, после прослушивания которой, дети называют все упомянутые геометрические тела:
| |
Скороговорки | Помогают малышам отрабатывать дикцию. |
| |
Наглядный | Картинки | Наглядно-образный тип мышления малышей требует богатого иллюстративного материала для каждой темы, что помогает легче и быстрее переходить на следующий этап развития восприятия — абстрактно-логический. | |
Демонстрация | Педагог лично показывает весь порядок выполнения упражнения. | На занятиях по основам грамоты воспитатель показывает элементы прописывания букв, на аппликации — порядок наложения элементов изображения на подложку. | |
Показ | Презентация материала в виде видеороликов. Обычно используется в качестве основы для беседы. Так, например, темы для формирования представлений о безопасности в быту можно проиллюстрировать серией мультфильмов про Аркадия Паровозова. Дети смотрят эпизод, а затем обсуждают его содержание и вместе с педагогом формулируют правила безопасного для жизни поведения. | ||
Наблюдения | Приём, позволяющий систематизировать знания об окружающем мире. | Примеры заданий в рамках реализации разных развивающих задач можно найти в картотеке наблюдений для подготовительной группы. | |
Игровой | Дидактические | Используются для ознакомления, систематизации, обобщения материала. | Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с картотекой дидактических игр по разным темам для детей 6–7 лет. |
Подвижные | Призваны помочь детям отработать основные движения, а также удовлетворить потребность в двигательной активности. | Картотека подвижных игр в подготовительной группе представлена здесь. | |
Театрализованные | Развивают творческие способности малышей, раскрывают творческий потенциал. | Ознакомится с примерами театрализованных игр можно здесь. | |
Сюжетно-ролевые | Формируют представления о моделях взаимодействия людей в разных обстоятельствах (в больнице, на работе, дома). | Примеры заданий можно найти в картотеке сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы. | |
Пальчиковые | Тренируют мелкую моторику, что способствует подготовки руки к письму, а это является важным показателем готовности ребёнка к школе. | «Тараканы»
| |
Практический | Опыты | Дети учатся делать выводы о явлениях окружающей действительности через практическое взаимодействие с ней. | Ознакомиться с картотекой заданий и хода проведения опытов в подготовительной группе можно здесь. |
Моделирование | Создание моделей, иллюстрирующих связи элементов, скрытые от непосредственного взгляда свойства. Моделирование может быть приёмом осуществления задачи включения родителей в образовательную деятельность, когда дети вместе со взрослыми создают макеты. | Моделирование может быть из строительного материала (деталей конструктора, мозаики), а может быть из бумаги. Например, при изучении темы «Виды транспорта» дети выполняют корабль из деталей лего, используя схему составления конструкции. Вариант проекта с родителями — макет «Проезжая часть», с помощью которого ребята могут отрабатывать ПДД. | |
Рисунки | Приём, который используется не только на занятиях по художественно-творческому развитию соответствующего профиля, но и как элемент закрепления материала на занятиях разных учебно-воспитательных направлений. В подготовительной группе дети отрабатывают изученные ранее техники нетрадиционного рисования (монотипия — зеркальное отображение следов краски путём нанесения узоров на одну сторону согнутого пополам листа бумаги, рисование мыльными пузырями, штампами и пр.). Примеры картотеки тем рисунков в нетрадиционных техниках можно увидеть в публикации воспитателя Пыльновой Д.К. | ||
Аппликации | Как и рисунки, аппликации используются на уроках разных направлений. Например, на ознакомлении с окружающим миром при рассмотрении примет разных времён года, аппликация может быть из кусочков цветной бумаги. |
Видео: приём показа — большой сборник советов от Аркадия Паровозова
Видео: экспериментирование «Молекулы и пузырьки» на развивающем занятии по ознакомлению с окружающей средой в подготовительной группе
Фотогалерея: практические приёмы на развивающих занятиях
В процессе моделирования из строительного материала дети учатся разбирать схемы сборки
Образное представление разных времён года развивает в детях творческий подход
Выполнение сложных поделок может быть групповым заданием или проектом для детей и родителей
Картотеки упражнений для подготовительной группы
Как уже было отмечено, основной целью работы с детьми 6–7 лет является подготовка к школе. В этом контексте педагогу важно методически грамотно подбирать упражнения для развития ключевых умений и навыков (чтение, письмо, счёт и пр.). Ознакомиться с примером картотеки упражнений на развитие можно здесь.
Упражнения узкой специализации, а именно для развития графических навыков можно посмотреть здесь.
Как оформить развивающий центр в подготовительной группе
Предметно-развивающая зона является местом расположения наглядных средств, используемых на занятиях для реализации задач развития. Этот уголок предметной среды отличается большим разнообразием материалов, которые можно сгруппировать в несколько блоков фабричных или изготовленных своими руками материалов.
Таблица: распределение материалов в центре развития
Назначение центра | Материалы |
Зона спорта |
|
Зона творчества |
|
Игра (материалы для инсценировок, сюжетно-ролевых игр могут составлять отдельную зону — уголок театрализации) |
|
Музыкальный |
|
Развитие речи |
|
Зона чтения (часто совмещается с зоной речевого развития) |
|
Математическая зона |
|
Зона экспериментирования |
|
Зона для конструирования |
|
Зона живой природы |
|
Трудовая часть предметно-развивающей среды |
|
Видео: игра «Теремки» по кубикам В. Воскобовича
Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе
Очень важно поддерживать порядок в зонах предметно-развивающей среды
Технические средства обучения занимают важное место в оформлении предметно-развивающей среды группы современного детского сада
Для отдельных зон предметной среды можно выделять полку, например, под материалы для дидактических и подвижных игр
Временной план развивающего занятия в подготовительной группе
Урок с детьми 6–7 лет длится 30 минут и, как и в других возрастных группах, состоит из четырёх этапов:
- организационного, призванного мотивировать ребят на работу (до 3 минут),
- основного, разрабатывающего тему разными методами и приёмами, а также включающего физкультпаузу (до 12 минут),
- стадии закрепления материала, то есть отработки нового материала в заданиях практического характера (до 10 минут),
- заключительного этапа, на котором педагог и дети дают оценку своей деятельности (до 5 минут).
Это интересно. Этап закрепления может не выделяться отдельно, а вписываться в стадию разработки темы.
Алгоритм составления конспекта занятия
Конспект занятия — это «скелет», основа взаимодействия с детьми. К его составлению нужно подходить с особой тщательностью, причём это касается не только содержания, то есть методов и приёмов в работе, но и формы — последовательности этапов и формулирования целей и задач.
Таблица: структура конспекта развивающего занятия в подготовительной группе
Композиционный элемент | Образец |
Тематика урока, учебно-образовательный курс, образовательная область. | «Путешествие по островам знаний», ФЭМП, «Познание». |
Место урока в системе занятий | Итоговое занятие |
Название группы и возраст детей ФИО педагога с указанием должности и регалий | |
Целевой компонент | Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной к школе группы за пройденный период учебного года. |
Перечень задач | Обучающие задачи:
|
Развивающие задачи:
| |
Воспитательные задачи:
| |
Содержание урока | Изложение порядка и содержания каждого этапа занятия. |
Таблица: Ширшикова И.В. конспект занятия по развитию речи на тему «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» в подготовительной группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Организационный | Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) |
Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого ещё… у кого-то лиса красивая, а у кого-то ещё…» | |
Основной | Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и Козёл». Задаёт вопросы: «О чём рассказывается в этой сказке?», «Как она начинается? Заканчивается?», «Какою показана Лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою ещё изображена Лиса?», «А какой в сказке Козёл? Почему вы думаете, что он такой?», «Какие слова и выражения вам больше всего понравились?» |
— Послушайте сказку ещё раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете её рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте. Заслушиваются 3–4 пересказа. Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»). Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста. | |
Воспитатель обращается к детям: — Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте ещё раз подумаем, какой был Козёл. Какими словами можно о нём сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.) — Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.) — Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке? — Какой был колодец? (Глубокий, холодный, тёмный, мутный, грязный, узкий)…>, | |
Этап закрепления материала | <,… — Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка? Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети чётко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными. Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шёпотом…>, |
Заключительный этап | <,… Подведение итогов и рефлексия. |
Таблица: Тяблина И.Н. конспект занятия по ФЭМП на тему «Путешествие в страну сказочных героев» в подготовительной группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Организационный | Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
Воспитатель: Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту телеграмму от Феи из страны «Сказочных героев». Давайте прочитаем его: «Дорогие ребята, мы, герои сказочной страны, попали в беду. Баба-Яга перепутала сказки, похитила главных героев и наложила на них заклятье. Помочь нам можете только вы. Если вы выполните все задания и отгадаете этих героев, то они вновь вернутся в сказочную страну в свои сказки. Милые детки, помогите нам». | |
— Хотите ли вы помочь сказочным героям? Дети: Да Воспитатель: Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведём разминку для ума. Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать. (Воспитатель передаёт детям мяч, у кого он оказался в руках, тот и отвечает на вопрос) Игра «Круглый год»: Какое сейчас время года? (Зима), Назови соседей зимы. (Осень, весна)…>, | |
Основной | <,… Воспитатель: — Ребята, давайте попробуем написать математический диктант и узнать, на чём же мы отправляемся в путешествие. Проходите на свои места. Откройте свои тетрадки, возьмите карандаши. Слушайте меня внимательно. Готовы?…>, |
<,…Воспитатель: — Что у нас получилось? Дети: — Самолёт! (под музыку изображают полёт самолёта)…>, | |
<,…Воспитатель: — Итак, первое задание от Баба-Яги: cчёт от заданного числа до 10, обратный счёт от 10 до 0, назови число, которое больше 4, но меньше 6, назови число, которое больше 5, но меньше 7, назови числа, стоящие в ряду справа от 5…>, | |
<,… Воспитатель: Чтобы спасти Красную Шапочку мы должны выполнить очередное задание Бабы-Яги. Задание с геометрическими фигурами. Воспитатель: Я вам покажу карточки с геометрическими фигурами, а вы назовёте лишнюю фигуру. (Дети называют лишнюю фигуру и объясняют свой выбор)…>, | |
Воспитатель: Ребята, а теперь пришло время возвращаться в детский сад. Скажите, с помощью чего мы узнаём про время? Дети: При помощи часов. Воспитатель: А какие виды часов вы знаете? Дети: Песочные, солнечные, водяные, электронные, механические. Воспитатель: Который час показывают наши механические часы? …>, | |
Заключительный этап | <,… — Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? Каким сказочным героям мы помогли? Что нового узнали? |
Воспитатель: — Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, и за это Фея вас благодарит и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. — А сейчас покажите, какое у вас настроение. — У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы! |
Видео: развивающее занятие по обучению грамоте на отработку звука [Р] в подготовительной группе
Видео: развивающее занятие по музыке «Подружись с ритмом» в подготовительной группе
Видео: развивающее занятие по физкультуре в подготовительной группе
Развивающие занятия с детьми подготовительной группы направлены на систематизацию и обобщение работы по подготовке ребят к школе. Именно близость перехода на следующий образовательный этап определяет векторы задач развития: самостоятельность и творческая инициатива в образовательной деятельности. Такая направленность миссии учебно-воспитательного процесса обязательно учитывается при выборе приёмов и средств взаимодействия с детьми на занятиях.