Методика подготовки и проведения физкультурных занятий в детском саду

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации),
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела),
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.),
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года),
  • воспитание заинтересованности спортом.

Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Группа Задачи
Первая младшая группа
(1,5–3 года)
  • учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые),
  • тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд,
  • отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки,
  • осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать),
  • учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см,
  • практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м,
  • приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).
Вторая младшая группа (3–4 года)
  • учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги,
  • практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг,
  • осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной,
  • тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками,
  • отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке,
  • учиться выполнять условия подвижных игр,
  • воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.
Средняя группа (4–5 лет)
  • тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг),
  • учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки,
  • совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз),
  • учиться удерживать равновесие в динамике и статике,
  • отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны,
  • воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.
Старшая группа (5–6 лет)
  • пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.),
  • совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх),
  • создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше),
  • отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия),
  • продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях),
  • воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи),
  • привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.),
  • учиться подтягиваться, используя опору,
  • приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.),
  • воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения,
  • поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.
Прочтите также:  Организация и проведение подвижных игр в средней группе детского сада

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

Разновидности физкультурных уроков в детском саду

В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:

  • традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике,
  • танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев),
  • самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года),
  • сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми),
  • игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста),
  • спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).

Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе

Гимнастика

Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.

Дети выполняют упражнения, сидя на ковриках

В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики

Таблица: виды гимнастики в детском саду

Вид Тип упражнений Назначение Пример
Коррекционная Гимнастика для глаз Профилактика нарушений зрения В средней группе упражнение может быть такое:
  • «Солнышко и тучки». Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз) Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, чёрные тучки. Лёгких — две штучки, Тяжёлых три тучки Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями) Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками).
Дыхательные упражнения (или иммунная гимнастика) Способствует укреплению дыхательной системы. Подборка упражнений для детей разного возраста есть здесь.
Корригирующие задания (ортопедические упражнения) Направлены на профилактику болезней опорного свода стопы и коррекцию плоскостопия. «Резиночка»: надеваем резинку на большие пальцы ног и растягиваем её 10–15 раз.
Корригирующие упражнения (остеопатические комплексы) Для коррекции ортопедических и психомоторных нарушений (к таким относят случаи, когда малышу, например, сложно держать карандаши или ручки). «Велосипед» (традиционное упражнение после сна): имитируем езду на велосипеде, описывая стопами круги в течение 20–30 секунд.
Речевой комплекс (кинезиологическая гимнастика) Для активизации взаимодействия полушарий мозга.
  • Чтоб внимательными быть — Нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии — выдох, при расслаблении — вдох. То же самое с правой рукой.
Психоэмоциональная гимнастика Для улучшения настроения, снятия напряжения. Для расслабления мышц лица (например, после того как малыш плакал) можно провести упражнение «Солнечный зайчик».
Педагог говорит, что Солнечный Зайчик забежал в гости. И предложил с ним поиграть: сначала Зайчик заглянул в глазки — их надо закрыть, а затем стал гладить лоб, нос, шею, рот, щёчки, голову. По мере перечисления ребёнок гладит эти части тела. Вот мы и подружились с Зайчиком. А теперь улыбнёмся ему, глубоко вздохнём и на выдохе откроем глаза.
Релаксационная или гимнастика до/после сна. Для перехода всех систем организма в спокойное состояние или, наоборот, в активную фазу. Практикуется с младшего дошкольного возраста.
Упражнение «Гвоздик» (перед сном)
  1. И.п.: лёжа на спине, руки вытянуть за головой.
  2. Вдохруки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя, выдох — расслабиться.
  3. Вдох — расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя.
  4. Пауза — расслабиться.

Примеры упражнений для гимнастики после сна даны здесь.


Лечебная физкультура (ЛФК) Направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, приобщает к закаливанию. Элементами ЛФК является ходьба по массажным коврикам во время утренней гимнастки, после сна, а также самомассаж и элементарные закаливающие процедуры (умывание холодной водой, например).
Пищеварительная Направлена на профилактику проблем с пищеварением и нормализацию работы ЖКТ. Упражнение для малышей любого возраста – «На птичьем дворе»: малыши ходят по комнате, высоко поднимая колени, как петух на птичьем дворе.
Йога Стабилизирует развитие физических качеств, а также балансирует эмоциональный фон малышей. С малышами средней и старших групп проводится упражнение «Окно и дверь».

  1. Стоим прямо.
  2. Ритмично дышим, представляя, что вдох — это процесс попадания воздуха через «окно», а выдох — покидание организма через «двери».
  3. После этого поочерёдно закрываем одну ноздрю и повторяем задание.
Креативная Может использоваться на танцевальных занятиях. Для ребят старшей группе задания могут быть следующие:
  • «пробеги как… бык, волк, медведь и пр.»,
  • «придумай задание с мячом»,
  • «представь, что ты … (любой неодушевлённый предмет), как ты будешь себя вести?»
Художественная гимнастика Обычно это комплексы общеразвивающих упражнений, в которые включаются элементы художественной гимнастики, например, упражнения с лентами. А также художественная гимнастика в детском саду может быть отдельным образовательным направлением (к примеру, в формате кружка), в рамках которого дети занимаются этим видом спорта профессионально.

Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.

Видео: занятия босиком, или опыт лечебной физкультуры

Универсальные упражнения

Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.

Дети выполняют упражнения с гимнастическими палками

Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами

Таблица: примеры общеразвивающих упражнений

Упражнение Суть Пример (группа)
С флажками Дети учатся координировать движения с манипуляциями предметом (флажком). Подъём рук с флажками
  1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу.
  2. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперёд.
  3. 4 — и. п.
  4. Повтор: 4 раза.

Наклоны

  1. И. п.— ноги врозь, руки с флажками вверх.
  2. 1 — наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох.
  3. 2 — и. п., вдох.
  4. Повтор: 6 раз.

Повороты

  1. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперёд.
  2. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок.
  3. 2 —и. п. — то же в другую сторону.
  4. Повтор: 6 раз.

Выпады

  1. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны.
  2. 1 — выпад правой вперёд, поставить флажки на колено.
  3. 2 — и. п.
  4. 3—4 то же другой ногой.
  5. Повтор: 6 раз.

(Фрагмент комплекса для старшей группы)

С мячами Упражнения подготавливают к более сложным движениям, а также способствуют развитию такого физического качества, как быстрота. Упражнение №1
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз, мяч в руках.
  1. 1 — поднять руки до уровня груди.
  2. 2 — поднять руки вверх.
  3. 3 — опустить руки до уровня груди.
  4. 4 — и. п.

Упражнение №2

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1,2 — наклон туловища вправо (влево)
  3. 3, 4 — и. п.
  4. Упражнение №3
  5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  6. Круговые вращения туловищем в разные стороны.

Упражнение №4

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола.
  3. 2 — коснуться мячом пола за спиной.
  4. 3 — коснуться мячом пола перед собой.
  5. 4 — и. п.

(фрагмент комплекса для средней группы)


На фитболах Развитие координации, а также формирование осанки и укрепление мышц ног. Бабочка

  • Бабочка летает Летом на ветру, Бабочка играет С солнышком в саду. За бабочкой капризной Мне не уследить, Крыльев взмах волшебный Мне не повторить. Исходное положение: сидя на фитболе, руки, согнутые в локтевых суставах, подняты вертикально вверх — «крылья».

(вторая младшая группа)

На степах Совершенствование двигательных умений и отличная тренировка равновесия. Упражнение №1
  1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. 1,2 — встать на степ.
  3. 3 — хлопок над головой.
  4. 4,5 — и. п.

Упражнение №2

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу.
  4. 3 — руки к плечам.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.

Упражнение №3

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки.
  4. 3 — левая нога на пол.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.

(фрагмент комплекса для подготовительной группы)

Физкультминутки Эти комплексы упражнений, выполняемые под рифмовку, для активизации организма являются обязательным (!) элементом занятий. Познакомиться с примерами физкультминуток для разного возраста можно здесь.

Это интересно. Физкультминутка может включать и дыхательную гимнастику.

Дети проводят физкультпаузу

Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях

Как индивидуализировать задания

Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:

  • призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания),
  • подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия),
  • стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.

Дети тянут канат

Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка

Приёмы на физкультурных занятиях

Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.

Наглядные приёмы

Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:

  • демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют,
  • показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.

Видео: приём показа — физкультминутка с капитаном Крабом «Делай так!»

Видео: занятие по физкультуре с использованием ИКТ в старшей группе

Атрибуты для занятий физкультурой

Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:

  • мячей,
  • скакалок,
  • кеглей,
  • гимнастических палок,
  • больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты,
  • оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа,
  • атрибутов, выполненных своими руками.

Оригинальный самодельный реквизит

Нестандартные или самодельные атрибуты являются важным элементом наглядности на занятиях. Кроме того, выполнение заданий с таким реквизитом повышает эмоциональный тонус малышей, способствует пробуждению у них интереса к занятиям (особенно если малыши были привлечены к изготовлению такого оборудования). Рассмотрим несколько примеров изготовления оборудования своими руками.

«Поленца»

Самодельный реквизит: поленца

Поленца нужно делать той высоты, которая осваивается малышами конкретной группы

Тренажёр используется для перешагивания, перепрыгивания препятствий.

Материалы:

  • труба от линолеума,
  • нож,
  • краска (чёрная, белая),
  • кисточки.

Инструкция:

  1. Отрезаем куски трубы от линолеума нужной длины.
  2. Раскрашиваем под берёзовые поленья.

«Массажёр»

Оборудование для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата.

Самодельный реквизит: массажёры

Для тренажёра нужна крепкая верёвка

Материалы:

  • коробочки от «Киндер-сюрприза»,
  • ручки от пятилитровых бутылок,
  • верёвка,
  • шило.

Инструкция:

  1. Проделываем отверстия сверху и снизу в капсулах.
  2. Продеваем в них верёвку.
  3. Привязываем с двух концов крышки.

Это интересно. Если поменять ручки и сделать атрибут длиннее, то получится скакалка, которая, кстати, может выполнять функцию разграничителя площади в подвижных играх. Например, отделяет «курятник» от «леса» в игре «Лиса в курятнике».

Дети со скакалками, сделанными из киндер-сюрпризов

Скакалки могут использоваться для разных целей

«Тренажёр для дыхания»

Этот атрибут станет незаменимым при проведении дыхательной гимнастики, особенно в упражнениях на выработку направленной струи воздуха.

Дети дуют на фигурки дыхательного тренажёра

Тренажёр динамичен, поэтому его можно убирать и доставать по мере необходимости

Материалы:

  • зонт,
  • 4 ленточки,
  • верёвка, протянутая на 60–80 см выше роста самого высокого ребёнка в группе,
  • вырезанные из бумаги фигурки животных, рыб,
  • нитки, иголка.

Инструкция:

  1. К одному концу лент крепим по фигурке.
  2. Второй конец привязываем к спицам зонта.
  3. Протягиваем верёвку на нужном уровне.
  4. Цепляем зонт за неё.

Это интересно. «Тренажёр для дыхания» можно сделать тематическим: зонт с лягушками и фигурки рыбок, или зелёный зонт и фигурки животных, или цветной зонт и цветы.

Иллюстративные материалы

На занятиях по физической культуре не обойтись и без иллюстраций того или иного материала. Так что необходимы:

  • картинки (к примеру, изображающие виды спорта и необходимые для них атрибуты),
  • плакаты (в частности, посвящённые ЗОЖ, порядку выполнения гигиенических процедур и пр.),
  • лэпбуки (папки с материалами — играми, блоками интересной информации — для раскрытия сути какого-либо аспекта изучаемой темы, например, об истории хороводных игр).

Лэпбук по видам спорта

Дети средней группы с удовольствием собирают общий лэпбук по разным видам спорта

Предметно-развивающая среда

Зона «Физическая культура» (спортивный уголок) в пространстве группы является одной из самых востребованных, так как это оборудование используется не только на физкультурных занятиях, но и при проведении физкультминуток на всех уроках, при проведении прогулок или досуговых мероприятий, а также как средство организации самостоятельной работы детей в группе. Спортивный уголок должен иметь название, материалы в нём следует разложить по полкам (самодельные атрибуты и т. д.), ящикам (мячи, скакалки и пр.) и стеллажам (иллюстративные материалы), а затем подбирать под возраст воспитанников и тему занятия. Подробнее об оформлении зоны «Физическая культура» в группе можно узнать здесь.

Спортивный уголок в группе

Спортивный уголок в предметно-развивающей среде является самым востребованным

Словесные приёмы

Безусловно, значение слова на уроках физкультуры значительно уступает наглядности. И тем не менее речь выполняет организующую функцию: с её помощью педагог мотивирует, объясняет задачу.

Рифмовки: загадки и стихотворения

Так, начиная занятие по теме «Цирк» во второй младшей группе, своим воспитанникам я предлагаю прослушать стихотворение:

  • Акробат прыгуч и ловок, Он скакал без остановок. На скаку почистил брюки, На скаку прочёл журнал, На скаку он вымыл руки И на ужин поскакал!

Объяснение

Этот приём используется для того, чтобы растолковать детям порядок выполнения задания. К примеру, перед началом игры «Ловишки с ленточками» педагог говорит: «Сначала мы выберем первого водящего, которому завяжем глаза, а остальные, заправив ленточки за пояс, будут разбегаться от него. Задача Ловишки — забрать ленточку, и чем больше ленточек у него окажется, тем больше очков он заработает. Все ребята играют по очереди за Ловишку».

Игры

Для детей игра является организующим элементом образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о двигательной активности на физкультурных занятиях. Самыми востребованными являются подвижные игры. Однако не менее значимы и дидактические (в основном, направленные на отработку теоретических знаний, например, информации по видам спорта), а также театрализованные, позволяющие раскрыть творческий потенциал и развить навык имитации.

Дидактическая игра: атрибуты для плавания

Дидактические игры пополняют словарный запас малышей и расширяют их кругозор

Таблица: примеры дидактических и театрализованных игр на физкультурных занятиях

Название (возрастная группа) Цели Суть
Дидактические игры
«Что к чему» (средний и старший дошкольный возраст)
  • заинтересовать малышей спортом,
  • познакомить со спортивным инвентарём и одеждой в самых популярных видах спорта.
Дети получают картинки с изображением вида спорта. Их задача выбрать из общего «банка» иллюстраций всё, что относится к этому спорту.
«Сложи картинку» (старший дошкольный возраст)
  • приобщать малышей к спорту,
  • развивать речь,
  • учиться правильно называть виды спорта.
Дети складывают из разрезанных деталей цельную картинку, иллюстрирующую занятия каким-либо видом спорта. Готовое изображение малыши описывают.
Театрализованные игры
«Тренер» (старший дошкольный возраст)
  • способствовать развитию лидерских качеств личности,
  • воспитывать дисциплинированность и ответственность.
Ребёнок проводит утреннюю гимнастику, показывая порядок выполнения упражнений, которые заранее были согласованы с педагогом.
«Зеркало» (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) Развивать координацию движений, внимание. Педагог показывает движения, а ребёнок или группа детей выполняют их в зеркальном отображении.
Примечание: педагог может быть в костюме животного, и упражнения выполняются для снятия с него заклятия.

Группа практических приёмов

Творческому осмыслению изученной темы помогают:

  • рисунки (например, для ребят подготовительной группы нарисовать героя подвижной игры),
  • аппликации (к примеру, дети средней группы вырезают и приклеивают разноцветные детали так, чтобы получился мяч),
  • поделки (обычно это тренажёры из бросового материала для выполнения упражнений).

Практические приёмы отрабатываются не непосредственно на занятии, а после него: в период самостоятельной деятельности или на смежном по расписанию с физкультурой занятии по изобразительному искусству.

Детский рисунок: два человечка играют в теннис

Творческие задания помогают подытожить изучение той или иной темы

Методика разработки занятия

Уроки физической культуры в детском саду, как другие виды НОД, имеют чёткую структуру, которая вписывается в хронометраж, отличающийся по возрасту детей в группе. Это единство композиции и времени отражается во временном плане.

Таблица: временной план занятий по физической культуре с примерами вводных этапов

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, выполнение разминки или организация малоподвижной игры) 2 минуты
Пример конспекта по отработке навыка владения мячом.
Ходьба друг за другом в колонне по одному (речитатив дети повторяют за инструктором)
-Мы идём, идём, идём,
-Друг за другом ровно.
-Ножки поднимаем,
-Дружно мы шагаем!





3 минуты
Дети входят в зал в колону по одному. Строятся в шеренгу.
Физрук: Здравствуйте, ребята!
Речёвка:
Вам физкульт-ура, ура!
Мы — здоровая семья.
Утро — глазки открывай
И кроссовки обувай.
Шагом, бегом и прыжками
В детский сад собрались с вами,
С физкультурой мы друзья,
Вам гип-гип, ура, ура!










2 минуты
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее настроение. Сегодня вместе с ними мы отправимся в страну «Спортландия».
Прыжком направо! В колонну становись! Шагом марш! Звучит аудиозапись «Гимн Барбариков» (в исполнении детского ансамбля «Барбарики»). Дети выполняют движения под музыку.

3 минуты
Построение в колонну
Бег обычный, с захлёстом ног назад, галопом
Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе.
Ходьба двойками, тройками, в колонне по одному.



Основной (разработка темы через выполнение общеразвивающих упражнений, заданий с предметами, участие в играх) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Таблица: Белякова Е.Ю., конспект физкультурного занятия на тему «Юные гимнасты» в подготовительной группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Построение.
Инструктор: — Ребята, скажите, а кто такие гимнасты?
(ответы детей)
Инструктор: — Ребята, сегодня я вам предлагаю пройти курс юного гимнаста. Но перед выполнением спортивных и сложных элементов гимнастики нужно выполнить разминку.
Ходьба:
  • обычная,
  • на носках, руки вверх в стороны,
  • на пятках, руки за головой,
  • в приседе, руки на коленях,

Бег:

  • обычный,
  • с высоким подниманием бедра, руки на поясе,
  • с захлёстом голени, руки на поясе,
  • боковым галопом (правым, левым боком)
  • «змейкой».

Восстановление дыхания.





Основной Перестроение в три колонны.
ОРУ с гимнастическими палками:

  1. И. п. ноги на ширине ступни, палка внизу, хват сверху. 1 — поднять руки вверх, посмотреть на палку, ногу правую отставить на носок назад.2 — и. п. 3 – 4 тоже с др. ноги.
  2. И. п. ноги на ширине плеч, палка у груди, хват сверху. 1 — руки вперёд, 2 — палка за голову, 3 — руки вперёд, 4 — и. п.
  3. И. п. стойка ноги на ширине плеч, палка за головой. 1–2 — поворот корпуса вправо, 3–4 — поворот влево…&gt,


&lt,… Перестроение в две колонны:

  1. Ползание с опорой на ладони и колени по скамейке с мешочком на спине.
  2. Ходьба по скамейке приставным шагом, перешагивая через кубики и спрыгивание с неё.
Заключительный Подвижная игра «Шапочка» с музыкальным сопровождением.
Построение.
Вручение свидетельства о прохождении курса «Юный гимнаст».

Работа над открытым занятием

Разработка структуры показательного урока по физкультуре в детском саду аналогична составлению сценария обычного урока. Различие между этими двумя видами непосредственной образовательной деятельности (НОД) есть только на уровне содержания: открытое занятие должно быть зрелищным, поэтому оно всегда делается сюжетным.

Дети и педагог в костюме клоуна тянутся к мячу

Открытое занятие — это праздник, поэтому на нём обычно нет разучивания движений упражнений или любого другого нового материала

Таблица: Сидоренко Н.С., конспект открытого физкультурного занятия на тему «Весёлые воробушки» во второй младшей группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный — Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы будете маленькими воробышками, а я — вашей мамой воробьихой. (воспитатель надевает маску воробья).
Мама воробьиха
Зовёт своих детей:
«Ко мне, мои воробышки,
Летите поскорей!
Сегодня начинаем
Учиться мы летать.
Скорее в круг вставайте
И будем начинать».







Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу…&gt,
Основной &lt,… Ходьба змейкой между стойками.
— Впереди поваленное дерево, давайте перепрыгнем его. (Прыжки через бревно)
— Пройдём по узкому мостику через речку. (Ходьба по мостику)
— Ой, ребята, пока мы ходили, ночь наступила, воробьям спать пора.


Проводится игровое упражнение «День — ночь».
— Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку, сколько здесь вкусных зёрен. А тут будет наш дом (показывает на скамейки). Сейчас я вас научу, как спрыгивать с веточки на землю (показ с объяснением). Обратить внимание на то, чтобы дети ровняли носки по краю скамейки, спрыгивали мягко, приземляясь на полусогнутые ноги. Выполнять фронтально 3–4 раза.
П\и «Воробышки и кот»
Заключительный Релаксация под фонограмму «Звуки природы».
— Набегались воробышки за день, наигрались, спать захотели. Легли они на свои кроватки (коврики), закрыли глазки. Тихо-тихо лежат на кроватке ножки, расслаблены и спокойны руки. Стали воробышки засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зелёная трава и красивые цветы. Вот летит пчёлка, собирать мёд с цветка, ветерок чуть колышет траву, солнце ласково согревает всё вокруг. Стало воробышкам тепло и уютно, они посмотрели чудесный сон, проснулись отдохнувшими и бодрыми.

Видео: открытое занятие по физкультуре во второй младшей группе

Проектная деятельность по физкультуре

Создание проекта — это вид продуктивной деятельности детей, направленный на детальное рассмотрение конкретного аспекта изучаемой темы или блока тем. По времени разработки проекты могут быть:

  • краткосрочными,
  • долгосрочными.

Это интересно. Временные рамки для выполнения обоих видов проектов условны, так как зависят от темы: одна требует меньше времени на разработку (например, создание стенгазеты ко Дню физкультуры и спорта), другая — больше (к примеру, стенгазета на тему «Футбол: вчера, сегодня, завтра»).

Дети занимаются на улице

Одним из примеров краткосрочных проектов может быть проведение танцевального флешмоба с детьми нескольких групп

Что такое краткосрочный проект

Это вид проектной деятельности подразумевает создание:

  • стенгазет (к примеру, в старшей группе «ЗОЖ»),
  • плакатов (в средней группе «Комплекс упражнений для утренней зарядки»),
  • серии иллюстраций (так, во второй младшей группе дети дорисовывают контуры и раскрашивают персонажей мультфильмов, связанных со спортом, например, катающегося на коньках Дружка Барбоскина из сериала «Барбоскины», и Коржика на велосипеде из мультфильма «Три кота»),
  • участие в организации досуговых мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что краткосрочный проект расширяет представления по изучаемой теме.

Долгосрочная подготовка проекта

Этот вид проекта предполагает глубокое изучение сути вопроса, его теоретическое осмысление и презентацию результатов. Например, когда мои воспитанники получили задание подготовить проект «Спорт — лучший друг моей семьи», то его разработка происходила в три этапа:

  • ознакомительный, на котором малыши узнавали, кто в их семьях каким видом спорта занимался или занимается, собирали тематические фотографии,
  • практический — ребята, выбрав вариант оформления (плакат, мультимедийная презентация и пр.), наполняли проект информацией,
  • отчётный — защищали проект в форме публичного выступления (на родительском собрании или при проведении близкого по теме досугового мероприятия, например, ко Дню семьи).Мальчик в жилете и с бабочкой

    Защита своего творения является обязательным элементом разработки проекта

Анализ и диагностика развития

По каждой из сфер развития личности малыша, начиная со второй младшей группы, дважды в год — в начале и в конце — проводится диагностика и сформулированный на её основе анализ. Эта работа позволяет оценить соответствие физического становления установленным параметрам, а также наметить аспекты коррекции, если есть отклонения от нормы. Показатели диагностики по возрастам с тестами по каждому из исследуемых аспектов развития можно найти здесь. Диагностические карты отдельно по двигательной активности как наиболее показательного аспекта физического развития представлены здесь.

Дети с педагогом делают наклоны с гимнастической палкой

Диагностика позволяет увидеть объективные данные по физическому развитию детей

Кружок по физической культуре

Для коррекции и профилактики проблем со здоровьем, в частности, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, инструктор по физвоспитанию с одобрения администрации ДОУ и после согласования с методическим советом детского сада может организовать кружок по физкультуре. Занятия в кружке проводятся 1–2 раз в неделю с детьми, которые заинтересовались этим видом деятельности. Формы уроков по сути не отличаются от формата занятий, что касается хронометража, то здесь допустимы дополнительные 5–7 минут.

Работа кружка организуется по рабочей программе, описывающей актуальность выбранного направления, особенности детей-участников (например, малыши, у которых есть плоскостопие или нарушения осанки) и пр. Цели и задачи рабочей программы реализуются через практическую деятельность, пошагово расписанную в перспективном плане. Порядок составления рабочей программы с планом представлен здесь.

Дети лазят по гимнастической стенке

Формат кружка допускает, что малыши на занятии будут увлечённо заниматься каким-то одним видом деятельности

Физкультурные занятия являются основной формой реализации целей и задач этой сферы развития ребёнка. Поэтому к подготовке и проведению уроков, а также для организации образовательной деятельности по этому направлению в целом следует подойти очень серьёзно. Оценить эффективность работы в этом направлении позволит регулярно проводимая диагностика и составленный на её основе анализ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт о воспитании детей для родителей и педагогов